Культура периода правления военных



 

За 100-летний период правления военной аристократии (мусин) произошли большие изменения во всех областях культуры. В начальный период в связи с падением гражданских чиновников сильно упала конфуцианская ученость, но в этой обстановке политического краха появилось немало ученых сановников, которые увлеклись романтикой тех эпох, когда процветала конфуцианская наука и образование. Типичными представителями этого течения были Ли Инно, Лим Чхун, О Седжэ, Чо Тхон, Хван Бохан, Хам Сун и Ли Дам; они жили, наслаждаясь вином и поэзией, и называли себя «Хэджва чхиль хён» («Семью мудрецами влево (к северу) от моря») по аналогии с «Канджва чхиль хён» («Cемью мудрецами влево (к северу) от реки [Янцзы]») в Китае. Особенно выдающимся среди них был выходец из Инджу Ли Инно, который в своем сочинении «Пхаханджип» («Сочинение Пхахана») зафиксировал рассказы из знаменитых стихов конфуцианских чиновников периода Корё, а также описал обычаи и обряды района Кэгён – Пхеньян – Кёнджу.

С другой стороны, с установлением власти клана Чхве, поскольку улучшилось отношение к гражданским чиновникам, появились и конфуцианские чиновники, готовые сотрудничать с военной властью. Характерными примерами этих людей были Ли Гюбо, Чхве Джа и Чин Хва. Ли Гюбо, являвшийся выходцем из семьи провинциального чиновника (хянни) района Ёджу, в 26 лет написал «Тонмёнван пхён» («Сочинение о ване Тонмёне», 1192 г.), получил признание клана Чхве, почитался на уровне признанных поэтов (лауреатов) и достиг высоких должностей. В отличие от Ли Инно, который опирался на красоту формы в духе Су Дунпо, его стихи почитали стилистику величественных и романтических стихов ханьской и сунской эпох, а в идейном отношении соединяли конфуцианство, буддизм, даосизм и народные верования. В своем наиболее характерном сочинении «Тонмёнван пхён» он переосмыслил миф об основании государства ваном Тонмёном, заимствованный из рассказов о духах в народных преданиях. «Сочинение о ване Тонмёне» представляло собой героический эпос, написанный для того, чтобы гордиться тем, что Корё является божественной страной, которая продолжает традиции великого Когурё, основанного потомком Небесного владыки. Он отрицал рационализм «Самгук саги», отразившего взгляд гражданских чиновников на историю среднего периода Корё и дух преемственности от Силла, он выразил стремление к возвращению «когурёской» концепции, которая казалась ему романтичной и прогрессивной.

Потомок Чхве Чхуна Чхве Джа, стремясь дополнить «Пхаханджип» Ли Инно, написал «Поханджип» («Дополнение к «Пхаханджип»), и, в отличие от произведения Ли Инно, это был поэтический сборник, который делал упор не столько на форму стиха, сколько на внутреннюю энергию и утонченность. Эта книга удостоилась любви Чхве Хана.

Член Ханнимвона (Академии) выходец из Ёджу Чин Хва был не менее Ли Гюбо известен своей поэзией, и особенно знамениты его стихи, которые он написал, отправляясь послом в царство Цзинь:

 

Царство Сун уже на склоне,

Еще дремлют северные варвары.

Спокойно ждите утра цивилизации:

На восточном небе поднимается солнце!

 

В этом стихе заключена гордость за то, что, когда Сун в упадке, а Цзинь еще варварская, и Корё возвышается как новое цивилизованное государство.

В период правления военных произошли изменения и в буддийских кругах. На смену разрушавшемуся традиционному столичному буддизму (Кёджон), носившему догматический характер и связанному с гражданскими чиновниками, в регионах стал поднимать голову сон-буддизм, являвшийся религией действий и получил поддержку военных чиновников.

Новое буддийское движение сначала приобрело форму религиозных организаций, называемых кёльса, среди которых наиболее известными были Сусонса («Общество совершенствования Сон») в Сунчхоне, Чолладо (в дальнейшем Сонгванса) и Пэннёнса («Общество белого лотоса») в Ханджине. Основатель Сусонса похи кукса Чинуль, опираясь на сон-буддизм, вместе с тем впитал и идеи секты Хваом традиционного буддизма и основал теоретическую систему, соединявшую сон с традиционным буддизмом, а в дальнейшем создал секту Чоге. Хотя его цель создания Чоге была аналогична той, которую ставил Ыйчхон, создавая секту Чхонтхэ, т.е. примирить разногласия между традиционным буддизмом кё и сон-буддизмом путем их объединения во главе с традиционным, их способы были совершенно различны. Теория Чинуля сводилась к формуле «чонхе ссансу», а в ее основании лежал метод «тоно чомсу». «Чонхе ссансу» означало «Можно одновременно чистить зеркало смотреть на его отражение (смотреть в него)». «Тоно чонсу» означает, что тоно (истину) можно постичь только постепенно (чонсу). Следуя за Чинулем, второй настоятель Сусонса Хесим (чингак кукса) сделал еще один шаг от объединения традиционного буддизма и сон-буддизма и попытался объединить конфуцианство и буддизм, чем заложил мост для последующего перехода от буддизма к неоконфуцианству. С другой стороны, это означало также, что и неоконфуцианство уже проникло из Южного Сун и оказывало влияние даже на буддийские круги.

Для того, чтобы ослабить влияние монастырей традиционного буддизма, связанного с гражданскими чиновниками, клан Чхве проводил политику поддержки Сусонса, которая противостояло традиционному буддизму, и способствовал его развитию. Пэннёнса, в центре которой стоял Ёсе, была религиозной организацией секты Чхонтхэ, созданной местными силами района Канджин для противовеса Чинулю и его Сусонса в стремлении утвердить истинную буддийскую веру. Секта Пэннёнса представляла движение за реформы буддизма, но ее идейные установки был иными, чем у созданной Ыйчхоном секты Чхонтхэ, которая ставила цель поглощения монахов сон и объединения с ними из политических соображений, но он был связан с властью клана Чхве благодаря серьезной антимонгольской борьбе.

С другой стороны, в период военного правления были предприняты попытки заново представить историю буддизма в Корее. Монах Какхун, у которого были тесные связи с Ли Гюбо, Ли Инно и другими, систематизировал жития знаменитых святых с эпохи Трех государств и по приказу вана (Коджона) написал «Хэдон косынджон» («Жизнеописания высших священников Хэдона (Кореи)», 1215 г.), которые до нашего времени дошли не полностью. Кроме того, монах Суги собрал пропущенные при издании «Сокчангён» («Продолженной Трипитаки») Ыйчхона записки Кюнё и труды учеников Ыйсана и поместил их в дополнении к «Тэджангён» («Трипитаки»).

Монументальной культурной работой, совершенной в период военного правления, было создание «Чеджо тэджангён» («Повторное издание Трипитаки» на 80 000 деревянных досок), начатое в 1236 г. (23 год Коджона) и законченное через 16 лет. Хотя непосредственным поводом к ее созданию стало сожжение во время монгольского нашествия в 1232 г. (19 год Коджона) изготовленной в начале эпохи Корё Трипитаки (ксилограф хранится в Тэгу в монастыре Пуинса), эта работа была предпринята с целью преградить нашествие силами Будды и укрепить народный дух сопротивления монголам путем нового подтверждения культурного превосходства традиций Корё над культурой монголов. В то время перебравшееся на о. Канхвадо правительство Чхве И создало управление Сонвонса на Канхвадо и тогам (штаб) в Чинджу, чтобы заново вырезать Трипитаку из 1511 пу (частей) и 6805 квонов (книг), взяв за основу прежние корёские тексты, чтобы сравнить их с Трипитаками Сун и киданей. Эти деревянные тексты, состоящие из 81137 досок, называются «Пхальман тэджангён» («Трипитака из 800.000 досок») и ныне хранятся в Хапчхоне в монастыре Хеинса и по качеству и количеству считаются самыми выдающимися среди изготовленных на Востоке более 20 Трипитак; они внесли вклад в развитие буддизма в соседних странах, в первую очередь Японии. В 1996 г. это ксилографическое издание наряду с памятниками Кёнджу и Чонмё (королевским кладбищем) в Сеуле было объявлено ЮНЕСКО достоянием мировой культуры.

 


[1] Девять крепостей, созданные Юн Гваном: Хамджу, Ёнджу, Унджу, Кильчу, Покчу, Конгомджин, Тхонтхэджин, Чиннянджин и Сыннёнджин. Относительно их расположения существовали различные мнения. У самой северной среди девяти крепостей Конгомджин на хребте Сонджуннён Юн Гван поставил каменную стелу. Долгое время предполагали, что она находилась примерно в 700 ли к северу от Тумангана, однако некоторые ученые конца периода Чосон выдвинули мнение, что она находилась в провинции Хамгён, чем вызвали научную дискуссию.

[2] Представленные Чхве Чхунхоном 10 пунктов проекта реформ состояли в следующем: 1) ван должен рассматривать политические дела в кэсонском Чонджоне; 2) удалить бесполезных чиновников; 3) прекратить захваты земли; 4) установить справедливое обложение налогом; 5) прекратить злоупотребления провинциальных чиновников под предлогом поставок налога; 6) запретить участие в пирах и вход во дворец монахам; 7) строго оценивать деятельность провинциальных чиновников; 8) запретить роскошь и поощрять скромность; 9) уничтожить монастыри, кроме Пибоса; 10) отдалять льстивых подданных и использовать прямодушных (правдивых).


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 642; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!