Использование специальных методов и приемов развития творческого мышления на занятиях по рисованию в подготовительной к школе группе



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

РЕФЕРАТ

на тему «Рисование как средство развития творческого мышления у детей подготовительной к школе группы»

 

Выполнила студентка
группы ДО-47
Кормильцева Юлия Евгеньевна.

 

 

Стерлитамак, 2021

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления у детей подготовительной к школе группы на занятиях по рисованию………........…..5

1.1. Сущность понятия творческое мышление и особенности его развития у детей подготовительной к школе группы………………………………………..5

1.2. Использование специальных методов и приемов развития творческого мышления на занятиях по рисованию в подготовительной к школе группе…………………………………………………………………...………..13

Заключение……………………………………………..…………………...……24

Список литературы………………………………………………………………25


Введение

Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только творческого мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие творческого мышления – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия творческого мышления заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основным ее структурным компонентам. Творческое мышление является важным компонентом развития личности ребенка, оно позволяет ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше.

По исследованию В.И. Дружинина, вопрос о связи речи с творческим мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Проблема развития творческого мышления актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще становится вопрос о роли творческого мышления в рисовании. 

Исследованием проблемы творческого мышления на уроках рисования занимались и занимаются А.В. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, современные ученые Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Анализ научно-теоретических источников показал, что особое внимание уделяется развитию творческого потенциала, как центрального психического новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева и др.

Были изучены труды: Н.А Ветлугиной Т.Г. Козаковой Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, Е.А. Флеринойавторы этих трудов придавали большое значение развитию творческого мышления детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время именно в системе ДОО существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей через рисование. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению.


 

Глава I . Теоретические основы развития творческого мышления у детей подготовительной к школе группы

Сущность понятия творческое мышление и особенности его развития у детей подготовительной к школе группы

 

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление – это познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром.

Существует несколько видов мышления:

- Теоретическое понятийное мышление

- Теоретическое образное

Оба вида мышления неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Что же такое творческое мышление? Творческое мышление – это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого используется не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт[22, с.46].

А.Я. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую» [12, с. 10].

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска [2, с.10]

Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:

- влияние условии воспитания и повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления -расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей. Воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.

Творческое мышление кроме того рассматривается как особенный тип и выражение одаренности; как своеобразная интеллектуальная работа. В частности, в трудах Я. А. Пономарева творческое мышление подразумевается как особенный тип мышления, взаимосвязанный с переустройством познаний, воображением, фантазией, порождением гипотез и др. Характерные черты творческого мышления он видит в проявлении интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к второстепенным продуктам собственной работы Пономарева [19, с.47].

Основываясь на характеристики разновидностей мышления и сопоставляя детское творческое мышление со взрослым, Е. С. Белова и Е. И. Щебланова акцентируют следующие характерные черты творческой работы ребёнка-дошкольника: синкретизм (слитность разных разновидностей творческой работы); динамичность; эмоциональная окрашенность; взаимосвязь с игрой [23, с.58.].

В 6-7 лет ребёнок начинает оперировать отвлечённой системой взаимоотношений и правильно понимать метафоры. Всё это может помочь ему формировать при помощи и участии взрослого уникальные продукты словесного творчества. Процесс формирования творческого мышления подчиняется трём основам причинности: активности, саморазвития, иерархичности. Отталкиваясь из принципа активности, творческое мышление активируется вследствие внутреннего потенциала ребёнка и выражается в продуктах его работы. Следуя принципу саморазвития, творческое мышление улучшается, решая проблемы, затруднения, задачи. Иерархичность подразумевает приоритет, характеризующее воздействие мотивации над творческим мышлением дошкольника. Также дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы - представления. Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действительным.

Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи [4, с.24].

Существенные возможности для формирования творческого мышления детей имеют изобразительная работа, музыка, музыкально-двигательное творчество, сюжетно-ролевые и развивающие игры, рассказывание (словесное творчество, конструирование, а кроме того особая теория решения изобретательских задач [18].

Программа для дошкольников содержит в себе совместные игры и занятия с детальными методичными рекомендациями для педагогов. Программа выстроена таким способом, что ребенок непосредственно подбирает тему, материал и тип деятельности. На занятиях дети обучаются устанавливать двойственные свойства предметов, явлений и решать данные противоречия. Их разрешение и есть источник к творческому мышлению [3, с.84].

Особенностью старшего дошкольника является то, что он восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, таким образом он расположен к развитию творчества. Психологами доказано, что с возрастом способность к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 6-7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. В дальнейшем препятствуют развитию творческого мышления конформизм, боязнь показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость в стремлении получить результат немедленно также нередко разрушают творческий процесс.

Согласно данным исследователя детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно. Пики ее наблюдаются в 5, 9, 13, 17 лет. Другой исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям.

Особенностью творческого мышления старшего дошкольника является гибкость мышления дошкольника, которая связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Эта особенность мышления старшего дошкольника зависит от умения выделять им в освоенных средствах мышления новые свойства и отношения, от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Для старшего дошкольника характерно умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики для развития гибкости детского мышления.

С учетом особенностей процесса протекания творческого мышления старших дошкольников к развивающим программам предъявляется целый комплекс требований. Педагог, который реализует систему развития творческого мышления у ребенка 6 - 7 лет, должен придерживается принципов развития творческого мышления [9, с.42].

К принципам развития творческого мышления относятся:

-принцип беглости мышления, который предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществлять по методу «мозгового штурма»;

-принцип мягкого соревнования состоит в том, что использование соревнования между командами, с постоянно меняющим свой состав, и нематериальным вознаграждением победы и участия;

-принцип сотрудничества и кооперации заключается в том, чтобы выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе;

-принцип благоприятного климата для педагога ставит задачу поддержания на занятиях благоприятной социально-психологической среды, которая характеризуется психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка;

-принцип неоцениваемой деятельности дает возможность предоставить каждому участнику право делать ошибки;

-принцип положительного подкрепления желаемого поведения заключается в том, чтобы какое-либо действие осознанно запоминалось как ведущее к вероятности повторного совершения такого действия;

-принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой задачи [1].

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые

В свете введения ФГОС в систему образования, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления и самостоятельности.

В связи с этим деятельность дошкольных учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляемой жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выражении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Развитие творческого мышления детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Эта актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что традиционное школьное обучение представляет собой в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в различных областях науки и культуры. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Исследования по поводу влияния творческого потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления[23].

В подготовительной группе может быть использованы множество программ для детей.

Задача программы – развитие у детей нестандартного и творческого мышления, пробудить живой интерес к процессу познания окружающего мира, через новые подходы и оригинальные педагогические методики.

Программы по творческому мышлению в подготовительной школе группы:

- программа «Детство».Авторы: Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

- программа «От рождения до школы».Авторы: Н.Е. Веракса Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. Главной целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- общеобразовательная программа «Росток». Авторы: С.Д Маркушина, Н.В. Рыжова, Н.Н. Шангина.Главной целью программы является развитие талантливого мышления, включающего гибкость, подвижность, системность, диалектичность, умение видеть мир в противоречиях, способность генерировать неожиданные идеи.

Таким образом, творческое мышление - это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Признаки творческого мышления у ребенка можно выявить с помощью переоценки ситуации, использования воображения, умения анализировать образ объекта, оригинальности, гибкости мышления. Творческое мышление проявляется с фантазиями, придумыванием невероятных сюжетов, образов, пересказа того, что увидел, придумал, создания чего-то нового и необычного, умения эффективно использовать имеющий материал, а также увидеть новое в старом.

Использование специальных методов и приемов развития творческого мышления на занятиях по рисованию в подготовительной к школе группе

 

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка и в целом личности человека очень велико. Воспитание творческого восприятия окружающего мира пробуждает у детей способность не только чувствовать и видеть красоту мира, но и создавать свои творческие продукты деятельности. Л.В.Парамонова считает, что искусство является определяющим средством формирования творческого мышления дошкольников так как оно говорит образным языком, оно наглядно, что является близким ребенку дошкольного возраста».

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями[9, с.85].

Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделится наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.

Косминская В.Б. выделяет четыре вида рисования:

По содержанию рисунков: реалистичное, стилизованное, абстрактное.

Реалистичное – ребенок пытается отобразить реальную картину мира путем правдоподобного изображения ее объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Наибольшего реализма рисунок ребенка достигает к старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что к старшему возрасту происходит накопление познавательного и изобразительного опыта, который позволяет более точно передавать признаки, свойства, качества предметов, объектов.

Реалистичное рисование не стимулирует развитие творческого мышления, так как в этом рисовании дети рисуют уже по готовому замыслу, то есть в данном случае дети не придумывают что-то новое, а перерисовывают то, что задано воспитателем.

Стилизованное – ребенок создает обобщенный, лаконичный в плане цвета, формы и композиции образ, содержащий элемент декоративности (искажение реального цвета, формы для придачи выразительного образа). В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них искажаются цвет, форма для того, чтобы придать выразительность образу, добиться целостности.Стилизованное рисование в целом характерно для детей дошкольного возраста.

Стилизованное рисование может служить средством развития творческого мышления: дети могут рисовать то, что они задумали, то есть создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения.

Абстрактное – абстрактное рисование раньше всего появляется в изобразительной деятельности дошкольника, когда ребенок впервые берет изобразительный инструмент и получает первые каракули, которые хотя и беспредметны по своей форме, но содержательны по смыслу. Абстрактные изображения представляют собой мировосприятие ребенка, заключенное в определенную цветовую форму, раскрывающую его внутреннее состояние. Детям старшего дошкольного возраста сложно создавать абстракцию, поскольку в этот период дошкольникам тяжело трансформировать свой познавательный и изобразительный опыт в новую форму. Как правило, на обобщенную тему, к примеру «Добро», «Зло», «Прекрасное», «Безобразное», дети изображают конкретный, а не символический образ.

Абстрактное наиболее подходит как средство развития творческого мышления. В абстрактном рисовании дети, прежде всего могут создавать различные цветовые, тоновые композиции, отражающие прежде всего внутреннее состояние ребенка, его отношение ко всему, что его интересует, волнует

По характеру рисунков: предметное, сюжетное и декоративное.

Из вышеперечисленных именно сюжетные и декоративные виды рисунков используются в развитии творческого мышления детей:

Сюжетное – придумывание и реализация сюжета на определенную тему на плоскости. Важно придумать общий колорит, композицию работы, разместить ряд объектов и предметов. Наиболее показательно для детей старшего возраста.

На занятиях по сюжетномурисованию детей учат передавать свои впечатления об окружающей действительности, то есть они придумывают что-то свое.

Декоративное – создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов декоративно-прикладногоискусства.

По форме отображения образа:

По представлению – изображение на основе воспоминаний, представлений, прошлых впечатлений. Ни зрительный ряд, ни натурная постановка детям не предоставляется.

Здесь дети рисуют то, что хотят нарисовать, используя зрительные представления, полученные ранее в результате наблюдений и натуральных зарисовок.

По замыслу – создание реалистичных и фантазийных образов.

На рисовании по замыслу, дети самостоятельно продумывают содержание, композицию рисунка, а также подбирают материал для рисования.

По степени активности детей:

Сотворчество с педагогом – совместное создание образов, активность ребенка зависит от его возраста и опыта.

Самостоятельное рисование – ребенок не ориентируется на педагогический эскиз и работы других детей.

Коллективное творчество- создание общего рисунка. Здесь важны такт, умение договариваться, соотнести свое видение с замыслом других детей [10, с.85].

Таким образом, каждый из рассмотренных видов рисования значим для общего творческого становления дошкольников, так как позволяет изучить явление с разных сторон, избегая изобразительной стереотипности, шаблонности и безликости.

Также выделяют методы и приемы развития творческого мышления в рисовании:

Беседа – является началом любого занятия по рисованию. Цель беседы – вызвать у детей интерес к рисованию. Наибольшая значимость беседы наблюдается в том случае, если процесс рисования задуман на основании представления, без использования наглядных пособий. В процессе беседы педагог, совместно с детьми, вспоминают и воспроизводят в памяти образ предмета или действия, которые будут в последующем рисовать. Беседа должна быть краткой, но при этом содержательной и эмоционально окрашенной. В качестве приемов, организованных в рамках беседы, могут быть использованы загадки по теме рисования, чтение краткого рассказа и т.п.

Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, стимулирующими развитие творческого мышления.

Использование словесного художественного образа. Данный метод может быть использован как самостоятельный метод, в качестве художественного описания предмета или явления, которое планируется рисовать, либо как дополнение к наглядным методам. Суть метода заключается в том, что педагог старается вызывать у детей придумывание или додумывание какого-либо предмета путем использования художественного слова (краткий эмоциональный рассказ, стихотворение и т.д.). Художественный образ может быть использован в случае, если рисование организуется по ранее прочитанному художественному произведению, тематическое рисования (времена года, природные явления), то есть в том случае, если ребенок сможет мысленно представить с силу своего возраста и возможностей художественный образ предмета или явления.

Метод придумывания.Позволяет детям создать, а затем нарисовать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте и нарисуйте новый вид транспорта для Бабы Яги.

Использование игровых методов обучения в процессе изобразительной деятельности относится к группе наглядно-действенных методов обучения. Наибольшая эффективность данных методов достигается при использовании их с детьми дошкольного возраста, так как для них игра является ведущим видом деятельности. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

На занятиях по изодеятельностииспользуются игры:

- художественно-развивающие – «Злой и добрый волшебники», «Палитра»

- дидактические – «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года»

- графические – «Пантомимика», «Рисование по точкам».

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности.

В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.Игра является важным средством воспитательной работы. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование мышления – того психического процесса, без достаточного развития которого нельзя говорить о воспитании личности.[https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_obucheniya_risovaniyu/].

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:

1. Эмоциональный настрой:

Этот метод предполагает использование на занятиях по рисованию использовать музыкальные произведения. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

Нет никакого сомнения в том, что творческое мышление - как и любое другое творчество - неразрывно связано с эмоциями. Наиболее ярким примером использования эмоциональной сферы в творчестве выступает деятельность дошкольников в рисовании. У них еще нет «взрослых» установок, сильно выражена непосредственность и творчество. Все это дает им возможность творить без оглядки на что-либо, вне любых рамок. Это делает их творчество живым.

2. Художественное слово:

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа.

Творческое мышление тесно связано со словами, ведь через художественное слово дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия:

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Театр:

Элементы театра органично входят в занятия изобразительной деятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя. Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов – все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

Используются элементы теневого театра. Где изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. В ходе работы дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя – злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, – лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.[12,c. 82]

Педагог может предложить следующие материалы для рисования: бумага для акварели, бумага глянцевая, картон, калька, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные и простые карандаши, фломастеры, соус, уголь, соль, манка, мыло, свечка.

Ребёнка окружает чудесный мир красок, различных сказочных изображений и удивительных цветов. Восприятие детей, его фантазии отличаются от конкретныхпредставлений взрослых людей. Одним из любимых занятийребёнка становится рисованиекрасками и карандашами. При этом ребёнок стремится к свободному рисованию (порою на чём угодно, будь то стены, обои ипрочее, манипулирование с красками естественное для него занятие. При этомребёнкане интересует даже сам сюжет, его увлекают изменения, происходящие сокружающим с помощью игры цветом. Это приноситребёнку радость,удовольствие, уверенность в себе.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле слова понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка предлагается понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Классические техники определены в соответствии с используемым материалом:гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер.

Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь – техники для детей старшего дошкольного возраста.

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники [10, с. 48].

В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются В.А. Баймашова, Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова,И.А. Лыкова, А.В. Никитина. Использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка [9, c.47].

Нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения [7, с.3].

С. В. Погодина отмечает, что увлечение нетрадиционными техниками рисования не должно стать самоцелью. Потому что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, ребенок соотносит только с одним изображением - бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.

Также не совсем правильно связывать неклассические техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительных задач, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом.

Таким образом, использование на занятиях рисованием различных методов, нетрадиционных техник способствует развитию у ребенка фантазии, воображения, творческого мышления. У ребенка возникает желание придумывать новые композиции, происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. [15, с.53].

Заключение

В ходе нашего исследования были изучены труды Н.А Ветлугиной Т.Г. Козаковой Т.С. Комаровой, авторы этих трудов придавали большое значение развитию творческого мышления детей, также психологов Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцевой и ученых А.В. Богоявленской, А.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Рождественской. Таким образом, творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и чувственности, к побочным продуктам своей деятельности. Творческое мышление ребенка нуждается в стимулировании. Занимаясь, дети практикуют различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли.Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения: нацеленные на развитие наглядных образных представлений, стимулирующие мыслительные процессы Развитие творческого мышления необходимо начинать уже в детском возрасте на материале искусства. В последнее время все большую популярность приобретает использование рисования. Педагоги отмечают, что рисование не утомляет дошкольников, оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В детском саду, на занятиях по рисованию, дети могут рисовать все, что их интересует: отдельные предметы, сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры. Также, в процессе рассматривания вопроса о рисовании были выявлены такие техники нетрадиционного рисования как: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, монотипия предметная, печать по трафарету и другие.

Список литературы

1. Бакирова А.Ю. Принципы развития творческого мышления [Электронный ресурс] / А.Ю. Бакирова. – Электрон. текстовые дан. – Москва. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-principi-razvitiya-tvorcheskogo-mishleniya-2256151.html. (Дата обращения: 16.02.2021).

2. В. Дуаз, Г. Мюньи, Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2014. - 64 с.

3. Венгер, А.Л. Психологические особенности шестилетних детей / А.Л. Венгер. – М., 2015. – 147 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 2016.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2016.

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 2013.

7.Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2014.

9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2015.

10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2014.

11. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности детском саду. Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 2019.

12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкол.)». - М.: Просвещение, 2018.

13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2014. - 64 с.

14. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400с.

15. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - 53 - 62 с.; стр.53.

16. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез, 2015. - 208 с.

17. Программа «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание Пятое (инновационное), испр. И доп. -М.: Мозаика-синтез, 2019. – c. 336

18. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 271с.: ил.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!