Воспитания в литературных произведениях



1.1. Задачи современного нравственного воспитания младших

 школьников

 

Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных

людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план

выступают разные ценности и цели.

В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток на

становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип

воздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривался

субъектом своей деятельности.

В настоящее время воспитание рассматривается не как менторство

поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека

выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание

предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не

ценностей, определенное его к ним отношение.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако

наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является

возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы

познания окружающего мира и самого себя.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей.

Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника

происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих

возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к

действительности.

Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.

Через обучение происходит последовательное приобщение младших

школьников к нравственным общечеловеческим ценностям. Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. По мнению В.А. Сухомлинского «Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого)»

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств

нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия

художественности как способа освоения реальности посредством образов в

смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания

действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает

для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность

эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает

личность ребенка.

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими

нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь,

смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной

сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей,

формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

      Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.

Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого

объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается

быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности

детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении

явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения

некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая

литература.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов,

мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:

добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные

герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь

нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение

исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность

изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают

предания, легенды...

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

 

 

1.2. Отражение нравственных ценностей в произведениях В.А. Осеевой

 

Для формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте очень хорошо подходят рассказы для детей В.А. Осеевой. «Валентина Александровна Осеева - одни из самых ярких и значительных писателей в той группе новых авторов, которые прочно вошли в нашу детскую литературу за последнее пятилетие». Так оценил в июне 1943 года творчество автора известный советский писатель Л.А. Кассиль, рекомендуя Валентину Осееву в члены Союза писателей. Вместе с ним рекомендации в писательскую организацию ей дали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, В.Б. Шкловский. Первым, принесшим ей известность, был рассказ «Бабка», опубликованный в июльско-августовском номере журнала «Дружные ребята» за 1939 год. А в конце того же 1939 года рассказ бы издан в литературном сборнике «Снежки». Казалось бы, ничем не примечательная житейская история о душевной черствости мальчика по отношению к собственной бабушке приобретает под пером В. А. Осеевой не только философский смысл, но будоражит, будит сердце читающего подростка.

 В довоенных рассказах - «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» - внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, - таков рецепт писательницы педагога. В.А. Осеева продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н. Толстого,            К.Д. Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения - важный нравственно-этический вопрос. В ранних рассказах Осеевой герой-ребенок мал, невелика и сфера его окружения: семья, друзья во дворе, в детском саду, реже в школе.

 Главный принцип в системе образов - сравнение положительных героев и тех, кто не может служить примером для юного читателя. Например, в рассказе «Строитель» герой снова строит из глины дом, разрушенный накануне другими мальчишками, - так показано превосходство моральной силы над силой физической. Взрослые герои у Осеевой, как правило, играют роль резонеров, выражающих позицию автора. Хрестоматийным стал рассказ «Волшебное слово». Чтобы убедить маленького читателя в пользе слова «пожалуйста», писательница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает загадочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повторяется троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчика). Рассказ выстроен композиционно так, что маленькому читателю непременно хочется продлить его, самому испытав силу «волшебного слова».

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Повествования В. А. Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

 Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу, что «Плохо» быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость. Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь читать, надо уметь думать. Думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

В своих рассказах В.А. Осеева преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя - об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору.

 Валентина Осеева освоила трудный жанр - короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений. Отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность внормальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки героев - это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость - или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость.

 Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы – притчи учат вежливости, честности, уважению к людям. Тематика рассказов В. Осеевой очень разнообразна. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Еѐ герои взяты из жизни. Скупо, порой несколькими фразами создает писательница сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки.

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!