Закрепление учебного материала.

28.04

Домашняя работа

Драма «Кукольный дом». Образ Норы . Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма

Сегодня на занятии мы:

– познакомимся с жанровым своеобразием пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»,

– рассмотрим, как в пьесе отражается проблема социального неравенства и борьба за права женщины,

– определим, почему конфликт в пьесе является неразрешимым,

– дадим характеристику образа героини.

 

Глоссарий

Аналитическая композиция ‒ совокупность приемов, характерных для поэтики «новой драмы». Функция аналитической композиции заключается в постепенном и последовательном раскрытии «роковых» тайн, имеющих важнейшее значение для судеб героев драмы, но до поры до времени неизвестных героям.

«Новая драма» ‒ условное обозначение тех новаций, которые заявили о себе в европейском театре 1860-1890-х годов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

История создания пьесы. В 1879 году Ибсен создаёт самую знаменитую свою пьесу «Кукольный дом». В основу пьесы были положены реальные события. Прототипом героини Норы писатель избрал Лауру Килер, норвежскую писательницу. Именно Ибсен посоветовал ей заняться литературой, с этого и началась их дружба. Девушка после смерти отца вышла замуж за Виктора Килера, доброго человека, у которого был единственный недостаток – скупость. Через некоторое время он заболел, и нужно было лечение за границей. Денег не было, и Лаура взяла втайне от супруга ссуду в банке. Они съездили в Швейцарию, Виктор поправился. Подошло время банковской выплаты, но денег по-прежнему не было, и Лаура рассказала мужу правду. Под влиянием своих друзей он потребовал развод, который вскоре состоялся. У женщины забрали детей, а саму признали душевнобольной. Но вскоре муж к ней вернулся, брак был восстановлен, а Лаура начала писательскую деятельность. Именно жизнь этой женщины стала отправной точкой для пьесы.

Тема пьесы «Кукольный дом»: духовный упадок общества, что показано на примере распа­да семьи Хельмеров и духовное пробуждение человека, его стремление к свободному проявлению себя как личности.

Проблематика пьесы «Кукольный дом»:

§ проблема моральной ответственности человека за свой выбор и других людей;

§ «утрата иллюзий» под влиянием обстоятельств;

§ проблема истинных и ложных идеалов и ценностей;

§ проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают фило­софское значение;

§ проблема женской эмансипации.

Конфликт пьесы «Кукольный дом»:

§ сюжетный (внешний) — тайна и «криминальный» поступок Норы как бессознательный вызов буржуазному жизнеустройству, его законам. Сложное к напряженное столкновение между действу­ющими лицами выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жиз­ни, другим людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает не­достатки людей и общества;

§ социальный — столкновение естественных человеческих стремлений с нечеловеческими, застывшими догмами общества. Неурядицы в доме Хельмеров дают автору возможность говорить о проблемах, важных для всего общества. Столкновение сторон в ходе драматического конфликта оборачивается столкновением идей о положении женщины в мире, созданном мужчинами, о том, каким должно быть её место в обществе;

§ психологический (внутренний) — «пробуждение» и духовная борьба Норы, ее желание по-настоящему разобраться в жизни, осознать себя как личность. Ибсен мастерски показывает психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей. Например, Нора живет в придуманном мире — потом прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение — любовь — пробуждение совести — стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях — моральное испытание — измена любви и семьи.

Композиция пьесы
1. Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров.
2. Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь – поговорить с мужем, чтобы тот не увольнял его.

3. Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его.

4. Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора в ходе интеллектуальной дискуссии узнает правду о Торвальде.

5. Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.

Сюжет.

Канун Рождества. В начале пьесы мы видим идеальный дом Хельмеров. Действие происходит в Норвегии, в уютной и хорошо обставленной квартире Торвальда Хельмера, успешного адвоката, принципиального, целеустремлённого, педантичного. Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. У супругов трое детей. Нора как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами: жаворонок, белочка, птичка. Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. Торвальд только кажется идеальным мужем, балующим жену. Деспотизм его характера раскрывается в первой же сцене. Он буквально допрашивает жену, не ела ли она сладостей. Ведь, по его мнению, сладости испортят красоту его куколки Норы.

Для внимательного читателя (зрителя) впечатление семейной идиллии нарушается уже в самом начале, когда Нора тайком от мужа съедает несколько миндальных печений. Хельмер запрещает жене грызть миндальное печенье: он боится, что Нора, испортит зубы и тем самым лишится части своей красоты. Во всех жизненных ситуациях он предпочитает внешнюю красоту и благополучие (как он говорит — «декорум») тому, что происходит на самом деле. Миндальное печенье становится символом, раскрывающим сущность семейной жизни Хельмеров. Миндальное печенье указывает и на тайную самостоятельность героини, внутреннюю независимость от мужа, растущую по мере развития действия.

Нора по-детски наивна. Она весело играет в счастливую семейную жизнь, украшая свой кукольный дом. Её главная забота – сохранить любовь мужа, Торвальда Хольмера.

В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы. Еще в первый год супружества горячо любимый Торвальд заболел, и ему необходимо было сменить климат. Как женщина, Нора не имеет права занять деньги без поручительства мужчины. Чтобы не тревожить умирающего отца и спасти больного мужа, она без ведома мужа заняла деньги, подделав подпись отца на векселе. Отец якобы выступал в роли поручителя. « Я не могла поехать к нему, ходить за ним. Я со дня на день ждала малютку Ивара. И вдобавок у меня на руках был мой бедный Торвальд, чуть не при смерти». С точки зрения законаНора совершает преступление – подделывает подпись на финансовом документе. Нора другого мнения: «Разве безрассудно спасти жизнь своему мужу?» Получается, что «лакомка» и беззаботно порхающий «жаворонок» Нора идёт против общества ради спасения семьи.

На полученные деньги Нора свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. С тех пор ей приходится на всем экономить, чтобы постоянно выплачивать проценты по векселю: « Торвальд даст, бывало, мне денег на новое платье и тому подобное, а я всегда истрачу только половину. Все подешевле да попроще покупала». У героини есть своя тайная жизнь: по вечерам, запираясь у себя в комнате под разными предлогами, она зарабатывает переписыванием бумаг, чтобы постепенно отдать долг. «Я чувствовала себя почти мужчиной», – говорит она своей подруге фру Линне. В этой фразе – ключ к происходящему.

Нора предлагает фру Линде помощь – муж может взять ее к себе на работу. Как раз сейчас он увольняет своего поверенного Крогстада за совершенный им когда-то давно подлог денежных бумаг, а значит, место освобождается. Торвальд обещает подыскать ей местечко.

В дом Хельмеров заявляется Крогстад. Оказывается, он знал, что подпись подделана, но молчал. А теперь ему требуется помощь должницы, так как ее супруг собирается уволить его с должности за  махинации. Мужчина грозит Норе раскрытием тайны, если она не повлияет на Торвальда. Крогстад вынужден шантажировать Нору: «…Время ещё не ушло, и я советую вам использовать ваше влияние, чтобы предупредить это».

Нора пытается всеми возможными способами переубедить мужа касательно увольнения, но строгий и принципиальный Хельмер отменять решение не собирается. Он ясно дает понять супруге, что ему отвратительны такие личности, как Крогстад. Торвальд категоричен, не признаёт за людьми права на ошибки и слабости. Но оказывается, что его категоричность продиктована боязнью общественного мнения.

В разговоре с Хельмером о Крогстаде Нора впервые начинает понимать, что её муж может быть и не прав. Хельмер говорит о тех, кто сбился с пути: «…Я испытываю прямо физическое отвращение к таким людям». Нора верит его словам. Помня о своём преступлении, она отнимает у мужа руку и переходит на другую сторону ёлки. Анну Марию она просит не пускать к ней детей, потому что Хельмер говорил о «лживых матерях», «отравляющих своих детей ложью и лицемерием». Но тут же она восстаёт против позиции Хельмера: «Испортить моих малюток!.. Отравить семью! Это неправда. Не может быть правдой, никогда, во веки веков!» Произнося эти слова, Нора «закидывает голову». Бунта, проявления своей воли в этом жесте не меньше, чем в самой реплике.

Крогстад вновь заявляется к должнице, но на этот раз требует от нее не только возвращения на работу, но и повышение в должности. Он опускает в почтовый ящик письмо Хельмеру, в котором разоблачает его супругу в обмане и подлоге.

Смятение, которое охватывает Нору, проявляется в бурном танце. Она готовит к рождественскому вечеру тарантеллу. Нора решает, что должна умереть, чтобы избавить мужа от необходимости взять на себя её вину. Она танцует «бурно», так, «точно дело идёт о жизни». В тарантелле проявляет себя и внутренняя сила Норы, о которой пока не знают ни она сама, ни Хельмер.

Нора рассказывает о своей проблеме подруге. Фру Линне и Крогстада когда-то связывала любовь, но женщине пришлось выйти за другого, чтобы улучшить финансовое положение больной матери и маленьких братьев. Теперь же она свободна и готова следовать велению сердца. Крогстад рад, он отказывается от своего шантажа, ведь и так обрел настоящую любовь и счастье в жизни. Единственная проблема – письмо Хельмеру уже отправлено и попало в его почтовый ящик, ключ от которого владелец всегда носит при себе. Фру Линне уверена, что супруги должны объясниться друг с другом,  Нора должна сама во всем признаться мужу и покончить с тайной.

Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Сначала он просто не может поверить в прочитанное, а потом его охватывает гнев. Неужели его милая красавица жена – преступница?! И теперь из-за нее достигнутое такими трудами повышение оказывается под угрозой. Торвальд принимает решение увезти детей, Нору же оставить для приличия в доме, но жить они будут раздельно. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде.

Но тут приносят новое письмо. Оно от Крогстада, который отказывается от своих притязаний и возвращает заемные бумаги Норы. Настроение Торвальда меняется, стоило ему только понять, что его репутации и благополучию ничто не угрожает. Он тут же начинает ворковать с женой в привычной манере, уверенный, что всё пойдёт по-прежнему.

Но именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. Теперь Нора понимает, что была для Торвальда только удобной игрушкой. И муж легко принесёт её в жертву своей репутации. Женщина не может больше жить по-прежнему, в атмосфере фальши. Теперь она хочет жить самостоятельно, а не подчиняясь чужим прихотям.

Становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на «беспомощное, растерянное создание», чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины «воспитать себя самоё», быть полноценной личностью. Развязка замещается интеллектуальной дискуссией. Нора ощущает несправедливость законов, выдуманных мужчинами: «Чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика отца от тревог и огорчения? Чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу? Я не знаю точно законов, но уверена, что где-нибудь в них да должно быть это разрешено».

Обратите внимание, как тонко и точно Ибсен раскрывает характеры героев и характер их отношений всего в двух репликах.

Н о р а. Это правда. Я любила тебя больше всего в мире.

Х о л ь м е р. Ах, поди ты со своими вздорными увёртками!

Торвальд оскорбляет Нору и её покойного отца, обвиняет жену во всех грехах. Он собирается отнять у неё детей, чтобы мать-преступница их не портила.

Нора разочарована в муже, он повел себя, как трус, а не как мужчина. Отныне их больше ничего не связывает. Нора собирается уйти из дома. Она заявляет о своем праве самостоятельно мыслить, а не принимать все на веру, делать выбор, а не жить по чьим-то правилам, свободно выражать свои взгляды, а не зависеть от чужих мыслей.

Торвальд, всегда воспринимавший жену как игрушку, поражен ее самостоятельностью. Несмотря на удивление, Хельман понимает всю серьезность слов и намерений Норы. Он пытается убедить жену в том, что отныне будет относиться к ней по-другому, но женщина ему больше не верит. Нора не отступает от своего выбора.

Открытый финал. «Раздаётся грохот захлопнувшихся ворот» — Нора покидает свой дом и детей, чтобы найти себя и «стать личностью», а на лице Хельмера зритель видит «луч надежды» — быть может, она вернётся? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы.

В сюжете объеди­няются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.

а/ Нора и Торвальд – брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся;

б/ Кристина Линне – все потеряла в жизни, понимает, что счастье – жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад и его дети, жизнь Кристины изменяется к лучшему;

в/ Нильс Крогстад – мелкий чиновник, оступившийся человек, но делающий попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится най­ти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробужда­ется совесть и великодушие;

г/ Доктор Ранк – всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.

Образ Норы. Нору Хельмер все окружающие считают инфантильной, слабой и избалованной женщиной, не способной на поступок. Однако Нора оказывается гораздо более цельной и сильной личностью, чем о ней думают окружающие. Чтобы спасти мужа, женщина когда-то пошла против закона, подделав подпись умирающего отца на векселе. Нора втайне от мужа взяла деньги в долг и также втайне этот долг отдавала, работая и экономя. Нора страшно гордится своим секретом и признаётся подруге, что «чувствовала себя почти мужчиной». Дочерняя и супружеская любовь толкнула ее на «преступление» против закона.

Вместе с тем Нора по-детски наивна. И отец, и муж Норы уверены, что она предназначена создавать в доме уют, развлекать их, быть их «сокровищем». Она должна не знать забот, быть весела, как птичка. Хельмер зовёт Нору «жаворонком». И до поры до времени героиня верит в его правоту. Со словами: «Вот он, жаворонок!» — она раскидывает, как крылья, руки, раскрывает мужу объятия. В угоду Хельмеру Нора создаёт и украшает свой кукольный дом. Как маленькая девочка, она весело играет в счастливую семейную жизнь, в то, что она мать и жена. Даже о своей тайной работе Нора сообщает своей подруге фру Линне с детской гордостью, «напевая и таинственно улыбаясь». Её главная забота — угодить Хельмеру, сделать так, чтобы он её не разлюбил.

Однако у неё есть тайна: восемь лет вынуждена тайком от мужа платить большой долг, экономя на себе и не теряя при этом естественной жизнерадостности и волшебной женственности. На такое могла быть способна только сильная и волевая женщина, которая умело по-настоящему любить и защищать свою любовь. Поэтому стало ясно, что Нора не такая уж и простая, которой показалась сначала.

Кукольный дом является центральным символом пьесы. Кукольная жизнь Норы достигает своей высшей точки в сцене, где она играет с детьми, только что вернувшимися с прогулки. «Какие вы свеженькие и весёлые, — говорит им Нора, — <…> дай мне её подержать, Анна Мария! Дорогая моя, милая куколка! (Берёт у няньки младшую девочку и кружится с нею.) <…> Нет, оставь, я сама их раздену, Анна Мария. Дай, пожалуйста, мне самой — это так весело. <…> Играть хотите? Как же мы будем играть? В прятки? Ну, давайте в прятки. Первый пусть Боб спрячется… Ах, я? Ну хорошо, я первая». Игру, «сопровождаемую смехом и весельем», прерывает вторжение жестокой реальности – шантаж Крогстада.

Она лихорадочно наряжает ёлку — символ Рождества, домашнего мира и уюта, пытаясь сохранить свой очаг единственным известным ей способом: «Сюда свечки, сюда цветы… Отвратительный человек… Вздор, вздор, вздор! Ничего такого не может быть! Ёлка будет восхитительная. Я всё сделаю, как ты любишь, Торвальд… Буду петь тебе, танцевать…»

Нора в отчаянии. Она не может открыто поговорить с мужем. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «…для него было бы

мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то». Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует. Нора даже думает о самоубийстве, однако она не решается оставить без матери своих троих детей.

Она все еще надеется на чудо. Ей кажется, что ее муж, «сильный и благородный человек», спасет ее, поддержит в беде. Вместо этого адвокат Хельмер, получив письмо Крогстада, впадает в ярость, предрекает жене страшную, полную унижений жизнь. С его точки зрения, она преступница, он запрещает ей общаться с детьми, чтобы она не могла «развратить их».

Вот и пришло время, когда Нора наконец-то сознала, что всегда была игрушкой в чужих руках. За восемь лет, прожитых вместе, Торвальд ни разу не говорил с Норою серьезно. Главное для Торвальда, чтобы Нора играла» по его правилам. Быть веселой и развлекать мужа – это не означает быть счастливой. Чтобы быть свободной, уважать себя, нужно снять маску «куклы». И она это сделала.

Нора понимает, насколько наивна она была. После разговора с мужем она переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки «кукольного дома»:

« Но весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой женой, как дома у папы была папиной куколкой дочкой. А дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак, Торвальд…

Между нами ничего нет. Только игра... Когда-то я играла в куклы, а теперь сама стала твоей куклой. Ты как будто бы любишь меня и я как будто бы тоже. А так мы живём обычной жизнью, но стоит нам встретиться, игра начинается заново. И так всё, вроде бы, замечательно. Я всегда улыбаюсь, всегда в хорошем настроении и не задаю лишних вопросов. А ты исполняешь все мои желания и делаешь со мной всё, что захочешь…

Я тебе не кукла, я Живой Человек. И не любил ты меня, тебе просто нравилось думать, что любишь меня. Любил ты отражение в зеркале, в котором видел себя со мной. Я была игрушкой, которую ты посадил в кукольный домик, и ты играл со мной, когда у тебя было время и желание. Тебе нравилось развлекаться со мной, смотреть, как я танцую и пою. Но все это было твоей жизнью, но не моей. Все это время я жила с человеком, которого не знала. И ты не знал меня и не понимал. Все мои затеи для тебя были лишь вздором. Исполнение моих прихотей это лишь удовлетворение твоего мужского эго. Ты называл меня "белочкой", "жаворонком", "птичкой", сюсюкал и улюлюкивал, но ни одного серьезного разговора между нами не состоялось. До сих пор... А теперь я уйду. Потому что ребенок вырос, потому что я устала быть куклой, потому что я хочу измениться. Ты изменишься тоже? Не со мной. Ты изменишься, когда я уйду от тебя.»

Нора понимает, что ничего не знает о жизни и о себе самой. Ей нужно стать полноценной личностью, а не куколкой в кукольном доме. Когда Хельмер, стремясь удержать Нору, напоминает ей о ее «обязанностях перед мужем, перед детьми», и говорит ей, что она «прежде всего жена и мать», то Нора отвечает, что у нее есть и столь же священные обязанности перед самой собой и что она прежде всего не жена и мать, а «человек … или по крайней мере должна постараться стать человеком». « Знаю, что большинство будет на твоей стороне, Торвальд, и что в книгах говорится в этом же роде. Но я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них». Поэтому она уходит.

Победа Норы, то есть ее внутреннее освобождение и избрание ею своего настоящего пути не означало завершение ее борьбы, наоборот, действительные испытания героини еще впереди – после того, как спустится занавес. Только тогда начнется борьба Норы за свое самоутверждение, за познание настоящих законов жизни.

Художественное своеобразие пьесы. Драма показывает реальную жизнь и реаль­ные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием оценки общества. Достоинство персонажей измеря­ется не только социальными законами, а, прежде всего, законами моральными. Особенность пьесы – ее психологизм. Автор мастерски использует формы моно­лога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскры­вать драматический конфликт. Дом – своеобразная художественная модель в дра­ме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается наде­жда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы, как залог ее возвращения, что может дать новый шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).

Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный, насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность челове­ческих переживаний.

Символы в пьесе.

Символичность названия пьесы. «Кукольный дом» — это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью, согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается. Нора – «кукла», игрушка сначала для отца, затем для мужа. Отношения героев кукольные, ненастоящие, так как оба играют заранее известные роли.

Символы в пьесе дают возможность показать то, что происходит на самом деле, что почти не отражается во внешнем действии.

Елка (была живой и красивой, и когда ее срезали постепенно завяла с огарками праздничных свечей) Супружеская жизнь Норы (идеальные отношения в семье были только видимостью, на самом деле каждый из них, как Нора, так и ее муж по-разному воспринимали брак, и поэтому это привело к трагической развязке)
Миндальное печенье (сначала ела скрываясь от мужа, потом начала делать это открыто) Внутреннее "я" Норы. (Миндальное печенье становится символом, раскрывающим два этапа жизни героини: 1) Для своего мужа Нора куколка-жена, так и не повзрослевшая, украдкой поедающая сладости. Но миндальное печенье указывает и на тайную самостоятельность героини, внутреннюю независимость от мужа, растущую по мере развития действия); 2) протест против мужа и его законов. В сцене, где Нора ощущает себя на краю гибели, она кричит вслед служанке: «И немножко миндальных печений, Элене… Нет, побольше!.. Один раз куда ни шло». Решение открыто заявить о любимом печенье – это зреющее перерождение героини.
Тарантелла – танец, по преданию спасающий от укуса тарантула Предчувствие неотвратимости катастрофы (Нора танцевала, переживая глубокие душевные страдания, она поняла, что приближалась страшная гроза; танец по контрасту подчеркнул напряжение душевных сил Норы, ведь она танцевала в тот момент, когда решалась ее судьба)
Маскарадные костюмы Роли и маски героев (в частности Норы) в реальной жизни (наступит время, когда маски необходимо будет снять, тогда настанет настоящие неприятности, решить которые быстро будет просто невозможно)

Символическим стал финал пьесы: луч надежды коснуться Торвальд Хельмера — он готов совершить «чудо чудес» — измениться настолько, чтобы вернуть Нору.

Жанр пьесы: «новая драма», драма идей.

Черты «новой драмы» в пьесе «Кукольный дом»:

§ перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее;

§ конфликт завязывается раньше самого действия, важную роль играет тайна;

§ внешний конфликт изначально неразрешим;

§ персонажи не могут безоговорочно отнесены к отрицательным или положительным;

§ открытый финал;

§ острая современная тема;

§ аналитичность,

§ дискуссия,

§ символичность,

§ живая, выразительная разговорная речь персонажей.

Закрепление учебного материала.

1. Как Хельмер называл свою жену? (Белочка, жаворонок)

2. Какой подарок просила Нора у мужа на рождество? (Деньги)

3. Кто такая фру Линне и почему Нора доверяет ей свою тайну? (Подруга; чтобы не думала, что она такая легкомысленная и беззаботная.)

4. Чему радовалась семья Хельмеров накануне рождества? (Муж занял высокую должность и семья будет хорошо обеспечена.)

5. Что просит Крогстад у Норы? (Заступиться за него перед мужем, чтобы тот его не увольнял.)

6. Почему Крогстад шантажирует Нору? (Она задолжала ему, подала вексель отца с подделанной подписью.)

7. Почему Нора так поступила? (Чтобы спасти мужа и не беспокоить очень больного отца.)

8. Почему Нора не допускает к себе детей? (Чтобы им не навредить, ведь считает себя недостойной их воспитывать.)

9. Как ответил Хельмер на настойчивую просьбу относительно Крогстада? (Отказал)

10. Что надумала Нора в безвыходной, по ее мнению, ситуации и почему не осуществила? (Совершить самоубийство; не хватило духа).

11. Что предложила фру Линне Крогстаду и почему? (Объединиться; чтобы было для кого жить.)

12. Какое «чудо» ожидала Нора? (Что муж возьмет ее вину на себя, поймет и поддержит.)

ü Основные выводы

Тема пьесы «Кукольный дом»: духовный упадок общества, что показано на примере распа­да семьи Хельмеров и духовное пробуждение человека, его стремление к свободному проявлению себя как личности.

Жанр пьесы: «новая драма», драма идей.

Символичность названия пьесы «Кукольный дом» — это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью, согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается. Нора – «кукла», игрушка сначала для отца, затем для мужа. Отношения героев кукольные, ненастоящие, так как оба играют заранее известные роли.

Идея произведения – призыв к сохранению искренних семейных отношений, воз­рождению общечеловеческих ценностей – правды, совести, любви, чести.

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 593; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!