Основные закономерности логического построения журналистского текста

Тема 2. Восприятие. Особенности восприятия массмедийного продукта

 

План

1. Понятие и структура восприятия. Предметность, константность и целостность восприятия.   

2. Когнитивный диссонанс.

3. Основные закономерности логического построения журналистского текста.

 

Литература:

1. Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы. Практика. Ошибки. – М., 2007.

2. Олешко В.Ф. Психология журналистки. – СПб, 2006.

3. Психология массовой коммуникации/ Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2008.

4. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М.2008.

5. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М., 2006.

6. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

7. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. – М., 2008.

9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М., 2003.

10. Петренко В.Ф. Психосемантика ментальности: коммуникатный аспект// Сб.статей проблемы медиапсихологии. – М., 2003.

11. Тренинг креативности.

12. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. – СПб., 2007.

13. Рощин С.К. Психология и журналистика. – М, 1989.

 

 


Понятие и структура восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (6, 66). Поскольку органов чувств у нас пять, то и модальностей восприятия тоже пять: зрительное восприятие, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное. Каждая из модальностей имеет свои особенности, но в то же время они подчиняются общим закономерностям. Одним из наиболее глубоко изученных в психологической науке можно считать зрительное восприятие, поэтому в отдельных случаях мы будем пользоваться примерами из исследований этой модальности, поскольку некоторые ее закономерности могут быть перенесены на процессы познавательной деятельности.

Восприятие всегда носит активный, творческий характер. Активность выражается не только в механических, моторных действиях, таких, как постоянные, заметные и незаметные движения глаз, поворот головы в сторону звука или запаха, ощупывание незнакомого предмета и т. п., хотя эти действия имеют огромное значение. Главная форма перцептивной  (ПЕРЦЕПЦИЯ, от лат. PERCEPCIO – ВОСПРИНИМАЮ) активности заключается в осмыслении предметов и явлений мира и связей между ними, которое происходит в мозгу человека, куда наши органы чувств передают соответствующие сигналы из внешнего мира.

Способность видеть, например, мир так, как мы его видим, не дается человеку от рождения. Новорожденный ребенок видит свое окружение в размытых формах и цветах, и чтобы различать отдельные предметы, он должен научиться этому. В процессе научения восприятие приобретает определенную организацию, проявляющуюся в ряде его свойств и закономерностей. Не вдаваясь в детали теории зрительного восприятия, познакомимся с некоторыми его свойствами, имея в виду прежде всего те из них, которые в какой-то степени в той или иной форме могут проявляться и при работе с информационными, познавательными материалами.

Одно из свойств зрительного восприятия, которое обеспечивает нам надежную систему ориентации в физическом мире, называется константностью. Оно проявляется в том, что мы более или менее стабильно воспринимаем известные нам формы, цвета, размеры независимо от ракурса или освещенности. Перенос этого свойства на восприятие языка, текстов и вообще информации, конечно, носит условный характер и скорее больше походит лишь на аналогию, поскольку здесь вступают в действие многие другие психологические факторы, такие, как установка, мышление, память и т.д. Тем не менее, проявления, напоминающие константность зрительного восприятия, можно обнаружить и в этой сфере. Так, например, принятые значения слов, правила пользования языком сохраняют для нас определенное постоянство, и если эти значения и правила произвольно нарушаются, искажается смысл всего сообщения. Относительная константность, или стабильность, восприятия сохраняется также в нашем отношении к конкретным источникам информации, газетам, журналам, отдельным журналистам. А от этого отношения зависит степень доверия к источнику информации и даже психологические механизмы восприятия их материалов.

Хорошо известно, что изменить установившуюся у читателей репутацию газеты или журнала одним разом невозможно. Для этого требуются коренные изменения в их деятельности и какое-то время. Тот факт, что отношение людей к источникам информации все же меняется, если эти источники начинают работать по-новому, говорит о динамичном характере константности, что проявляется и в зрительном восприятии. При достаточно стабильных изменениях в воспринимаемых объектах мы вынуждены приспосабливаться к их новому облику, так как человек живет в постоянно меняющемся мире.

Другое важное свойство восприятия - стремление человека к определенности, ясности. Психологи называют это свойство предметностью восприятия. Оно находит свое проявление в том, что люди не просто смотрят на предметы, они постоянно их классифицируют, т.е. относят к определенным классам, категориям предметов по их виду, функциям или каким-то другим признакам. Иными словами, человек всегда стремится понять, что он видит или слышит. Это естественная тенденция организма, так как определенность в отношении того, что воспринимается организмом, было одним из важнейших условий выживания. Любителям домашних животных хорошо известно, что новый, не похожий ни на что знакомое для животного предмет вызывает у них настороженность и даже некоторый страх. Молодые мамы, если не все, то многие, наверное, замечали, как начинал плакать их грудной ребенок, если они вдруг появлялись перед ним, например, в новом платье. Ребенок пугался, потому что не сразу узнавал мать в новой одежде.

То, что пишущий человек должен излагать свои мысли ясно и понятно, открытия не составляет. Но нам хотелось показать, что это не просто требование культуры языка, а связано с психологической потребностью человека в ясной и определенной информации. Когда эта потребность не удовлетворяется, то психологические механизмы восприятия, осознанно или неосознанно для человека, сами пытаются компенсировать этот недостаток, что нередко дает неожиданный эффект. Рассмотрим один из примеров.

Есть в психологии восприятия понятие «неоднозначность (двойственность) стимула». Это означает, что один и тот же предмет или рисунок могут быть увидены человеком по-разному, т.е. они могут иметь для него разный смысл, разное содержание (показать иллюстрации).

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что эффект двойственности изображения создается за счет отдельных, не очень значительных, казалось бы, деталей.

Если говорить об эффекте двойственности применительно к информационным материалам, то опытным журналистам известно, что создать его нетрудно. Когда это делается осознанно, то таким образом используется один из приемов манипулятивного воздействия на сознание людей. Хуже, когда этот эффект создается неосознанно в результате небрежного использования языка или по другим причинам - хуже потому, что эффект оказывается непредусмотренным, неожиданным для коммуникатора.

Со свойством определенности восприятия и эффектом двойственности тесно связана еще одна закономерность, известная в психологии как «правило фигуры и фона». Это правило особенно наглядно проявляется, когда мы смотрим на геометрическую фигуру. Она имеет четкий контур или границы, которые делают ее предметом нашего внимания, а все остальное оказывается для нас лишь фоном. Мы смотрим как бы «сквозь» этот фон, поскольку он, хотя и находится в поле нашего зрения, тем не менее но является предметом внимания. Выделение контура предмета, благодаря чему он становится фигурой в поле нашего зрения, составляет, как подчеркивали известные советские психологи Б.М.Теплов и Б.Г.Ананьев, главное условие самой возможности восприятия. Правило фигуры и фона носит всеобщий характер, поскольку внимание всегда носит селективную или выборочную направленность и то, на что направлено внимание, становится фигурой, предметом восприятия. А поскольку человек постоянно получает из внешнего мира (да и из внутреннего тоже) непрерывный поток сигналов и его внимание часто переключается на разные предметы в зависимости от обстоятельств, целей деятельности и т. д., то фигуры и фон также находятся в постоянном движении.

При этом в некоторых случаях фигура и фон могут просто меняться местами, и тогда возникает эффект двойственности, неоднозначности (смотреть иллюстрации). В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание, можно видеть либо вазу, либо два профиля.

В журналистике обычно говорят о «расстановке акцентов», что означает выделение каких-то моментов, к которым имеется в виду привлечь внимание читателя. На психологическом языке это означает выделить «фигуру», т. е. то, что по замыслу коммуникатора должно быть воспринято как главное в сообщении. На практике, однако, нередко бывает, что «фигура» имеет слишком нечеткие, расплывчатые «контуры», что делает трудным ее восприятие, или вообще читатель (слушатель) воспринимает совсем не ту «фигуру», которую коммуникатор был намерен «нарисовать». Особенно часто это происходит, если «фигура и фон» в информации носят обратимый характер по аналогии с приведенными выше рисунками. Это свойство «обратимости» в информационно-пропагандистских материалах встречается, пожалуй, чаще, чем в физическом мире, поскольку психологические причины двойственного восприятия сложной информации также имеют более сложный и многообразный характер.

ПРИМЕР 1. В целях антирасистской пропаганды была изготовлена серия рисунков-карикатур, на которых в разных сюжетных контекстах были изображены белые расисты и их жертвы - афроамериканцы. Чтобы проверить, насколько удачными, эффектными получились эти рисунки, их показали группе специально подобранных лиц, известных своими расистскими взглядами. По замыслу психологов, которые принимали участие в этом деле, если карикатуры удачны, они должны были вызвать у расистов реакцию возмущения, обиды, оскорбления и т.п. Если же нет, то они их эмоционально не затронут. К полному изумлению организаторов этого эксперимента специально подобранные испытуемые, глядя на карикатуры, начали хохотать. Выяснилось: то, что для авторов рисунков выступало как «фигура», т. е. белые расисты в сатирическом изображении, самими расистами было воспринято лишь как «фон», а предметом насмешки в их восприятии выглядели негры.

С константностью и определенностью, или предметностью, восприятия тесно связаны также такие его свойства, как целостность, а также упорядоченность. Целостность восприятия выражает тенденцию по нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями. Всем, вероятно, знакомы картинки, которые часто публикуются в научно-популярных журналах. Па первый взгляд две картинки бывают совершенно идентичны, а читателю предлагается проверить свою наблюдательность и найти на одной из них отсутствующие детали, имеющиеся на другой. Это не всегда оказывается просто и требует некоторого времени и сосредоточенности, поскольку мы воспринимаем предмет в целом и не замечаем отсутствия некоторых его деталей (показать иллюстрацию «Найди 10 отличий»).

Тенденция к целостному видению действительности ярко проявляется и в тех случаях, когда речь идет об информации. В этом убеждает большой опыт, накопившийся у нас за все те годы, в которые содержание информации, представляемой общественности средствами массовой коммуникации, жестко и произвольно регламентировалось. В результате все, что было не сообщено или не досказано, восполнялось сведениями из неофициальных источников, слухами и просто домыслами.

Упорядоченность, можно сказать даже гармоничность, восприятия выражается в стремлении сознания видеть мир в системе определенных относительно стабильных взаимосвязей, организованных так, как мы привыкли их воспринимать. Если сложная, организованная система действительности оказывается нарушенной, мы теряем в ней привычные ориентиры и наша способность к действиям может быть полностью или частично затрудненной. В экспериментальных целях в психологии применяются иногда специальные очки, которые устроены таким образом, что надевший их человек видит свое окружение в сильно искаженном виде, например перевернутым «с ног на голову». Для того чтобы приспособиться к таким очкам и научиться ориентироваться и двигаться в «новой» картине действительности, требуется значительное время. Решить эту задачу ему помогает его сознание, т.е. знание причин, по которым картина мира изменилась. А если такие очки надеть, например, на глаза обезьяны, она полностью теряет способность сделать хотя бы одно движение, и время ей уже не поможет привыкнуть к необычному восприятию среды.

Здесь речь идет об очень резком нарушении восприятия. Но и в более простых ситуациях тенденция видеть действительность в привычных, а главное, в понимаемых взаимосвязях также проявляет себя. Именно с этой тенденцией бывает связано наше недовольство, когда мы сталкиваемся с невразумительными, нелогично, непоследовательно изложенными текстами.

Мы затронули вопрос о некоторых основных свойствах человеческого восприятия, с тем, чтобы показать их глубокую психологическую, а иногда и биологическую природу. Это значит, что они имеют исключительно важное значение. И если в каком-то виде деятельности, в первую очередь информационно-пропагандистской, эти свойства людей не учитываются, то результат может быть только негативный. Важно понять, что негативные реакции в таких случаях - это вопрос не чьих-то вкусов, прихотей или субъективных предпочтений, это проявление общих закономерностей психической деятельности человека. Конечно, каждый человек - уникально организованная индивидуальность, чем-то он обязательно отличается от всех других людей. Эти различия касаются и свойств восприятия. В зависимости от развития, образованности, жизненного опыта люди по-разному реагируют на одни и те же факты, события, информации. Но все это не отменяет общих закономерностей восприятия. У разных людей они могут проявляться более или менее ярко в тех или иных сферах их деятельности, могут быть приглушены условиями воспитания и т. д. Но одно можно повторить еще раз: чем выше развитие, образованность и культура человека, чем шире круг его интересов, тем тоньше и острее он воспринимает окружающую его действительность и информацию о пей. Из этого следует также, что информация, не учитывающая особенности восприятия, порождает трудности в ее осмыслении или недоверие к ней (13).


Когнитивный диссонанс

Теория когнитивного диссонанса основана и разработана американским психологом Л.Фестингером в 1957 году. Научное определение когнитивного диссонанса выглядит так: «Диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем отказа от одного «знания», перестав верить в него, либо приобретая новые, которые помогли бы снять диссонанс, либо, наконец, пересмотром каких-то своих прежних позиций. Позднее Л.Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора (6, 164-165).

В жизни каждому приходится довольно часто сталкиваться с состоянием когнитивного диссонанса, которое не позволяет достичь ясности восприятия и определенности в оценке событий. Например, мы считали кого-то из наших знакомых очень порядочным и честным человеком. И вдруг узнаем, что он совершил дурной поступок. Наши представления об этом человеке и сведения о его поступке оказываются в таком противоречии, что совместить их нельзя. Как мы поступаем? Мы либо просто не верим в то, что наш знакомый сделал что-то нехорошее, либо стараемся узнать подробности в надежде объяснить и оправдать его поступок, либо коренным образом изменяем отношение к этому человеку.

Особенно большие психологические последствия негативного плана когнитивный диссонанс приносит в тех случаях, когда создается за счет явных противоречий между тем, что сообщается в газетах, по радио, телевидению, и тем, что люди реально видят в жизни. В психологии пропаганды иногда говорят о «первичной» и «вторичной» реальности. Под первой имеют в виду те знания и представления людей о действительности, которые они черпают непосредственно из своего жизненного опыта. А «вторичная реальность» формируется из тех сведений, которые они получают из средств массовой информации. Очень часто бывает, что «вторичная реальность» оказывается для людей единственной, поскольку они не имеют возможности сопоставить ее со своим опытом. Это бывает, когда речь идет о многих событиях у нас в стране и особенно за рубежом, о которых нет другой информации, кроме сообщенной журналистами. В таких случаях аудитории остается только принять или не принять ее на веру. Но в вопросах повседневной жизни люди могут сравнить «первичную» и «вторичную» реальности и, как правило, это делают, поэтому любые расхождения между ними выступают очень выпукло.

В психологической науке часто используется понятие фрустрации. Вот как его раскрывает «Краткий психологический словарь»: «Психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др.» (6, 433-434). Наиболее частыми защитными реакциями при фрустрации являются уход от трудных и тем более неразрешимых ситуаций, изменение отношения к поставленной цели, ее обесценение, пассивность, чувство апатии и безразличия, фиксация ригидных, т.е. стереотипных, бездумных форм поведения. Когда речь идет о большой социальной цели, чувство фрустрации может охватывать многих людей и, следовательно, можно говорить о социальной фрустрации как о психологическом состоянии общества или какой-то его части. Так, в 1990-х годах чувства фрустрации испытывало большинство россиян.

Проблемы, которые возникают независимо от воли людей, например в результате стихийных бедствий, хотя и имеют свои психологические последствия, чувства фрустрации у нормального человека обычно не вызывают. Всем ясно, что и почему произошло, что и как надо делать, чтобы решить возникшие задачи. Но если нет ясности в способах достижения новой цели, поставленной перед людьми, то она может стать менее привлекательной или показаться недостижимой.

Основные закономерности логического построения журналистского текста

Как уже говорилось, стремление к целостному и упорядоченному восприятию действительности обеспечивает предметность и адекватность ее отражения в сознании человека. Для целостности восприятия необходима прежде всего относительная полнота информации о том или ином объекте, явлении или процессе, а точнее - необходимое и достаточное ее количество. Человек, не имеющий представления, например, о слоне, не сможет его описать, если увидит только его хобот. Точно так же читатель не получит адекватных представлений об основных событиях в стране и в мире, если познакомится лишь с отрывочными сведениями о них. Ясно, конечно, что в наши дни, когда поток информации настолько многообразен и огромен, выбрать из него то, что отвечало бы требованию необходимости и достаточности, составляет сложную задачу. Тем более, что у разных групп многомиллионной аудитории информационные потребности различны по своей глубине и широте. Правда, последний вопрос разрешается достаточно просто за счет большого числа специализированных журналов и других изданий.

Дело обстоит намного сложнее для наиболее массовых средств информации, т.е. для газет, телевидения и радио. Крайне ограниченные возможности газетной площади и эфирного времени ставят перед средствами массовой информации очень жесткие требования при отборе материалов для публикации. Необходимо, чтобы, во-первых, отобранная информация более или менее полно и разносторонне представляла целостную картину положения вещей в стране и в мире, а во-вторых, основное место в ней должны занять сообщения о наиболее важных событиях. Думается, что для решения этой трудной задачи должна быть разработана определенная система критериев отбора материалов. Такой системы пока нет. Тематика будущих материалов определяется в основном текущими задачами, а также собственной инициативой корреспондентов. В итоге преобладает так называемый субъективный фактор, и результат зависит от способностей, эрудиции, «чутья» отдельных журналистов и работников редакций. Все это, в принципе, хорошо, так как весь процесс журналистской деятельности носит творческий характер и без инициативы и самостоятельности участников этого процесса ничего не получится. Но отсутствием организующего начала в этом процессе  объясняется многократное освещение одних событий и недостаточность информации - о других.

Подчеркнем еще раз, что проблема отбора из необъятного потока новостей того материала, который следует опубликовать, представляет крайне сложную задачу. Принципиально эта задача пока еще не решена полностью нигде и никем.

Можно сравнить материалы СМИ за какой-то конкретный день со стоп-кадром из киноленты фильма, рассказывающего об очень многих сложных и взаимосвязанных событиях. Зритель, который смотрит этот фильм, вольно или невольно анализирует связь событий и в какой-то степени пытается прогнозировать их развитие. Как с учетом этого он будет рассматривать стоп-кадр? Первыми элементами, на которые он, очевидно, обратит внимание, будут те, которые позволят ему связать сложившееся положение вещей с прошлыми событиями и прогнозировать их развитие в дальнейшем. Следовательно, это будут элементы, наиболее значимые для той истории, о которой рассказывает фильм. Однако если мы смотрим фильм заинтересованно, то мы испытываем симпатии и антипатии к различным героям и внутренне надеемся на благоприятное, с нашей точки зрения, развертывание истории. Значит, в стоп-кадре нас обязательно будут интересовать те детали, которые нам помогут укрепиться или усомниться в своих надеждах. Иными словами, наше восприятие будет субъективным, важность и смысл событий мы будем оценивать с позиций наших предпочтений и ожиданий. Поэтому элементы стоп-кадра, носящие для нас второстепенный или случайный характер, нашего внимание не привлекут. И наконец, если в стоп-кадре окажутся детали, которые вообще не имеют отношения к развитию сюжета, они либо останутся незамеченными, либо вызовут раздражение, так как могут затруднить понимание смысла в целом.

Если следовать нашей аналогии, то эти «стоп-кадры» должны содержать прежде всего наиболее значимые события в мире и стране. Иными словами, они должны иметь какое-то значение для развития «сюжета» текущей истории. Однако это не все. Значимость событий для нас будет определяться еще тем, насколько они важны с точки зрения наших надежд, ожиданий и опасений, т.е. они должны рассматриваться с позиций наших идеалов, ценностей и интересов.

«Стоп-кадр» в жизни мира и страны и даже в кинопленке фильма - слишком короткий миг и далеко не всегда содержит что-то очень важное. Соблюдение принципа значимости отдельных событий с позиций их идеологической, политической и нравственной оценки прослеживается довольно определенно и в наших СМИ. Но ведь даже в фильме бывает фон, на котором развивается основная сюжетная линия. В сообщениях СМИ, на наш взгляд, такой фон должен быть в форме регулярных аналитических материалов о положении в отдельных регионах и странах мира.

Также важнейшим условием успешности любой информационной деятельности является новизна информации, сообщаемой аудитории. Если в «фильме» нам будут повторять одно и то же, мы потеряем к нему интерес. Аналогичная реакция возникает у людей, которые изо дня в день получают информацию об одних и тех же странах, процессах, событиях и к тому же в одних и тех же словах и выражениях. Повторное упоминание событий в повседневной информационной деятельности в какой-то степени неизбежно. Оно необходимо, чтобы напомнить людям о том, что было вчера, и помочь им понять связь причин и следствий в том, что происходит сегодня. Но если повторение не ведет ни к чему новому, то исчезает само качество новизны и информация теряет свою ценность и интерес для аудитории.

Значимость событий, о которых дается информация, всегда зависит от такого их качества, как масштабность, т. е. степень их влияния на жизненные процессы, происходящие в мире, стране, области, городе, районе. Отсюда следует,   что масштабность освещаемого факта должна соответствовать назначению конкретного СМИ. В федеральных СМИ должна быть информация международного и государственного масштаба, а в городских или районных СМИ - местного значения.

Вместо описания реальных людей и событий широко освещаются «псевдособытия», т.е. ничего не значащий факт превращается СМИ в «событие».

Помимо идеологических и политических критериев при отборе информации должны, конечно, учитываться общечеловеческие интересы. Научные открытия, необычные изобретения, важные события в области культуры, наконец, бедствия и несчастья - все это включено в сферу информационных потребностей современного человека (13).

Правильный отбор информации отвечает потребности людей в целостном восприятии событий в мире и в стране. Однако для полного удовлетворения этой потребности важен не только отбор информации, но и организация ее изложения на страницах газет или в программах телевидения и радио. Как отмечалось выше, упорядоченность восприятия, стремление к гармоничности в построении образов внешнего мира означает не только целостность воспринимаемых объектов, но и их построение в определенные знакомые комплексы, формы, сочетания.

Если рассмотреть эту психическую особенность человека применительно к восприятию информации, то можно утверждать: чтобы мысль автора дошла до аудитории и была воспринята ею должным образом, изложение этой мысли должно быть подчинено определенному порядку. При этом имеется в виду не просто соблюдение правил языка, грамматики и логики, а такая упорядоченность, которая учитывает психологические особенности восприятия и обработки информации человеком.

На теоретическом языке этот процесс можно описать следующим образом: вначале возникает вопрос-гипотеза, затем происходит дополнительный отбор информации и в итоге делается вывод - заключение. В принципе, это самая общая схема восприятия, которая носит универсальный характер, если не считать, конечно, самых простейших случаев, когда нет необходимости ни в вопросах, ни в гипотезах.

При восприятии информации, которая должна как-то повлиять на взгляды и позиции людей, в роли вопроса-гипотезы для них выступает основная мысль или идея информационного сообщения, статьи или очерка и все изложение материала должно быть посвящено одной задаче: обоснованию этой идеи таким образом, чтобы она была осознанно принята аудиторией. С точки зрения психологической науки оптимальный вариант схемы такого изложения в самых общих чертах должен выглядеть так: изложение основной мысли - ее обоснование и доказательство фактами и аргументами - краткое повторение основной мысли в виде заключения.

Эта схема была открыта на основе опыта задолго до ее психологических исследований. Психология лишь подтвердила ее теоретическую обоснованность.

Основная мысль статьи или сообщения, пользуясь терминологией правила «фигуры и фона», с начала и до конца должна выступать в роли фигуры, а все остальное должно составлять тот необходимый и достаточный фон, на котором она будет выглядеть отчетливо и ярко.

Наконец, хотя и очень редко, но бывают такие странные ситуации, когда, подробно обрисовав «фон» какого-то события, автор забывает «фигуру», т.е. вообще не сообщает того главного, ради чего написан очерк.

ПРИМЕР. Такой материал опубликован в «Советской России» (9 февр. 1988 г.) под названием «Ревизором стал морской котик». Рассказывается об очень интересном эксперименте использования специально дрессированных котиков для осмотра подводных газопроводов. В очерке есть все: трудности и дороговизна осмотра газопроводов с помощью водолазов, устойчивость котиков к стрессам и различиям в климатических условиях, как долго, кем и когда готовился эксперимент, как котики быстро плывут вдоль газопровода, касаются носом «нужного предмета» и в этом месте всплывает буек и т.д. и т.п. Не сказано только самого главного: с какой целью проводится такая ревизия подводных газопроводов, что и как помогают выявить котики (каких «нужных предметов» и почему они касаются носом, какую информацию в результате получают люди?). Читателю остается гадать, то ли речь идет об обнаружении утечки газа, то ли о каких-то повреждениях газопровода, то ли о его смещениях и так далее, насколько хватит фантазии.

Говоря о необходимости соблюдения своего рода «психологической логики» при изложении материала, нужно подчеркнуть, что игнорирование особенностей человеческого восприятия информации одинаково плохо как для хорошо подготовленной аудитории, так и для тех, кто еще недостаточно глубоко разбирается в различных вопросах политики. Если эта логика нарушается, если с самого начала нет ясности, о чем пойдет речь, то первым читать такой материал неинтересно, так как им нужно сразу же «схватить» основную идею публикации, и после этого они решают, следует ли им читать о дополнительных фактах и аргументах или же для них все ясно и бесспорно и можно перейти к другим материалам газеты, а вторым трудно уловить основную мысль автора, поскольку он включает ее в процесс своих рассуждений где-то в середине, а то и в конце. Специальные психологические эксперименты подтвердили, что плохо организованное сообщение отрицательно сказывается как на понимании людьми его содержания, так и на отношении к коммуникатору. А от последнего зависит такой важный момент, как степень доверия к источнику информации.

Высказанные соображения не следует воспринимать как предложение какого-то жесткого шаблона, ограничивающего творческое начало в журналистской работе. Речь идет о логике изложения материала, которая обеспечивает наиболее эффективные условия восприятия и осмысления информации. Безграничный диапазон выразительных средств языка, художественные и стилистические возможности публицистики при творческом подходе к делу открывают путь к бесконечному разнообразию и гибкости в построении материала (13).


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!