ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Интерпретация рисунка
Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.
ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
· Слабый нажим – пассивность, депрессия.
· Сильный нажим – импульсивность.
· Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.
Особенности линий
· Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
· Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
· Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.
РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.
|
|
ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
· Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
· Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
· Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
· Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
· Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
· Человек лежит или сидит – пассивность.
· Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
· Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
· Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
Голова
· Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
· Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
· Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
Глаза
· Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
|
|
· Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
· Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
· Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
· Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
· Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос
· Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
· Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
· Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот
· Рот отсутствует или очень маленький – астения(слабость, усталость), негативизм.
· Впалый рот – пассивность.
· Рот перекошен – негативизм расстройство воли , иногда отрицательное отношение к тестированию.
· Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши
· Уши очень большие – подозрительность.
· Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
Волосы
· Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
· Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Фигура
· Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
· Длинная, худощавая – астения.
|
|
· Уродливая – негативизм, импульсивность.
· Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
· Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
· Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
· Фигура с татуировкой – негативизм.
Руки
· Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
· Руки расположены близко к телу – напряжение.
· За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
· Руки расставлены в разные стороны – общительность.
· Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
· Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
· Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
· Очень большие кисти – потребность в общении.
· Кисти рук зачернены – конфликтность.
· Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
· Большие пальцы – грубость, агрессия.
Ноги
· Ноги широко расставлены – потребность в общении.
· Ступни ног отсутствуют – пассивность.
· Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
· Ступни ног большие – потребность в опоре.
|
|
Средства защиты от дождя
· Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
· Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
· Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
· Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.
ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
· По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
· Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
· Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
· Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
· Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Лужи, грязь
· Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
· Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
· Если справа – предвидит их в будущем.
· Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.
Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.
Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
· Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
· Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
· Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
· Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
· Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
· Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!