Дополнительные смысловые блоки.

Содержание и структура лекции. Смысловые блоки

 

 

По мнению автора, лекция «Семья и семейные ценности» может включать следующие темы или смысловые (информационные) блоки, которые можно разделить на основные и дополнительные. Рассмотрим содержание, наполнение этих блоков, их последовательность и стыковку, то есть логические переходы между ними. Рассмотренное ниже содержание лекции рассчитано на детей от восьмого класса и старше.

Основные смысловые блоки:

ВСТУПЛЕНИЕ

ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ

ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ

ЦЕЛОМУДРИЕ

БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ

КОНТРАЦЕПЦИЯ

АБОРТ

Дополнительные смысловые блоки:

ДЕМОГРАФИЯ

МУЖЕСТВО

ЗАВИСИМОСТИ

МНОГОДЕТНОСТЬ

и другие

ВСТУПЛЕНИЕ

Приветствие. Краткий анонс (о чем будет разговор): «Мы поговорим о жизни, о нашей стране, о счастье, о любви, об отношениях мужчины и женщины, мальчиков и девочек, о том, как вам стать по-настоящему счастливыми людьми».

Во ВСТУПЛЕНИИ необходимо сразу актуализировать тематику всей лекции. Показать, что существуют реальные угрозы для счастья и личного благополучия каждого сидящего здесь. И то, что Вы можете подсказать, как защитить себя и своих близких от этих угроз, как минимизировать риски. В этих целях можно показать, в том числе используя статистику, что бывает с незадачливыми молодыми людьми, которые не радеют о своем будущем, спустя всего несколько лет (допустим, мы проводим лекцию в школе): «На первый взгляд, кажется, что эти вопросы просты и понятны. «Мы и так все об этом знаем». Правда? Однако, как показывает жизнь, большинство молодых людей оказываются не способными, не готовыми к решению стандартных жизненных задач: создание семьи, воспитание детей, реализация творческого потенциала (то есть самореализация, не путать с «карьерой»), наконец, обретение счастья, гармонии, смысла жизни. Многие оказываются в жизненном тупике, безысходности, одиночестве, ожесточаются, испытав на себе измену и предательство, не говоря уже о тех, кто спивается, становится наркоманом, идет по тюрьмам, теряет здоровье, становится бесплодной после очередного аборта, наконец, умирает от СПИДа, в пьяной драке или ДТП, криминальной разборке или совершает самоубийство. Хотелось бы вам помочь, чтобы вы в жизни не совершили грубых ошибок, пошли по жизни прямым путём. Умный человек учится на ошибках других, а дурачок – только на своих. Поэтому я пришел сегодня к вам. Я расскажу вам об ошибках других людей, которые, надеюсь, вы еще сами не совершили. Вы умные люди и сделаете выводы.

Итак, почему все это происходит? Почему приходится говорить с юношами и девушками о таких, кажется, простых понятиях, как мужество, любовь, семья, счастье?».

Здесь сразу намечается переход к блоку ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ: потому что происходит подмена ценностей, жизненных ориентиров и установок на ложные, губительные для человека и разрушительные для страны. Можно перейти к нему сразу, а можно через дополнительный блок ДЕМОГРАФИЯ, рассказав о проблеме депопуляции, раскрыв таким образом те же угрозы в масштабах страны. И только потом поставить вопрос: «Почему это происходит?».

Также во ВСТУПЛЕНИИ желателен краткий рассказ о себе. В нем можно раскрыть, почему лектор заинтересовался данной темой, как это коснулось его лично, раскрыть в какой-то степени мотивацию, боль души за все происходящее, за своих детей. Это важно, потому что сразу придает беседе искренность и переводит ее из разряда теоретических нравоучений в категорию дружеской беседы. Если у лектора имеется научное звание, какие-либо разработки, достижения по теме лекции, надо об этом обязательно сообщить без ложной скромности, чтобы слушатели понимали, что лектор не просто «зашел на огонек о чем-то поболтать».

Согласно канонам риторики, то, что говорится в первые минуты (даже 40 секунд), во многом определяет внимание аудитории на протяжении всей лекции. Поэтому надо отточить во ВСТУПЛЕНИИ каждую фразу, каждое слово. В этом смысле ВСТУПЛЕНИЕ, возможно, самый короткий и самый важный блок в лекции.

ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ

В этом блоке дается ответ на вопрос, поставленный во ВСТУПЛЕНИИ: «Почему все это происходит?». То есть беды и несчастья, постигающие молодых людей и страну в целом. Здесь можно инициировать диалог или ответить самому: «Дело в том, что в последние десятилетия в отношении населения в целом, но особенно детей и молодежи (как наиболее восприимчивой аудитории) ведется целенаправленная, изощренная и профессиональная экспансия, информационная война. Вам пытаются навязать определенные поведенческие стереотипы, социальные нормы, ценности, мировоззрение, которые могут разрушить ваше будущее, не позволить реализовать свои таланты и способности, стать человеком, создать семью, воспитать нормальных детей, достойных граждан своей страны и (!) самому стать счастливым человеком. Если это коснется миллионов молодых людей, юношей, детей, то вскоре мы будем наблюдать (и уже наблюдаем) катастрофическое, неуклонное падение конкурентоспособности нашей страны. Что, очевидно, выгодно нашим «партнерам». «Хочешь победить врага – воспитай его детей» (восточная мудрость).

Отсыл к тому, что это политика, конкурентная борьба важен не столько с точки зрения гражданской ответственности и патриотизма, что, к сожалению, присутствует далеко не у всех юношей и девушек, но, прежде всего, как объяснение, кому и зачем все это нужно, для того чтобы у них в головах, как говорится, «сложился пазл».

Идет подмена ценностей. Вместо любви и доблести – секс и насилие. Подрастающее поколение пытаются вырастить циничными эгоистами, а эгоистам семья и дети не нужны. Прежде чем навязать людям чуждую и пагубную систему ценностей, усиленно выхолащивают традиционную культуру и нравственность – отрывают от корней. Далее можно сопоставить навязываемые ложные и подлинные ценности.

Человеку, забывшему свою историю, культуру и традиции, то есть «Ивану, не помнящему родства», легко навязать что угодно. Поколение манкуртов становится удобным объектом манипуляций. Не сумев разрушить Россию как геополитического конкурента путем прямой военной агрессии, нас разрушают изнутри, растлевая молодежь. С помощью СМИ, кино, социальных сетей, псевдоискусства, навязывания молодежи деструктивных музыкальных пристрастий, моделей поведения, искаженных социальных норм и субкультур стали выращивать новое поколение, формировать нового человека – развращённого, циничного, эгоистичного, болезненно самолюбивого, безответственного и инфантильного. Самое страшное, что в ходе этой подмены ценностей в душах оскудевает любовь.

ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ

 Любовь – главная ценность и добродетель в системе духовно-нравственных приоритетов русской культурной традиции. Это умение, готовность, нравственный императив забыть о себе и жить ради другого, и, если потребуется, умереть за другого человека, за свою страну. Важно показать, что проявление любви к Родине, скажем, на фронте и проявление любви в семье имеет одну природу. Суть любви – жертвенность. Солдат, отдавший жизнь за Родину, за свой народ, за женщин и детей, совершает подвиг любви. Так же и муж, и жена, отдавая себя семье, забывая о себе и заботясь о ближних, то есть членах семьи, совершает такой же подвиг любви длинною в жизнь. Героически умереть за других и прожить жизнь ради других, ради своей семьи – это равносильное проявление жертвенности.

Разговор о любви очень важен, т.к. это основа счастья и благополучия семьи и общества в целом. Необходимо показать, что любовь – это не самоуничижение и беспросветная жизнь ради других, нет, наоборот, любовь делает тебя счастливым, наполняет жизнь радостью и смыслом. Счастье никогда не приходит без любви. А эгоизм, как противоположность любви, делает человека несчастным.

Эти простые и мудрые истины, потерянные современной молодежью, можно наглядно проиллюстрировать в школьной аудитории, например, с помощью детского мультика «Цветик-семицветик». Пока главная героиня загадывала желания для себя, она не обретала гармонии, радости и счастья. Как только она забыла о себе и подумала о другом, проявила милосердие, сострадание, заботу о ближнем, то есть любовь (не в романтическом, а дружеском смысле), мы видим ее смеющейся, радостной и счастливой, она обрела друга, мир в душе и гармонию в отношениях с окружающими. В итоге, она получила еще один волшебный цветок в награду за правильный поступок.

Смысловой блок ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ обязательно должен быть наполнен примерами из жизни. Тема любви должна проходить красной нитью через всю лекцию, например, аборт может рассматриваться как проявление эгоизма, следствие утраты любви. Очень важно закончить лекцию словами о любви.

Итак, ответ на вопрос: «Почему стали мало рожать?» лежит не в области материального стимулирования, повышения уровня жизни и даже создания «инфраструктуры детства», хотя это весьма значимые, но не главные вещи. Главная причина низкой рождаемости в том, что дети мешают эгоистам «жить для себя», «брать от жизни все», мешают развлекаться, заставляют «выходить из зоны комфорта». Главная проблема в эгоизме, отсутствии любви и самоотречения у большинства современных людей. Что наблюдается в той или иной степени практически во всех странах, отказавшихся от традиционной системы нравственных ценностей.

ЦЕЛОМУДРИЕ

Перейти к этому блоку можно, вспомнив о подмене ценностей, о том, что современное состояние молодежи – наглядная иллюстрация этого процесса. Говорить о целомудрии нужно твердо, бескомпромиссно, невзирая на то, что обычные школьники и студенты могут быть сориентированы противоположным образом. Неуверенность лектора в своих словах, попытки где-то «подыграть» аудитории обычно вызывают насмешку и отторжение. Наоборот, четкая выверенная убежденная позиция будет неожиданной и заставит задуматься. Более того, она даст опору тем, кто живет и ведет себя целомудренно и может подвергаться насмешкам или даже скрывать свою чистоту. Глаза таких детей после лекции излучают особую благодарность, иногда сквозь слезы радости.

Основные тезисы. Недопустимость добрачных половых связей. Это не только чревато ЗППП и незапланированными беременностями. Прежде всего это не позволяет потом создать счастливую семью, когда вроде бы уже «нагулялся». Потому что целомудрие – это целостность личности и внутренняя чистота, это чистое сердце и ясный ум. Целомудрие делает возможным правильный выбор супруга и жизненного пути.

Целомудрие - понятие психологическое, духовно-нравственное, личностное, а не физиологическое. Целомудрие и девственность – это не одно и то же, хотя девственность до брака является закономерным следствием целомудрия. Разницу между этими двумя понятиями можно показать следующим образом: «Когда два психологически зрелых, ответственных (особенно это касается мужчины), целомудренных, любящих друг друга человека создают семью, женятся, расписываются, справляют свадьбу, после всех торжественных мероприятий наступает кульминация этого дня – первая брачная ночь, которая у них действительно первая. И в эту ночь они теряют девственность, но не теряют целомудрие! Поскольку в интимных отношениях между любящими, зрелыми, ответственными людьми в законном браке нет ничего скверного, ничего того, что помрачает рассудок, смещает нравственные и эстетические ориентиры, отягощает совесть. А вот когда как попало, с кем попало, без любви и ответственности, когда еще не готовы к взрослым последствиям взрослых отношений ни в психологическом, ни в социальном плане, а иногда и физически, тогда все идет наперекосяк – сперва в душе (в рассудке, психике), в отношениях и в жизни».

Основные характеристики молодожёнов (целомудренные, любящие, психологически зрелые, ответственные) очень важно проговорить четко и два раза, чтобы это отложилось в памяти и в какой-то степени возвысило супружество в глазах аудитории. Говоря о разнице между целомудрием и девственностью, мы прежде всего говорим о другом – о том, как и какими надо жениться, выходить замуж, о чистоте и святости супружеских отношений. Этот прием (не прямой рассказ о сложно воспринимаемых вопросах) автор использует в лекции не раз.

Еще важно дать понять, что теряют целомудрие не только те, кто вступают в интимные отношения до свадьбы, без любви, но и те, кто сексуально озабочен, увлеченно смотрит растлевающие передачи и фильмы, такие как «Дом-2», живет чужими страстями. Тем более те, кто, пусть и не вступают непосредственно в интимную близость, но дают волю страстям, когда половое влечение заполоняет душу и помрачает разум. Не говоря уже о таких постыдных делах как петтинг или онанизм.

Такой же эффект, утрату целомудрия дает и матерная брань. Нейролингвистика говорит о том, что не только повреждения мозга отражаются на речи, но и особенности речи влияют на мозг и сознание человека. Матерная брань – это постоянное упоминание, называние в самой грязной, циничной, пошлой и кощунственной форме половых органов и соития, причем с оскорблением матери, материнства, то есть святого для нормального человека понятия. Вообще надругательство над матерью и материнством вызывает страшные последствия для психики человека, тем более ребенка. Если человек постоянно матерится, его сознание плавает в мире пошлости, кощунства, проклятий и цинизма, что не может не отразиться на его мышлении, психике, ценностях. Такой человек повреждается: теряет чистоту сердца и ясность ума, то есть целомудрие, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если аудитория постарше и, очевидно, некоторые уже имели опыт добрачных половых связей, то необходимо подчеркнуть, что целомудрие (а значит и счастье в жизни) можно вернуть, изменив себя, свое мировоззрение, свою жизнь. Но это трудный путь работы над собой. Выход есть. Иначе (если это не оговорить), некоторые слушатели могут впасть в уныние. Если человек утратил и не вернул целомудрие он, скорее всего, не сможет осуществить правильный выбор, найти свою половинку. Потом, как следствие ошибок и личных трагедий – разводы, предательства, измены, скандалы, брошенные дети, аборты, несчастная жизнь, алкоголь, наркотики…

Рассказывать о целомудрии лучше с помощью нестандартных приемов, на примерах, нелинейно, не давая сразу императивных установок в стиле «вы должны…», «нельзя…», «это недопустимо». Одним из таких приемов у автора является «Тест на козла». Он анонсируется уже в самом начале, во ВСТУПЛЕНИИ: «Некоторые девушки сперва ведут себя безрассудно, а потом жалуются: «Все мужики – козлы». Что нужно знать и понимать, чтобы такого с вами не приключилось? Как отличить «козла» от хорошего искреннего настоящего парня? Сегодня я расскажу вам «тест на козла». Хотите?» Обычно сразу несколько девушек оживленно отвечают: «Да, да, хотим! Конечно!», опасаясь того, что лектор передумает и не расскажет. По реакции остальных видно, что они тоже весьма заинтересованы, но, возможно, не хотят это показывать. «Хорошо, я расскажу, но не сразу». Заранее заинтриговать слушателей очень важно, это заставляет дожидаться обещанного и быть внимательным по ходу лекции.

В чем же заключается этот тест? «Я вам расскажу две истории, а вы сами поймете, что это за тест. Первая. После лекции подходит ко мне молодой человек, одиннадцатиклассник и спрашивает: «Подскажите, как мне решить одну мою проблему? Дело вот в чем. У меня есть девушка, мы любим друг друга. Мы скоро поженимся, закончим школу, нам будет по 18 лет, мы распишемся и сыграем свадьбу, мы уже с родителями это обсудили». Это говорит о том, что его слова о любви не пустой звук. «Между нами ничего такого не было», – продолжает он. «И у нее никого не было до меня… А у меня… была одна связь… Я не знаю зачем, вспомнить теперь противно…».

Здесь я остановил его и спросил: «Теперь ты понимаешь, что это была измена?». Я не спросил его, было ли это один раз в состоянии алкогольного опьянения или эти несерьезные отношения длились некоторое время. Это непринципиально в данном случае. Это была измена. Но если вы подумали, что это он – «козел», то вы ошиблись. Он как раз не козел. «Да», - ответил он, поняв, в чем дело. «Хотя тогда мы еще не были знакомы. И теперь я понимаю, почему нам сейчас так больно от этого. Ей больно и мне. Я сам ей об этом рассказал, чтобы она не узнала об этом от других. Я и хотел Вас спросить, как нам это пережить, как изжить эту боль?»

Конечно, я дал ему определенные советы. Любовь все побеждает. Но! Это потребует многих душевных сил, переживаний и времени, принесет много боли. Когда будут ссоры и непонимание, а их в совместной жизни избегают немногие, то в голову полезут нехорошие мысли, сравнения. Может возникнуть ревность на пустом месте, ведь раньше было… А иногда чужое имя выскакивает в самый неподходящий момент. Зачем все это?

Вы еще не догадались, в чем состоит «тест на козла?». Нет? Хорошо, тогда я расскажу вторую историю. Помню, разговаривал с одним парнем, он говорит о своей невесте, о своей будущей жене с любовью, уважением, заботой, жалением. Видно, что у них искренние, хорошие отношения, я радуюсь за них, что они нашли друг друга, что у них будет, наверное, счастливая семья. Он говорил о ней с воодушевлением, как говорят о значимом для тебя человеке. И я никогда не забуду, как потух его взгляд, как помрачнело его лицо, как изменился его голос, когда с болью в голосе он сказал: «Но у нее был один до меня…»

И что ты с этим сделаешь теперь? Да, стерпится, слюбится, будут жить вместе, будут любить друг друга, но так счастливы, как они могли бы быть, они уже не будут, потому что этот первый половой партнёр будет между ними стоять, будет их разделять, будет мешать их полному счастью, полной любви. Тот, о котором вспомнить теперь противно. Ведь она понимала, что нет любви, связалась с кем-то, чтоб кому-то что-то доказать непонятно зачем. Понимала ведь, что это всё несерьёзно. А теперь нашла того человека, который её любит, и сама наверное локти кусает и его заставляет страдать.

Это были истории про тех парней и девушек, которые не козлы, которые любят друг друга. Поэтому для них так важно – было что-то или нет до них. Конечно, имеется в виду не дружба, какое-то общение, даже с прицелом на свадьбу, а именно интимная связь. Это важно. Было или нет. И если было, то любящему сердцу будет очень больно. Это поймет только зрелый мужчина, а ребенок, который играется в отношения, этого не поймет, не почувствует».

О зрелости сказать очень важно, никто не хочет казаться незрелым, поэтому не станет изворачиваться и спорить. Дискуссия в данном случае неполезна. Слова лектора о целомудрии должны прозвучать с силой и властью, безапелляционно.

 Продолжаем. «А козлу все равно. Козел не любит, а хочет воспользоваться. Он рассуждает так: «Если у нее опыт был, даже лучше, меньше ломаться будет, только бы какую-нибудь болезнь не подхватить». Вот вам и тест на козла. Можно говорить красивыми словами, обещать что угодно, но это отношение все равно проявится. Надо сказать еще о том, что также поведет себя и незрелый парнишка, который не чувствует себя мужчиной, каким бы пустым флером (вы говорите понтами) он не прикрывался. Даже если он не планирует «поматросить и бросить», такому не важно, что было у вас до него. Он еще ребенок.

Итак, любой зрелый, психически и нравственно здоровый мужчина чувствует, что, если это было, она уже не полностью твоя, что ты её с кем-то делишь. И женщина тоже! Это равнозначно касается и парней, и девчонок. Он или она поймет и простит, как прощают и супружескую измену, но… будет боль, душевное страдание, потребуется время. А если они сохранили себя друг для друга, то ничего не омрачит их счастье, их близость. Не изменяйте своей настоящей любви! Не будьте сексуально озабоченными торопыжками. Интимные отношения – это очень тесная, глубокая, психоэмоциональная, духовная связь. Ее не так просто потом разорвать. Она рвется «с мясом». А ведь ещё и дети могут появиться! Не изменяйте своим половинкам еще до встречи с ними. Чтобы потом локти не кусать. Чтобы быть счастливыми людьми».

Сам «тест» говорит о многом, это действительно поможет девушке понять намерения парня. Но главное даже не в этом, а в том, что лектор ненавязчиво, как бы между прочим рассказал о том, что интимная близость без любви – это измена. Измена настоящей любви. Позже будет разъяснено, что если парень любит, он сперва женится, а потом все остальное. Внебрачные сексуальные отношения не подразумевают взаимную любовь, это секс (случки) без любви.

Примеры, приведенные автором, взяты из жизни. Можно ту же мысль в том же контексте проиллюстрировать и другими примерами.

В более-менее интеллектуальной аудитории 10-11-х классов, а также вузах в блоке ЦЕЛОМУДРИЕ весьма уместно рассказать про исследования в этой области известного социолога Питирима Сорокина, собранные в книге «Американская сексуальная революция», которая была издана в 1956 году задолго до начала этой самой революции. Все предсказания социолога сбылись. Он писал о том, что сексуализация сознания людей ведет к разрушению личности, семьи и государства.

«Беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия для всего общества … Когда беспорядочная сексуальная жизнь распространяется на большую часть членов общества, то начинается рост психических заболеваний, кризисов, паралича воли … как это было на последних стадиях египетской, вавилонской, персидской, македонской, монгольской, греческой и римской цивилизаций»[1]. Именно поэтому детей развращают, растлевают. Главная цель – это Россия.

Неудивительно, ведь целомудрие – это целостность мудрости, целостность личности, чистое сердце и ясный ум. В свете научных исследований великого социолога эти слова уже не выглядят просто красивой фразой. Питирим Сорокин доказал это с помощью культурологического, исторического, социологического анализа.

Здесь может возникнуть вопрос о том, что растлевают население не только нашей страны и других стран, не входящих в «золотой миллиард», но и граждан тех стран, откуда к нам это пришло. Более того, они первые подверглись этому воздействию. Если вопрос на эту тему прозвучит, надо знать, как на него ответить. Если нет, то можно не углубляться в эту непростую тему. В ответ на вопрос можно кратко пояснить, что в ходе глобализации элиты стран «золотого миллиарда» хотят сделать людей управляемыми на всей планете. Для этого необходимо в первую очередь разрушение института семьи, традиционной культуры и нравственности, растление, что делает человека духовно слабым, безвольным, размагниченным, удобным объектом для манипуляций. Сначала этому разрушающему воздействию подверглось население стран Запада, а после перестройки дошло и до нас.

О целомудрии с научной точки зрения писал не только Питирим Сорокин. В настоящее время в обществе и даже научной среде бытуют искусственно созданные в понятных нам целях мифы о «вреде воздержания». Поэтому в лекции, если позволяет время и ситуация, можно уделить внимание развенчанию этих вредоносных измышлений. Не целомудрие и воздержание, а половая распущенность разрушает психику и здоровье.

Австрийский и немецкий психиатр, невропатолог, один из основоположников сексологии Рихард фон Крафт-Эбинг в своем сочинении «О неврозах и психозах, зависящих от половой невоздержанности», категорически утверждает, что он «ни разу не наблюдал психоза вследствие воздержания, а напротив, видел чрезвычайное множество психозов на почве половых излишеств».

Заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук И.К. Янушевский пишет: «Совершенно необоснован предрассудок о возможности психических заболеваний на почве воздержания. Таких случаев наука не знает. Воздержание в молодые годы полезно. В кровь поступает больше половых гормонов, а это повышает общий тонус, работоспособность, выносливость, способствует лучшему формированию организма… Каждому врачу-психиатру хорошо известно: прямая связь психических заболеваний с половыми излишествами, с различными сексуальными извращениями»[2].

Крупнейшие советские психиатры В. М. Бехтерев и В. П. Осипов также указывали на безвредность полового воздержания. Один из основоположников отечественной сексопатологии Л. Я. Якобзон, произвел анкетный опрос 207 крупнейших русских и иностранных ученых о вреде полового воздержания и от всех получил ответы, что половое воздержание безвредно. Ведущие физиологи, урологи, невропатологи, психиатры, сексологи, гинекологи и эндокринологи подтверждают физиологическую ценность воздержания.

БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ

Привлекательность семейного образа жизни и деторождения. Необходимость создания семьи и рождения детей для каждого (за редким исключением – особое призвание, монашество, инвалидность и пр.). Это приносит и счастье, и самореализацию. Ошибочность мировоззрения «чайлдфри» как сознательного, принципиального, полного отказа от деторождения. Сейчас «чайлдфри», а также агрессивно-пренебрежительное отношение к материнству (негативные мемы-ярлыки «яжемать», «овуляшки») активно и профессионально пропагандируются в детско-юношеской среде.

Нежелательность рождения детей вне семьи по принципу «рожу для себя» без мужа (когда возраст «поджимает» или из принципа «муж мне не нужен»). Этот вопрос можно обойти, но если он всплывает в ходе лекции, недопустимо неопределенно и расплывчато на него реагировать (тем самым косвенно поддерживать эти намерения).

При этом надо оговориться, что речь не может идти об аборте, если возникла незапланированная беременность у незамужней женщины. В этой ситуации надо стремиться к заключению брака с отцом ребенка. Если же он не идет на это и толкает девушку на аборт, то как раз рождение ребенка, как показывает жизнь, может изменить его решение и привести к свадьбе. Увидев своего ребенка на руках женщины, с которой он имеет (имел) самые близкие отношения, мужчина, скорее всего, осознает свою ответственность и по-другому посмотрит на вопрос создания семьи. Если этого не происходит, значит такой человек просто использовал девушку и отношения с ним в любом случае бесперспективны и не имеют смысла. Вообще, надо ориентировать детей на то, что необходимо сперва создать семью с надежным ответственным любящим человеком, а потом уже в семье, в любви рожать и воспитывать детей.

Чем младше возраст, тем тверже можно говорить о нежелательности рождения детей вне семьи, поскольку для школьников, особенно восьми- девятиклассников это скорее вопрос будущего, планов и перспектив. И очень важно заложить правильный фундамент. Для ребят постарше это может быть практическим выбором текущего момента: в аудитории может оказаться беременная незамужняя девушка. И слишком жесткая позиция лектора в этом вопросе, даже при всех оговорках о недопустимости аборта, может подтолкнуть ее к трагическому решению. Перспектива остаться матерью-одиночкой не должна пугать больше аборта.

Несмотря на негативное влияние СМИ, дети в большинстве своем все-таки понимают необходимость чистоты отношений до брака, но им бывает очень трудно понять, почему необходимо официально зарегистрировать брак и сыграть свадьбу, то есть создать семью. Им кажется, что это формальность. Эта ложная установка легко разбивается. Дело в том, что в совместной жизни риски (незапланированная беременность, аборт, побочное действие контрацепции) женщина берет на себя в любом случае – зарегистрирован брак или нет. Если брак не зарегистрирован, мужчина не несет своей доли ответственности за свою сожительницу, не делит с ней эти риски должным образом, не ликвидирует их. В ЗАГСе муж берет на себя финансовую и правовую ответственность, на свадьбе, куда собираются все родственники и друзья, муж берет на себя моральную ответственность перед всеми. То есть разница – в ответственности. А какая может быть любовь без ответственности?

Тот, кто относится к женщине потребительски, собирается ее использовать, не станет себя обременять формальной и моральной ответственностью, поэтому будет избегать официальной регистрации брака и свадьбы. Также незрелый, инфантильный молодой человек боится ответственности, понимая, что он «не потянет». Таким образом, регистрация брака и свадьба – это показатель того, что мужчина по-настоящему любит свою избранницу и он психологически зрелый и ответственный человек. Без этого здравомыслящая девушка не должна допускать интимной близости, т.е. близости до брака.

Ответ на вопрос: «Что меняет штамп в паспорте?» может звучать следующим образом: «Штамп в паспорте кое-что меняет, но главное в другом: он показывает и до-ка-зы-ва-ет то, что он ее любит, а не использует, он готов взять на себя ответственность, он психологически зрелый мужчина, а не ребенок». Очень важно увязать в сознании юношей и девушек добрачные половые связи с ребячеством, инфантильностью, слабостью, незрелостью. Эти качества воспринимаются в детско-юношеской среде крайне негативно, всем хочется быть и казаться взрослее. А растлевающая пропаганда внушает им то, что сексуальные отношения являются показателем зрелости, взрослости. Необходимо показать им, что все наоборот.

Здесь есть еще один важный аспект. Лектор зачастую разговаривает с теми, кому еще нет и восемнадцати лет, и кто в силу возраста не может пойти в ЗАГС. Если порядочный юноша, еще не достигший совершеннолетия, по-настоящему любит свою избранницу, хотя, надо сказать, в таком возрасте это бывает не часто, и он к тому же психологически зрелый, то как он это докажет и покажет?

Ответ прост: «Он не только скажет любимой о том, что они потом поженятся, когда это будет возможно. Он обсудит это с ее и своими родителями. Он не будет избегать общения с ее родней. Он будет думать о том, где они будут жить, как он будет обеспечивать семью. Поэтому он будет стараться получить хорошее образование, не будет «дурака валять», не станет просиживать часами за компьютерными играми. Предстоящая семейная жизнь формирует ответственность, делает взрослее.

Ко мне как-то после лекции в школе подошла одна девушка, сияющая радостной улыбкой, и рассказала свою историю. «У меня есть парень, он старше меня на несколько лет, мы любим друг друга. У него очень хорошие отношения с моими родителями, он им часто помогает. Они давно обсудили, что мы поженимся, когда мне будет 18. И еще он им пообещал, что до этого он меня не тронет». Вот эта настоящая любовь! Еще один важный момент: если они любят друг друга, то у них впереди вся жизнь, им некуда торопиться. Если он ее любит, то он думает о последствиях, о ней. А если он ее тронет, то есть если у них будут интимные отношения (а от «тронет», до постели совсем недалеко), то, что дальше? Может появиться ребенок, контрацепция не столь надежна, как об этом говорят. А она еще в школе учится. Какой им ребенок? Или аборт? Любящий человек этого не допустит. Поэтому они подождут до свадьбы. За это время они еще лучше узнают друг друга и убедятся, что сделали правильный выбор.

Расскажу вам еще одну противоположную историю. После лекции в колледже подходит ко мне девушка и со слезами на глазах говорит: «Мне 19 лет, у меня есть парень, он старше меня, мы уже два года вместе, сожительствуем… Я чувствую, что вроде бы надо уже нам пожениться… Как-то я сказала ему об этом и услышала в ответ: «Только после тридцати»… После этих слов она расплакалась, так как она начала понимать, что это не любовь. Он не хочет брать на себя ответственность, до тридцати лет хочет в игрушечки играть и, наверное, оставит ее до этого времени. Вот вам и разница между любовью и использованием одним человеком другого».

В изложении блоков ЦЕЛОМУДРИЕ и БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ должно быть обилие примеров из жизни. Эти темы надо дать максимально развернуто, подробно, поскольку для юношей и девушек 14-18 лет это одновременно и максимально актуально, и волнительно. Это интересует их больше всего! И здесь для лектора открываются огромные возможности тонко и глубоко воздействовать на раскрытые юные сердца и души.

Переход к блокам АБОРТ и КОНТРАЦЕПЦИЯ должен быть весьма плавный, почти незаметный, естественный. Выстраивается следующая логическая цепочка. Внебрачное сожительство подразумевает неокончательный выбор, как говорил Берт Хеллингер: «недовыбор», партнеры еще не разобрались любят ли они друг друга, готовы ли они жить вместе всю жизнь, они еще пробуют… «Пробный брак»… А дети-то получаются живые, не «пробные. Что же делать с живым «непробным» ребенком в пробном браке? Понятно, что сожители рассчитывают на контрацепцию, но она не всегда эффективна и имеет серьезныепобочные эффекты. Переход к блоку КОНТРАЦЕПЦИЯ, который далее можно развернуть как бы между прочим.

Порядок блоков КОНТРАЦЕПЦИЯ и АБОРТ может быть любым. От блока БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ можно сразу перейти к теме АБОРТ. Итак, несмотря на то, что они предохранялись, ребенок может быть зачат. Вполне вероятно, он «еще ничего не решил» и ребенок ему не нужен. Женщина услышит «Выбирай: или я или ребенок!». Ведь брак-то «пробный», в котором «никто никому ничего не обещал». Остается выбор: сделать аборт или остаться матерью одиночкой. Переход к блоку АБОРТ. Слушатели даже могут подумать, что темы абортов лектор коснулся лишь для того, чтобы проиллюстрировать тезис о недопустимости внебрачного сожительства. Тем лучше! Сознание слушателей, в котором заложено множество штампов, стереотипов и недостоверных представлений об абортах, будет чинить меньше препятствий восприятию данной информации.

После изложения блока АБОРТ имеет смысл еще раз вернуться к блоку БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ и повторить основные положения данного блока: «Итак, взрослые отношения влекут взрослые последствия. Лучше не запускать ситуацию, не допускать ошибок на первом этапе, искать настоящую любовь, мужа, а не «партнера», созидать настоящую семью. Тогда не будет трагических, непоправимых последствий. Беременеть нужно в законном браке от любящего человека, от психологически зрелого мужчины, чтобы не остаться матерью-одиночкой, чтобы тебя не толкали на аборт».

Теперь рассмотрим подробнее основные тезисы, которые следует озвучить в блоках КОНТРАЦЕПЦИЯ и АБОРТ, вплетенные в ключевой смысловой блок БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ.

КОНТРАЦЕПЦИЯ

Контрацепция – это не выход, не решение проблемы. Ненадежность барьерной контрацепции, развенчание мифа о «безопасном сексе». Природу не обманешь. Вероятность забеременеть в течение года, используя барьерную контрацепцию, составляет по разным оценкам от 10 до 18%. Об этом сообщает, в том числе англоязычный сегмент «Википедии»[3]. Однако в русскоязычной части той же «Википедии» приведены совсем другие заниженные цифры. Это, возможно, говорит о попытке исказить реальное положение вещей. Выключить не только совесть, но и страх, для того, чтобы беспорядочные половые связи уже не представлялись чем-то постыдным и опасным. Кому и для чего это нужно описано выше при рассмотрении блока ЦЕЛОМУДРИЕ.

Приведем еще несколько цифр. Институтом Планирования семьи Алана Гуттмахера было опрошено 10 000 женщин, сделавших аборты. Из них 57% сказали, что пользовались противозачаточными средствами в тот месяц, когда они забеременели[4]. Так что никакого безопасного секса не существует. Это касается в равной степени и венерических заболеваний (ЗППП).

Кроме барьерной контрацепции существуют иные способы предотвратить незапланированную беременность. Например, ГК (гормональная контрацепция) и ВМС (внутриматочные спирали). Однако здесь мы сталкиваемся с серьезными побочными эффектами и абортивным механизмом действия ГК и ВМС, включая «Мирену». Все это замалчивается фармацевтическими компаниями, а также с их подачи медициной.

В результате применения ГК и ВМС может происходить фактически аборт в первые дни после зачатия, что называется «абортивным эффектом» или «механизмом». Это звучит для рядового слушателя умозрительно, отвлеченно от жизни. Он с трудом ассоциирует эмбрион с человеком, тем более ему не под силу прочувствовать, что зигота – это уже человек. Даже если ему все теоретически объяснить, это знание будет сугубо абстрактным (тем не менее объяснять надо – это «закладка» на будущее). Поэтому обосновывать неприемлемость использования абортивной контрацепции лучше, информируя о крайне неблагоприятных последствиях для здоровья женщины. Озвучивание побочных эффектов, особенно таких, как ожирение, фригидность, рак молочной железы в результате использования ГК производит сильное впечатление и врезается в память.

Для того чтобы быть готовым к дискуссии по вопросам контрацепции, лектор должен досконально изучить эту тему. Большую помощь ему в этом могут оказать два дайджеста «Контрацепция и здоровье», изданные ООД «За жизнь!».

В обычной немедицинской аудитории о контрацепции лучше говорить как будто невзначай, между прочим, например, вплетая эту тему в блок БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ. Делать акцент на принципиальных вещах, не уходя в излишние подробности. Вообще, говоря о контрацепции (а также целомудрии), очень важно не перейти черту, которая отделяет лекцию о семье от сексуального просвещения. Стоит избегать излишних физиологических подробностей, особенно в школе. Например, нельзя описывать технологию использования барьерных способов контрацепции и т.п. Более подробно можно говорить на эти темы со студентами-медиками или если аудитория одного пола. Но и в этих случаях необходимо соблюдать такт и педагогическую осторожность. Для 8-х классов тема контрацепции раскрывается в самых общих словах и минимальном объеме.

Переход к блоку АБОРТ вполне логичен: если контрацепция не столь безопасна и ненадежна, то может наступить незапланированная беременность. Возникает вопрос: «Что делать?».

АБОРТ

Надо подчеркнуть, что в лекции на тему «Семья и семейные ценности» про аборты говорится прежде всего с точки зрения нравственности, психологии, взаимоотношений в семье, демографии, биологии, генетики, а не медицины. Аборт рассматривается как социальное явление. Этот злободневный вопрос, с которым может столкнуться почти каждый, нельзя обойти стороной в лекции на семейную тематику.

Аборт – это прерывание уже зачатой жизни человека, то есть убийство. Об этом свидетельствуют не только ученые-генетики и эмбриологи, убийством аборт назвали министр здравоохранения России Вероника Скворцова, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Павел Астахов и многие другие представители власти. Невозможно оправдать аборт медицинскими показаниями, изнасилованием или чем-либо еще. Исключительный случай – ситуация выбора между жизнью матери и жизнью ребенка. Однако это крайне редкий случай в условиях современной медицины.

Все это объясняется тем, что жизнь человека начинается в момент зачатия. Это неоспоримые данные современной науки, об этом также нужно говорить открыто и внятно. Обязательно следует привести известное заключение кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова на этот счет: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума»[5].

Тем не менее данный тезис могут попытаться оспорить, ссылаясь на то, что, мол, человек – это «биосоциальная личность», человеком становятся в процессе социализации и прочее. Данная логика ущербна и легко опровергается: «Если мы согласимся с этой логикой, то мы должны легализовать убийства детей и после рождения, скажем до 1 года (!), то есть так называемые «постнатальные» аборты, что и предлагают наиболее последовательные и дерзкие сторонники абортов, поскольку новорожденный так же, как и внутриутробный ребенок, не является социальной, социализированной личностью». Никто из оппонентов лектора не «подпишется» под допустимостью «постнатальных» абортов и будет вынужден согласиться с лектором.

Таким образом, аборт недопустим по этическим соображениям, кроме того, это неприемлемо ввиду многочисленных негативных последствий для здоровья женщины. В любой традиционной культуре аборты были немыслимы. До сих пор в большинстве стран мира аборты по желанию женщины (без медицинских или социальных показаний) запрещены. Среди них Великобритания, Индия, Исландия, Польша, Люксембург, Лихтенштейн, Финляндия, Япония, Южная Корея, Израиль, Чили, Новая Зеландия, Андорра, Сан-Марино, Мальта, Монако, большинство стран Азии, Африки, Океании и Латинской Америки. Аборты «по желанию» разрешены только в 27% стран мира[6], в том числе в России.

Аборт – это следствие незнания, непонимания того, что уничтожается человеческая жизнь или же инфантильности, эгоизма и отсутствия любви. Аборт как явление стал возможным только в обществе с модернизированными, т.е. искаженными ценностями в связи с утратой идеалов любви и жертвенности, преобладанием эгоцентризма, потребительства и безудержного стремления к комфорту в сочетании с инфантилизмом молодых людей, вступающих во взрослые отношения и не готовых к последствиям. Любящий, ответственный и зрелый мужчина никогда не будет толкать свою жену на аборт. Настоящий мужчина отвечает за все. Поэтому в абортах виноваты прежде всего мужчины.

Этот весьма точный и удачный тезис очень хорошо воздействует на аудиторию. Женщины, которые при разговоре об абортах обычно сразу закрываются, напрягаются, готовятся к тому, что сейчас их начнут судить, наоборот, оттаивают, расслабляются, чувствуют поддержку и некое оправдание своим ошибкам, начинают испытывать благодарность и доверие к лектору. Мужчины, в свою очередь, тоже чувствуют поддержку, не спорят с тем, что они все-таки главы семей, должны принимать решения и, соответственно, брать ответственность.

Про историю абортов как социального явления автор практически не говорит в своих лекциях, поскольку эта тема перегружает лекцию, является, скорее, чисто информативной и слабо влияет на отношение слушателей к проблеме. Более того, некоторые исторические аспекты могут рассматриваться двояко. Например, казни и каторга за аборты – как средневековая жестокость и т.п. В истории абортов много сложных моментов (например, решения 12-го Всероссийского Пироговского съезда врачей 1913г. и многое другое), которые требуют подробного разъяснения, на что в формате лекции обычно не хватает времени. Единственное исключение, которое делает автор, – это рассказ о демографической политике нацистской Германии на оккупированных территориях (демографический фрагмент плана «Ост»), которая подразумевала поощрение абортов и контрацепции, в то время как в самой Германии аборты были запрещены. Это весьма наглядно иллюстрирует современную ситуацию как абсурд: практически дословная добровольная реализация плана «Ост» в своей стране.

Дополнительные смысловые блоки.

Они могут быть включены в лекцию в зависимости от аудитории, подготовки лектора и отведенного времени. Дополнительные смысловые блоки, впрочем, как и основные, могут быть «размыты» по другим блокам. В любом случае, говорить обо всем этом, так или иначе, весьма желательно. Выпуская какой-либо блок, педагог должен вполне владеть им, чтобы в случае необходимости дать разъяснения и ответить на вопросы.

ДЕМОГРАФИЯ

С 2017 года в России отмечается серьезный спад рождаемости. Относительно высокая рождаемость в период с 2006 до 2017 года была достигнута в основном за счет благоприятной возрастной структуры населения. Многочисленное поколение 80-х годов 20-го века постепенно выходит из репродуктивного возраста (отрожали) и ему на смену приходят, рожденные в период депопуляции 90-х. Если в дальнейшем в российских семьях (на одну женщину) не будет рожаться в среднем не менее двух детей, то в ближайшие десятилетия Россия как этнокультурный феномен может исчезнуть. Сейчас этот показатель (суммарный коэффициент рождаемости - СКР) составляет около 1,7.

В 2012 году, выступая с посланием Федеральному собранию, президент России Владимир Путин заявил: «Нормой в России должна стать семья с тремя детьми»[7].

Для того, чтобы воздействовать на ситуацию, изменить неблагоприятные для нашей страны тенденции, необходимо разобраться в причинах современного демографического кризиса. Почему мы стали вымирающей нацией? Почему дети стали лишними?

Материальные факторы здесь не являются определяющими. Например, в Германии и Японии с более высоким уровнем жизни СКР составляет менее 1,4, а в странах и бедных, и богатых, но в определенной степени сохранивших традиционные ценности и культуру, существенно выше.

Существует демографический миф, укоренившийся даже в современной социологии и демографии, согласно которому высокий уровень рождаемости в бедных странах связан якобы с высокой смертностью, неграмотностью и низкой образованностью населения. Это не соответствует действительности: см. статью автора «Детерминанты репродуктивного поведения или когда будут рожать не меньше трех»[8] в Приложении 12. В странах с высоким уровнем жизни, низкой смертностью и развитым образованием также сохраняется высокая рождаемость, если в обществе не утрачена традиционная система ценностей, например в Ирландии, Израиле или Кувейте. Потому что традиционная система ценностей всегда поддерживает семью как социальный институт, подавляет эгоизм, культивирует жертвенность, самоотречение и бескорыстие, без чего, как правило, невозможно создание крепкой семьи и рождение более двух детей.

Блок ДЕМОГРАФИЯ подходит для вдумчивой аудитории возрастом от 10-го класса и старше. Если включать его в лекцию, то это удобно делать сразу после ВСТУПЛЕНИЯ и потом переходить к блоку ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ. Россия вымирает, потому что мы стали эгоистами, а эгоистам дети мешают «брать от жизни все». Эгоистами мы стали вследствие целенаправленного информационно-культурного воздействия, подмены ценностей. Эти мысли должны обязательно прозвучать в лекции, даже если лектор выпускает в целом блок ДЕМОГРАФИЯ.

МУЖЕСТВО

Что такое мужество? Из чего оно складывается? Что значит «быть мужчиной»? Сегодня это понимают далеко не все юноши и ребята постарше. Традиции воспитания сына, мужчины, воина, защитника, главы семьи сегодня во многом утрачены. Учителями и наставниками для детей становятся в основном женщины, многие ребята растут в семье без отца. Поэтому приходится говорить об этих вроде бы простых, но в то же время весьма глубоких и основополагающих понятиях, таких как мужество, честь, долг, ответственность.

Настоящий мужчина, муж и отец служит своей семье: зарабатывает, обеспечивает, защищает, заботится о всех, прежде всего о своей жене и детях, а потом уже думает о себе, о своих прихотях. Именно поэтому его слово – закон. Он выслушает всех, постарается найти наиболее правильное решение в интересах всей семьи (не себя лично), убедить в этом других. И если он сам твердо убежден, что решение правильное, он возьмет на себя ответственность и сделает так, как решил. С него и спрос. Мужчина отвечает за все. Настоящий мужчина не боится этой ответственности. Главенство – это не трон, не привилегия, а тяжелая ноша, которая по силам только мужчине. Главенство основано на любви и ответственности.

Слабому человеку хочется отказаться от этого, спрятаться под юбку сперва матери, а потом – жены, выстроить «партнерские отношения», когда «каждый сам за себя» и «никто никому ничего не обещал». Так проще, так легче, если нет совести, чести и мужского достоинства.

Если женщина выходит замуж (не «перед-муж», а «за-муж») за сильного, доброго, любящего человека, который не бросит, не пропьет, не предаст, не изменит и чувствует себя за-мужем, как за каменной стеной, чувствует себя женщиной, то для нее не проблема родить 3-4 детей. Проблема, где найти такого…

Если в отношениях между мужчиной и женщиной женщина не уважает мужчину, то отношения рухнут. А как можно уважать того, кто отказался от должной ответственности – юркнул в кусты. Мужчина женщину берет в жены, а женщина — отдает, дарит себя. Во всех смыслах: она доверяет мужу свою жизнь, свое тело, свою душу. Именно так строятся отношения. Как же можно отдаваться человеку, которого ты не уважаешь? Мужчина должен быть достоин уважения, поэтому он должен быть и образованным, и сильным, и глубоким, и порядочным человеком.

Девушка может позволить себе быть беспечной, слабой, несобранной, парень – нет. Для девушки главное – найти свое счастье в любви, выйти замуж за единственного в своей жизни любящего и любимого человека. Этим заканчивается период неопределенности в жизни девушки. А у мужчины с созданием семьи все только начинается, возникают ответственность и масса проблем, которые он перекладывает на свои сильные плечи с хрупких женских плеч. Став главой семьи, мужчина достигает полной самореализации. К этому нужно быть готовым, к этому нужно готовиться с самого детства, не терять время даром, просиживая за компьютерными играми, убивая свое здоровье пивом и куревом, не говоря уже о наркотиках.

Слабый сразу сдается, понимает, что не потянет, теряет мужской облик, становится жалким, женоподобным, при этом пытается скрыть свой комплекс неполноценности внешними «понтами». Он машет на себя рукой и пускается во все тяжкие: «мужчиной мне не стать, так хоть оттянуться по полной». Жизнь таких недомужчин ничтожна и неполноценна. Таких не уважают ни девушки, ни другие парни.

В жизни, в работе, в армии, на службе – то же самое, что и в семье. Необходимы ответственность, инициатива, багаж знаний, умений, навыков, здоровья и сил, который накапливается с детства, годами.

Еще одно совершенно необходимое качество мужчины – великодушие. Нет ничего хуже мелочного мужчины. Настоящий мужчина уступает своим близким в мелочах (которых в повседневной жизни довольно много), но настаивает на главном. Он покрывает своим великодушием слабости других, умеет промолчать, умеет терпеть, не истерит, не «лезет в бутылку». Он выше склок и взаимных претензий, он может взять вину на себя и даже умереть за своих любимых и за свою Родину, если это необходимо для их спасения.

ЗАВИСИМОСТИ

В этом блоке больше времени следует уделить пристрастию к интернету, социальным сетям, компьютерным играм, в целом – зависимости от электронных гаджетов (кибераддикции), поскольку это актуально для подавляющего большинства детей. Про алкоголь, курение и наркотики они, скорее всего, уже слышали неоднократно. Поэтому, если говорить об этом, то нестандартно, «с изюминкой». Автор по возможности встраивает эту тему в блок ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ, когда говорит о навязывании деструктивных пристрастий и моделей поведения.


МНОГОДЕТНОСТЬ

Современные старшеклассники и студенты, рожденные в 90-е и «нулевые», принадлежат к депопуляционному поколению, их намного меньше, чем тех, кто родился в 70-е, 80-е гг. прошлого века и сегодня сам рожает детей. Поэтому к теме многодетности можно перейти сразу от ДЕМОГРАФИИ: «В ваших семьях должно родиться трое-четверо детей или больше. Семья с тремя-четырьмя детьми должна стать обычной российской семьей, иначе мы снова будем вымирать по миллиону в год. Будет лавинообразная миграция, специально спровоцированные межнациональные конфликты и т.д.»

Перейти к многодетности можно также от блока ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ. С помощью технологий манипулирования сознанием детям и молодежи внушают стойкий негатив по отношению к материнству, отцовству, тем более многодетной семье. Можно продемонстрировать фрагмент мультфильма «Красавица и чудовище», где показан чудовищно искаженный образ матери. После этого надо четко обозначить и разоблачить все манипулятивные приемы, примененные в данном фрагменте, и, как говорится, «дать позитив»: показать, например, фрагмент документального фильма о порядочных любящих многодетных семьях и т.п. Нельзя останавливаться на фрагменте-манипуляторе, поскольку он, так или иначе, осядет в памяти, даже если лектор его разберет и опровергнет, если не будет показан правдивый образ любящей и счастливой матери.

Не надо бояться родить 3-4 детей. В реальности в многодетной семье детей воспитывать легче – они более приспособлены к жизни и т.д. Женщина теряет красоту и здоровье не в результате рождения детей (наоборот – это помогает сохранить здоровье, поскольку это нормально, физиологично), а в результате противоестественного отказа от деторождения – абортов, контрацепции, а также беспорядочных половых связей.

Призыв рожать 3-4 детей может вызвать либо резкое отторжение, либо оживленную дискуссию, требующую достаточно много времени на ее правильное ведение и завершение. В идеале эту тему лучше осветить в конце лекции при ответах на вопросы.

Вообще, тема многодетности очень тонкая и сложная. Несмотря на кажущуюся простоту, она воспринимается с большим трудом, может вызвать ненужное противление и протест. Можно, конечно, «выдать» заготовленный пафосный или умилительный текст на эту тему, невзирая на реакцию аудитории, но эффект может оказаться обратным. Чем младше слушатели, тем сложнее говорить с ними о многодетности. В школах этот блок можно пропустить, максимально сократить или «размыть» по другим темам, очень деликатно подходя к столь болезненному и трудному для восприятия детей вопросу. Памятуя о том, что большинство из них родились в однодетной или двухдетной семье, многие не имеют отца. В то же время, ребятам постарше и взрослым надо об этом обязательно рассказать, поскольку для них это уже вполне конкретный жизненный вопрос.

-------------------------

Для того, чтобы развернуть в лекции все смысловые блоки в приемлемом виде, необходимо как минимум 2 школьных урока или 1 пара (1 час 20 мин). В конце можно показать какой-нибудь документальный фильм или сюжет по теме лекции, лучше не очень тяжелый, а воодушевляющий, оставить хотя бы 5 минут на вопросы. Если дают возможность регулярных встреч, можно освещать по 1-2-3 блока за урок. Если же в распоряжении лектора только один школьный урок и этих слушателей он больше не увидит, лучше ограничиться основными блоками, вовремя и к месту вставляя в них отдельные наиболее актуальные для конкретной аудитории тезисы из дополнительных блоков. Надо умело войти в тему и правильно закончить: на позитиве, вернувшись к разговору о любви и счастье.

Порядок блоков в лекции может быть различным, время, отведенное на блоки, может быть непропорциональным, т.е. один блок можно «проскочить» за 3 минуты, о другом говорить 30 минут в зависимости от специфики и настроя аудитории. В связи с этим также могут добавляться иные блоки. Например, если лекция проводится в педагогическом институте, весьма желательно коснуться проблем ювенальной юстиции, «сексуального просвещения», детской возрастной психологии и недирективной педагогики.

Если лекция проходит в колледже искусств или музыкальной школе, то целесообразно максимально широко раскрыть блок ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ. Проникновенно и тонко, с обилием примеров развернуть блок ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ. Сэкономить время для развертывания этих блоков можно, например, за счет блоков: ДЕМОГРАФИЯ, МНОГОДЕТНОСТЬ.

В аудитории, где преобладают не очень дисциплинированные и утонченные юноши (ПТУ, строительно-монтажный техникум и т.п.), целесообразно быстро перейти к блоку МУЖЕСТВО, от него – к абортам. Получится примерно следующая структура:

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Максимально кратко.

2. ДЕМОГРАФИЯ. Максимально кратко и приближенно к жизни рядового человека: т.е. лектор акцентирует внимание не на статистике, а, например, на том, что девочку некому защитить, если у нее нет отца, мужа, братьев.

3. МУЖЕСТВО. Этот блок становится в данном случае неким стержнем, пронизывает всю лекцию (определенным образом заменяя блок ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ, впрочем, мужская ответственность и есть проявление любви).

4. БРАК, СЕМЬЯ И ДЕТИ. Незарегистрированное сожительство – это просто использование девушки парнем, потребительство, недостойное настоящего мужчины. Фактически она несет все риски, а он ни за что не отвечает. Надоест, подвернется другая, заболеет, забеременеет – все: «я тебе ничего не обещал». Вот почему не хотят создавать семью: боятся ответственности, а пользоваться девушкой хотят, как вещью. Это не достойно настоящего мужчины. В общем: любишь – женись, не любишь – не надо девчонке голову морочить.

5. ЦЕЛОМУДРИЕ. Максимально кратко с акцентом на угрозу ЗППП в результате беспорядочных связей и неэффективность презервативов.

6. КОНТРАЦЕПЦИЯ. Ненадежность барьерной контрацепции возвращает к разговору об ответственности. Мужчина должен отвечать за свои действия, а не перекладывать все проблемы на хрупкие плечи женщины, что происходит в результате использования гормональной контрацепции, спиралей, отчасти барьерных и иных способов контрацепции. Поскольку побочные действия и весь спектр проблем, связанный с использованием контрацепции, становятся уделом женщины.

7. АБОРТ. Тем более это касается аборта. Аборт, сделанный под давлением или с молчаливого согласия того, кто зачал этого ребенка, – это низость, трусость и предательство со стороны мужчины.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Будьте мужиками, не бойтесь рожать детей, основывайте свои поступки на ответственности и любви. Желаю вам, чтобы ваш третий сын, когда ему исполнится 16 лет, сказал, как и первые два, что он во всем хочет быть похожим на своего отца.

 


[1] Сорокин Питирим. Американская сексуальная революция. М.: Научно-практический центр коммуникативных исследований «Проект барьер», 2006. С. 72.

[2] Журнал «Здоровье», №1, 1966 год.

[3] https://en.wikipedia.org/wiki/Condom

[4] С. Хеншоу, Перспективы планирования семьи, вып. 28, № 4, июль/август 1996 г.

S. Henshaw, Fam. Plan. Perspect., vol. 28, no. 4, July/Aug. 1996

[5] Голиченков В. А., Попов Д. В. Официальное письмо кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова от 03.09.1993г.

[6] http://www.un.org/esa/population/publications/abortion/pop830.pdf (дата обращения: 23.10.17).

[7] РИА Новости https://ria.ru/society/20121212/914450194.html

[8] http://devec.ru/almanah/8/1450-konstantin-shestakov-kogda-stanut-rozhat-ne-menshe-treh.html  


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!