Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 15

Дисциплина: Родная литература

Тема: Жизненный и творческий путь И.Сельвинского.

Цель занятия: познакомить обучающихся с крымской тематикой в творчестве поэта Ильи Сельвинского, пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии о своем крае, привить любовь к Крыму.

Планируемые результаты

предметные: развитие навыков глубокого осмысления лирических произведений, анализа стихотворений и умение делать выводы из прочитанного, навыки воссоздания картины, запечатленной поэтом;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие  навыков исследовательской работы, логического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности, воспитание любви к родному краю, к его природным богатствам.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

 1.Биография поэта.

 2.Поэзия  на крымскую тематику

 

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

Литература:

1.Дягтерев П.А. У литературной карты Крыма. – Симферополь: Таврида, 1985.

2.Обвалы сердца. Авангард в Крыму / сост., предис. и коммент.

С. Шаргородского. – Б.м. : Salamandra P. V. V., 2011. – 187 с., илл.

– PDF. – (Библиотека авангарда, вып. IV).

3.Сельвинский И. Избранные произведения в двух томах. – М.: Художественная литература, 1989.

 

Преподаватель: Черченко Л.В.

Тема: Жизненный и творческий путь И.Сельвинского.

План занятия:

1.Биография поэта.

 2.Поэзия  на крымскую тематику

 

Ключевые слова: эстетическое познание, конструктивизм

Вопрос 1.

Море, море! Крымское море!                                 

Юности моей зов…                                                      

И если очень захочется счастья,

Мы с вами поедем в Крым!

Эти строки написал поэт Илья Львович Сельвинский, наш соотечественник, который через всю свою жизнь пронес любовь к Крыму.

Поэзия, как и вся художественная литература, дает обобщенное выражение духовной жизни народа. Выдающаяся поэзия содержит образцы философского и эстетического познания и освоения мира. Из художественной литературы читатель подчас больше узнает об эпохе, людях, идеалах, помыслах, чем из многих других источников. Познавательное и идейно-эстетическое значение художественных произведений талантливых авторов всегда очень высоко, а воздействие на формирование мировоззрения поколений – необычно активно.

    Жизнь каждого из нас представляет интерес, а тем более жизнь писателя – человека, обладающего способностью почувствовать, сколько силы таится в слове и как эту силу можно сделать послушной, человека, который, «стряхивая с образа мира пыль повседневности, поднимает остальных людей на более высокую ступень человечности».

    Всю свою жизнь посвятил раскрытию загадки поэтического творчества «ратник рыцарского ордена стиха», наш земляк, родившийся в Симферополе, И.Л.Сельвинский. Детство, отрочество и юность И.Сельвинского были яркими, но трудными. Сельвинский Илья (Карл) Львович (1899 - 1968)

родился 12 октября  в Симферополе в семье скорняка, инвалида турецкой войны 1874. После событий 1905, разгула реакции и погромов мать Сельвинского увезла трех дочерей и сына в Константинополь. В Турции,  Сельвинский учился во французской и арабской школах. После возвращения семьи в Крым жизнь была трудна, полна лишений, отец вернулся с войны инвалидом, часто болел, потом разорился, симферопольский дом пришлось продать, семья переехала в Евпаторию. Сельвинский поступил в городское училище, затем в гимназию. Гимназист вынужден был заниматься случайными заработками, но вместе с тем шло познание жизни поэтом не без привкуса романтики: одно лето плавал юнгой на шхуне вдоль Крымско-Кавказского побережья, а осенью обычно шел на лов кефали под Тарханкутский маяк. В 1918, став бойцом Красной гвардии, защищал Перекоп. Сельвинский продолжил образование в Москве, окончив юридический факультет университета, затем факультет общественных наук (1923), в 1929 едет инструктором по пушнине в Киргизию. Изданный в 1929 «Пушторг» явился первым советским романом в стихах. Тема романа — борьба идейности и карьеризма, участие интеллигенции в послереволюционном строительстве, сатирическое осмеяние приспособленчества. В основе сюжета столкновение между директором акционерного общества «Пушторг» Полуяровым и его заместителем Кролем, мещанином с партбилетом. Обуреваемый амбициями приспособленец Кроль выписан автором поистине с сатирической яростью. Окончив только 2 класса начального училища, Кроль благодаря революции «вышел в люди», работал в ЧК, был комиссаром отряда, вышел в хозяйственники. Он невежда, но он «дурак с интонацией хитреца», он щеголяет своей малограмотностью как неким пролетарским дипломом. Автор обобщенно разоблачает «кролевщину» как социальное зло приспособленчества, мимикрии, двурушничества. В 1928 Сельвинский пишет пьесу «Командарм-2» — ее ставит Вс. Мейерхольд. В 1930-32 работает сварщиком на Электрозаводе, был там также бригадиром литбригады, работником парткабинета, изучил производство электрических ламп. Стремление всесторонне изучить жизнь страны ведет его как уполномоченного Союзпушнины на Камчатку, затем в качестве корреспондента «Правды» он участвует в походе ледокола «Челюскин» (1933). На борту «Челюскина» была закончена пьеса «Умка — Белый медведь», в которой автор поднял тему интернационализма, развития малых народов. Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт услышал в пьесе «изумительные по мастерству и силе стихи» (Комсомольская правда. 1935. 14 февр.). Пьеса была сразу же после возвращения автора поставлена в Москве и Ленинграде и оценена как одно из «крупнейших явлений советской поэзии последних лет» (Литературный Ленинград. 1936. 14 февр.). Впечатлениями от похода «Челюскина» были навеяны эпопея «Челюскиниана» и роман «Арктика». В этих произведениях воплощены многолетние раздумья о смысле жизни, о личности и обществе, об индивидуальности и индивидуализме. В центре поэмы «Челюскиниана» (опубл. в 1937-38) — образ академика О.Ю.Шмидта. Поэму автор переработал в роман «Арктика»; начатый в 1934, он был опубликован в 1957. В обоих произведениях мы видим симфонию арктических красок, философичное осмысление современности.

В этот период разрабатывает жанр исторической трагедии в стихах: "Рыцарь Иоанн" (1937), "Бабек" (1941). В годы Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы начинает работать над драматической трилогией "Россия", которую заканчивает в 1957. Результатом многолетних раздумий и стиховедческих изысканий явилась книга "Студия стиха" (1962).  

С первых дней Беликой Отечественной войны Сельвинский уезжает на Южный фронт, участвует в обороне Крыма невдалеке от тех мест, где был ранен в Гражданскую войну. С авг. 1941 до янв. 1942 был военным корреспондентом газеты 51-й отдельной армии Крымского фронта «Сын отечества», сам ходил с бойцами в атаку. Сотрудничает в газете Северо-Кавказского фронта «Вперед к победе!», попадает в Севастополь. Оттуда на эсминце уходит в Керчь и принимает участие в керченско-феодосийском десанте, который был высажен с кубанского берега в дек. 1941. У Багеровского рва под Керчью, где фашисты расстреляли мирных жителей, Сельвинский написал ставшее знаменитым стихотворение «Я это видел!»:

 

«Нет! Об этом нельзя словами...

Тут надо рычать! Рыдать

Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,

Заржавленной, как руда».

 

 Стих, было напечатано в виде листовок и сбрасывалось с самолетов, вдохновляя наших бойцов призывом к борьбе. Доктор Геббельс из Берлина обрушился на Сельвинского по радио, сообщив, что третий рейх приготовил веревку специально для него. Но поэт рвался на передний край, фронтовики вспоминают: «Сколько раз мы сдерживали Илью Львовича, берегли его, но он нередко ухитрялся проникать на передовую, в траншеи и землянки солдат...».

Завершив в 1944 1-ю часть трилогии «Россия», Сельвинский работает в газете 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта «На разгром врага». Главной темой становится тема любви к родине, он пишет ряд стихов и микропоэм («Аджимушкай», «Баллада о ленинизме» и др.). Вспоминая об освобождении Севастополя, Сельвинский писал: «И тут я понял, что лирика и родина — одно». Военная тема была продолжена в изданной в 1947 книге «Крым, Кавказ, Кубань». В том же году была написана первая трагедия на тему об атомном веке — философская пьеса «Читая Фауста». В 1949 закончена 2-я часть трилогии «Россия» — «От Полтавы до Гангута», это оптимистическая трагедия, ее пафос в осуществлении давней мечты о выходе России к морю. Образ Петра I в трагедии овеян пушкинским обаянием. Оптимизмом пронизана и последняя часть трилогии — пьеса в стихах «Большой Кирилл», здесь уже эпоха Октябрьской революции. «Основной труд жизни» — трилогия «Россия», воплотившая идею величия России, была завершена в 1957. В 1962 вышла книга Сельвинского «Студия стиха», в 1966 написан роман-исповедь «О, юность моя!» Продолжалась работа над пьесой «Человек выше своей судьбы» (1962), затем была написана лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» (опубл. в 1968). Сельвинский углубленно трудился над сводом русских былин «Три богатыря». Увлеченно преподавал в Литературном институте им. М.Горького. «Сельвинский работал с нами по-настоящему»,— вспоминал Расул Гамзатов. На встретивших Сельвинского незадолго перед его кончиной он произвел впечатление человека, вышедшего на далекую прогулку...

Последним произведением Сельвинского был автобиографический роман "О, юность моя!", опубликованный в журнале "Октябрь" в 1966.

Умер поэт 22 марта 1968 в Москве.

 

Вопрос 2.

    Как известно, лирическими стихами обычно начинается творчество любого поэта. Именно в них, прежде всего, запечатлен идейно-эмоциональный слепок его мироощущения. Лиризм каждого крупного поэта – всегда  первооткрытие. В то же время лиризм любого настоящего поэта всегда благороден, человеколюбив. Для Сельвинского лирика - цепь откровений, исповедей, зарубок памяти и сердца, где каждое звено, живет и само по себе, как целостный организм.  В лирику поэта входит весь жизненный опыт, зачастую как ощущение опыта исторического. Для Сельвинского в этом сложном соцветии навсегда важными оставались переживания детства. Он писал: «Я глубоко убежден: первые детские восприятия, как бы наивны они не были, не только закладывают в душе художника основные черты поэтического характера, но и мощно звучат в нем в течение всей жизни».

Среди множества разнообразных тем и мотивов были у Сельвинского излюбленные, сокровенные, близкие по душе его таланту. Он был с детства очарован морем, и чувство это не покидало его до последнего вздоха.

В лирике, кроме моря, особенным любовным проникновением овеяно все связанное с природой, с ее пейзажами и живым миром.

Истинная поэзия должна говорить сама за себя чувствами, эмоциями, страстями, надеждами, идейно-нравственными и философскими прозрениями поэта, вплетенными в стихотворение.

    Одна из главных высот лирики Сельвинского – стихи о войне. Участие в рядах бойцов с фашизмом стало для поэта вторым духовным открытием мира народных чувств, нравственной силы советского характера. Близость к народу-воину зазвучало в его стихах патриотической яростью, зовом возмущенной совести. В годы войны еще многозначней и глубже становится лиризм поэта. Сельвинский как фронтовой газетчик на Крымском фронте в знаменитой 18-й армии, многое видел, испытал и о многом писал по свежим следам событий. Писал и лирические стихи, и песни, и агитки, и частушки. Он даже создал сатирическую галерею матерых гитлеровцев, злодеев, изуверов и нравственных уродов. Она так допекла «героев» галереи, что Геббельс, публично выступая, грозился повесить поэта.

Военную биографию И. Сельвинского периода Великой Отечественной войны можно разделить на четыре этапа:

 1. Участие в обороне Крыма (август 1941 – январь 1942 гг.: газета 51-й армии «Сын Отечества»).

2. Деятельность периода Крымского фронта (январь – май 1942 г.: газета Крымского фронта «Боевой натиск» («Боевая Крымская» – 9.04.1942 г.).

 3. Участие в боевых действиях на Северном Кавказе, по освобождению Кубани, Тамани, Керченском десанте (май 1942 – февраль 1944 гг.). В связи с расформированием Крымского фронта газета «Боевой натиск» («Боевая Крымская») была закрыта, а ее редакция стала выпускать газету Северо-Кавказского фронта «Вперед в победе!». Первый номер вышел 28 мая 1942 года. С апреля 1943 года газета называлась «Вперед за Родину!».

4. Участие в боях в Прибалтике (март 1944 – август 1945 гг.: газета 1-й ударной армии Второго Прибалтийского фронта «На разгром врага»).

Таким образом, первые полгода пребывания на фронте И. Сельвинский служил в газете армии, а последующие годы – в печатных органах фронтов. Кроме того, он был внештатным корреспондентом «Красной звезды». Первые два из указанных этапов фронтовой биографии поэта были рассмотрены нами в ряде публикаций [13, 14; 39]. В данной работе исследуется жизнь и творчество военкора И. Сельвинского с мая 1942 по февраль 1944 года. Разные аспекты этой темы нашли отражение в литературоведческой и исторической                      

литературе.

И. Сельвинский одним из первых в начале ноября 1943 года вошел в каменоломни Аджимушкая, а его стихотворение «Аджимушкайские каменоломни» стало первым сообщением в печати о героизме подземного гарнизона.

Более 70 лет назад, на выжженной крымской земле, а вернее - под крымской землей, в мрачных многокилометровых галереях Аджимушкайских каменоломен, начиналась легендарная, трагическая и страшная эпопея окруженных там нескольких тысяч воинов советского Крымского фронта и местных жителей. О защитниках Аджимушкайских каменоломен, которые в нечеловеческих условиях - ужасающая жажда, газовые атаки, подрывы сводов авиабомбами, истощение и болезни - сумели ценой нечеловеческого же напряжения сил продержаться с конца мая по сентябрь-октябрь 1942 г., написано немало. Но, к сожалению, за пределами Крыма сейчас нечасто вспоминают о самоотвержении, страданиях и жуткой гибели этих мужественных людей. Большинству из них так и не суждено было снова увидеть солнечный свет...

Наверное, лучшим надгробным венком на их общий подземный склеп стали замечательные стихи  Ильи Сельвинского, которому довелось спуститься в ад Аджимушкая в ноябре 1943 г., когда этот район был освобожден советскими войсками...


Вопросы для самоконтроля:

1. Что Сельвинский открыл для вас?

2. Какие строки его произведений вы считаете гордостью русской поэзии?

3. Согласны ли вы с мнением, что лирика Сельвинского богатством красок и оттенков во многом сродни живописи?

 


.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!