Разбор конкретных спектаклей Ю. Бутусова как образцов технологии абсурдизации художественного пространства.
«Сон об осени»
Спектакль по пьесе Юна Фоссе, премьера состоялась 3 февраля 2016 года. Художник - Александр Шишкин Композитор - Фаустас Латенас.
Этот спектакль можно сравнить со сном, ведь именно во сне может случиться такое, что обычный парень становится твоим отцом, а твоя мама, уже не мама, а таинственная, загадочная, манящая красавица, и всё остальное не то чем ты считал раньше. И всё это происходит до того момента, пока ты не проснёшься.
На кладбище встречаются мужчина и женщина. Хочется отметить великолепную работу художника-оформителя, потому что кладбище представлено в виде круглой эстрады, которая по периметру обрамлена белыми лампами в форме шаров, что навивает мистические мотивы. Под потолком над зрительным залом висят крупные чёрные шары, напоминающие грозовую тучу. Из которой в любой момент хлынет дождь. Кресты сделаны из картонных коробок склеенных скотчем. Посреди сцены куча песка, которая напоминает могильный холмик, но из него примутся лепить песочные замки. В спектакле много сыпучих веществ, волосы актёры засыпают белой пудрой, и они становятся седыми. Взмах головы и белый порошок разлетается как дым. Песком до краёв наполнена обыкновенная садовая тачка, и один из персонажей будет с размаху в нее кидаться, разбрасывая фонтаны этой субстанции. Так же актёры взаимодействуют с водой, взрывая чёрные воздушные шары из которых хлещут струи воды. В спектакле всего четыре актёра Мужчина — Виталий Куликов, Женщина — Ольга Муравицкая. Отец — Сергей Волков, Мать — Лаура Пицхелаури.
|
|
Сценический текст Бутусова отличается от оригинала, он полон поэтических метафор. Он как будто бы попадет в самое сердце и заставляет его сжиматься о боли и тоски.
Влюблённый здесь не смогут нормально жить, они просто застынут статуями как в музее. В финале спектакля актёры исполняют танец из фильма «Банда аутсайдеров», как бы пробуждая публику ото сна.
В этом спектакле образы медленно оживают в подсознании: высокие люди-памятники, плачущий серебряными слезами из новогоднего дождика зонт, бумажный кораблик, идущий ко дну.
Внезапно понимаешь: вот он, Театр Сна, который нельзя покинуть, – можно только перейти из одной комнаты в другую.
«Гамлет»
Премьера Шекспировской пьесы состоялась 22 декабря 2017 года. Художник Владимир Фирер. Основная особенность этой постановки заключается в том, что Гамлета играет женщина, а Офелию – мужчина. Так же используется перевод шекспировского текста, сделанный в двадцать первом веке. Юрий Николаевич эту пьесу ставит уже второй раз, но звучит она совершенно по-новому. Главная задача этой пьесы, показать эффект новизны, каким может быть старейший театральный сюжет.
|
|
Несколько слов хочу сказать о декорациях: сцена оформлена в белоснежные панели, а актёры в большинстве эпизодов, в чёрных костюмах. Белое пространство это удобный фон для работы со светом, чтобы передать атмосферу момента, сцену заливает цветом софитов. Гамлет видит призрак отца в сизо-сером тумане. А сцена разговора в комнате у матери происходить в ярко разовом освящении. Ближе к финалу сцена погружается в алый цвет, как бы настраивая зрителя на кровавый конец. То и дело на сцене появляется огромное количество бутылок, но они пустые, они символизируют праздник, который близится к концу.
Особое внимание хочется уделить актёрскому составу. Главного героя играет Лаура Пицхелаури. Как мне кажется, этот режиссёрский трюк позволяет взглянуть на Гамлета по-новому. Ещё одной новизной традиционного сюжета стало появления артиста Фёдора Пшеничного, который сыграл Офелию, как японского актёра из театра Кабуки. Ближе к финалу у Офелии появится двойник — девочка-душа Юстины Вонщик ее акцент так же удачно подчеркивает непохожесть на Офелию.
|
|
Самой поразительной сценой становится финал, Бутусов придумал поистине гениальный финал. Все участники действия по одному выносят на сцену доски, как бы складывая из них подмостки. И все в зрительном зале, понимают, что сейчас случится неизбежное. Белый задник медленно поднимается, и взглядом представляется чёрная пустота, на фоне которой стоит фигура Гамлета в белом широком костюме, и с огромным деревянным мечом. А верный друг принца Горацио - бегает по кругу и кричит «Вы не будете сегодня драться!» «Буду!» - кричит в ответ Гамлет, но кричит он куда-то вверх.
«Дядя Ваня»
Премьера: 31 марта 2017
Художник Александр Шишкин
Музыка в спектакле звучит так громко, что заглушает слова персонажей. Каждый бьётся в своём углу со своей повторяющейся репликой, и своим определённым жестом.
Режиссёр помещает чеховских героев в нарисованный белый коридор. Где над каждой дверью написаны таблички «Доктор», «Елена», «Ваня». Жизнь проходит в коридоре, как на распутье.
Персонажи в спектакле не слышат друг друга, они стараются заглушать дуг друга барабанной дробью, чтобы мы их не услышали, не поняли.
|
|
Режиссёр делает ставку, что зритель знает произведение.
Когда появляется дядя Ваня, а он появляется весь обсыпанный пылью, и зритель тут же понимает, что такому пыльному от времени герою, жить не просто, не то чтобы надеется на счастье.
Возрастная Соня, очень похожа на мертвеца, у неё выбеленное лицо и гримаса страдания на нём. Вечно рыдающий Серебряков тоже несчастен. Ведь у него была, да, была жизнь, а теперь ее нет. Важно только то, что теперь — нет.
Режиссёр ставит сцены в своём порядке, повторяя некоторые реплики. К середине спектакля появляется ощущение бесконечного круговорота.
Розы для Елены Андреевны, так и не появятся в спектакле, они станут, прекрасной мечтой о невозможной красоте, невозможной жизни.
Три первых акта «Дяди Вани» — абсолютный абсурд, возведённый в самую высшую степень.
Как я уже говорила, декорация выстроена таким образом, что напоминает коридор больницы. Эта больница - дом абсурда, который потом начнут разрушать.
Герои спектакля предстают перед зрителем голые, но не телесно, а душевно. Каждый персонаж представлен зрителю во всей своей слабости, но при этом у каждого есть своё обаяние.
Эксцентрика, гротеск и буффонада, а все же речь в этой трагикомической клоунаде – о человеке, о жажде счастья, которая так естественна и так абсурдна.
За спектакль "Дядя Ваня" режиссёр Юрий Бутусов был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа режиссера в драме» (2018)
Заключение
Абсурд в театре это достаточно молодое явление, и, тем не менее, оно откликается у многих зрителей. К театру абсурда можно относиться по-разному, но нельзя допустить, чтобы он исчез из театрального пространства. Ведь именно в театре абсурда можно наяву увидеть самый странный сон или погрузиться в мир сюрреализма. Режиссеры, которые работают в этой эстетике, настоящие профессионалы своего дела. Спектакли Юрия Бутусова не раз приводили в восторг критиков и зрителя, его понимание театрального пространства, та энергетика, которая исходит от актёров в его спектаклях, завораживают зрителей, и хочется верить в то, что ещё много работ мы увидим в постановке Юрия Николаевича.
Список литературы
1. Жан-Поль Сартр «Бытие и Ничто» Издательство «АСТ» Москва стр. 121.
2. Мартин Эсслин «Театр абсурда» Издательство «Балтийские сезоны» стр. 33
[1] Источник: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%90%D0%91%D0%A1%D0%A3%D0%A0%D0%94
[2] Википедия «Абсурд это»
[3] https://kartaslov.ru
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE,_%D0%AD%D0%B6%D0%B5%D0%BD
[5] Манифест ОБЭРИУ
[6] Манифест ОБЭРИУ
[7] https://portal-kultura.ru/articles/theater/331021-rezhisser-yuriy-butusov-zamysel-postanovki-formiruetsya-ne-v-nachale-raboty-a-vo-vremya-ee-vstrechi-/
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!