ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ



Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса

Практически во всех развитых странах широко развиваются компьютерные обучающие технологии, в том числе игры. В настоящее время в Фонде ИС РОСНИИ готово к распространению более 160 обучающих программ.[34] Процесс создания компьютерных обучающих программ и их использование в обучении становится все более распространенным. Преимущества и недостатки программных продуктов во многом зависят от того, будут ли даны ответы на следующие вопросы в процессе разработки: Кто будет его использовать? сколько это стоит? зачем? Другими словами, сегодня качество образовательных программных продуктов в первую очередь зависит от их потребительских качеств.[2]

Как и любой учебный материал, образовательные компьютерные игры и программы необходимо оценивать по набору качеств.[17]

Каким условиям должны соответствовать обучающие компьютерные игры? Какие потребительские атрибуты должны иметь компьютерная программа, используемая в образовательных целях?

Любой ОКИ можно оценить по следующим критериям:

1) экономия времени студентов за счет любых дополнительных графических возможностей или включенных дополнительных инструментов поддержки;

2) по объему информации для индуктивного рассуждения (за счет большого количества рассмотренных задач, генератора примеров и т. д.);

3) предоставить возможности для создания новых методов обучения и обновления содержания учебных курсов; по возможности доступ к смежным областям знаний.

Методологические свойства ОКИ оцениваются по:

1. простота освоения программы и работы с ней;

2. адекватность языка и обозначений, используемых в программе предметной области;

1. Открытость, т.е. возможность расширения круга решаемых задач;

2. Соответствие стандартным требованиям к интерфейсу;

3. Влияние на методы обучения, возможности повышения педагогических навыков.

Качество оформления экрана оценивается с точки зрения академичности, лаконичности, аскетичности; о валидности цветовых решений (в том числе с точки зрения психологов и врачей); оптимальным количеством информации на экране.

Экономическая обоснованность оценивается по кругу предполагаемых пользователей (мощность рынка); по конкурентоспособности; по открытости для модификаций и дополнений последующими версиями и разработками. [7]

Пользовательский интерфейс играет особую роль в потребительских свойствах образовательных программных продуктов. Он должен быть разговорным и простым в использовании. Основными факторами, определяющими удобство использования пользователем диалогового интерфейса, являются:

а) Гибкость диалога, то есть способность пользователя адаптироваться к диалогу, адаптироваться к своим потребностям и адаптироваться к системе.

б) Простота обучения и использования, то есть возможность научиться использовать программу в процессе работы благодаря тому, что программа оказывает помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя.

 c) Логичность, ясность, последовательность диалога, т.е. способность легко понять основы функционирования программы за счет того, что система предоставляет структурированный список своих функций, способна объяснить ее состояние и действия.

г) Надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам обучающегося и оборудования, наличие защиты от неправильных действий.

д) Стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами, такими как MS Windows, IBM и другими.[17]

Организация диалога в курсе имеет две важные отличительные функции: диалог, используемый для управления программой, и диалог с точки зрения предметной области.

Для реализации каждой из этих функций необходимо соблюдать соответствующие стандарты. Общие признаки удобного интерфейса:

- использование пиктограмм для организации контрольного диалога; ориентированный на меню;

- Контекстно-зависимая справочная информация (Help);

- возможность использовать как «мышь», так и клавиатуру для ввода с помощью «горячих клавиш», стрелок, клавиш табуляции и т.д.;

- единые правила работы со всеми меню;

- «Esc» либо игнорируется, либо используется только для выхода из любого режима на более высокий уровень с отменой внесенных изменений;

- запрос подтверждения в «опасных» ситуациях (выход из программы, потеря информации и т. д.);

- такой же или аналогичный и легкодоступный выход из любого режима; информация о происходящем процессе (например, долгосрочный подсчет, обмен с внешними устройствами и т. д.);

- возможность прерывать длительные процессы; правильная обработка аварийных ситуаций внешних устройств (например, недоступность принтера);

- правильная реакция на комбинации «Ctrl + Break», «Ctrl + C»;

- обработка некорректных действий пользователя.

К признакам качественного дизайна экрана можно отнести следующие свойства:

- легко воспринимаемый с экрана, логически организованный текст;

- отображение на экране только необходимой информации;

- использование графической информации для объяснения словесных утверждений;

- мотивированная смена стилей оформления.

Проблема цветового решения интерфейса очень важна. Здесь не хватает интуиции разработчика, ведь восприятие цвета людьми очень индивидуально. В целом мы можем порекомендовать:

- не злоупотребляйте пестрой палитрой;

- не используйте темные цвета для фона;

- использовать разные цвета для разных по значению окон и одинаковые цвета для похожих;

- использовать красный цвет только для аварийных сообщений;

- отмечать временные сообщения (например, прямоугольником с тенью);

- используйте палитру цветов, поддерживаемую всеми инструментальными средами.

Чтобы правильно и эффективно оценивать обучающие игры, можно придерживаться критериев оценки программных продуктов. Тодоров.[11]

Итак, чтобы правильно и грамотно использовать обучающие компьютерные игры, необходимо придерживаться строгих критериев отбора, знать, где и когда использовать игры на уроке, и какие игры подойдут для изучения или закрепления этого материала.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!