Роль образа Маргариты в романе.

Тема : ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО В РОМАНЕ « МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Прощение Пилату приходит от Мастера, это он отпускает его на сво­боду. Роман не выдуман Мастером, а угадан («О, как я угадал! О, как я все угадал!»). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостовере­ние. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю.

2. Что представляет собой МАССОЛИТ?

· Какова связь образа МАССОЛИТА и реальной писательской орга­низации — РАППа?

· Что определяет поведение и поступки Берлиоза, Римского, Варе-нухи, Степы Лиходеева, Бенгальского?

· Какое отношение имеют они к искусству, к творчеству?

3. Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уве­ренно.

· Протестую! - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бес­смертен!

Оказывается, «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Только не каждый способен трезво оценить то, что он де­лает. Ивану Бездомному это удалось. Он соглашается с тем, что он «чело­век невежественный» (глава 13) и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Бездарный же Рюхин (глава 6), осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться. Он продолжает за­видовать Пушкину. «Повезло, повезло!» - ядовито заключает Рюхин и понимает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

- В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным? (По су­ществу, Рюхин - двойник Бездомного, его отражение (Рюхину 32 года, Ивану - 23), духовный тупик, которого Ивану удалось избежать. С Ива­ном происходит чудо. Попадая в сумасшедший дом, Иван изживает в себе Рюхина.)

 

- Некоторые исследователи считают, что Иван перевоплощается в другого двойника — Мастера. Найдите подтверждение этому. (Мас­тер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава — пространство сна Ивана, его видения.)

· Чьи традиции продолжает здесь Булгаков? (Эта традиция идет от Достоевского, это он разрабатывал сложное взаимодействие реального и ирреального. Вспомним Ивана Карамазова (тоже Иван) и его двойни­ка. Гость Карамазова - кошмар, гость Ивана Бездомного — открове­ние, воплощение искры божьей. Карамазов ненавидит.гостя, отрицает его, Бездомный — жадно слушает, не сомневается в его существова­нии. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя.)

· Есть ли двойники у других героев романа? (Находим целую систему соответствий, отражений, вариантов судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван и Левий Матвей, Наташа и Гелла.)

Б. Соколов находит в романе до восьми триад: Понтий Пилат - Воланд - Стравинский, Крысобой - Азазелло, Арчибальд Арчибальдович; пес Банга - кот Бегемот - пес Тузбубен и т. д.

· Есть в романе и предметы-двойники. Найдем их. (Нож, украден­ный Левием Матвеем, возникает в конце романа, в магазине, где бе­зобразничают Коровьев и Бегемот. Джаз-оркестр играет в Грибоедове и на балу у Воланда. Гроза разражается в Москве и в Ершалаиме.)

· Есть ли двойник у Маргариты? (Это единственный персонаж без двойника. Булгаков подчеркивает избранность, неповторимость Мар­гариты и ее чувства, глубокого, доходящего до полного самопожерт­вования. Ведь Маргарита во имя спасения Мастера заключает дого­вор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу. Это романти­ческая героиня, очерченная ярко: желтые цветы (цвет луны), черное пальто (отражение бездны), никем не виданное одиночество в гла­зах. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют под воздей­ствием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сра­зу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» -говорит Мастер. Роковая предрешенность встречи, чрезмерность чувств, небывалость любовной истории, идеальность возлюбленной — воплощение мечты.)

· II. Тема любви в романе

 

· Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто ска­зал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

· За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня вто­рой части.

· Как связаны темы любви и творчества

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате, и история любви. Маргарита - земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, она знает, что такое любовь.

Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «тре­тьего измерения». Любовь и творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя.

- История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Докажите это утверждение. (Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в под­вальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем на­ступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», — Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасы­вали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступле­нием осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октяб­ря» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стек­ла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою воз­любленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.)

Роль образа Маргариты в романе.

- Какова роль Маргариты в истории романа мастера? (Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, про­зреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар мо­жет спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига.

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Маргарита Мастера и его роман. С Маргаритой свя­зан любимый Булгаковым образ Дома, семейного очага. С Маргаритой мастер обретает покой.)

- Какие идеалы, связанные с темой творчества и темой Маргариты, утверждает автор? (? (С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личнос­ти, милосердие, честность, правда, вера, любовь.)

Какие темы являются главными для романаБулгакова «Мастер и Маргарита»? (Тема любви, тема ответственнос­ти, тема Дома.)

В статье Ю.М. Лотмана «Дом в «Мастере и Маргарите»» обозначен путь Мастера: из комнаты в подвале - к вечному дому, где он обретает покой с Маргаритой. Ученый пишет о противопоставлении Дому антидо­ма: коммунальной квартиры, дома Грибоедова, сумасшедшего дома.

«Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выраже­ние в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».

И ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ :

 

Темы сочинений по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

1. Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"

. 2. Тема творчества в романе "Мастер и Маргарита".

 3 Роль фантастики в романе "Мастер и Маргарита"

. 4. Смысл названия романа "Мастер и Маргарита".

5 Роль библейского сюжета в романе "Мастер и Маргарита"

6. Идея справедливости и ее воплощение в романе "Мастер и Маргарита"

7. Образ Воланда и его место в художественной системе романа "Мастер и Маргарита".

 8. Булгаковская Москва. (По роману "Мастер и Маргарита".)

 9. Время и пространство в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

10 Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе "Мастер и Маргарита".

 11. Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита".

12. Проблема нравственного выбора в романе "Мастер и Маргарита".

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!