Отличительные особенности латиноамериканской литературы



Развитие литературы в Европе (на примере представителей Норвегии и Англии, Франции и Италии) (Кузминич Ю.)

Литературные течения и направления в конце 20-начале 21 века отражают и привлекают внимание читателя к реальным проблемам социального, экономического, политического характера. В литературе нашего времени набирает популярность жанр фэнтези, продолжают развиваться и модернизироваться жанр научной фантастики, детектива, социальной психологии и драмы. Хоть и нельзя на примерах одного представителя рассказать о литературе страны в целом да и литература нашего времени уникальна и не зависит от страны, в которой проживает автор или его национальной, она может зависеть только от мировоззрения и интересов самого автора. Но можно выделить некоторых наиболее известных и интересных представителей.

Как представителя Норвегии рассмотрим Ю. Несбе, знаменитого норвежского писателя детективов. Популярность он получил, благодаря циклу о детективе Харри Холе. В цикле на сегодняшний момент насчитывается 12 книг. Он полюбился многим читателям за по-настоящему живого героя, он не «идеальный» человек, у него есть свои слабости, стремления, желания, во многом он действует именно в своих интересах-это и делает героя по-настоящему живым, что и привлекает к нему внимание читателя. Ю Несбе представитель, так называемого, норвежского детектива, который сочетает размеренность классического английского детектива и черты американского. Кроме цикла о Харри Холе у Ю. Несбе есть несколько вне цикловых произведений. В своих книгах он поднимает множество проблем от социального неравенства, предвзятого отношения к некоторым слоям населения до коррумпированности и несовершенства всей политической системы и системы правоохранительных орагонов. Книги Ю Несбе переведены более чем на 50 языков, также у автора есть несколько книжных наград, среди которых «Книга года», «Лучший детектив» и премия «Стеклянный ключ»

В качестве представителя Англии рассмотрим Джо Аберкромби, знаменитого английского фэнтезиста. Его книги являются представителями жанра «темного фэнтези». У Джо Аберкромби есть несколько циклов, один из которых считается более подростковым, а другой стандартным фэнтези циклом, состоящем из 3 основных книг и недавно вышедшего продолжения. Все события его книг разворачиваются в одной Вселенной-Земном Круге, который похож на Европу Средних веков. В его книгах также затрагивается много важнейших проблем нашего общества. Вообще многие авторы нашего времени затрагивают примерно одинаковый спектр существующих проблем, пытаясь привлечь к ним внимание и как-то преодолеть. Но у автора есть также несколько одиночных книг. Так, одна из его книг на всем ее протяжении описывает одну битву и ее последствия для мирных жителей и непосредственно участников.

В конце можно сказать, что литература нашего времени слишком разнообразна, так как некоторые авторы возвращаются к литературным истокам, некоторые пытаются модернизировать уже существующие жанры или создать новые. Поэтому нельзя сказать точно, акая литература в нашем времени наиболее популярна. В современном мире она не зависит ни от политики, ни от страны, она зависит только от самого автора, его мыслей и интересов.

Франция (Пирус Д.)

В многообразии литературного процесса 80 – 90-х годов французской критикой выделяются основные идеологические парадигмы: с одной стороны – доминанта постмодернистской идеи «конца», с другой – восприятие истории, имеющей очертания как прошлого, так и будущего; возрождение идеи преемственности традиций как прочного фундамента обновления, эволюционирования романа. Постмодернистская идея «конца» получает свое продолжение в творчестве писателей, пришедших в литературу в 80-е годы: П. Киньяра, А. Надо, П. Мишона, Ж. Масе, А. Боррера, К.-Л. Комбе. История рассматривается этими писателями как «чтение знаков», определяемых лакановской идеей симулякра и понятием «следа», введенным Ж. Деррида: «...След – это то, что остается от исчезнувшего объекта, некое туманное, интуитивно схватываемое указание на объект». В результате рождаются альтернативные общепризнанным канонам исторические и биографические версии. Новые «контристории», или «новые мемуары», получают определение «автобиографического вымысла», или «вымышленной биографии», введенное в литературный контекст С. Дубровски в 1977 г. в романе «Нити» / «Сын».

В качестве романных сюжетов в моду входят альтернативные версии биографий знаменитых людей. Д. Ногезе в «Трех Рембо» (1986) сочиняет блестяще выдуманную историю французского поэта, доказывая, что Рембо вовсе не умер в 1891 г., а прожил до 30-х годов XX столетия, создав в 1925 г. свой шедевр «Черное евангелие». Воображаемое путешествие Рембо по Абиссинии описывает А. Боррер в романе «Рембо в Абиссинии» (1984). По версии П. Мишона, в романе «Рембо-сын» (1991) уникальность таланта поэта – результат вечного «поединка» с властолюбивой, деспотичной матерью. В романе К.Л. Комбе «Тернии жизни» (1995) трагическая жизнь австрийского поэта Г. Тракля дополняется «новой» историей, порожденной авторским воображением, – историей инцеста. Ж. Масе заново сочиняет историю жизни знаменитого египтолога Ж.-Ф. Шамполлиона в романе «Последний из египтян» (1988).

Подробнее рассмотрим одного из авторов.

Жан Эшноз родился 26 декабря 1947 года в Оранже в семье психиатра. Его детство прошло в Авероне, затем в Альпах Верхнего Прованса. Один из самых ярких французских писателей современности. Занимался социологией и гражданским строительством, сейчас сотрудничает в «Юманите». Первую книгу, «Гринвичский меридиан», опубликовал в 22 года. За роман «Высокие блондинки» был удостен Гонкуровской премии в 1999 году. Тонкий стилист, уделяет много внимания литературному эксперименту. Продолжатель традиции «нового романа». Пародирует расхожие штампы массовой литературы. В России выходили его книги «Высокие блондинки» и «У рояля», «Гринвичский меридиан» и «Равель».

 

Италия

Современная итальянская проза отказывается от завоеваний постмодернизма и возвращается к реализму, однако, не художественного, а документального типа. Наблюдается активное размытие границ романа, авторы тяготеют к «псевдоавтобиографии», создавая тем самым иллюзию правдивости и получая возможность говорить о повседневности с позиции непосредственного участника событий.

В конце девяностых – начале двухтысячных многие итальянские авторы, критики и литературоведы провозглашают конец литературе постмодернизма. В частности, А. Бернардинелли выпускает монографию «Конец постмодерна» (1997), одноименное название носит книга Р. Луперини

(2005), а вплоть до недавнего времени дискуссии продолжаются в рамках

научных конференций и круглых столов. Плявляется «гипермодернизм». Гипермодернизм – своего рода ответ на уход постмодернизма от действительности. Приставка гипер-указывает на превышение нормы, обозначает усиление основного понятия, что придает термину оттенок подражательности и заставляет связать его с модернизмом. Вполне возможно, что с модернизмом у современной литературы действительно гораздо

более общего, нежели с постмодернизмом. Так, некоторые исследователи

отмечают, что гипермодернизм – это своего рода «модернизм с оттенком

глобализации, который изменяется, эволюционирует, но не перестает быть

самим собой».

Подробнее рассмотрим одного из авторов.

Умберто Эко родился в Алессандрии (небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина). Его отец, Джулио Эко, работал бухгалтером, а впоследствии был участником трёх войн. Во время Второй мировой войны Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта. Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году его окончил (бакалавр философии). Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь.

Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо», преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Приват-доцент эстетики (1961). Профессор семиотики Болонского университета (с 1975 года). Почётный доктор множества иностранных университетов (в частности, Париж III (1989), Афинского (1995), МГУ (1998), Иерусалимского. Кавалер французского Ордена Почётного легиона (2003).

Современная итальянская литература. Самые важные книги

« Моя гениальная подруга» Элена Ферранте

Сверхпопулярный «Неаполитанский квартет», прогремевший на всесь мир, начинается именно с этой книги. Для многих она – лучшая. Не нам судить, так ли это, но начало истории действительно завораживает – на фоне нищего детства в полуразрушенном послевоенном Неаполе зарождается трогательная и наивная дружба, которая ещё не знает, что продлится целую жизнь.

 

 

« Пражское кладбище» Умберто Эко

В «Пражском кладбище» Умберто Эко заключено поразительное путешествие по Франции и другим странам. В центре событий литературная подделка «Протоколы сионских мудрецов», и прочитавшего роман ждёт документальный рассказ о том, чьими усилиями эта подделка была создана. Главный герой очень гадок, а всё, что происходит с ним, и ужасно, и интересно.

 


« Одиночество простых чисел» Паоло Джордано

«Одиночество простых чисел» – пронзительная и горькая история любви и одиночества. Маттиа думал, что они с Аличе – простые числа, одинокие и потерянные. Те числа, которые стоят рядом, но не настолько близко, чтобы по-настоящему соприкоснуться. Да только ей он никогда не говорил об этом...

Поклонники алгебры влюбятся в рассуждения о простых числах, а поклонники хорошего романа – в героев и сюжет.

 

«Охотник за тенью» Донато Карризи

 В Вечном городе разыгрывается драма – неведомый преступник охотится на влюблённые пары. «Задник» этого спектакля – мрачный ночной Рим, город, весьма далёкий от красочных туристических открыток. Главные герои – священник Маркус, расследующий хитроумные преступления, и фотограф-криминалист Сандра Вега. Именно им предстоит выследить и обезвредить убийцу.

«40 чертей и одна зелёная муха» Джованни Моска

 Писатель и журналист Джованни Моска жил и писал в середине прошлого века, так что технически его тоже сложно назвать современным автором. Но, во-первых, книга «40 чертей и одна зелёная муха» недавно переиздавалась, а во-вторых, уморительные, уютные и мудрые школьные истории, которые Моска почерпнул, работая учителем у пятиклашек, – это же каждый должен прочитать! Родители и учителя найдут в них разные педагогические лайфхаки, а все остальные просто насладятся сюжетом и вспомнят школьные годы.

2. Латиноамериканская литература (Приблудова П.)

Отличительные особенности латиноамериканской литературы

В середине ХХ века латиноамериканский роман переживает настоящий бум. Широко известными становятся не только за пределами своих стран, но и за пределами континента произведения аргентинских писателей Хорхе Луиса Борхеса и Хулио Кортасара, кубинца Алехо Карпентьера, колумбийца Габриэля Гарсия Маркеса, мексиканского романиста Карлоса Фуэнтеса, перуанского прозаика Марио Варгаса Льюоса. Несколько ранее мировое признание завоевали бразильский прозаик Жоржи Амаду и чилийский поэт Пабло Неруда. Интерес к латиноамериканской литературе не был случаен: произошло открытие культуры далёкого континента со своими обычаями и традициями, природой, историей и культурой. Но дело не только в познавательной ценности произведений латиноамериканских писателей. Проза Южной Америки обогатила мировую литературу шедеврами, появление которых закономерно. Латиноамериканская проза 60–70-х годов компенсировала отсутствие эпоса. Перечисленные выше авторы заговорили от имени народа, рассказав миру о становлении новых наций в результате европейского вторжения на континент, населённый индейскими племенами, отразили присутствие в подсознании народа представлений о Вселенной, существовавших в доколумбову эпоху, раскрыли формирование мифопоэтического видения природных и социальных катаклизмов в условиях синтеза различных межнациональных культур. Кроме того, обращение к жанру романа потребовало от латиноамериканских писателей усвоения и приспособления жанровых закономерностей к специфической литературе.

Успех к латиноамериканским писателям пришёл вследствие слияния истории и мифа, эпических традиций и авангардных поисков, утончённого психологизма реалистов и многообразия изобразительных форм испанского барокко. В разнообразии талантов латиноамериканских писателей есть нечто объединяющее их, выражающееся чаще всего формулой «магический реализм», в которой зафиксировано органическое единство факта и мифа.

Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя

Габриэль Гарсия Маркес (р. 1928) занимает центральное место в литературе процессе латиноамериканских стран. Лауреат Нобелевской премии (1982). Колумбийский писатель на конкретном историческом материале сумел показать общие закономерности формирования цивилизации в Южной Америке. Соединив древние доколумбовые верования народов, населявших далёкий континент, с традициями европейской культуры, раскрыв своеобразие национального характера креолов и индейцев, он на материале борьбы за независимость под руководством Симона Боливара, ставшего президентом Колумбии, создал героический эпос своего народа. Наряду с этим, основываясь на реалиях, Маркес впечатляюще раскрыл трагические последствия гражданских войн, сотрясавших Латинскую Америку на протяжении последних двух столетий.

Будущий писатель родился в небольшом городке Аракатака на Атлантическом побережье в семье потомственных военных. Учился на юридическом факультете в Боготе, сотрудничал с прессой. В качестве корреспондента одной из столичных газет побывал в Риме и Париже.

В 1957 году, во время всемирного фестиваля молодёжи и студентов, приезжал в Москву. С начала 60-х годов Маркес живёт преимущественно в Мексике.

Первые рассказы опубликовал в 20-летнем возрасте. Заметным дебютом стало появление повести «Полковнику никто не пишет» (1958). Маркес и сегодня считает её лучшим своим произведением.

В произведении действие происходит в захолустном колумбийском посёлке. Где-то недалеко находится упоминаемый в повести городок Макондо, в котором будут сосредоточены все события романа «Сто лет одиночества» (1967). Но если в повести «Полковнику никто не пишет» заметно влияние Э. Хемингуэя, изображавшего сходные характеры, то в романе ощутима традиция У. Фолкнера, досконально воссоздавшего крохотный мир, в котором отражены законы вселенной.

В созданных уже после «Ста лет одиночества» произведениях писатель продолжает разрабатывать сходные мотивы. Его по-прежнему занимает актуальная для латиноамериканских стран проблема: «тиран и народ». В романе «Осень патриарха» (1975) Маркес создаёт максимально обобщённый образ правителя неназванной страны. Прибегая к гротескным образам, автор делает зримыми взаимоотношения тоталитарного правителя и народа, основанные на подавлении и добровольном подчинении, характерные для политической истории стран Латинской Америки в ХХ веке.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!