Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 6 страница
Рис. 54. Фрагмент картины И. Е. Репина «Запорожцы» — писарь |
Рис. 55. Фрагмент кар- |
Рис. 56. Фрагмент картины С. А. Коровина «Мир» |
|
|
|
|
При сильном сокращении мышцы (во время плача) верхняя губа поднимается выше и носо-губная складка сильно подтягивается кверху, тогда как верхний ее конец заворачивается вниз, к носу. Крыло носа тянется кверху, ноздря сильней расширена; от внутреннего угла глаза кнаружи тянутся морщины, по которым катятся слезы (С. А. Коровин. «Мир» — фигура в центре, рис. 56). Отдельное сокращение внутренних пучков вызывает легкое расширение ноздрей, когда человек слегка принюхивается; действие это непостоянное.
Носовые мышцы. Имеют общее сухожилие, которое лежит на спинке носа, как седло. Мышцы с обеих сторон спускаются вниз и вплетаются в кожу боковой поверхности носа (рис. 57).
Действие. Сокращаясь, обе мышцы образуют продольные складки на коже носа и поднимают его крылья (растягивая вверх ноздри), «сморщивают нос». Сокращение мышц может быть и односторонним. Это действие возникает как при неприятном запахе, так и при любых неприятных ощущениях: противном зрелище, режущем звуке, резком холоде, ожоге и пр., а также выражает предельное недовольство, в особенности в комбинации с действиями других мышц — пирамидальной, сморщивающей брови, и мышцы отвращения — см. ниже.
|
|
Мышца, опускающая перегородку носа. Лежит рядом со своей парой, начинаясь от ячеистого отростка верхней челюсти над средним резцом, тянется вверх и вплетается в перегородку носа.
Действие. Тянет вниз перегородку носа и опускает середину верхней губы, способствуя «поджиманию губ» (рис. 46, 58).
Круговая мышца рта. Непарная мышца, залегает в коже вокруг отверстия рта в виде концентрических волокон. Состоит из двух частей — внутренней и наружной. Внутренняя часть окружает рот и залегает, под розовой каймой губ и рядом; наружная часть окружает внутреннюю.
Действие. При отдельном сокращении внутренней части рот суживает-
|
|
|
|
|
|
Треугольная мышца рта—мышца презрения. Ее широкое основание начинается от боковой поверхности нижней челюсти, узкий конец поднимается кверху и вплетается в угол рта.
Действие. Сокращаясь, тянет вниз угол рта и носо-губную складку. При сильном сокращении заворачивает конец носо-губной складки вниз и вперед — придает лицу выражение презрения (рис. 46, 62).
Квадратная мышца нижней губы— мышца отвращения. Начинается от боковой поверхности подбородка (кнутри от предыдущей), поднимается вверх и вплетается в нижнюю губу.
Действие. Выворачивает нижнюю губу, тянет ее вниз, придавая лицу выражение отвращения. При этом правая и левая мышцы тянут нижнюю губу в разные стороны, растягивая ее (рис. 46, 63).
|
|
Подбородочная мышца. Начинается рядом со своей парой на передней поверхности нижней челюсти у основания передних зубов, спускается вниз и вплетается в кожу подбородка.
Действие. Правая и левая мышцы, сокращаясь одновременно, тянут вверх кожу подбородка вместе с жировым комком, заключенным в ней (этот жировой комок отделен от нижней губы подбородочно-губной бороздой). Если при этом квадратная мышца нижней губы не работает, подбородочная мышца поднимает вверх нижнюю губу. Приподнятая нижняя губа придает лицу (рис. 46, 64) выражение надменности, заносчивости; если при этом углы рта опущены мышцами презрения, выражение надменности усиливается.
Наиболее часто подбородочная мышца сокращается совместно с квадратной мышцей нижней губы — мышцей отвращения. При этом кожа подбородка поднимается кверху и ей навстречу выворачивается нижняя губа, придавая лицу выражение предельного отвращения, отчего подбородочно-губная борозда сильно углубляется.
Описанное выше «поджимание губ», производимое в основном напряжением круговой мышцы рта, может быть усилено до предела напряжением мышцы, опускающей перегородку носа, которая с силой тянет вниз верхнюю губу, и подбородочной мышцы, с силой поднимающей нижнюю губу навстречу верхней. В этих случаях область рта выражает предельное напряжение, указывающее на необходимость сдержаться, подавить душевные движения: гнев, боль, страх и пр.
|
|
Щечная, или ланитная, мышца (см. рис. 46) образует мышечную основу щеки. Начинается сзади от сухожильного тяжа, который тянется вертикально от клиновидной кости к нижней челюсти, снизу и сверху идет от нижней и верхней челюстей, а впереди вплетается в круговую мышцу рта. Таким образом, мышца замыкает сбоку полость рта.
Действие. Во время еды, когда пища попадает между щекой и зубами, мышца, напрягаясь, переносит пищу на зубы. Если надуть щеки, мышцы сперва растягиваются, а затем, напрягаясь, выталкивают воздух изо рта (отсюда второе ее название — «мышца трубачей»). Если они в тонусе, то слегка оттягивают углы рта, каждая в свою сторону. При одностороннем сокращении мышца может сильно оттянуть рот в свою сторону, перекосить его.
Между щечной мышцей и кожей лежит жировое тельце щеки, в зависимости от размеров которого щека бывает худощавой или полной. У женщин жировое тельце больше, чем у мужчин; особенно оно развито у грудных младенцев.
Жевательные мышцы
Собственно жевательная мышца (см. рис. 46) начинается от скуловой дуги, тянется вниз и слегка назад и прикрепляется к углу нижней челюсти.
Действие. Поднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней, закрывая рот. Обычно на спокойном лице рот закрыт благодаря тонусу жевательных мышц — мышцы при этом не напряжены, и рельеф их мало заметен. Он становится заметным при жевании и в тех случаях, когда жевательные мышцы напрягаются дополнительно при закрытом рте, когда человек «стискивает челюсти». Это напряжение сопутствует сильным физическим напряжениям и появляется также тогда, когда необходимо проявить- выдержку: перенести физическую боль, крупную неприятность или несчастье. Напряжение жевательных мышц сопутствует также гневу, готовности нанести удар или поссориться и появляется на лице совместно с напряжением мышц угрозы, презрения или отвращения. Таким образом, жевательная мышца является также и мимической— она придает лицу выражение решительности, угрозы.
Височная мышца (см. рис. 46). Лежит в височной впадине, от которой берет начало. Она веерообразна — вверху широка, книзу переходит в узкое сухожилие, которое проходит между стенкой черепа и скуловой дугой и прикрепляется к венечному отростку нижней челюсти.
Действие. То же, что у жевательной мышцы. Малорельефна. Когда человек худеет, мышца становится более плоской и по контрасту с ней рельефнее выступает височная линия и скуловая дуга, отчего височная ямка становится заметной (соответственно выражению «впалые виски»), тогда височная мышца приобретает мимическое значение.
Крыловидные мышцы. Лежат в глубине, двигают нижнюю челюсть вперед и в стороны; при этом суставные отростки выходят из суставных ямок и лицо удлиняется или перекашивается (в нижней части).
Работа крыловидных мышц сочетается с работой височной и собственно жевательной мышцы и мышцами, опускающими нижнюю челюсть; от этого при жевании нижняя челюсть не только опускается и поднимается, но и двигается вперед и назад, влево и вправо.
Реже бывают сокращения крыловидных мышц под влиянием душевных переживаний; в таких случаях мышцы или выдвигают челюсть вперед и это сочетается с выражением угрозы, или челюсть обвисает или сдвигается в сторону и это соединяется с выражением недоумения или боли — в данных случаях крыловидные мышцы играют роль мимических (в обиходе говорят: «лицо вытянулось», «лицо перекосилось»).
Важно помнить, что изучение отдельных мимических мышц — это изучение азбуки мимики. Хотя отдельное сокращение одной из этих мышц может придать лицу выражение, соответствующее ее названию, выражение лица редко возникает в результате действия одной мышцы; в жизни обычно работает несколько мышц. Поэтому, ознакомившись с мимической азбукой, надо изучать сложные выражения лица, анализировать их и воспроизводить самому наподобие того, как из букв слагается слово.
При работе с зеркалом над собственным лицом и изображении совместных действий различных мышц можно заметить, что некоторые сочетания возможны, а некоторые — нет. Например, соединение действий мышцы боли и мышцы отвращения с мышцей плача дают законченное впечатление «рева», особенно на детском лице. А одновременное сокращение первых двух мышц и мышцы смеха не дает осмысленного выражения лица. Подобного рода несоответствия могут возникнуть как в результате эмоциональной несовместимости, так и потому, что мышцы могут оказаться антагонистами, например лобная мышца и мышца размышления.
Мимика человеческого лица разнообразна, поэтому бессмысленно заштамповывать несколько мимических рецептов и пользоваться ими по мере надобности — это приведет к шаблону, отсутствию живости изображения. Напротив, знание действий мимических мышц, и умение их изображать в различных сочетаниях оживляет и разнообразит изображаемое. Но нужна большая практическая работа для усвоения в рисунке теоретических знаний (это уже выходит за рамки курса пластической анатомии).
Помимо работы с зеркалом производите устный анатомический разбор выражений лиц, изображаемых в произведениях мастеров реалистического направления в живописи, графике, скульптуре. Перерисовывайте их, но не просто копируя, а стараясь понять действие механизма мимики. Воспроизводите изучаемое по памяти, а также работайте от себя, сначала изображая соответствующее выражение, а затем проверяя по натуре. Можно не только рисовать, но и лепить. Полезно также изучать фотографии, но только не специально позирующих лиц и без ретуши, потому что важно сохранить естественность мимики.
Для наглядного показа совместного действия лицевых мышц полезно разобрать несколько картин, уже приведенных выше.
В картине Репина «Не ждали» (см. рис. 48) на лице мальчика помимо сокращения мышцы внимания, придающего лицу ясное выражение удивления, слегка сократилась мышца смеха, вызывающая радостную улыбку. Отсюда на лице выражение радостного удивления.
В лице Ивана Грозного (см. рис. 51) помимо предельного напряжения лобной мышцы, напряжены мышца боли и мышца плача, и это создает выражение не только ужаса, но и мучительной боли.
В лице Меньшикова (см. рис. 52) напряжены кроме мышцы угрозы также мышцы презрения, жевательная и круговая мышцы рта. На лице сложное выражение: угрозы, презрения к себе, к своему падению и сознания необходимости сдерживаться, выдержать, на что указывают стиснутые челюсти — работа жевательных мышц и поджатые губы — работа круговой мышцы рта. Напряжение четырех мышц придает лицу выражение, свидетельствующее о глубоких внутренних переживаниях.
Мимика — неотъемлемая часть композиции. В законченном произведении мимика должна сочетаться с позой, жестами, освещением и фоном. Пропорции головы и форма деталей лица, цвет глаз и волос, разумеется, также играют большую роль в выразительности лица.
Вопросы. Мышцы жевательные и мышцы мимические. Действие лобных мышц в сочетании с раскрытием глазной щели. Мышца угрозы. Мышца боли. Круговая мышца глаза, мышца размышления. Мышца плача. Носовая мышца. Мышца, опускающая перегородку носа. Круговая мышца рта. Мышца презрения. Мышца отвращения. Подбородочная мышца. Щечная мышца. Мышцы жевательные и крыловидные. Методика изучения действия мышц лица. Совместные действия нескольких мышц — сложное выражение лица.
Глаз
Орган зрения состоит из глазного яблока, вместе со зрительным нервом лежащего в глазнице, век, защищающих его спереди, глазных мышц, которые двигают глазное яблоко (рис. 65) и слезного аппарата.
Глазное яблоко представляет собой подобие шара, стенка которого состоит из трех оболочек. Наружная — белочная оболочка, или склера, белого цвета, в молодости имеет синеватый оттенок, в старости — желтоватый. Спереди склера переходит в прозрачную роговицу, через которую свет поступает внутрь глаза.
Под склерой находится сосудистая оболочка, кпереди переходящая в радужную. Под сосудистой лежит сетчатая оболочка — чувствительный аппарат, воспринимающий цвет и свет и по зрительному нерву передающий ощущения в мозг.
В переднем отделе глаза позади роговицы расположена радужная оболочка, а позади нее — хрусталик.
Радужная оболочка (радужка) — круглая вертикальная пластинка с круглым отверстием посредине — зрачком. Мышцы, заключенные в радужной оболочке, суживают зрачок на ярком свету и расширяют его в темноте, регулируя количество света, поступающего внутрь глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета — от светло-голубого до черного; она определяет цвет глаз. Цвет радужки зависит от количества пигмента в задних слоях радужной оболочки (очень редко встречаются глаза разного цвета у одного человека; на зрении это не отражается).
Хрусталик представляет собой упругое, двояковыпуклое прозрачное тело, напоминающее маленькое двояковыпуклое стеклышко. Он стоит вертикально позади радужки и под воздействием специальной мышцы может менять форму — быть плоским или более выпуклым, тем самым слабее или сильнее преломляя лучи света и приспосабливая глаз для видения вдаль или — на близком расстоянии. Позади хрусталика по-
|
|
|
|
Лучи света поступают в глаз через роговицу, проходят через влагу передней камеры, затем через зрачок попадают на хрусталик и далее через стекловидное тело, подвергаясь по дороге преломлению, достигают сетчатки, на которую отбрасывают изображение видимого предмета.
Мышцы, двигающие глазное яблоко, прикрепляются к нему с разных сторон, обусловливая его движение в любую сторону. Движения эти согласованы на обоих глазах, что обусловливает единство воспринимаемого глазом изображения. При нарушении этого единства «в глазах двоится» (например, при нажиме пальцем через веко глаз отклоняется в сторону и человек видит два изображения — единство изображения нарушается). При видении вдаль глаза смотрят прямо, при видении вблизи, например при чтении, оба глазных яблока поворачиваются к средней линии — это сведение глаз называется конвергенцией.
Веки лежат на передней поверхности глазного яблока и, подобно ему, имеют форму сегмента шара. Снаружи веко покрыто кожей, с внутренней стороны —слизистой оболочкой — конъюнктивой, которая переходит на глазное яблоко и спереди покрывает его, рыхло с ним соединяясь. Конъюнктива срастается с ним только вокруг роговицы, которая остается неприкрытой (при желании конъюнктиву можно приподнять пинцетом). В конъюнктиве много кровеносных сосудов; при раздражении (от ветра, пыли, жары, при заболеваниях, у пьяных и т. д.) они расширяются и глазные яблоки выглядят покрасневшими. 'Цвет глаз также зависит от зрачков — при их расширении глаза выглядят более темными,, при сужении — более светлыми. При возбуждении сосуды радужной оболочки наполняются кровью и глаза темнеют, например светло-голубые глаза становятся серыми.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!