Мысль о народности великих памятников архитектуры последовательно проводится Гюго в его поразительно ярких описаниях произведений средневекового искусства. 1 страница



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА    

 

Греческая культура стала колыбелью развития европейской культуры.

Миф – аксиома, дающая представление о мире. Именно с помощью мифов древние греки пытались объяснить устройство мира. (Любое представление о создании мира – Бог. Так в эллинской мифологии – хаос, затем браки Геи и Урана, Никты и Эреба и т.д.). Они создают богов по своему подобию не только внешнему, но внутреннему.

       Появление богов вносит в мир гармонию, они делят этот мир на области влияния. Собираются, живут все на Олимпе. Все, кроме Диониса.

       Греки – фаталисты; у них много богов, связанных с судьбой (Мойры – Клото, Лахесис, Атропос; Тюхэ – богиня случая, и т.д.).

       Богини трех типов: богини-девственницы (Гестия - домашнего очага, Артемида – плодородия, женского целомудрия), богини-матери (Гера – богиня брака и семьи, Деметра - земледелия) и богини-жены (Афродита – браков и родов, Гера). Большое значение имеет образ Афины – богини честной, открытой войны (в отличие от Ареса). Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю.

Дионис – бог плодородия, бог празднества. Из культа бога Диониса рождается трагедия и Дионисии – веселые празднества.

 

 

Вопрос 2.

Геракл – герой, сын бога Зевса и Алкмены — жены героя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Имя Геракл получил из-за преследований Геры (в переводе – «совершающий подвиги из-за гонений Геры»). Зевс же заключил с Герой договор, что сын его не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея (обман Геры…). Лишь 12 подвигов совершит он по поручению Эврисфея и, а после не только освободится от его власти, но и получит бессмертие. Гера преследовала Геракла с самого его рождения: подослала двух змей, но младенец Геракл задушил их.

12 подвигов:

  1. Удушение Немейского льва
  2. Убийство Лернейской гидры.
  3. Истребление Стимфалийских птиц
  4. Поимка Керинейской лани
  5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами
  6. Очистка авгиевых конюшен.
  7. Укрощение критского быка
  8. Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням).
  9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок
  10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
  11. Укрощение стража Аида — пса Цербера
  12. Похищение золотых яблок из сада Гесперид

 

Аргонавты – в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго», чтобы добыть золотое руно волшебного барана. Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.

Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит (Ευρυτος, сын Гермеса и Антианиры, брат Эхиона), Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.

Орфей – персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант. Возлюбленный Аполлона. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. После смерти жены Эвридики спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику, но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из подземного царства.

Вопрос 8.
       «ОДИССЕЯ» — греческая эпическая поэма, вместе с «Илиадой» приписывавшаяся Гомеру. Будучи законченной позже «Илиады», «О.» примыкает к более раннему эпосу, не составляя однако непосредственного продолжения «Илиады». Тема «Одиссеи» — странствия хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращавшегося из троянского похода; в отдельных упоминаниях проходят эпизоды саги, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи». КОМПОЗИЦИЯ «О». построена на весьма архаическом материале. Сюжет о муже, возвращающемся после долгих странствий неузнанным на родину и попадающем на свадьбу жены, принадлежит к числу широко распространенных фольклорных сюжетов, равно как и сюжет «сына, отправляющегося на поиски отца». По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях, т. е. одним из художественных средств является ретроспекция.
       Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете: Одиссей находится на далеком острове Огигии, и прельстительница Калипсо желает его оставить при себе, надеясь, что он забудет о родной Итаке. Афина помогает ему, и Одиссей уплывает от Калипсо. Семнадцать дней плывет он под парусом, правя по звездам, на восемнадцатый разражается буря. Это Посейдон, увидя ускользающего от него героя, взмел пучину четырьмя ветрами, бревна плота разлетелись, как солома. Помогли Одиссею две богини: морская нимфа бросила ему покрывало, спасающее от потопления, а Афина уняла три ветра, оставив четвертый нести его вплавь к ближнему берегу. На третий волны выбрасывают его на сушу. Голый, усталый, беспомощный, он зарывается в кучу листьев и засыпает мертвым сном. После чего его находит Навсикая и ведет во дворец Алкиноя. За пиром Одиссей рассказывает свои приключения.
       Приключения Одиссея:
       - Остров лотофагов (волшебный цветок лотос)
       - Циклопы
       - Остров Эола (Бог ветров)
       - У лестригонов (гигантские людоеды)
       - Волшебница Кирика (царица Запада)
       - Спуск в Аид, встреча с Тиресием.
       - Сирены
       - Сцилла и Харибда
       - Остров Гелиоса
       - Оказался на острове у Калипсо
       - Земля блаженных феаков (Навсикая, Алкиной)
       Алкиной помогает вернуться ему в Итаку, там его встречает Афина и делает неузнаваемым – превращает в старика. Стариком он идет просить приюта старого доброго свинопаса Евмея. Евмею он рассказывает, будто родом он с Крита, воевал под Троей, знал Одиссея, плавал в Египет, попал в рабство, был у пиратов и еле спасся. Евмей зовет его в хижину. На другой день приходит и сам Телемах, перед ним Афина возвращает Одиссею настоящий его облик. «Не бог ли ты?» — вопрошает Телемах. «Нет, я отец твой», — отвечает Одиссей, и они, обнявшись, плачут от счастья. Под видом старика возвращается во дворец. 1 узнавание – его верный пес узнает по голосу, подползает и умирает у его ног, 2 – служанка, омывая ноги старцу-Одиссею, находит шрам на ноге. Испытание с луком Одиссея, ни один из женихов не может. Одиссей сам берется, сгибает лук и сражает всех женихов. Идет в спальню к Пенелопе, но та его не узнает, и велит вынести царскую кровать из спальни, если старец желает спать на ней. На что Одиссей говорит (3 узнавание): «Что ты говоришь, женщина? эту постель не сдвинуть с места, вместо ножек у нее — пень масличного дерева, я сам когда-то сколотил ее на нем и приладил». Эта тайна известна только им, Пенелопа плачет от счастья. Родственники погибших женихов идут мстить Одиссею, но Афина все решает.

Вопрос 9.
       Одиссей - самая яркая фигура ионийского эпоса. Это не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер. Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. Одиссей - это по преимуществу страдалец. Его постоянный эпитет в "Одиссее" "многострадальный". О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу.На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. В "Илиаде" в 10 песне прославляется Одиссей на войне. В "Илиаде" он храбро сражается и даже получает ранение, но Диомед пытается удержать его от бегства и укоряет в трусости. Хитрость, фантастика хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть , и тем обманывает бдительность слепого Полифема.То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея. Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит. Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря. Одиссей еще любит принимать вид купца и предпренимателя: он очень расчетливый хозяин. Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец.
       Итак, Одиссей у Гомера - глубочайший патриот, храбрейший воин, страдалец, дипломат, купец, предприниматель, изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

 

Вопрос 10.
       Лирика (кон.VII-нач.VI в.в.) появляется тогда, когда человек выделяется из общины. Монодическая и хоровая лирика.
       Архилох – первый поэт. Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня > не мог претендовать на наследство, т.к. был незаконнорожденным. Был воином-наёмником и поэтом, героизирован после смерти. (Параллель с Фетом: байстрюк, идет на воинскую службу, начинает писать стихи, влюбляется в Неабулу (в Марию Лазич), но свадьбы нет, потому что отец против из-за происхождения (Мария трагически умирает).).
       Впервые в стихах Архилоха читатель видит уже самого автора. Он предстает рубахой-парнем, любителей вина и женщин. Архилох – создатель ямбов, как жанров (у древних греков соединялось представление о шуточном характере произведения).Проявился в этом жанре как настоящий мастер. Ямбы – веселые короткие стихи. Писал также и сатирические ямбы. Довел до самоубийства Лекамба, который отказал ему в женитьбе на Неабуле, саму Неабулу и всю их семью. Сделал поэзию средством раскрытия личных чувств; сближение героя и слушателя. Жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности.
       В меру радуйся удаче,
       В меру в бедствиях горюй,
       Познавай тот ритм, что в жизни
       Человеческой сокрыт.

Вопрос 11.
       Остров Лесбос – остров свободы, искусства, поэзии, считается, что там проводились первые конкурсы красоты.
       Алкей – уроженец Лесбоса, как и Сапфо. Он был аристократом и участвовал в междоусобной борьбе с тиранией, воевал с афинянами. Создает образ государства, в котором бесконечные гражданские конфликты – корабль, потерявший управление. Первый вводит поэтическую переписку и послания как жанр. Новые гражданские столкновения в его родном городе вынудили поэта удалиться в изгнание и отправиться странствовать. Борьба составляет основное содержание поэзии Алкея. Во всех произведениях Алкея государство фигурировало как корабль, раздираемый морем. Он был борцом, и всегда отстаивал и утверждал свои политические идеи. Любил оружие и часто описывал его. В его произведениях оружие-это тема борьбы. Но он воспевает так же и любовь. Темы: защита интересов родовой знати, любовь, вино, оружие. Ненависть к черни, призвание к борьбе. "Песни борьбы" – современная ему политическая жизнь на острове Лесбос. Мотив корабля, гонимого бурей, как символ государства, страдающего от междоусобной войны. Воспевает вино как средство утешения в полной тревоги жизни. Робкое признание в любви поэтессе Сапфо. Близко к народным песням. "Алкеева строфа" – перенос последней части предложения в новую строку.
       Сапфо – уроженка Лесбоса, создательница женской лирики, современница Алкея. Она умела изображать бурные моменты страсти (пылкость, ревность). Она умеет передать внутреннее состояние человека и внутреннее состояние влюблённой женщины. В основном она писала про неразделённую любовь. На Лесбосе она создала школу для девушек, учиться в которую приезжали девушки со всей Греции. Это был первый женский пансион, в нём обучали литературе, пению и танцам. Целая серия произведений Сапфо посвящения выпускницам её школы. Сапфо слагает свадебные песни-эпиталамы в обычной фольклорной манере. Иногда в песни подобного рода вторгается миф, о чем свидетельствует фрагмент, в котором описывается свадьба Гектора и Андромахи. Миф позволял сопоставить события реальной, земной действительности с аналогичными событиями жизни богов и героев, миф утверждал смысл и значимость происходящего ныне в среде людей, позволяя возвеличивать конкретное событие. Сапфо вкладывала личное содержание в традиционные формы. Так же присутствует дидактический элемент. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Тематики поэзии: женские культы с их празднествами; свадьбы; соперничество, ревность разлука; любовь. Но главная жизненная ценность для Сапфо – любовь.

Вопрос 12.
       Анакреонт – уроженец малоазийского города Теоса. Он покинул свою родину, попавшую под власть персов. Он – один из наиболее популярных поэтов греческой лирики. В ней присутствует ощущение античного мира. Анакреонт слагал гимны богам. Кроме Диониса он воспевал так же Афродиту и Амура. По существу его главными темами являются: любовь и вино, но они трактуются не серьёзно, а в плане лёгкой, насмешливой игры. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру. Они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой. Анакреонт дает начало целому направлению лирики – анакреонтики – эротической лирики. Он – классик любовной, эротической поэзии. Любовь, как и вино, – всеохватывающая тема его творчества. В отличие от Архилоха, добывавшего копьем средства к существованию. Анакреонт являл тип придворного поэта, свободного от материальных забот, жившего в мире пиров, развлечений, чувственных радостей. На основе его стихотворений выросла "анакреонтика" эпохи Возрождения и Просвещения, ими же вдохновлялись многие русские и европейские поэты 18 и 19 веков, включая Ломоносова, Державина, Батюшкова, Пушкина, Вольтера, А.Шенье, Беранже и многих других.

Вопрос 13.
       Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.) - представитель лирической поэзии Древнего Рима. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Однако деятельность этого замечательного поэта была подготовлена предшествующим развитием литературы. В середине I в. до н.э. развертывается деятельность так называемых неотериков ("новых" или "новомодных" поэтов). К числу неотериков принадлежал и Катулл. Этих поэтов объединяла дружба и общность литературных воззрений. Все они увлекались александрийской поэзией, многие происходили из одной провинции - Галлии, часто посвящали друг другу свои произведения. Традиционно как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии.

И ненавижу ее и люблю.
Почему же, ты спросишь?
Сам я не знаю,
Но так чувствую.

       Посвящённые ей стихотворения, разбросанные по сборнику вне хронологического порядка. Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии, посвящены юноше Ювенцию. Другую значительную группу стихотворений составляют стихотворения к друзьям и знакомым. Огромная часть книги стихов Катулла — ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей. Но даже в бранных стихотворениях Катулла есть и серьёзная составляющая, например, начинающееся шутливым непристойным ругательством послание «Pedicabo ego vos et irrumabo» к друзьям Фурию и Аврелию перерастает в важнейшее программное стихотворение, где автор высказывает принципиальные для него мысли о соотношении авторского образа и личности писателя. Катулл прожил недолгую жизнь. Умер примерно в 30-летнем возрасте.

       Публий Овидий Назон (43 г. до н.э.-18 или 17 г.) Жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении всей своей жизни пишет стихотворения от первого лица. Использовал приемы ораторского искусства в лирике и поэмах. В начале творческого пути испытывает славу, затем неожиданно попадает в опалу. ½ творчества – любовная лирика. Пишет стихи в форме писем влюбленных женщин (Пенелопа и Одиссей, Дидона и Эней). Поэма «Наука любви». Разделена на 3 части. 1 – пишет как нужно мужчинам вести себя с женщиной, 2 – где знакомиться с женщиной, 3 – часть для девушек: как правильно одеться, как приукрасить себя и т.д. 1-8 г.г. Понимает, что попадает в опалу. Пишет две монументальные мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фастф» от фаст-календарь. Задача описать все 365 дней и праздники, пишет только 6 книг, потом в ссылку. Умер в ссылке.
• не был склонен идеализировать прошлое
• хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть
• в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

Вопрос 14.
       Публий Вергилий Маро (15 окт. 70г. до н.э. – 21  сент. 19 г.) Его отношение к империи Августа глубокое и искреннее, и он от души воспевает своего покровителя в первой эклоге из сборника "Буколики". Этим "Буколикам" предшествуют ранние стихотворения, вошедшие в сборник "Catalepta" ("Безделушки"), в котором находим разнородные миниатюры эпикурейского, идлилли-ческого, литературно-критического и эпистолярно-бытового характера. В ранней молодости Вергилий действительно был близок не только к неотерикам, но и к эпикурейским философам Сирону и Филодему. Авторство как всего сборника, так и отдельных его стихотворений часто Вергилию не приписывалось. Мировую славу составили Вергилию другие, уже безусловно принадлежащие ему произведения: "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), а затем "Георгики" ("Земледельческие стихотворения") и особенно "Энеида". "Буколики" писались в 42-39гг., "Георгики" - в 37-30 гг. и "Энеида" - в 29-19гг. Вергилий создает свой собственный стиль. Пастухи Вергилия переживают любовное томление и занимаются поэзией или музыкой. "Георгики" означают не что иное, как "Земледельческие стихотворения". Неудивительно, что после пастушеской поэзии Вергилий обратился к поэзии сельского хозяйства. Это опять-таки вполне соответствовало как его собственным задушевным симпатиям, так и политике Августа, пытавшегося восстановить и оздоровить мелкое и среднее хозяйство деревни, разоренное после стольких десятилетий гражданской войны. С большой теплотой, искренностью и задушевностью поэт рисует разнообразные картины сельского хозяйства. Эта дидактическая поэма состоит из четырех книг, по нескольку сот стихов каждая, из которых первая посвящена земледелию, вторая - садоводству, третья - скотоводству и четвертая – пчеловодству. Мировую славу доставило Вергилию особенно его третье большое произведение - героическая поэма "Энеида" (Энеида=Илиада+Одиссея). Эней был сыном Анхиса и Венеры, Анхис же - двоюродный брат троянского царя Приама. Главный герой – Эней, цель которого создать римское государство. Племя «латинос», именно туда плывет Эней. Подобно Одиссею он после долгих скитаний попадает в Карфаген и страстно влюбляется в царицу Дидону. Но его предназначение – основать римское гос-во. Он уезжает, а Дидона пронзает себя мечом.
       Умер Вергилий в 19г. до н.э. после путешествий по Греции, куда он поехал для собирания материалов.
       Квент Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.) – другой крупнейший поэт периода принципата - родился в городе Венузии. Его отец был вольноотпущенником. Скопив небольшое состояние, он дал сыну образование. Гораций учился в Риме вместе с детьми состоятельных родителей. Затем он отправился в Афины, где слушал философов новой Академии и участвовал в философских диспутах. В Афинах, вероятно, он познакомился с древнегреческой лирикой, оказавшей столь большое воздействие на его собственное поэтическое творчество. Судьбы Горация и Вергилия схожи: оба были втянуты в гражданскую войну, оба августовские поэты. Цикл «Оды» и «Сатиры». Сборник «Оды» открывается стихотворением, посвященным Меценату. Люди проявляют склонность к различным занятиям, говорит Гораций, но поэзия стоит выше всего, и истинное его призвание - быть лирическим поэтом. К мысли о высокой миссии поэта он возвращается в одах 7 и 13 книги II, 8 - книги IV. Почти все оды Горация имеют обращение - это не что иное, как своего рода посвящение различным современникам поэта или вымышленным лицам. «Сатиры»: Гораций выпустил две книги сатир - первую около 35-34 гг. и вторую около 30 г. Самые ранние произведения Горация - сатиры первой книги. Они не были написаны для опубликования. Только около 35 г. Гораций объединил 10 стихотворений в одну книгу, посвятив ее Меценату. Имя Мецената есть в первом стихотворении, он выступает в середине - в 6-й сатире, последняя же сатира играет роль эпилога, где опять упоминается Меценат в окружении достойных его людей. Очень любил и почитал Мецената. Философия Горация пришла от эпикурейцев: живи закрыто, «душевный покой дороже богатств». Carpe diem – живи сегодняшним днем. Гораций первый дает развитие темы поэта и поэзии в литературе, а именно в лирике.
       Большую часть своей жизни Гораций проводил в Сабинском имении, подаренном ему Меценатом. Он умер в 8 г. до н.э., оставив сравнительно небольшую книгу стихотворений, принесших ему бессмертную славу. Литературное наследие Горация состоит из эподов, двух сборников сатир, четырех книг од, юбилейного гимна и двух книг посланий.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!