Звуковой строй стихотворения.

Тридцатое апреля

Урок развития речи

Компаративный анализ поэтических текстов

К ознакомлению. Теория (Записать только то, что выделено)

Слагаемые анализа поэтического текста

Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.

Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой последовательности:

- время создания стихотворения;

- чем вызвано его появление на свет;

- кому или какому событию посвящено;

- с какими событиями в жизни поэта связано.

Смысл заглавия.

Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия.

Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.

(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)

Виды лирики.

Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.

Тема стихотворения.

В переводе с греческого "тема" означает то, что "положено в основу". В. И. Даль определил тему как "положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют".

Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.

Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.

"Образ – это целостная картина человеческой жизни". (Тимофеев).

"В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин "образ-переживание", который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души" (Лисовский).

Идея произведения.

Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта "тянется к перу, перо – к бумаге".

Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика..., протест..., отрицание..., утверждение... и др.

Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.

Пафос стихотворения

Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя.

В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса.

Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, "композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи".

Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:"Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе". Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.

11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие;один из способов раскрытия авторского сознания; художественный "двойник" поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нём, надо рассматривать фонику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма).

Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.

Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы ("истина в вине"), удвоение ("мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация ("не час, не день, не год уйдёт"), параллелизм, эллипсис ("мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги"), инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении. Это эпитет, сравнение("под ним Казбек, как грань алмаза"), гипербола ("в сто сорок солнц..."),литота ("ниже тоненькой былиночки надо голову клонить"), ирония("отколе, умная, бредёшь ты , голова?), аллегория ("проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?),олицетворение ("я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство"), метсафора ("Ах, увял головы моей куст"), метонимия (суд идёт), синекдоха ("...девичий стан..."), перифраз (Ключ Касталии – Кастальский ключ).

Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста.

Можно говорить о "тучках небесных", выписывать эпитеты: "вечные странники", "степью лазурною", "цепью жемчужною", но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели.

На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора.

Тимофеев: "Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает...Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают...".

Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.

 Домашнее задание: проанализировать любое стихотворение, изученное в 9 классе. И записать в тетрадь.

Образец: Примеры сочинений.

1. Я прочитал стихотворение Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Конечно, я читал много стихотворений, но никогда не задумывался о том, как поэтам удаётся так тонко передавать свои чувства и вызывать их в нас. После урока понял, что здесь играет роль всё: и звуки, и слова, и знаки препинания…
Конечно, я сразу заметил знаки восклицания, но, только подсчитав их, услышал восхищение автора тем, о чём он пишет. Весна – вот тема стихотворения. Все восклицания относятся к ней. Затем один знак вопроса: «Что с нею, что с моей душой?» Поэт пытается разобраться в буре чувств, поднявшейся в его душе, но чувства переполняют (знаки восклицания даже в середине стихотворной строки), и заканчивается стихотворение многоточием: как много ещё можно говорить.
Мы вместе с автором переполняемся чувствами и слышим те звуки, которые слышит поэт: 2-я строфа - [л] -6 раз – и возникает ощущение мягкости, нежности, лёгкости; 3-я строфа - [р] – 2 раза, [ч] -2 раза - вот ручеёк журчит с переливами; 3-я строфа - [р] – 4 раза – а это рёв реки, её мощь, сила; 4-я строфа - [х], [ж], [ш] – шуршание прошлогодних листьев.
«Торжествующий хребёт» реки, «крылья» ветерка, облака летают, «ласкаясь» - всё живёт, дышит, радуется весне. И эпитеты подчёркивают это: лазурь живая, торжествующий хребёт реки, гимн заздравный, вышина яркая.
Стихотворение написано ямбом, но в нечётных строках ямб 4-стопный, а в чётных – 3-стопный. Создаётся чёткий ритм: весна пришла, её ничто не может остановить. И душа поэта растворяется в этом прекрасном мире, где всё гармонично.
Стихотворение мне очень понравилось. Как хочется, чтобы весна пришла и к нам.

 

2. Раньше я думал, что поэт – это человек, который хорошо умеет рифмовать слова. Но на уроках литературы передо мной раскрылись тайны стихосложения, и я увидел, что одной рифмы мало.
Передо мной стихотворение Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. Автор передаёт своё настроение, свои чувства, вызванные приходом весны. Это восторг, восхищение. Десять знаков восклицания передают это состояние. К тому же дважды эти знаки стоят в середине строки. Чувства переполняют поэта. Он говорит прерывисто, ему хочется сделать глоток воздуха. Он пытается объяснить бурю чувств, задавая вопрос себе, но ответа не находит, поэтому в конце стихотворения стоит многоточие.
Е.А.Баратынский использует аллитерацию. Чтобы передать рёв реки, он использует звук [р], чтобы мы услышали журчание ручья, - [ч] и [р], мягкость, нежность облаков, теплоту солнечных лучей -[л].
Баратынский одушевляет природу. Он использует олицетворения (облака ласкаются, хребёт реки…). Чтобы передать состояние природы, он пользуется эпитетами (торжествующий, заздравный, яркий), которые сами являются гимном весне.
О себе поэт говорит только в последней строфе. Но мы его видим во всём стихотворении, так как его душа растворена в природе и живёт вместе с ней.
Всё стихотворение объединяет чёткий ритм (ямб). Всё движется, действует.

 

3. Когда я прочитала стихотворение Баратынского, поняла, какую роль играют в стихах знаки препинания, эпитеты, метафоры, сравнения. Они в стихах для того, чтобы выразить чувства, которые испытывает автор. Баратынский хочет передать красоту природы, восхищение весной. Когда читаешь это стихотворение, сразу понимаешь, что хочет сказать поэт, что он чувствует. Он описывает небо и землю. На небе облака, птицы, ветер, солнце. На земле река и ручей. А между небом и землёй находится его душа. Она растворена в природе, и с птичкой – птичка, с ручьём – ручей.
Используя аллитерацию, Баратынский смог передать то, что он слышит, и эти звуки вызывают в моей душе радость и надежду, что скоро придёт весна.
Автор использует 4-стопный и 3-стопный ямб, чередуя строки, и не нарушает этот ритм. Я думаю, что этим он хочет сказать, что приход весны отменить нельзя.
Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!» мне очень понравилось. Если бы о весне писала я, то тоже поставила бы десять знаков восклицания.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!