Теоретическая и практическая значимость работы.



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «РОСИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ»

 

 

ДИПЛОМНЫЙ РЕФЕРАТ

Кобзева Ольга Михайловна

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПИАНИСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Выпускающая кафедра специального фортепиано № 2

 

Специальность: 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано)

Научный руководитель - Букринская Маргарита Алексеевна, кандидат искусствоведения, ст. преподаватель кафедры педагогики и методики

 

 

Москва,

2020

Содержание

Введение

§1. Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста. (когда настало тонкое место и с какими событиями это было связано-вопрос в анкету)

Проблемы педагогического общения

Эпиграф«Педагог должен быть диктатором» (Шапошникова)

Характеристика существующих стилей общения (авторитарный, демократический, либеральный, заискивающий, гиперопека, игнорирование)

Функциональные уровни общения (приятель и приятель, начальник и подчиненный)

Проблема понимания и слышания друг друга, проблема языка (Кадыров)

Педагогического воздействия?

Проблема профессиональной оптации (выбора профессии)

По Старчеус

Ранний выбор профессии

Заключение

Список литературыНАПИСАТЬ

 

 

Введение

Актуальность исследования.

«Вечная проблема»

«Приспело время»

«Выдающийся композитор»

Через психологические кризисы проходят все музыканты-пианисты, начиная с раннего возраста. Эта тема мало освящена в музыкальной психологии.

 

«Музыкант – тоже человек». Музыкант несет особую нагрузку. Его обучение начинается в раннем возрасте, когда еще не сформирована система защиты. Маленький человек не готов психологически к тому, что нужно много заниматься. Тема психологической нагрузки музыкантов была и остается актуальной, мимо нее не может пройти ни один музыкант.

 Пианисты находятся в особом положении – в отличие от струнников и духовиков, например.

Ребенок-пианист сразу садится за большой рояль. Он сразу начинает изучать двустрочную систему, сразу исполняет музыку в темперированном строе. Очень много задач требуется для выполнения сразу – как минимум, координация двух рук и педали. Это те проблемы, что лежат на поверхности.

Далее следуют стрессы перед выступлением. Оценка педагогов, родителей, сверстников. Конкурсная конкуренция.

В подростковом и зрелом возрасте эти проблемы не заканчиваются. Во время пубертатного периода, когда особенно остро воспринимается мнение окружающих, - снова нужно публично выступать на сцене.

С возрастом обостряется проблема нехватки знания в области школьных дисциплин, а ВУЗы требуют высокой подготовки. И здесь молодой музыкант снова в критической ситуации – выбора профессии.

Еще один аспект профессионального становления – проблема социализации музыкантов. Человек оказывается не готов к рутине, к работе в учреждении. Ведь он готовил себя играть Этюды Шопена. У педагогов музыкальной школы происходит «перегорание», потеря квалификации. После творческой свободы – ставятся рамки, сроки, поступают постоянные требования «сверху».

Нередко встречается давление со стороны коллектива.

 

Эти и подобные им состояния - состояния кризиса, неразрешенности, неудовлетворенности, состояния выбора – знакомы каждому пианисту и не устаревают. Каждому музыканту приходится пройти через них. И особенно важно выйти из этих кризисов цельной личностью, что удается не каждому.

 В связи с этим актуально собрать мнение общественности по данному вопросу, обобщить опыт предыдущих поколений музыкантов-психологов, изучить современные научные данные и рекомендации в решении данных психологических проблем.

 

Степень разработанности темы Литобзор

Область музыкальной психологии глубоко и широко развита, однако теме кризисных состояний и психологических проблем в жизни и становления музыкантов посвящено сравнительно небольшой количество книг и статей.

 

Специфике музыкальной деятельности и особенностям личности музыканта, описанию приемов эмоционально-волевой регуляции при подготовке к публичным выступлениям посвящена книга В.И.Петрушина (1997г.).

Эмоциональной сфере человека как источника музыкальных переживаний в музыкальном развитии и образовании личности, проблемам самоактуализации личности в процессе музыкального образования посвящено учебное пособие А.В.Тороповой (2008г.)

Вопросы психологической подготовки педагогов в процессе профессионального становления музыканта рассматриваются в книге Д.К.Кирнарской «Психология музыкальной деятельности» (2003г.)

В книге «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса рассматриваются способы выявления одаренности, а также проблемам воспитания и обучения одаренных детей (1996г.).

Познавательные процессы в музыкальном искусстве рассматриваются в учебном пособии Р.Г.Кадырова «Музыкальная психология» (2005г.).

В книге «Музыкальная психология» А.Л.Готсдинера (1993г.) обобщены научные достижения советских и зарубежных ученых в области общей, социальной, музыкальной и педагогической психологии, педагогики, музыкознания и музыкальной акустики, а также рассматриваются вопросы, относящиеся к общению педагога с учащимися. Освящаются лечебное воздействие музыки и ее применение для повышения производительности труда.

В книге Г.Цыпина «Музыкант и его работа» (1988г.) затрагивается круг проблем, связанных с художественно-творческой деятельностью. Вопросы мотивации в работе художника, формы и организации творческого труда, образ жизни и воздействие его на творчество, – таковы основные из этих проблем.

 

Однако в музыкальной психологии мало освящена тема, связанная с психологическими кризисами и их преодолением на пути становления музыканта-пианиста. Этой теме посвящены работы Старчеус (Статья «Кризисы музыканта»).

 

Объект исследования – профессиональное становление пианиста.

Предмет исследования – психологический аспект становления

Цель исследования – рассмотреть психологические проблемы профессионального становления пианиста

 

Ограничения исследования

Поскольку круг проблем на пути профессионального становления пианиста разнообразен и широк, в нашей работе мы ограничимся рассмотрением некоторых проблем, связанных с педагогическим общением в классе фортепиано и обозначим, с какими кризисами сталкивается пианист в течение образовательного ого процесса. А также сделаем выводы на основе опроса студентов РАМ имени Гнесиных на тему их психологический проблем на пути профессионального становления.

 

Задачи исследования

· Рассмотреть кризисы и кризисные состояния в становлении пианиста.

· Охарактеризовать и классифицировать типы профессионального общения

· Раскрыть проблему профессиональной оптации

 

Методология

Методологической базой нашего реферата послужили работы М.С. Старчеус по музыкальной психологии.

В нашей работе применены следующие методы: реферирования, компаративный метод (Сравнить педагогически стили общения и их влияние на психологическое состояние студентов-пианистов), методы социологического исследования (опрос, анкетирование Провести социальный опрос студентов музыкального училища и академии РАМ им.Гнесиных на предмет выявления наиболее острых периодов в их профессиональном становлении).

 

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты реферата можно использовать в курсе лекций по «Музыкальной педагогике и психологии», а также помочь студентам в осознании и решении своих профессиональных проблем.

 

Структура работы. Работа состоит из трех частей: введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!