Ромул Великий», как яркий пример интеллектуальной драмы.

Реферат студентки Московского финансово- промышленного

                                              университета «Синергия»

                                                     Ясониди Марии

                                                    Группа ДСАИ401  

 

    

Фридрих Дюрренматт: швейцарский вариант интеллектуальной драмы

                   

 

         

 

 

 План:

 

  1. ВВЕДЕНИЕ. БИОГРАФИЯ ФРИДРИХА ДЮРРЕНМАТТА

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМЫ

 

 

А) Творчество драматурга.

 

I. Первые пьесы.

II. Последние « взлеты» драматурга.

 

Б) «Ромул Великий», как яркий пример интеллектуальной драмы.

 

I. Драматургические средства

II. Языковые средства

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. ГЛОССАРИЙ

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. БИОГРАФИЯ ФРИДРИХА ДЮРРЕНМАТТА

 

Фридрих Дюрренматт (1921-1990) — один из крупнейших писателей послевоенной Европы. Он был не только драматургом и романистом, но и талантливым художником, иллюстрировал многие свои произведения. Писал романы (по большей части детективные), повести и рассказы. Однако, прежде всего он был блестящим драматургом, создавшим свою эстетику современной пьесы.

Фридрих Дюрренматт родился недалеко от Берна. Он был сыном протестантского священника и, смеясь, говорил потом, что должность отца определила частое присутствие в его произведениях смерти: все время кого-то отпевали, кого-то хоронили. В Цюрихском университете Дюрренматт изучал филологию и философию. В 1946 году он покинул университет, и некоторое время работал художником-графиком, прежде чем остановил свой выбор на литературе. Первые писательские годы были трудными. Всемирная слава пришла к нему позже, с пьесами «Ромул Великий» и «Визит старой дамы». А начинал он как прозаик.
Ранние рассказы Дюрренматта («Рождество», «Палач», «Сын» ) писались в годы мировой войны, и это определило их мрачный колорит. Но уже тут мир Дюрренматта полон, как и в дальнейшем, фантастических несообразностей. По улицам движутся качающиеся автобусы, похожие на чудовища, воздух клейкий, тяжесть предметов кажется такой непомерной, что сравнивается со стонущим земным шаром. Дюрренматт даже иллюстрировал свои произведения собственными рисунками. (В 1990-м году было обнаружено и отреставрировано панно работы Фридриха Дюрренматта в бывшем доме его родителей, где он когда-то проживал.)

В 1946 г. Фридрих берет в жены актрису Лотти Гайслер и уезжает с ней в Лигерц, где продолжается его творческая работа.

В 1947 году у супругов родился сын, названный Петером, в 1949-м — старшая дочь, Барбара, а в 1951 году — младшая, Рут. В 1983 году его жена уходит из жизни. После ее смерти в 1984 году Фридрих женится на актрисе, журналистке, кинопродюсере и водителе шикарного Феррари — Шарлоте Керр. В этом творческом тандеме в 1984 году они ставят фильм «Портрет планеты» и небольшую пьесу «Ролевые игры». Переработав вместе с Керр пьесу «Ахтерлоо» (написанную в 1983 году и тогда же поставленную, но без успеха), последние годы он посвятил исключительно прозе.

14 декабря 1990 года Фридрих Дюрренматт умирает в Невшателе.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМЫ.

Творчество драматурга

I. Первые пьесы.

 

Фридрих Дюрренматт начинал писать для театра, когда на европейских сценах утвердилась драматургия, обращавшаяся к самым острым проблемам современности.

В первой своей пьесе «Ибо сказано...» и дальше — в «Визите старой дамы», «Физиках», «Метеоре» — Дюрренматт пользовался приемами, противопоказанными традиционной реалистической драме. Он не отображал действительность в жизнеподобных формах, а воссоздавал ее в условных «моделях современного мира». Крайней наивностью было бы принимать действительность в пьесах Дюрренматта за добросовестное драматургическое отражение житейской повседневности. Даже там, где автором как будто бы точно воспроизведены обстоятельства данного места (провинциальный город Гюллен в «Визите старой дамы»), эта локальная точность тут же размывается общим смыслом. В своих пьесах Дюрренматт пользуется той самой формой условной параболы, которая уже укоренилась в драматургии Сартра, Камю («Калигула», 1942), Брехта,

В драматургии Дюрренматта мысль об общественном смысле поступков «частного» человека нашла выражение в каждом из близких автору персонажей. В его первой пьесе «Ибо сказано...», действие которой происходило в Германии XVI в., герой погибал на колесе за свою веру в то, что люди обязаны жить согласно своим убеждениям. Римский император Ромул, превращенный в героическую личность, пытался ценой бесчисленных жертв пошатнуть рутину собственного преступного государства. Гениально одаренный ученый Мебиус в пьесе «Физики» объявил себя сумасшедшим, чтобы спасти человечество от опасных последствий своих научных открытий. Нравственные нормы, высказанные в пьесах Дюрренматта, не отличались половинчатостью. Как и у Сартра, они абсолютны. Как и у Сартра, огромное значение для Дюрренматта имеет идея долга, осознанного и признанного человеком.

Первенец Дюрренматта сравнивался с той «серьезной» драматургией, которая прочно утвердилась на сцене и отвечала духовным запросам зрителей. С этой позиции обвинения, представленные Дюрренматту, были, безусловно, справедливыми.

Пьеса Дюрренматта «Ибо сказано...» (1947), как и следующая его пьеса «Слепой» (1948), рождена Второй мировой войной и наполнена ее отзвуками. На сцене измученный долгой осадой средневековый город Мюнстер. Готовятся костры для еретиков, женщины и дети молят о хлебе, в числе сотен казненных один за другим гибнут главные герои пьесы.

Материал пьесы как будто бы не противопоказан мрачной серьезности выдающихся образцов западноевропейской драматургии военного и первого послевоенного времени. Мрачный античный город Аргос, жители, одетые в траурные черные платья, повсюду на мостовых и стенах домов пятна крови — тут развертывалось действие в «Мухах» Сартра.

Дюрренматт творит, сохраняя неизменную дистанцию к материалу. Своей задачей он считает изобразить пестрый, красочный, противоречивый, не поддающийся систематизации мир, мир, который он как художник, разумеется, интерпретирует в своем творчестве, но который не может стать от этого более целенаправленным. Этот мир, полагает драматург, можно изобразить только в форме комедии.

Комедия «Брак господина Миссисипи» (1950). Перед нами шутовской парад тех позитивных идей, которые вот уже столько веков всерьез принимает человечество. Среди других произведений Дюрренматта именно эта пьеса была самым явным отзвуком душевной опустошенности начала 1950-х годов.

События в пьесе замкнуты в пределах одной комнаты. Правда, в ином, иносказательном плане ее пространство более широко. Из окон видны одновременно кипарис, клочок южного моря и строгий «северный» готический храм. Вокруг чайного столика легко разыгрывается поединок мировоззрений, в котором нет победителей. Каждый персонаж в пьесе представляет определенную жизненную позицию. Граф Юбелое — неисправимый идеалист, твердо верящий в силу любви и добра. Фредерик де Сен Клод — некогда «сторонник Москвы», теперь революционер-авантюрист, пытающийся осуществить мировую революцию собственным путем. Наконец, главный герой судья Миссисипи — проповедник абсолютного подчинения самому суровому в мире закону — закону Моисея. Старая и очень важная для Дюрренматта идея — а что если принимать свои обязанности серьезно? — тоже подана здесь в сугубо ироническом виде. Как говорит, обращаясь к зрительному залу, один из персонажей пьесы, «любознательный автор задался вопросом, может ли дух — в любой возможной форме — изменить мир, который просто существует, не содержа в себе никакой идеи?» Отрицательный ответ на этот вопрос ясен задолго до конца тех игрушечных экспериментов, которые производит драматург над своими персонажами. Надежды и претензии героев (каждый считает себя способным обновить жизнь человеческую) рушатся, как карточный домик, в столкновении с испытаниями ничтожными и незначительными.

В 1956 г. Фридрих Дюрренматт написал одну из лучших своих пьес «Визит старой дамы». Действие происходит в наши дни в захолустном городке Средней Европы. Но этот маленький город как будто выделен из общего хода современной жизни — выделен, чтобы стать обобщением глубокого смысла. Эта пьеса Дюрренматта, может быть, наиболее точно соответствует словам «парабола», «иносказание»: об одной из главных общественных опасностей века здесь действительно сказано «иными словами».

Трагикомедия «Визит старой дамы», как и «Андорра» Фриша (1961), посвящена опасной способности людей менять под нажимом обстоятельств свои убеждения. Драматург пытается понять саму способность принимать преступление за норму, раскрывает секрет инертности и прямого содействия злу.

Позиция «неучастия» как один из возможных способов поведения человека в сегодняшнем мире часто привлекала внимание Дюрренматта. Одна из первых попыток осмыслить выигрыш и проигрыш такого поведения — образ епископа в его первой пьесе «Ибо сказано...» В представлении некоторых исследователей эта позиция безоговорочно близка самому Дюрренматту: она как будто удобно подверстывается к облику драматурга, сформировавшемуся в 1950-е годы. Однако дистанция у Дюрренматта существует и между автором и его героем.

Еще в 1966 г. Дюрренматт написал пьесу «Метеор»— одну из самых мрачных и в то же время шутовских, почти фарсовых своих пьес.

Парадокс, достойный Дюрренматта: «Метеор» — это комедия о смерти. Трагикомизм ситуации в том, что умерший герой вновь и вновь возвращается к жизни. В пьесе звучит необычная для Дюрренматта личная нота: главное лицо произведения — знаменитый писатель. Быть может, позволительно трактовать воскрешения как надежду знаменитого писателя на посмертную славу? Но этой мысли в тексте Дюрренматта нет и следа. Раз за разом знаменитый писатель воскресает, высвобождаясь из горы венков, скапливающихся у гроба. Возвратившись к жизни, он успевает выпить не одну бутылку вина, сжечь свои сбережения, узнать от уборщицы общественного клозета Номзен истории молодых загубленных им жизней (он то и дело именует ее Момзен — по имени знаменитого историка). Герой пьесы изо всех сил старается умереть. Но странное дело: ему присуще, казалось бы, совсем не предсмертное качество — само умирание Дюрренматт наполняет биением жизни. Пьеса, шутя и походя, предлагает подвергнуть сомнению, казалось бы, последние устои существования — неотвратимость смерти. Воскрешение трактуется как затянувшееся умирание, как жуткое повторение одного и того же. Как всевластие законов, непостижимых для человечества.

В своих комедиях Дюрренматт показал, какие неожиданные «подвохи» могут порой опрокинуть «свободный выбор». Однако, раскрыв слабость программы своих героев по отношению к действительности, отклонив все их «возможности», Дюрренматт вместе с тем выразил глубокую настороженность. Делу не может помочь, как надеялся Брехт, расчет на коренное изменение действительности. В результативности такого изменения Дюрренматт сомневался. «Человечество, — сказал он однажды, — не нуждается в операции; ему нужна только диета».

 

II. Последние «взлеты» драматурга.

 

За пять лет до смерти, в 1985 г. Дюрренматт написал одно из самых откровенных своих произведений — «драматическую балладу» «Минотавр». Жанр баллады традиционно соединяет эпическое, драматическое и лирическое начала. Так и у Дюрренматта: его баллада — это рассказ о минотавре, рассказ, однако, преисполненный драматическими столкновениями и лирикой. Минотавр пытается завязать отношения с бесчисленными двойниками, отражающимися в зеркальных стенах лабиринта, он радостно приветствует, а потом невзначай убивает появившуюся в лабиринте девушку. Драматическое действие развивается без слов: минотавр лишь «выплясывает» свою радость, свое недоумение, свою боль (надо помнить, что и архаические формы баллады предполагали участие танца). Минотавр, по Дюрренматту, — одинокое существо, брошенное в лабиринт чуждого мира, не дающего никаких ответов.

Самые значительные из пьес Дюрренматта последних лет его жизни — «Портрет планеты», «Соучастник», «Срок» — это во многом «новый Дюрренматт».

Дюрренматт писал: «Чем старше я становлюсь, тем ненавистнее мне становится все театрально-литературное, риторическое... Я пытаюсь работать драматургически все более просто, становлюсь все скупее, опускаю все больше, оставляю только намеки».

Последние пьесы Дюрренматта кое в чем повторяют и варьируют предыдущие. Повторяются мотивы.

Драматург неоднократно писал, что творит вместе со сценой. Его скупому тексту абсолютно необходима индивидуальность актера, на плечи которого он перекладывает все большую нагрузку. Но столь же нуждается он и в воображении читателей и зрителей.

Дюрренматт видел мир как парадоксальное сочетание жизни и катастрофичности, неисчерпаемого богатства возможностей и их сужавшегося круга. Его творчество жизнелюбиво, но исполнено страха за будущее человечества.

 

Ромул Великий», как яркий пример интеллектуальной драмы.

« Комичность наблюдается не в образах, а в действии»

 I. Драматургические средства

 

Драматургия мысли.

 

Дюрренматт дал четкое объяснение понятию мысль: «Посредством мысли, посредством комедии, анонимная публика становится публикой, реальностью, с которой нужно считаться, но и которая должна быть оценена. Мысль легко превращает количество театральных зрителей в массу, которую можно атаковать, соблазнить, перехитрить для того, чтобы донести до нее те вещи, которые она бы иначе так легко не стала слушать. Комедия это мышеловка, в которую аудитория постоянно попадает, и будет попадать»

 

Время, место и действие.

 

В произведении «Ромул Великий» Дюрренматт экспериментирует не с формой, а использует — по иронии — классические единицы. С падением Римской империи Дюрренматт, кажется, хочет намекнуть на падение Запада. С помощью бегающих кур Дюрренматт пародирует время; курица, которая каждый день должна снести яйцо. Место действия пьесы, куриная ферма, является гротеском, потому что у зрителя абсолютно другое представление об императорском дворе. Падение империи «показывается зрителю из куриного двора» и, таким образом, выглядит как посмешище. Как время и место, действие тоже едино, и эта классическая структура забавно контрастирует с хаотическим миром куриц на сцене.

 

II. Языковые средства

 

 

 Юмор как коммуникативное средство Дюрренматт говорит следующее о влиянии юмора на язык: «Язык свободы в наше время это юмор, и пусть это всего лишь горький юмор, потому что этот язык подразумевает превосходство, даже там, где человек, который говорит на этом языке, уступает ему».

Он старается здесь не охарактеризовать язык в целом, а более детально передать юмор как коммуникативное средство. Дюрренматт следующим образом дает определение юмору: «Юмор значит не только согласие с миром, а принятие его таким, какой он есть, как нечто весьма сомнительное».

Комичность в произведении «Ромул Великий» состоит не только из действия, места и описания, но и из языка, пародии и эффектных трюков. Язык комедии происходит, главным образом, из противостояния различных областей языка. В произведении смешаны жаргон и пафос актера, меркантильный язык Цезаря Рупфа, высокопарная, формальная и пустая речь двора и «остроумные шутки».

 Смешным является, прежде всего, контраст между тем, что герои обещают (биться до последней капли крови) и тем, что они совершают в действительности (побег). Так, остроумной шуткой считается то, когда Ромул называет своих кур именами своих императорских предшественников и измеряет их исторические достижения производством яиц своих тезок.

 

Если ситуация требует комичности в языке, тогда автор вызывает путем «мысли» в речи комичность ситуации.

 

Аполлион, антиквар из Коринфа, собирается скупить последние бюсты из императорского дворца:

 

Аполлион: Один бюст я не беру. Вон тот — короля Ромула.

 

Ромул: Помилуй, мой тезка, как-никак, основал Рим.

 

Аполлион: Ученическая работа. Потому он весь и крошится.

 

Следующий пример представляет похожее взаимодействие разных языковых направлений, которые нарочно основываются на двусмысленности выражения:

 

Ромул: А это чье яйцо

 

Пирам: Как всегда, Марка Аврелия.

 

Ромул: Вот это приличная несушка. Остальные императоры ничего не стоят. А еще кто-нибудь несется

 

Пирам: Одоакр. (Несколько смущен.)

 

Ромул: Смотри-ка!

 

Пирам: Два яйца.

Ромул: Здорово! А как мой полководец Орест, которому надлежит одолеть этого германца?

 

Пирам: Ничего.

 

Ромул: Ничего. Ну, я на его счет не очень и обольщался. Хорошо бы нафаршировать его каштанами и подать нынче к ужину.

 

Пирам: Будет исполнено, ваше величество.

 

Эта сцена, которая стоит вначале драмы, и в которой Ромул посредством средств кабаре производит суд над римской историей, под предлогом того, что ему сообщают о его куроводстве, является противоположностью суда над Ромулом в конце драмы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные позиции европейской драмы 20 века у Фридриха Дюрренматта: нейтральность Швейцарии, мрачные краски послевоенного времени в произведениях.


ГЛОССАРИЙ

 

Нейтральность - характеристика новой эпохи. Чувство меры, охраняющее от переизбытка желаний.

 

Интеллектуальная драма - напряженная борьба идей, конфликт мировоззренческих точек зрения представлены действующими лицами.

 

Условная парабола - иносказательный характер, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которая движется как бы по кривой (параболе)

Иносказания выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется, как литературный приём. В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства.

 

 

Остранение — литературный приём, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 году.

Остранение может рассматриваться в качестве одного из способов разрушения стереотипа в понимании смысла текста в деконструкции, в том числе для изменения контекста рассмотрения текста.

 

Фарс- комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах.

 

Трагикомизм – трагический и комический элемент в положении, ситуации, проявлении чего-л.

 

Драматическая баллада- лиро-эпическое произведение ,с остро драматическим сюжетом, в основе которого лежит сказание, предание, легенда, исторический сюжет. Герои драматической баллады борются.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


История западноевропейского театра. Том 7. 1985 Б. А. Смирнова

Типология немецкого романа. 1900-1945. Павлова Н.С

https://moluch.ru/archive/57/7933/

https://md-eksperiment.org/post/20181107-dyurrenmatt

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!