Картинами и словом отдал дань...



Из воспоминаний Э. Миндлина

«Первое «видение» Волошина ошеломило меня. На солнечной площади Феодосии между старинной генуэзской башней и кафе «Фонтанчик» я увидел неправдоподобно рыжебородого человека. Легкой поступью плясуна и с достоинством посла великой державы он нес тяжесть огромной плоти. Серый бархатный берет, оттянутый к затылку, усмирял длинные своенравные волосы - пепельно-рыжеватые. На нем был костюм серого бархата - куртка с отложным воротником и короткие, до колен, штаны - испанский гранд в пенсне русского земского врача, с головой древнего грека, с голыми коричневыми икрами бакинского грузчика и в сандалиях на босу ногу. Он был необыкновенен на площади, забитой деникинскими офицерами, греческими и итальянскими матросами, суетливыми спекулянтами, испуганными беженцами с севера, медлительными турками с феллук и смуглыми феодосийскими барышнями! Он был так удивителен в этой толпе, что я сразу понял: вот это и есть знаменитый Максимилиан Волошин!»

                                                                                                         

      Максимилиан Волошин - крупнейший поэт серебряного века, философ,

открыватель Киммерии, певец Коктебеля и Парижа, мастер сонета. Пионер «научной поэзии», оригинальный переводчик с французского и немецкого.

Волошин - литературный и художественный критик: автор более чем 250 опубликованных статей о русской и зарубежной литературе, искусстве, театре.

Волошин - художник: мастер акварели (тысячи работ), офорта, темперы.

Волошин - мемуарист, мастер эпистолярного жанра. Волошин - библиофил, Волошин - крымовед, Волошин - философ.

Волошин - дух, хранитель людей, их дарований, их судьбы. Хранитель нашей культуры: благодаря его таланту, его личности сохранен Дом поэта, заповедным стал Карадаг.

Перелистывая страницы жизни Волошина, хочется воскресить и представить наяву образы, давно ушедшие.

 

Им не услышать следующих песен,

Кому я предыдущие читал.

Распался круг, который был так тесен.

Шум первых одобрений отзвучал.

Непосвященных голос легковерен,

И, признаюсь, мне страшно га похвал...

Насущное отходит вдаль, а давность,

Приблизившись, приобретает явность.

«В доме Волошина»

Елена Оттобальдовна - мать Волошина:

Я Елена Оттобальдовна Кириенко- Волошина, урожденная Глазер - хозяйка Лома поэта.

Мой муж, Александр Максимович Кириенко-Волошин, умер, когда Максу было 4 года. Всю свою жизнь я посвятила сыну: жила его жизнью, радовалась его радостями и печалилась вместе с ним. Наш дом в Коктебеле всегда был полон гостей, милых «обормотов». Я любила их всех, была другом друзей Максимилиана. А они называли меня Пра, от слова праматерь. Вот так описала меня Марина Цветаева: «Мама: седые, отброшенные назад волосы, орлиный профиль с голубым глазом, белый, серебром шитый длинный кафтан, синие, по щиколотку, шаровары, казанские сапоги... Первое впечатление - осанка. Царственность осанки. Двинется - рублем подарит...»

Макс был внимательным, заботливым и нежным сыном, ухаживал за мной, когда я слегла и умирала, очень страдал. Но не будем о грустном, вот шуточное стихотворение обо мне. Оно называется «Пра»

Я Пра из Прей. Вся жизнь моя

Есть пря.

Я,неусыпная, слежу за домом.

Оглушена немолкнувшим содомом,

Кормлю стада голодного зверья.

Мечась весь день, и жаря, и варя.

Варюсь сама в котле, давно

знакомом...

варить борщи и ставить самовары - мне, тридцать лет носящей

шаровары,

И клясть кухарок? - Нет!

Благодарю!

Когда же пред Прою

распростёрты,

Откинув гриву, гордо я курю,

Стряхая пепл на рыжие ботфорты.

Марина Цветаева:

Я, Марина Цветаева, marina - по латыни значит «морская». С Максом нас связывали особые отношения, я очень многим обязана ему. В 1910 году ещё

гимназисткой я выпустила свой первый сборник стихов «Вечерний альбом».

Xорошо о нем отозвались Брюсов, Гумилев и Волошин. Макс даже пришёл ко

мне в гости.

Марина: «Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся бороды.

Волошин: Можно видеть Марину Цветаеву?

Марина: Это я.

Волошин: А я Макс Волошин. К Вам можно? Вы читали мою статью о Вас?

Нет? Я так и думал и потому Вам её принёс».

Марина: «Завязалась беседа о том, что я люблю, как люблю, что пишу - полная отдача другому, внимание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого... Кабинет отца с бюстом Зевса на вышке шкафа. Сидим, он на диване, я на валике, гадаем, т.е. глядим: он мне в ладонь, я ему в темя... Из гаданья помню только одно:

Волошин: Когда вы любите человека, вам всегда хочется, чтобы он ушел, чтобы о нем помечтать. Ушёл подальше, чтобы помечтать подольше».

Кстати, я должен идти.

Марина: Как? Уже?

Волошин:

Мы пробеседовали же 5 часов.

Я пришел в 2, а сейчас 7.

Я скоро опять приду, до свидания, спасибо Вам.

Маргарита Сабашникова

Мне Макс Волошин посвятил много стихов. Он любил меня, художницу Маргариту Сабашникову. Мы встретились в Москве, в картинной галерее Щукина: плотная фигура, львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы. Глаза глядят по-доброму, даже по-детски. Радостность била в нём ключом, обо всём он судил необычно, по-своему. А знал необычайно много, всюду чувствовал себя своим человеком. Сначала меня поражала его терпимость, потом я поняла, что за этим кроется высокая зрелость души. Я думала, что постоянный интерес ко мне Макса - это дружба, оказалось - любовь. 12 апреля 1906 года я стала его женой. Мне было немного страшно: что могу ему дать?

Сможем ли мы всегда быть вместе? ... Не смогли. Расставанье было  мучительным для меня и для него.

 

Мария Заболоцкая.

Я, Заболоцкая Мария Степановна, в замужестве Волошина. К великому моему счастью, я встретила этого человека. Мы дружили с его мамой, я часто навещала Елену Оттобальдовну, Пра, как все гости звали её, от слова праматерь.

В 1923 году она тяжело заболела и, слабая, задыхающаяся, лежала, не вставая. Жизнь утекала на глазах с каждым днем. Макс был очень внимательным к матери, и я помогала ему во всем. Я была с ним в трудные для него дни, когда он потерял горячо любимую мать. Я осталась с ним до конца.

Макс считал мою любовь к нему огромным счастьем и даже написал об этом Маргарите Сабашниковой, своей первой жене. После смерти Максимилиана я сберегала память о нем. И в 30-е годы, когда его имя было под запретом, стихи не печатались, а картины хранились в запасниках, и в дни оккупации Крыма я переписывалась с его друзьями, собирала и хранила вещи и рукописи, мечтала о его музее, ждала... И дождалась: в последний год моей жизни, в 1976 году, в Коктебеле был открыт Дом-музей Волошина.

 

Черубина де Габриак

Волошин любил не только эпатировать. Он был прирожденным мистификатором.

В одном из номеров журнала «Аполлон» появился цикл стихов никому прежде не ведомой, но сразу привлекшей к себе внимание поэтессы со странным именем - Черубина де Габриак.

«Имя итатьяно-испано-французское мне ничего не говорит, - писал Иннокентий Анненский по поводу стихов. - Эта девушка несомненно русская... Она думает по-русски. Зазубринки её речи - сущий вздор по сравнению с превосходным стихом, с ее эмалевым гладкостильем...»

И до похвалы Анненского появление нового поэтического имени вызвало необычайное волнение на российском Парнасе. Признание таланта Черубины де Габриак самим Анненским как бы завершило, упрочило признание поэтессы русской читающей публикой. Но поэтесса продолжала оставаться загадкой даже для редактора и издателя журнала, поэта и критика Сергея Маковского: стихи были присланы по почте без указания обратного адреса.

Вскоре редакция получила новый цикл стихов таинственной Черубины де Габриак. Маковский, влюбившийся в поэтессу, которую никогда не видал, напечатал новые стихи в роскошной орнаментовке Евгения Лансере.

С моею царственной мечтой

Одна брожу по всей вселенной,

С моим презреньем к жизни тленной,

С моею горькой красотой. ..

Горькая красота прекрасной незнакомки Черубины де Габриак в короткий срок покорила не одно сердце. Редакция получала множество писем с вопросами страждущих: кто она? Умоляли редакцию сообщить адрес таинственной поэтессы.

О, если бы Маковский знал ее адрес!..

А тут еще были опубликованы стихи Максимилиана Волошина, посвященные Черубине де Габриак, по которым можно было думать, что Волошин кое-что знает о ней:

Ты живешь в молчанье темных комнат

Средь шелков и тусклой позолоты,

Г де твой взгляд таят в себе и помнят

Зеркала, картины и киоты.

Смотрят в душу строгие портреты...

Речи книг звучат темно и разно...

Любишь ты вериги и запреты,

Грех молитв и таинства соблазна...

И Сергей Маковский не выдержал. Он в стихах объяснился поэтессе в любви и эти стихи напечатал.

Черубина снизошла. Нет, она не встретилась с Маковским - только позвонила ему однажды по телефону, позволив услышать свой ангельский голос. Теперь уже никто не сомневался, что Черубина де Габриак - прекрасная женщина во плоти.

Но о том, что таинственная поэтесса - действительно поэтесса Е.И. Дмитриева-Васильева, знали только двое: Максимилиан Волошин и Михаил Кузьмин.

Черубину де Габриак «выдумал» Волошин в отместку Сергею Маковскому, который слишком пренебрежительно отнесся к робкой провинциальной поэтессе, пришедшей в редакцию со своими стихами. «Справедливость должна восторжествовать, - заявил Волошин, ценивший стихи Е.И. Дмитриевой-Васильевой. - А Маковский получит свое...»

  Когда литературная мистификация разоблачилась, дело чуть не дошло до дуэли. Но вмешались друзья и дело замяли.

 

Революцию и гражданскую войну Максимилиан Волошин встретил и пережил в Коктебеле.

Волошин всем сердцем принял и прочувствовал трагедию русской революции. В автобиографии он называл себя писателем вне литературы, в годы усобицы он оставался человеком вне политики. «Россия распятая» - это цикл лекций, обращенных к современникам. В 1918 году он читал их в Севастополе, в 1919 и 1920 - в Одессе, Екатеринодаре, Ростове-на -Дону, в Крыму, занятом Врангелем.

  В результате белые грозились его повесить. С установлением же Советской власти в Крыму текст лекции стал пороховым зарядом и для красных. Но Волошин был готов жизнью ответить за свои убеждения.

Он не был ни на стороне красных, ни на стороне белых, сумел духовно подняться над распрей и гордился тем, что у него были стихи, которые одинаково нравились и красным, и белым. Волошин писал, что эти явления - его литературная гордость, они свидетельствуют, что в моменты высшего разлада ему удавалось, говоря о самом спорном, находить такие слова и такую перспективу, что её принимали и те, и другие.

 

В те дни мой дом-слепой и

запустелый -

Хранил права убежища, как храм.

И растворялся только беглецам,

Скрывавшимся от петли и расстрела.

И красный вождь, и белый офицер.

Фанатики непримиримых вер - Искали здесь, под кровлею поэта,

Убежища, защиты и совета.

Я ж делал всё, чтоб братьям

помешать

Себя сгубить, друг друга истреблять.

И сам читал - в одном столбце

с другими –

В кровавых списках собственное имя.

Волошин : Главной темой моего творчества является Россия, во всем ее историческом единстве. Дух партийности мне ненавистен, всякую борьбу я не могу рассматривать иначе как момент духовного единства борющихся врагов и их сотрудничества в едином деле.

Согласно моему принципу, что корень всех социальных зол лежит в институте заработной платы, - всё, что я произвожу, я раздаю безвозмездно. Свой дом я превратил в приют для писателей и художников, а в литературе и живописи это выходит само собой, потому что все равно никто не платит.

 

Войди, мой гость, стряхни житейский прах

И плесень дум у моего порога...

(...)

И ты, и я- мы все имели честь

«Мир посетить в минуты роковые»

И стать грустней и зорче, чем мы есть.

Я-не изгой, а пасынок России

И в эти дни - немой ее укор.

Я сам избрал пустынный сей затвор

Землею добровольного изгнанья,

Чтоб в годы лжи, падений и разрух

В уединенье выплавить свой дух

И выстрадать великое познанье.

(...)

Ветшают дни. Проходит человек,

Но небо и земля - извечно те же.

Поэтому живи текущим днем.

Благослови свой синий окоём.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

· Перейдите по ссылке https://rustih.ru/stixi-o-rodine-rossii/maksimilian-voloshin-stixi-o-kryme-rossii-rodine/ и прочитайте стихи М. Волошина «Гражданская война», «Родина», «Коктебель» и др.

Письменно ответьте на вопросы:

1. Главная тема творчества М. Волошина

2. Как друзья Максимилиана Волошина называли его мать?

3. Кто такая Черубина де Габриак?

4.  «Молюсь за тех и за других» . Из какого произведения эти строки?

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!