Ознакомьтесь с конспектом урока
Беседа
- Где происходят события трагедии?
В итальянском городе Верóна, затем в Мáнтуе.
- Каково время действия?
5 дней, от воскресенья до пятницы.
- Что, по замыслу автора, имеет большое значение в пьесе? Подтвердите свои слова текстом.
Роковая случайность, предопределенность судьбы героев: «Судьба играет мной», - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). «Душа моя полна предчувствий мрачных!» - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно предсказывает ожидающий героев конец Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен, И смерть их ждет в разгаре торжества» (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: «Весь ход любви их, смерти обреченной». И здесь же о судьбе героев говорится как о «судьбе ужасной».
- Таким образом, мотив судьбы и рока, как мы видим, звучит в трагедии «Ромео и Джульетта» с самого начала, предопределяя развязку событий.
- Обратите внимание на акт 2 трагедии. Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: «Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…» Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет?
В них нет уже необходимости, исход событий предопределен.
- И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что же погубило их?
Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление об обязательности кровавой мести, память о которой еще жива.
|
|
- И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду?
Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.
- Как вы думаете, в чем заключается основной конфликт трагедии?
1. Бессмысленная вражда родов.
2. Столкновение поколений (отношения отцов и детей) – вечный конфликт, актуальный во все времена.
3. Любовь выше всего, она всепобеждающа, но окружающие постоянно вмешиваются в судьбу влюбленных, следовательно, третий конфликт – конфликт человека и судьбы, роковой случайности.
- В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: «Любовь, что движет солнце и светила». Но свою поэму Данте назвал «Комедия», потому что у нее счастливый конец. «Ромео и Джульетта» Шекспира – трагедия. Но трагизм «Ромео и Джульетты» лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:
|
|
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
- Чем вы объясняете то, что влюбленного, казалось бы, в Розалину Ромео почти мгновенно поражает любовь к Джульетте? Легкомыслие ли это или этому можно дать другое объяснение?
- В чем выразилось преображение Джульетты под воздействием великого чувства?
Она сама подчеркивает неожиданность того, что с ней произошло: «Десятка слов не сказано у нас, а как уже знаком мне этот голос».
- В каких словах Джульетты впервые возникает тема преодоления извечной феодальной вражды?
- Как отвечает Ромео на вопрос Джульетты: «Кто показал тебе сюда дорогу?»? Соответствует ли его ответ истине? Мотивируйте свой ответ.
- Джульетта признается: «Конечно, я так сильно влюблена, что глупою должна тебе казаться». А какой вам представляется Джульетта в этой сцене?
Эта девочка первой почувствовала, что светлый мир, которым она полна, противостоит тому, что Ромео ждет здесь неминуемая смерть, если его найдут ее родные.
- В чем вы видите справедливость слов Джульетты: «Моя любовь без дна»?
- Почему монах Лоренцо согласился обвенчать Ромео и Джульетту?
Лоренцо был поражен переменой в юноше: ведь он знал о его прежнем увлечении Розалиной. Монах согласился обвенчать их еще и потому, что надеялся примирить Монтекки и Капулетти, если Ромео и Джульетта вступят в брак.
|
|
- А теперь вспомним о грозных событиях, происшедших после венчания молодых героев.
Смертельно раненный Тибальтом Меркуцио трижды повторяет роковые слова: «Чума возьми семейства ваши оба!» Тогда Ромео говорит себе: «Умолкни, доброта!» Джульетта узнает, что Ромео убил ее брата Тибальта, и вначале называет Ромео исчадьем ада с ангельским лицом, но тут же говорит кормилице: «Опомнись! Ромео для позора не рожден».
- Мы привыкли к словам, завершающим трагедию: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Но в оригинале у Шекспира сказано иначе: «Никогда не бывало более печальной повести, чем повесть о Джульетте и ее Ромео». В чем отличие этих двух вариантов? Как вы объясните то, что Шекспир поставил имя Джульетты на первое место?
- Согласны ли вы со словами К.М. Нартова: «Похоже, что Ромео слабее Джульетты... Его страсть прямолинейнее... В поступках своих он менее изобретателен и целеустремлен, разумеется, лишь в сравнении с Джульеттой. Ромео ждет поддержки от монаха Лоренцо, а Джульетта одна, без друга и наставника, находит в себе силы побороть и собственную слабость, и сопротивление окружающих». Ромео более красноречив в изъяснении чувств. Джульетта же «чуждается прикрас». Мотивируйте свой ответ.
|
|
- На каком основании можно утверждать, что Джульетта, быть может, самая любящая из всех известных литературных героинь?
- Какие особенности эпохи Возрождения находите вы в трагедии «Ромео и Джульетта»?
- Ненависть в трагедии связана с феодальным прошлым, а с чем связана любовь? Что же победило - любовь или вражда?
Задание:
1. Выучить наизусть 1 монолог.
Девочки учат монолог Джульетты с. 231 со слов «Лишь это имя мне желает зла…»
Мальчики монолог Ромео с 230 со слов «О милая! О жизнь моя! О радость!...»
2. Письменно дать характеристику образуам Джульетты и Ромео
Можете использовать для составления характеристики такой план (приблизительный)
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Наличие прототипов и авто- биографических черт.
4. Анализ имени
5.Портрет. Внешний облик, как он дан авторам и восприятие других персонажей.
6.Речевая характеристика.
7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
8.Семья, полученное воспитание, история жизни, род занятий.
9. Черты характера, эволюция/деградация личности в процессе развития сюжета.
10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
11. Прямая авторская характеристика.
12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13*. Оценка литературного персонажа его современниками.
14. Определение типического и индивидуального в литературным герое.
15. Ваше личное отношение к персонажу и к такому типу людей в жизни.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!