Значение теории архитектуры и градостроительства в современном мире.

Доклад

Теория архитектуры и градостроительства как понятие

Теория архитектуры — наука о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.

Теория архитектуры охватывает разработку фундаментальных проблем архитектуры: её социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта; выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российской архитектуры в мировом архитектурном процессе творчества мастеров архитектуры.

Теория архитектуры рассматривает архитектуру как искусство проектировать и строить здания и сооружения, создавать материально организованную среду. Основа предмета теории архитектуры - общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы. Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).

 

Важной задачей архитектурно-пространственной композиции в градостроительстве является формирование архитектурного ансамбля. В самом
понятии архитектурный ансамбль легко прочитывается единство, тесная взаимосвязь нескольких архитектурных сооружений, составляющих вместе органическое целое. Задача создания ансамбля - это всякий раз задача на отыскание сложного, часто зыбкого равновесия архитектурных элементов. Контраст и подобие - два разных средства решения этой задачи, которые отнюдь не исключают, а наоборот, взаимно дополняют друг друга. Ансамбль начинается там, где контраст подчеркивает сходство, а сходство оборачивается контрастом. Жилые районы занимают огромные территории, не обозреваемые единовременно. Потому при проектировании ставится задача формирования системы архитектурных ансамблей, воспринимаемых в определенной последовательности, зависимо от композиционного плана. Именно в сочетании таких ансамблей, в их увязке можно наблюдать целостность и правильность выбранного решения.

Теория градостроительства изучает планировочную организацию систем расселения и населённых мест, функционирования и развития во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями особенности их формирования.

Период Раннего Возрождения

АРХИТЕКТУРА
Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется, прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером Филиппо Брунеллеско (первая половина XV в.). Он, в частности, применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененному коробовому своду. Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVI в.

 

Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, остававшийся недостроенным с XIV в.
В созданной зодчим форме купола большого подъема заметен отзвук готической стрельчатой арки. Пролет купола этого собора имеет большие размеры — 42м. Своды купола, выполненные из кирпича, покоятся на восьмигранном основании из бревен, обшитых железными листами.

 

Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (палаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры
Особенностями ренессансных фасадов являются:
огромные оконные арочные проемы
рустовка первых этажей камнями, верхних-плитами
карнизы большого выноса
тонко прорисованные детали
(Палаццо Медичи-Рикарди 1444 - 1460, Микелоццо ди Бартоломео),

 

Дальнейшим развитием композиции дворца является палаццо Руччелаи во Флоренции, построенное в 1446—1451 гг. по проекту Леона Баттиста Альберти (1404—1472). Подобно древнеримскому Колизею его фасад поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем. Наряду с Брунеллеско и Микелоццо да Бартоломео в становлении новой архитектуры большое место принадлежало и другим мастерам (Росселино, Бенедетто да Майано и пр.), творчество которых в основном было связано с Тосканой и Северной Италией. Альберти, построивший помимо палаццо Руччелаи ряд крупных сооружений (фасад церкви Санта Мария Новелла, церковь Сант Андреа в Мантуе и др.), завершает этот период.


ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Градостроительство и город как объект специального исследования привлекали интерес многих передовых архитекторов. Менее значительным принято считать вклад Италии в область практического градостроительства. К началу XV в. города-коммуны Средней и Северной Италии представляли собой уже давно сложившиеся архитектурные организмы. Кроме того, республики и тирании XV и XVI вв. (исключая крупнейшие — как Флоренция, Милан, Венеция и, конечно, папский Рим) не обладали достаточными средствами для создания новых крупных ансамблей, тем более, что все внимание продолжало уделяться постройке или достройке соборов, как главного религиозного центра города. Немногие целостные градостроительные начинания, как, например, центр города Пиенцы, сочетают в себе новые тенденции со средневековыми строительными традициями.

 

Вместе с попытками теоретического осмысления того, что уже было практически сделано в области градостроительства, можно отметить и попытки осуществить на деле сложившиеся теоретические градостроительные представления. Так, например, в Ферраре был построен новый район с регулярной уличной сетью; попытка единовременного создания целостного городского организма была сделана в городах Бари, Терра дель Соле, Кастро, а также в некоторых других.
(Первая Феррара, вторая Бари)

 

С ростом влияния наиболее богатых семейств их личные требования и вкусы все сильнее сказывались на архитектурном облике города в целом. Большое значение в возведении дворцов, вилл, церквей, усыпальниц, лоджий имело стремление либо увековечить и прославить себя, либо соревнование в богатстве и пышности с соседями (Гонзага — д’Эсте, д’Эсте — Сфорца и т. д.) и неизменное желание жить роскошно.

 

Новые требования объемно-пространственной организации города и его элементов покоились на осмысленном, критическом восприятии средневековых традиций, на изучении памятников и композиций античности.Основными критериями были:
1. Ясность пространсвеннойф организации
2. Логичное сочетание главного и второстепенного
3. Пропорциональное единство сооружений и пространств

Одним из первых примеров новой планировки на рубеже XV—XVI вв. может служить Феррара. Ее северная часть застраивалась по проекту Бьяджо Россетти (упом. 1465—1516 гг.). Главные линии новой уличной сети соединяли въездные ворота построенных им укреплений. Пересечения улиц были акцентированы дворцами (палаццо деи Диаманти и др.) и церквами, возведенными тем же зодчим или под его непосредственным руководством. Средневековый центр с окруженным рвом замком д’Эсте, палаццо дель Комуне и другими сооружениями XII—XV вв., как и прилегающая к нему ремесленно-торговая часть города, остались нетронутыми. Новая часть города, застраивавшаяся по указанию д’Эсте домами определенной этажности, получила более светский, аристократический характер и ее прямые широкие улицы с ренессансными дворцами и церквами придали Ферраре отличный от средневекового города облик. Недаром Буркхардт писал, что Феррара является первым современным городом Европы.

 

Планировка городов, по суждениям теоретиков градостроительства, должна была быть обязательно регулярной. Иногда авторы избирали радиально-кольцевую, иногда ортогональную, а ряд авторов предлагали проекты, сочетающие и ту и другую системы. Однако выбор планировки обычно не был чисто формальным, механическим мероприятием, так как большинство авторов обусловливали его прежде всего природными условиями: рельефом местности, наличием водоемов, реки, господствующих ветров.

Обычно в центре города располагалась главная общественная площадь, сначала с замком, а затем с ратушей и собором посередине. Торговые, культовые площади районного значения в радиальных городах размещались на пересечении радиальных улиц с одной из кольцевых или обводных магистралей города

 

Период Высокого Возрождения

Период Высокого Возрождения охватывает конец XV - первую половину XVI в. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и ясностью пропорций, изяществом деталей, изысканной отделкой, орнаментацией карнизов, окон, дверей, фресковыми росписями в интерьерах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к величию, подобающему столице Католического мира. Поэтому период первой четверти XVI века в истории итальянской архитектуры именуют римским классицизмом.

В архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мepe становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст (между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость: наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера — римско-дорический и тосканский, а тонко разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля. Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы.

Рим – центр культуры

Центром культуры становится Рим — резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. В Риме проводятся огромные строительные работы. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела опыт возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии. При дворе вступившего на престол в 1503г. гуманиста папы Юлия II работали наиболее выдающиеся архитекторы - среди них Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Антонио да Сангалло и др.

Донато д'Анджело Браманте

Главным представителем этого периода в римской архитектуре был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. На композицию круглого храма Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме (1503) Браманте вдохновили древнеримские толосы (ротонды). Браманте был одним из авторов проекта Палаццо делла Канчеллериа, комплекса Бельведера Ватиканского дворца, он составил план Собора Святого Петра в Риме и начал его строительство. Индивидуальный стиль Браманте и его последователей определял развитие итальянской архитектуры на протяжении всего XVI века.

Дворец Канцелярии

Приписываемое Браманте здание Канчеллерии (начато в 1483г.) (главной папской канцелярии) в Риме - одно из выдающихся дворцовых зданий - представляет собой огромный параллелепипед с прямоугольным двором, окруженным аркадами. Гармоничная композиция фасадов развивает принципы, заложенные в палаццо Руччелаи, однако общий ритмический строй создает более сложный и торжественный образ. Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Большое значение приобрели в композиции ритмично расположенные

пластические акценты, создаваемые крупными проемами и обрамляющими их наличниками. Еще более четким стал ритм горизонтальных членений.

Темпьетто

Среди культовых построек Браманте выделяется небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монтррио, называемая Темпьетто(1502г.) - здание, находящееся внутри довольно тесного двора, которое предполагалось окружить круговой в плане ордерной аркадой.

Часовня представляет купольную ротонду, окруженную римско-дорической колоннадой. Здание отличается совершенством пропорций, ордер трактован строго и конструктивно. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Контраст между монолитным ядром ротонды и колоннадой, между гладью стены и пластикой глубоких ниш и пилястр подчеркивает выразительность композиции, полной гармонии и завершенности. Несмотря на малые размеры, Темпьетто - производит впечатление монументальности. Уже современниками Браманте эта постройка признавалась одним из шедевров архитектуры.

Развитие градостроительной теории в период Высшего Возрождения

Зарождение и развитие новых принципов в градостроительном искусстве Италии XV-XVI вв. было связано с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе этого периода. Именно в Италии, точнее в городах северной и средней Италии, ранее других стран начали появляться первые признаки раннекапиталистических отношений, носителями которых были наиболее активные и предприимчивые представители городской буржуазии.

Культура эпохи Возрождения не была простым копированием античных образцов. Во всех областях искусства, включая и градостроительство, мастера эпохи Возрождения заимствовали из прошлого лишь наиболее характерные и необходимые черты: гуманизм, рационализм, жизнерадостность. Применительно к области градостроительства это выразилось как предпочтение регулярной планировочной системы и стремление к гармонизации архитектурной и городской среды посредством возрождения архитектурных ордеров и пропорционирования городских пространств.

Для градостроительного искусства эпохи Возрождения свойственно было параллельное развитие теоретической мысли и практической деятельности. В некоторых областях, например в осмыслении модели города нового типа, теория обгоняла практику, однако в целом они развивались синхронно и зачастую градостроители Ренессанса совмещали в себе роль теоретиков и практиков. Никогда еще город как социальное и архитектурно-планировочное целое не подвергался столь тщательному и всестороннему изучению, как в этот период. Это подтверждается обилием трактатов, посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Тема так называемого «идеального города» прочно вошла в градостроительную теорию XV-XVI вв.

Авторы идеальных городов видели в своих схемах не готовые проекты, по которым можно было бы спланировать какой-либо конкретный город, а скорее графически изображенную идею или концепцию города. Они считали, что строительство конкретных сооружений должно производиться тогда, когда город в основных своих чертах уже намечен на местности. Таков был метод проектирования того времени.

Авторы теоретических трактатов хорошо представляли себе функциональную базу городов своего времени. Они рассуждали о размещении городов с экономической, гигиенической, оборонной и эстетической точек зрения. Они искали оптимальное размещение жилых кварталов, религиозных, торговых и общественных центров, садов и парков на городской территории и рассуждали о социальном и профессиональном составе городского населения.

Особую ценность представляет эстетическая сторона теоретических рассуждений мастеров эпохи Возрождения. Все теоретики занимались такими проблемами, как композиция, гармония, красота, пропорции, и рассматривали эти категории применительно к городу и его элементам. Они формулировали художественные принципы города нового типа, планировке которого свойственны были рационализм, геометрическая ясность планировочной схемы, центричность композиции и гармония между целым и частями.

В основе всех рассуждений архитекторов Возрождения находился Человек с его материальными и духовными интересами. Внимание к человеческой личности было столь пристальным, что даже архитектурные сооружения часто сопоставлялись с человеческим телом.

Период Позднего Возрождения

В середине XVI в. начинается новый этап в развитии архитектуры. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Новые церкви меняют свой облик, т.к. теперь отказываются от центрического типа культового здания и снова возвращаются к базиликальному типу. Одной из черт нового являются искания повышенной выразительности и «скульптурности» архитектуры.

 

Известным римским архитектором позднего Возрождения является Виньола, построивший церковь Джезу в Риме. План церкви имеет вытянутую форму с большой апсидой алтаря и рядом капелл по сторонам главного нефа. Виньола отошел здесь от традиции Высокого Возрождения, стремившегося к созданию целостных и уравновешенных центрических зданий, имевших градостроительное значение. Он создавал теперь тип храма, форма которого раскрывается главным образом внутри при движении к алтарю. В церкви Джезу внешний объем здания закрыт пышным фасадом, имеющим плоскостной декоративный характер с акцентированием главного входа и продольной оси.

 

Внутреннее пространство Церкви Иль-Джезу (Рим) оформлено позолоченной лепниной, а восьмиугольный купол расписан фреской Джованни Баттиста Гаулли «Триумф имени Иисуса».

 

Шедевром Андреа Палладио является вилла Ротонда в Виченце. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения, она почти лишена украшений, невелика по размеру и состоит из простых геометрических объемов. В центре здания - круглый зал, увенчанный куполом со световым фонарем, вокруг зала-ротонды расположены четыре прямоугольные комнаты. Вилла Капра представляет собой центрическое сооружение, вознесенное на высокий пьедестал. Здание с четырех сторон украшают портики с шестью колоннами, к которым ведут ступени. Балюстрада украшена статуями богов античности. Каждый из четырех фасадов украшен ионическим шестиколонным портиком с фронтоном, к которому ведет широкая лестница.

ФРАНЦИЯ
Архитектурное возрождение во Франции началось под влиянием столь пышного возрождения в Италии. Из истории, Карл VIII, французский король, повел большую армию в Италию, чтобы захватить Неаполь в 1495 г. В этом городе он открыл для себя роскошные сады и новый архитектурный стиль итальянского Возрождения. Однако, Антифранцузская коалиция армий вынудила его отступить из Неаполя, но он взял с собой двадцать два квалифицированных итальянских мастера, в том числе садовников, скульпторов, архитекторов и инженеров, включая ученого и архитектора Фра Джокондо и архитектора и иллюстратора Доменико да Кортона. , которому он поручил переделать свой замок в средневековом стиле в Амбуазе, это и положило начало развитию Французского возрождения.
Позже после в долине Луар, где находился замок Амбуаз, началось активное строительство и перестройка, дворцов и резиденций в этой долине.Особенности французского стиля заключались в:
1)Что новаторские идеи никак не повлияли на религиозный готический стиль соборов и церквей.
2)Создание шатоэска:
* покатая крыша, нередко с гребнем;
* высокие декорированные дымоходы;
* арочный парадный вход;
* множество мансардных, слуховых окон;
* квадрифолии;
* терраса с балюстрадой;
* каменная или кирпичная кладка;
* круглая башня с конической крышей.
3)Смешении стилей готики и итальянского Возрождения
Примеры французского Возрождения:
1) Замок Сен-Жермен.(Характерная для раннего французского Возрождения комбинация готической конструкции с итальянскими формами и декором)
2) замок Азэ-ле-Ридо (Типичны для своего времени башни по углам, наверху обходная дозорная галерея с ложными машикулями, остроконечные крыши и люкарны, а также пестрое сочетание готических и ренессансных деталей)
3) здания Финансового бюро в Руане (О готике напоминают тсвободный выбор высоты этажей, расположение наиболее высокого этажа в самом верху, каменные крестовины оконных рам, коробовая форма арок. В целом, архитектура фасада говорит об изменении вкусов, предвосхищавших Возрождение.)

ГЕРМАНИЯ
Самым ранним образцом Ренессансной архитектуры в Германии является часовня Фуггеров в церкви Святой Анны в Аугсбурге. Банкир Якоб Фуггер выстроил её в качестве усыпальницы для своей семьи.Немецкое архитектурное возрождение также началось под влияние архитектуры Италии. Примером является внутренний двор замка Траусниц в центре города Ландсхут, построенный мастерами итальянского Возрождения.Особенностью является то, что в отличие от французского ренессанса немцы строили церкви и соборы в новом стиле, примером тому является знаменитая церковь Святого Михаила в Мюнхене. Вначале итальянские архитектурные формы применялись лишь с целью обогащения обычных декоративных форм поздней готики. Примерно в середине XVI в. стало обычным приглашать итальянских зодчих и скульпторов это способствовало сближению немецкой и итальянской архитектуры

Единичные архитектурные произведения, более близкие к итальянским постройкам, создавались только во второй половине XVI в. Прежде чем полностью изжили себя композиционные принципы немецкой поздней готики, уже начался в Германии переход к барокко. Архитектуры Ренессанса в том виде, как она развилась в Италии, в Германии почти не было.
По большей части архитектурный облик городов, улиц и площадей изменялся благодаря перестройке некоторых старых и сооружению новых зданий.
Примеры немецкого Возрождения:
1) Гейдельбе́ргский за́мок
2) Ратуша в Аугсбурге
3) Вольфенбюттель(В XVI веке этот город стал первым ренессансным городом, построенным по плану на всей территории к северу от Альп)

Также постепенно начали уделять больше внимания соблюдению линии уличных фасадов и стали придерживаться постановлений о допустимой высоте зданий. При постройке новых и перестройке старых домов стали принимать меры к выпрямлению зачастую весьма кривых улиц.

Идеальный город 1527 г. Альбрехт Дюрер

Для него характерны прямолинейная строчная застройка улиц, открытых на концах, с маленькими задними дворами домов, а также устройство колодцев на уличных перекрестках Х. При определении местоположения в городе жилищ представителей отдельных ремесел Дюрер целиком исходил из функциональных и гигиенических соображений.

Значение теории архитектуры и градостроительства в современном мире.

Современная архитектура при поиске форм собственного стилистического проявления не скрывает, что пользуется историческим наследием. Чаще всего она обращается к тем теоретическим концепциям и принципам формообразования, которые в прошлом достигли наибольшей стилистической чистоты. Иногда даже кажется, что все, чем ранее жило ХХ столетие, в новом виде возвращалось и быстро повторялось заново.

Многое из того, чем дорожит человек в архитектуре, апеллирует не столько к скрупулезному анализу отдельных частей объекта, сколько к его синтетическому, целостному образу, к сфере эмоционального восприятия. Это значит, что архитектура является искусством или, во всяком случае, содержит в себе элементы искусства.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства — нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции — профессиональная задача архитектора.

· Идейно-художественный замысел

· Композиция (объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.))

· Гармония

В настоящее время в строительстве используют более совершенные конструктивные системы, основанные на новых знаниях о материалах и новых методах расчета конструкций. Но зависимость между конструкцией и формой слишком сложна, чтобы современный процесс

развития строительной техники сразу породил новые архитектурные формы. Отсюда и возможные ошибки современной архитектуры. Однако сейчас уже можно говорить о том, что развитие архитектуры идет по правильному пути.

Современный классический архитектор Аллан Гринберг

Аллан Гринберг – первый американец, которому вручили премию имени Ричарда Драйхауса, учрежденную в 2003 году. Жюри отметило Гринберга за здания в традиционном и классическом стилях. На протяжении всей своей карьеры архитектор доказывал, что классицизм уместен и в современном мире. В первое время никто не спешил разделять точку зрения Гринберга: архитектор начал свой творческий путь, когда последние отголоски классицизма были на грани полного исчезновения.

Сегодня, спустя полвека, офисы фирмы Гринберга расположены в Нью-Йорке, Вашингтоне и Гринвиче. Архитектору не просто удалось выйти за рамки привычной классики, его фирма стала своеобразным полигоном для многих молодых специалистов. В то же время, Гринберг показал впечатляющую многогранность классики. Он не просто работает по канонам, но еще и создает блестящие, креативные вариации на основе греко-романского и прочих, привычных всем стилей.

К слову, ему присуще замечательное качество – удивительно тонкое чувство пропорций, композиции. Все его работы характеризуются пристальным вниманием к деталям, как в дизайне, так и в строительстве. Архитектор активно сотрудничает с лучшими краснодеревщиками и резчиками по дереву, скульпторами и художниками. Поэтому все сложные детали и мелочи всегда выполнены на самом высоком уровне. Кстати, Гринберг даже к обычным трубам относится серьезно, ведь они – своеобразный акцент на крыше дома.

Бесконечную изобретательность архитектора иногда ставят под сомнение, называя ее простым подражательством. Однако Гринберг, несмотря на критику, продолжает неустанно доказывать, что классика вполне может отвечать изменчивым требованиям современности.

Вывод.

Итак, мы видим, что эпоха Возрождения дала толчок не только развитию градостроительных идей, но и практическому строительству более удобных и здоровых городов, подготовила города к новому периоду существования, к периоду капиталистического развития. Но кратковременность этой эпохи, быстрый экономический упадок и усиление феодальной реакции, становление монархического режима в ряде областей и иноземные завоевания прервали это развитие.

 

Ссылки на источники:

  • https://smekni.com/a/215995-2/arkhitektura-i-gradostroitelstvo-epokhi-vozrozhdeniya-2/ (проверена на 18.09)
  • http://classic.totalarch.com/renessans/italy/37 (проверена на 18.09)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святого_Михаила.. (проверена на 18.09)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_Германии (проверена на 18.09)
  • https://ru.qwe.wiki/wiki/French_Renaissance_architect.. (проверена на 18.09)
  • http://classic.totalarch.com/renessans/france/2 (проверена на 18.09)
  • http://classic.totalarch.com/renessans/germany (проверен на 18.09)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (проверена 17.09.20)
  • http://artishock.org/style_a/arhitektura-epohi-vozrozhdeniya-renessans (проверена 17.09.20)
  • https://moydom.media/architecture/sovremennyj-klassicheskij-arhitektor-allan-grinberg-137 (проверена 17.09.20)

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!