ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847)



Он стал первым русским живописцем сознательно избравшим бытовой жанр. Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы. В отличие от Тропинина, его интересовали не столько типы, сколько он тяготел к многофигурной композиции, где большую роль играл пейзаж или интерьер.

Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа, так же онбрал уроки живописи у
В. Л. Боровиковского.

Творческие искания Венецианова и его желание воплотить в живописи крестьянскую трудовую жизнь и проверить на практике свои художественные принципы заставили художника в 1819 году оставить государственную службу, уехать из Петербурга и поселиться в принадлежавшей ему деревне Сафонково, в Тверская губерния.

В 1820–1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». «В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее – там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине – снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. Работа над картиной "Гумно" стала настоящей школой для Венецианова. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство» (Э.В. Кузнецова).

Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы», «Утро помещицы».

 «Вершиной зрелого творчества художника является картина "На пашне. Весна" (Илл.12) Она проникнута просветленным лирическим чувством. Очарование образа крестьянки-матери слито в них с поэтическим восприятием русского пейзажа.

Илл.12. А.Г. Венецианов. На пашне. Весна .

Первая половина 1820-х. Холст , масло . 51,2 × 65,5 Государственная Третьяковская галерея

 

Представленная на выставке 1824 года в Петербурге картина Венецианова была тепло принята современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему…» – писал журнал «Отечественные записки».

Венецианов создал целую галерею образов русских крестьян – сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.

Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался равноправным среди других жанров.

А.Г. Венецианов создал художественную школу, где обучал рисованию одаренных детей, многие из его учеников стали видными живописцами
(Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовскийи др.). Ученики Венецианова стали называться «венециановской школой».

Венецианов выработал совершенно своеобразный метод преподавания живописи, построенный на изучении натуры. Он начисто отменил копирование гравюр (так называемых «оригиналов»), с которой начиналось академическое обучение, и сильно ограничил применение гипса как учебного пособия. Первая ступень обучения состояла в изучении натюрморта, после ученики писали интерьеры, затем переходили к живой натуре; последняя стадия обучения состояла в живописи на открытом воздухе.

Через школу Венецианова в течение 20 лет прошло более 80 человек. Тут были и обедневшие дворяне-разночинцы и, что особенно важно, — крепостные, для которых Академия художеств была недоступной.

Предпочитая работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», А.Г. Венецианов видел в создании образов крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер противопоставлял свои творческие принципы академическому классицизму. А.Г. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!