ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТЕПЕНЕЙ ЛАДА
ТРЕЗВУЧИЯ
ТЕХНИКА ПОСТРОЕНИЯ
Мажорное и Минорное трезвучия
1. От заданного звука строим терцию, от неё ещё одну.
2. Проверяем величину терций, сравниваем с составом заданного вида трезвучия:
· нижняя терция мажорного трезвучия большая б3 (2 тона), минорного – малая м3 (1,5 тона);
· верхняя терция мажорного трезвучия малая м3 (1,5 тона), минорного – большая б3 (2 тона);
· если построенная терция не соответствует составу трезвучия, применяем знаки альтерации (бемоль, диез, бекар), приводим построенную терцию в соответствие.
3. Проверяем общий объем – квинту: в мажорном и минорном трезвучиях она должна быть чистая ч5 (3,5 тона), если не соответствует, ищем и исправляем ошибку в терциях.
Увеличенное и Уменьшенное трезвучия
1. От заданного звука строим терцию, от неё ещё одну.
2. Проверяем величину терций, сравниваем с составом заданного вида трезвучия:
· нижняя и верхняя терции увеличенного трезвучия большие б3 (2 тона);
· нижняя и верхняя терция уменьшенного трезвучия малые м3 (1,5 тона).
3. Проверяем общий объем – квинту:
· в увеличенном трезвучии квинта увеличенная - ув5 (4 тона),
· в уменьшенном трезвучии квинта уменьшенная - ум5 (3 тона).
Обозначения и состав трезвучий
Б5/3 | Большое мажорное | б3+м3=ч5 |
М5/3 | Малое минорное | м3+ б3=ч5 |
Б3+5 | Увеличенное | б3+б3=ув5 |
М3-5 | Уменьшенное | м3+м3=ум5 |
· Увеличенное трезвучие легко строить от Мажорного,повышая квинту +5;
|
|
· Уменьшенное трезвучие легко строить от Минорного, понижая квинту -5.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
Техника построения
1. Строим трезвучие – «Снеговичок», в соответствии с заданием (мажорное, или минорное);
2. Переносим нижний звук на октаву вверх, от переноса ВВЕРХУ аккорда образуется ч4 - чистая кварта, обращение обозначаем Б6 или М6;
3. От полученного обращения снова переносим нижний звук на октаву вверх, от этого переноса ВНИЗУ аккорда образуется ч4 - чистая кварта, обращение обозначаем Б6/4 или М6/4;
Звуки трезвучия считаются снизу вверх, называются: Прима - 1, Терция - 3, Квинта – 5.
Верхний | Квинта | 5 | Соль |
Средний | Терция | 3 | Ми |
Нижний | Прима | 1 | До |
В результате обращения трезвучия обнаружилось:
· Секстаккорд 6 строится на терции 3 трезвучия;
· КвартСекстаккорд 6/4 строится на квинте 5 трезвучия.
Построение обращений трезвучия от звука
Техника построения:
1. Перед построением уточняем состав заданного обращения, и выписываем его под нотоносцем: например, Б6 это м3 и ч4.
2. От заданного звука строим последовательно сначала нижний интервал, от него строим верхний интервал из состава аккорда:
|
|
· Секстаккорд 6 = терция 3 + кварта 4;
· КвартСекстаккорд 6/4= кварта 4 + терция 3.
3. Проверяем на количество тонов/полутонов величину построенных интервалов, сравниваем с составом заданного обращения:
· Например: Б6 - терция должна быть малой м3 (1,5 тона), кварта чистой ч4 (2,5 тона). Если что-то не совпадает - применяем знаки.
· Б64 – кварта чистая ч4 (2,5 тона), терция большая б3 (2 тона).
· Аналогично строим и минорные М6 и М64
Обращение | Ладовая окраска | Состав | Общий объем | Обозначение |
Секстаккорд | Мажорный | м3+ ч4 | м6 | Б6 |
Минорный | б3+ч4 | б6 | М6 | |
Квартсекстаккорд | Мажорный | ч4+б3 | б6 | Б6/4 |
Минорный | ч4+м3 | м6 | М6/4 |
ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТЕПЕНЕЙ ЛАДА
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!