Задача воспитания – образование мировоззрения



ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН АРТОБОЛЕВСКИЙ: НОВОМУЧЕНИК, ВОСПИТАВШИЙ СОВЕТСКОГО АКАДЕМИКА

Анна Сапрыкина

Академик Иван Иванович Артоболевский

С семьей Артоболевских я «познакомилась» несколько лет назад. Я тогда впервые прочитала воспоминания Ивана Ивановича Артоболевского, одного из выдающихся советский ученых. И.И. Артоболевский (1905–1977) – академик АН СССР, советский механик и теоретик машиностроения, один из трех русских лауреатов Золотой медали им. Джеймса Уатта – аналога Нобелевской премии в области инженерной деятельности. Желающие могут открыть Большую советскую энциклопедию и посмотреть, кто это такой.

Я знала о том, что большинство настоящих, великих советских ученых, тех самых, которые построили советскую науку и промышленность, чаще всего весьма далеки от «пролетарского» идеала. Знала, что вся эта промышленность и наука не вылупилась из костра революции, а была продолжением и иногда даже просто выжившим и процветшим отростком культуры, науки, образования «царской» России[1].

Тем не менее история академика Артоболевского удивительна.

В юности Иван Артоболевский, сын, как говорили тогда, «попа-лишенца», был вынужден совмещать формальное обучение в трудовой школе с попытками заработать денег семье на жизнь. А позже этому способному и усердному молодому человеку не давали поступить в институт. Потому что его отец был священником, да еще и известным твердостью своих убеждений. А когда все-таки будущему ученому дали разрешение поступать в вуз – стали устраивать для него отдельное испытание, завышая количество баллов, которые нужно было получить на экзаменах… «Духовное происхождение» создавало большие проблемы в тяжелые 1920-е годы. И при всем при этом воспоминания советского академика буквально пронизаны теплой благодарностью своему отцу-священнику. Ведь именно отец занимался воспитанием будущего ученого. Отец был его первым и главным учителем, отец продолжал заниматься с мальчиком во все время его взросления.

Вообще среди советских ученых немало детей священников. Некоторые из них были лидерами ведущих советских научных школ. Например, поповичи-академики братья Николай Николаевич и Михаил Николаевич Боголюбовы, академики И.М. Виноградов (директор Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР), В.И. Смирнов (тоже математик), А.А. Благонравов (директор Института машиноведения АН СССР).

Но советский академик Иван Иванович Артоболевский был не только сыном протоиерея, но и сыном новомученика. Ведь отец этого советского ученого – святой Иоанн Артоболевский[2].

Новомученик протоиерей Иоанн Артоболевский

Новомученик протоиерей Иоанн Артоболевский (1872–1938)

Педагог, ученый-историк, священник

С 1911 года – настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Сельскохозяйственном институте, профессор этого института.

В 1917–1918 годах – член Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В 1938 году расстрелян на Бутовском полигоне

Память его совершается 4/17 февраля.

Всего у отца Иоанна было четверо детей: два мальчика и две девочки.

И отец Иоанн Артоболевский не только на практике занимался воспитанием своих детей[3], но и много лет вел преподавательскую деятельность. Говорил проповеди, писал статьи о воспитании детей. При храме святителя Митрофана Воронежского в Москве есть маленький музей святого Иоанна Артоболевского. При этом музее есть архив. И вот в этом архиве мне помогли отыскать тексты проповедей отца Иоанна. Это небольшие брошюрки, изданные незадолго до революции. А что-то – даже вырванные листы из неизвестного сборника, в котором, в числе прочего, также проповеди отца Иоанна. Слова о воспитании детей. Слова святого. Слова преподавателя Закона Божия. Слова отца четверых детей. Слова, из которых мы знаем, как этот святой, как этот живой человек думал, как относился к своей жизни, к детям, к своему родительству.

И получается интересная, действительно уникальная ситуация: сохранились проповеди отца Иоанна – теория, мысли святого о том, как должно быть устроено воспитание детей.

И сохранились воспоминания его сына – практика, то есть как в реальности было устроено воспитание в семье этого святого новомученика.

И сегодня, в день памяти отца Иоанна Артоболевского, от безбожной власти пострадавшего, мы можем вместе прочитать:

Задача воспитания – образование мировоззрения

Священник Иоанн говорит об этом так:

«...школа должна признать свой исторический грех, что дело выучки всегда занимало в ней господствующее, вернее – неизмеримое положение в сравнении с делом воспитания – воспитания глубокой и твердой человеческой личности, – с делом всестороннего раскрытия духовных запросов человека, образования определенного и ясного мировоззрения, с которым безбоязненно можно бы было каждому вступить в жизненный водоворот»[4].

Водоворот революции закрутил этих школьников всего через несколько лет после проповеди отца Иоанна. Наверное, сумели сохранить веру или хотя бы просто человечность только те, у кого было это «определенное и ясное мировоззрение»…

Школа и родители

Иван Алексеевич и его супруга Зинаида Петровна Артоболевские

В проповеди, названной «Печаль школы», отец Иоанн Артоболевский говорит о проблемах, «болезнях» школы. И одно из главных средств «уврачевания» образовательной системы будущий новомученик видит «в тесном, любовном и живом объединении христианской семьи, христианского общества и школы»[5]. Это тем паче странно, что семья-то и сама больна, и общество – тоже больно, как об этом говорит все тот же отец Иоанн Артоболевский. Но сама по себе школа ничего не может сделать без сотрудничества, соработничества с родителями.

Это «лекарство», предложенное отцом Иоанном, – не его собственное изобретение. Именно таким видом лечения начали исправлять сложившуюся систему образования другие новомученики Российские. Начатая императором Николаем II образовательная реформа первым пунктом поставила «сближение семьи и школы»[6]. Государь напоминал родителям, что именно они «ближайшим образом обязаны пещись о своих детях»[7].

Разбудить в родителях родителей.

Помочь родителям увидеть всю значимость семьи в жизни ребенка.

Соединить святоотеческое учение о главенстве родителей в жизни детей с практикой системного образования.

Все эти идеи были восприняты многими и многими будущими новомучениками и исповедниками. Например, митрополит Владимир Киевский и Галицкий призывал родителей активно участвовать в образовательном процессе, мало того – руководить воспитанием и обучением своих детей: «Родителям даровал Он <Бог> детей, и от них прежде всего Он потребует их обратно. Поэтому они – первые и главные воспитатели своих детей: священники же и учители – только их помощники в деле этого воспитания»[8].

А отец Иоанн Артоболевский на своем «маленьком месте» преподавателя Закона Божия, на месте священника с такими же словами обращался к своим коллегам-учителям, к родителям своих учеников. По словам будущего новомученика, «истинные отношения между семьею, обществом и школою – это отношение матери к своему детищу, ибо и школа – порождение, детище общества»[9]. Отец Иоанн считал, что для выполнения великой задачи воспитания детей необходимо объединение семьи и школы, единение самое тесное, основанное на взаимной любви. Одну из своих проповедей отец Иоанн так и назвал: «Школа, семья и общество»[10]. Вновь и вновь отец будущего академика призывает к «мирному сотрудничеству» семьи и школы «в великом деле воспитания»[11]. Но в этом союзе семьи и школы должна быть еще одна сторона, без содействия которой, по мысли протоиерея Иоанна Артоболевского, достижение поставленных педагогических задач невозможно: «Ни вы, ни мы не могли бы успешно совершить этого дела (дела воспитания человеческой личности. – А.С.), если бы Господь Бог не благословил его и Своею всесильною помощью не содействовал нам… Мы знаем, что “насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий”. Этого всесильного содействия, этой благодатной помощи и испросим себе сейчас – в предстоящей нам молитве»[12].

Школа должна признать свою «немощь» и призвать родителей и общество позаботиться о ней. И этот союз школы, родителей и общества также, в свою очередь, признавая свою неспособность к подлинному образованию детей, призывает на помощь Бога.

Получается, что в основании такой педагогики – единение семьи и школы. И признание ограниченности своих возможностей – в обращении к Богу.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!