Практические/семинарские/ занятия
Лекции
Тема лекции | Содержание |
Лекция 1. Язык и типы музыкального мышления в культуре. | Звуковая основа музыки (природные, социальные и специфические признаки). Музыка как творческий процесс эстетического общения. Эмоционально – психологическое, эстетическое и образно – культурологическое моделирование в музыке. Формы бытования музыки в культуре. Музыкальный синкретизм мифологического мышления первобытности. Национально – этнические особенности интонирования мышления в развитии музыкального фольклора. Музыка как иконический символ в культуре. Музыка функциональная и прикладная. Инвариантные формы бытования музыки в культуре. Эстетическая достаточность и принцип метафорического мышления в музыке. |
Лекция 2. История музыкальных стилей (обзор основных направлений). | Понятие музыкального стиля как совокупности средств и приемов выразительности, образной системы, характерной для творчества конкретного композитора, исполнителя или для любого направления школы в музыкальном искусстве. Старинная музыка эпохи раннего Возрождения (16-18 век). Стили – Барочный, Галантный, Сентиментальный. |
Лекция 3. Классицизм. | Ранний классицизм в творчестве Ж-Б Люлли и опера – сериа. Венская классическая школа во второй половине 18- начале 19 века, наиболее яркие представители – Й. Гайдн, В- Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен – основатели идей философского симфонизма. Музыка Гайдна (сонаты и симфонии). Принципы гайдновского симфонизма. Моцарт – клавирное, симфоническое, оперное творчество. Бетховен и его «философия» в симфонизме. |
Лекция 4. Романтизм | Музыкальный романтизм и его главная тема – любовь, ностальгия по прошлому, мистицизм. Три этапа развития музыкального романтизма. Начальный этап (начало 19 века) – творчество Н. Паганини, Ф. Шуберта, Д.Россини. Характерная черта – восторг, ощущение индивидуальной свободы. Второй этап (1830 – 1850 г.г.) – творчество Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, В. Белини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Д. Верди – характерная черта автобиографичности. Поздний этап – до конца 19 века представлен творчеством Й. Брамса, А. Брукнера, Г. Маллера, Й. Штрауса, поздним творчеством Ф. Листа и творчеством Р. Вагнера – характерная черта драматизм, уход в мифологию. Русский романтизм представлен творчеством П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, М-К. Чюрлениса – характерная черта национальные особенности, драматизм, ностальгия. |
Лекция 5. Стили современной музыки. | Импрессионизм в музыкальной культуре 19 – 20 в.в. – как художественное течение, провозгласившее основной целью искусство непосредственное отражение явлений действительности. Основные представители – К. Дебюсси, М. Равель, М.де Фалья, К. Шимановский, О. Респиги. Символизм – как философско – эстетическое направление в европейском искусстве конца 19 – начала 20 в.в.. Главные представители символизма в музыке – А.Н. Скрябин, М-К. Чюрленис. Модернизм – как художественное течение в современном искусстве. Характерные приемы композиторского письма – стремление к эклектике стилей, поиску новаторских решений в семантике и семиотике искусства. |
Лекция 6. Экспрессионизм. | Основные черты стиля – болезненная напряженность эмоциональных образов, гротеск. Характерен отказ от традиционных принципов композиции, в частности ладо – тональной системы. Главные представители экспрессионизма в музыке – Шенберг, Берг, Веберн. Додекафония – метод конструирования произведения, отказ от главного интонационного принципа бытования музыки. Родоначальники додекафонии – Хауэр и Шенберг. Авангардизм – современное течение в искусстве. Характерные черты – отказ от традиций прошлого искусства. Новые выразительные средства, родившиеся благодаря авангардистскому течению в музыке. |
Лекция 7. Поп – музыка. | Современное направление, зародившееся в музыке массовых и бытовых жанров. Адресована молодежи, возникла как реакция на усложнение популярной, легкой музыки и джаза. Характерная черта поп – музыки – нарочито примитивный музыкальный язык, превалирование ритма, чрезмерное экспрессивность исполнения и его динамическая напряженность, своеобразное единство сцены с залом. Яркие представители, внесшие значительный вклад в развитие поп – музыки. ВИА «Beatls», Э. Уэббер, Э. Пресли, Д. Дилан. Музыкальный постмодернизм. Основные направления: неоклассицизм, романтизм, метод социалистического реализма. |
Лекция 8. Джаз. | Истоки джазового искусства и его корни в музыкальном фольклоре негритянской культуры. Характерные черты – полифоническая синкопированная музыка, характризующаяся виртуозной сольной импровизацией. Наиболее яркие представители джазового искусства 20 века: Дж. Гершвин, Д.Эллингтон, Л. Армстронг. Исполнители: Э.Фицдтжеральд, Б. Гудмен, А. Татум, Л. Чижик, А. Козлов, А. Кузнецов, А. Бриль, В. Кролл. Ведущие отечественные руководители джазовых ансамблей и оркестров: А. Варламов, О. Лундстрем, Ю. Силантьев, Ю. Саульский, Н. Минха. |
Лекция 9. К вопросу о восприятии «легкой» и «серьезной» музыки. | «Легкая музыка» и ее характеристики. Низкая сложность. Наиболее существенная роль среди выразительных средств играет ритм. Преобладают мелкие формы. Художественный образ преимущественно статичен. Восприятие часто бывает рассеянно поверхностным. Направленность переживания – экстравертивное. Музыкальное произведение как бы «нисходит» к потенциальным возможностям слушателей. Музыка служит решению внеэстетических (утилитарных) задач. Популярность музыки обеспечивается личностью исполнителя. Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании. «Серьезная музыка» и ее характеристики. Высокая сложность. Наиболее существенную роль среди выразительных средств играет мелодия и гармония. Наибольшее значение имеют крупные формы. Художественный образ, как правило, динамичен. Восприятие носит сосредоточенный и углубленный характер. Направленность переживания – интроверттированная. Разрядка музыкального переживания осуществляется в образах фантазии и представлений. Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель «поднялся» до его уровня. Музыка отделена от повседневной жизни, создается для эстетического общения, эстетически самодостаточной и самоценной. Музыка приобщает слушателя к вечным идеалам всего человечества по принципу «везде и всегда». Выразительные средства стремятся к оригинальности и самобытности. Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют старые произведения, ставшие классическими. Популярность музыки во многом обусловлена личностью композитора. Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании |
Практические/семинарские/ занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер практ. зан/ семинара/
| Наименование и краткое содержание занятия | |
Семинар 1. Звуковая основа музыки | Вопросы: 1. Каковы природные, социальные и специфические признаки музыки? 2.Назвать основные исторические этапы, тенденции и перспективы развития мировой музыкальной культуры. 3. Назвать основные этапы развития гармонии, законы формообразования, элементы музыкального языка. | |
Семинар 2. Классификация музыкальных стилей | Вопросы:
| |
Семинар 3. Классификация музыкальных жанров | Вопросы: 1. Что такое музыкальный жанр? Классификация музыкальных жанров. Основные направления исследования вопроса. 2. Функции жанров. 3. Первичные и вторичные жанры. 4.Музыкальные жанры и исторические формы бытования музыки. 5.Место жанра в иерархии музыкально-эстетических категорий. 6.Назовите некоторые закономерности исторического взаимодействия различных жанровых групп. 7.Понимание поэтики музыкального жанра как комплекса эстетических и художественных средств. 8. Об эволюции музыкального жанра, его соотношение с музыкальным стилем в процессе развития музыкального искусства. 9. Закономерности развития музыкальных жанров. 10.Назовите внемузыкальные признаки жанра. 11.Понятие поэтики музыкального жанра. 12.Назовите основные типы жанрового взаимодействия. | |
Семинар 4. Венский классицизм | Вопросы: 1. Дать характеристику эпохе Классицизма. 2. Принципы гайдновского симфонизма. 3. Моцарт – клавирное, симфоническое, оперное творчество. 4. Оперное творчество В.А. Моцарта.5. Симфоническое творчество Л.В. Бетховена. | |
Семинар 5 Эпоха Романтизма | Вопросы: 1.Смысловые грани эпохи Романтизма. 2. Назвать ведущих композиторов и исполнителей эпохи Романтизма. 3. Доминирующие жанры в эпоху Романтизма. 4. Опера сериа. 5. Творчество Джузеппе Верди (Опера «Аида», опера «Отелло»). 6. Мистический символизм Р.Вагнера. | |
Семинар 6. Русский романтизм второй половины XIX - начала ХХ вв. | Вопросы: 1. В чем особенности русского Романтизма? 2. Литературоцентризм в русской музыкальной классике. 3. Русская классическая опера. 4. Стилистические особенности русской школы композиторов, эстетическая платформа. | |
Семинар 7. Современные стили и направления в музыке ХХ века. | Вопросы: 1. Имрессионизм. 2. Модернизм. 3. Символизм. 4. Неоклассицизм. 5. Необарокко. 6.Додекафония. 7. Постмодернизм. | |
Семинар 8. Поп-музыка | Вопросы: 1. Современные зарубежные представители поп-музыки. 2. Особенности музыкального языка поп-музыки (плюсы и минусы). 3. Современные отечественные представители поп-музыки. | |
Семинар 9. | Вопросы: 1. Истоки джазового искусства и его корни в музыкальном фольклоре негритянской культуры. 2. Назвать наиболее яркие представители джазового искусства 20 века. 3. Назвать ведущих отечественных руководителей джазовых ансамблей и оркестров. 4. Современные джазовые напарвления. |
Основная литература
1.Комарова, Е.Э. Очерки по истории музыкальной культуры: стилевой аспект: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон.дан. — Омск :ОмГУ, 2015. — 104 с. — Режим доступа: http://e. / lanbook.com book/75475
2.Чупахина Т.И. Музыка в театре. : учебное пособие: в 2ч. Ч.1. / Чупахина Т.И. – Омск: Изд-во Ом.гос.ун.-та, 2015
6.2. Дополнительная литература:
3. Ераносов А.Р.Фьюжн (от джаз-рока до этно). Краткая аудиоэнциклопедия: Учебное пособие[Электронный ресурс]: СПб.: Издательство:"Планета музыки", 2010- Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1983
4. Комарова, Е.Э. Очерки по истории музыкальной культуры: стилевой аспект:
Учебное пособие/ Е.Э. Комарова. – Омск: Изд-во Ом, гос.ун-та, 2009. (60 экз). library@omsu.ru
5.Кудряшов А.Ю.
Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХVII — XX вв.[Электронный ресурс]: учебное пособие- электрон. текстовые дан. – СПАб.: Издательство:"Планета музыки" , 2010- Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1975
6.Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991.
7. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки: Учебное пособие. – 2-е изд. М.: Музыка, 1979. – ( и предыдущие издания)
8. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». М.: Изд-во «Владос», 2001.
9. Холопова В.Н.Формы музыкальных произведений: [Электронный ресурс]: учебное пособие- электрон. текстовые дан. – СПб.: Издательство: "Планета музыки", 2013- Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=30435
10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Лань, Планета музыки, 2014. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/44767
11. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: [Электронный ресурс]:учебное пособие-электрон. текстовые дан.- СПб.: Издательство: «Планета музыки", 2010-Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1978
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!