Тема 7.Философия Нового Времени 3 страница



3. Даосизм – древнейшее философское учение Китая

1.  Общее понятие даосизма.

Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

2.  Объяснение даосами образов-понятий "Дао" и "Дэ".

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ".

"Дао" имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

"Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

3.  Основные идеи даосизма.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, сунн ствующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" - первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей;

•      необходимо во всем уступать друг другу.

4.Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство и легизм

1.  Общее понятие конфуцианства.

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2.  Основополагающие принципы конфуцианства.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

•      подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

•      быть человечным.

3.  Проблема руководителей и подчиненных в конфуцианстве.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели ("бадао");

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни идеятельности автора.

4.  Общее понятие легизма.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.

5.  Основные постулаты легизма.

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• вижущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаи-мопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

• государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

5. Древнеиндийская философия

1.  Периодизация древнеиндийской философии.

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так ив современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV - VI вв. до н. э. - ведический период;

• VI - II вв. до н. э. - эпический период;

• II в. до н. э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.

Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады").

До наших дней дошло всего четыре Веды:

• Ригведа;

• Самаведа;

• Яджурведа;

• Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм;

• джайнизм;

• чарвана-лакаята.

Одновременно возникнет ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

• йога;

• веданта;

• вайшешина;

• ньяя;

• миманса;

• санкхья.

 Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

2.  Онтология древнеиндийской философии.

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы:

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

3.  Гносеология древнеиндийской философии.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:

• "пракрита" - материальное сознание;

• "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

• "майя" - сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

4.  Душа индийской философии.

Душа в индийской философии состоит из двух начал:

• атмана;

• манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахим-се, мокше и карме.

5.  Общее понятие сансары, кармы, моими и ахимсы.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимое™ души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы -провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

 

6. Буддизм и его основные идеи

1.  Общее понятие буддизма.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после IIIв. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Север пой Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). "Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.

 

2.  Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

3.  Этапы "Восьмиричного Пути Освобождения " (достижения Нирваны).

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

Данный план - так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни; „ • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении

• мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют па его душу, характер;

• правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, нс-причинение другим зла;

• правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

• правильное умение - усердие и трудолюбие;

• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

4.  Пять заповедей - ориентиров буддизма.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

• не убий;

• не укради;

• будь целомудренным;

• не лги;

• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

 

 

  Тема 4. Философия древней Греции

 

План

1. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

1.  Общее понятие и периодизация древнегреческой философии..

2.  Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии.

3.  Особенности древнегреческой (античной) философии.

2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

1.  Общее понятие досократических философских школ.

2. Милетская школа ("физики") - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

3. Гераклит Эфесский.

4. Пифагорейцы.

5. Элеаты.

6.  Атомисты.

3.Философия софистов и Сократа

1.  Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

2. Характерные черты философии софистов.

3. Софизм как основной логический прием софистов.

4. Значение деятельности софистов.

5. Философия Протагора.

6. Философия Сократа.

7. "Сократические школы".

4. Философия киников и стоиков

1.  Общее понятие кинической философии.

2. Характерные черты философии и образа жизни киников.

3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.

4.  Общее понятие и периодизация философии стоиков.

5.  Основная идея и характерные черты стоической философии.

6. Философия Сенеки и Марка Аврелия.

 

5.Философия Платона

1.  Общая характеристика личности и творчества Платона.

2.  Платон - основоположник идеалистического направления философии.

3.  "Триада"Платона - "единое", "ум", "душа".

4.  Гносеология (учение о познании) Платона.

5.  Проблема государства в философци Платона.

6.  Платоновский проект государства.

7.  Значение философии Платона.

8.  Академия Платона.

6.Философия Аристотеля

1.  Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

2.  Классификация философии, данная Аристотелем.

3.  Критика Аристотелем учения Платона об "эйдосах" ("чистых идеях").

4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

5. Проблема материи в философии Аристотеля.

6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.

7. Классификация Аристотелем форм государства.

8. Историческое значение философии Аристотеля.

7.Философия Эпикура

1.  Общая характеристика жизни и творчества Эпикура.

2  "Физика " Эпикура (учение о природе и космосе).

3. "Каноника" Эпикура-(учение о познании).

4. "Эстетика " Эпикура (учение о человеке и его поведении).

1. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

1.  Общее понятие и периодизация древнегреческой философии.

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!