III . О браз времени и пространства («хронотоп»).
Термином «хронотоп» - (что-то вроде «времяместо) - образы художественного времени и пространства - вполне можно пользоваться в анализе, только к месту.
Пространственные и временные оппозиции (верх/низ, далеко/близко, день/ночь, сейчас/давно, небо/земля, земля/подземное царство, север/юг, лево/право, замкнутое/открытое, весна/осень, свет/мрак.
Художественное время и пространство символично. Основные пространственные символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница), город, природа. В современной литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч).
Виды частных хронотопов:
хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.
хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.
хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.
хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. хронотоп порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.
Хронотоп многослойный – события происходят в прошлом, настоящем и будущем относительно рассказчика. Это может быть обращение к памяти персонажа, это может быть «вмешательство» автора, который сообщает читателю о том, чего еще не знает персонаж.
|
|
Следует обратить внимание и объяснить для себя разные временные и пространственные несовпадения. Автор пишет не о своем времени (Действие «Тараса Бульбы» или романа Вальтера Скотта «Айвенго» происходит на сотни лет раньше, чем о нем пишет писатель). Или переносит действие в страну, которую знает мало. Или помещает героя на остров. И т.п.
IV . Сюжет.
Есть понятия СЮЖЕТ (последовательность событий, данная в художественном произведении) и ФАБУЛА (события в их естественной последовательности).
Классический пример –нарушение хронологической последовательности в расположении частей в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Автор нарушает хронологию событий (начинает с последнего по времени и заканчивает одним из первых) для того, чтобы постепенно приоткрывать «завесу тайны», которая скрывает личность героя. Сначала о нем рассказывает персонаж, который совершенно не понимает и не может понять героя, затем нам представлен дневник героя, а в конце открывается то, чего, возможно, не понимает и не может рассказать герой о себе.
Нужно обращать внимание на ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
• Вставные эпизоды, не имеющие отношения к развитию сюжета. Например, «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Гоголя;
• Лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько конфликтов и сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий.
|
|
V. Ритм, темп, тон, интонация повествования.
Тон, интонация могут быть драматически напряженными, трагическими, пафосными, или, наоборот, саркастическими или ироническими.
Темп – торжественно медленный, быстрый, прерывистый.
VI.Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Интерес представляет любое несоответствие предмета разговора и использованного типа речи. Так рассуждение предполагает взвешенное логически выстроенное исследование чего либо. И если «рассуждает» автор о каком-то незначительном предмете, например о спичечной головке, это создает комический эффект.
VII . Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
VIII . Образы художественного текста. Образы – это язык и форма существования искусства, но в тексте могут настойчиво повторяться какие-то отдельные образы, которые важны для выражения авторской идеи.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!