Категорический императив И. Канта

Задание для СП-18 по основам философии. Тема: Немецкая классическая философия. И. Кант и Г. Гегель

1. Выписать у И. Канта: чистый и критический  разума, трансцедентальность.  

Перечертить схему познания по Канту, описать её словами.

Описать словами «Категорический императив Канта» (сделать «шпаргалку»).

Сделать пояснения по философии Гегеля: а) Абсолютная идея б)Логика в)Философия природы г) Философия духа

Начертить схемы: Ступени познания по Гегелю и Законы диалектики

Все результаты переслать: aptorbeeva@phtt.ru

Данная тема является наиболее сложной и важной, Здесь представлены два столпа европейской философии; КАНТ и ГЕГЕЛЬ. Осмыслите материал со всей тщательностью!

Философия Иммануила Канта

Иммануил Кант – представитель классической немецкой философии, которая, в свою очередь, сделала заметный поворот в философских науках и создала фундаментальные основы и принципы для изучения. И. Кант представляется создателем немецкого классицизма. Родился он в 22 апреля 1724 года (умер в 1804) в Восточной Пруссии в городе Кёнигсберг. В 1710 году он поступил в кенигсберский университет, где изучал физику, философию, увлекался математикой. В 1755 году получил докторскую степень, а его лекции пользовались необычайным успехом. Его работы стали важными к прочтению литературными слитками. Из основного: «Критика чистого разума» написанная в 1781 году, «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» в 1790 году. Соответственно разделились и взгляды философа на несколько периодов: докритический (чистый) и критический.

1) «Чистый», согласно Канту, означает «свободный от опыта». Соответственно, «чистый разум» — это разум, к которому не примешивается ничто, взятое из жизненного опыта. Основу такого разума составляют наши собственные познавательные способности, которые лишь обрабатывают поступающие извне сигналы, но сами не формируются благодаря им.

2) «Критический», в свою очередь, означает, что мы должны выяснить устройство познавательных способностей, составляющих чистый разум, и показать границы этих способностей: что они могут и чего не могут, то есть навести критику. И. Кант изучал, как человек может понимать окружающий его мир. В докритическом периоде обозначалось, что, выходя за пределы определенных учений, анатомический мозг человека начинает уходить в противоречия. Следующий же этап  критикует эти границы познания. И. Кант показывает нам до каких пределов способен дойти наш чистый разум, и как дальше двинуться ему не под силу, какие формы познания в дополнение использует человек для познания окружающей его действительности. Также философом проводились серьезные размышления и исследования в таких областях, как этика и эстетика. Известным его наработками в этой сфере служит «Категорический императив», который носит его имя – категорический императив Канта (смотри ниже). Это система моральных норм, которая служит для регулирования действительности и поведения человека в ней.

Вещь, таким образом является субъекту- человеку, и он может делать о ней умозаключения
  И. Кант выступает на позициях истинного идеалиста, рассуждая об априорности знания (то есть того, какое мы имеем еще до эмпирического опыта). Есть определенные знание, которые мы уже имеем – они-то и предшествуют опыту. В его систему познания также входит опыт, который выводится из полученной информации. Знание состоит из содержания и формы. Форма имеется в нашем разуме в процессе познания (мы ее получаем эмпирическим способом), однако есть и доэмперическое знание, которые уже есть в нашем разуме, а процесс исследования неэмпирических условий знания, по учению И. Канта, называется трансцедентальным. То есть выходящим за пределы обычного знания (Это «вещи в себе», например Бог).  Мы познаем мир благодаря определенным категориям (единичность, множество, цельность; действительность, отрицание, ограничение; субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие; возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность). Накладывая категории на внешний мир, мы получаем широкий опыт, глубину суждения, а значит качество знания.

Теория познания Канта

 

 


 

Рассудок через мышление присваивает восприятиям категории и понятия  

 


 

Существуют вещи сами по себе. «Вещь в себе»
Вещи действуют на органы чувств человека, пораждают ощущения
Ощущения преобразуются в длительность в пространстве и времени   
Длительность ощущений преобразуется  в восприятия  

 

 


Категорический императив И. Канта

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

  Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива (безусловного поведения):

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

  Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

   Основа их  является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

    Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

  Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

  Еще в период первобытности постепенно отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. «Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

  В качестве заключения. Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Диалектика Гегеля

Учение об Абсолютной идее, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

Логика Гегеля

В частности, логика Гегеля подразделяется на учение о бытии, сущности и понятии, причем в первой части исследуются понятия качества, количества и меры, во второй – сущности, явления и действительности, в третьей – субъективности (понятие, суждение, умозаключение), объективности (механизм, химизм, телеология) и идеи (жизнь, познание и абсолютная идея). Начало логики Гегеля дает прекрасный пример его диалектического метода: если отвлечься от всякого определенного содержания мысли, то у нас останется самое общее и неопределенное понятие, от которого более отвлечься невозможно – бытие. Оно лишено всякого содержания и качества, оно пусто и, как каковое, равно небытию. Таким образом, бытие переходит в небытие, мысль о бытии невольно приводит к противоположному понятию небытия.

Философия природы Гегеля

Философия природы Гегеля изображает идею в её инобытии; идея становится материальной природой, чтобы затем развиться в истинный сознательный дух, проходя три ступени: механических явлений, химических и органических.

Философия духа Гегеля

Философия духа, один из наиболее разработанных Гегелем отделов системы, разделяется на учение о субъективном духе, объективном и абсолютном. На определённой ступени развития природы появляется разумный человеческий индивид. Живя вначале, как дитя, в естественном состоянии, в подчинении инстинктам эгоизма и разнообразным влияниям природы: различиям рас, народов, полов, возрастов, темпераментов, естественных способностей и пр., - он представляет собой субъективный дух. Однако по мере развития разума, он признает в других индивидах равных себе, то есть духовные существа, которые он должен уважать. Индивид понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.

Так начинается коллективная жизни людей - ступень объективного духа. В обществе человеческие влечения перестают быть слепыми инстинктами и превращаются в сознательные побуждения. Свобода всех, признанная и принятая индивидом ради собственной свободы, обретает тем самым форму права, которое, по Гегелю, призвано путём наказуемости преступлений реализовать не грубую и сиюминутную пользу, а идею вечной справедливости. Поднявшись к уровню добровольного личного побуждения, право возвышается до нравственности. Одним из главных нравственных институтов является семья - но лишь в том случае, когда она не основана на простом инстинктивном влечении, а одухотворена идеей служения обществу.

Из семей составляется гражданское общество. Его более высокой разновидностью является государство, которое преследует не одно только благо индивидов, а стремится к осуществлению требований разумного объективного духа. Монархический тип государственности консерватор Гегель ставил выше республиканского. Монарх же - это олицетворение великих духовных интересов, само государство, ставшее человеком, безличный разум, ставший разумом личным, общая воля, ставшая волей личной.

Третья ступень развития духа - абсолютный дух - есть единство субъективного и объективного. На этой ступени дух становится совершенно свободным от всяких противоречий и примиряется с самим собою. Абсолютный дух достигает истинного, совершенного знания о себе самом, проходя, по мнению Гегеля, три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии и 3) жизни чистой мысли в философии. Предмет искусства, прекрасное, есть абсолютное в чувственном явлении, идея в ограниченном существовании. Смотря по соотношению этих двух элементов: внешнего образа и внутреннего содержания, их преобладанию или равновесию, искусство бывает или символическим (раздельное существование идеи и формы, эстетическая форма лишь как символ идеи, без точного и конкретного её воплощения – восточное искусство, архитектура) или классическим (ясная и непосредственная материализация идеи – греческое искусство, пластика) или романтическим (идеализация материальной формы – христианское искусство, поэзия). В религии абсолютная идея выражается не в грубом материале, а в духовных образах и чувствах. Гегель считает, что религия и философия, в сущности, тождественны: обе стремятся к единению конечного с бесконечным, и различаются только по формам. Религия изображает в образах, в представлениях то, что философия содержит в форме понятия. В философии абсолютный дух достигает высокой ступени самосознания, как бы возвращается к себе, обогащенный длинной историей саморазвития. Философия, согласно Гегелю, есть мыслящая самое себя идея, в ней дух стоит лицом к лицу с самим собой. В таком самопознании нет ничего внешнего, оно есть само мышление, вошедшее в себя и признающее себя сущностью вещей; вне такого абсолютного ничего не существует и, напротив, в нем все существует. Так как такое познание абсолютного есть высшая цель философии, то, следовательно, гегельянство есть абсолютная философия, превосходящая все другие философская системы, религии и искусства, оно дает разгадку вселенной.

Гегельянство

    Главный труд «Феноменология духа». Движение сознания по Гегелю – это восхождение сознания от абстрактного к конкретному. Идёт по ступеням, каждая последующая ступень заключает в себе всё предыдущее, но на новом более высоком витке. Пройдя все ступени сознание постигает все формы развития человеческой культуры: мораль. наука, право, религия и т. д.

  Краеугольное понятие Гегеля – Абсолютная идея. Это разумное мышление. Это субстанция, которая определяет сущность всех вещей. Это первоначало всего существующего.

Ступени познания по Гегелю
1. Сознание (чувственное восприятие)
2. Самосознание (сознание определяет  свой предмет)
3.Разум (сознание вступает в реальность.)
4.Мировой дух (сознание постигает духовную реальность мира)

 


Гегель родоначальник диалектического метода. Он рассматривает все процессы и явления в диалектической взаимосвязи. Диалектика у Гегеля как принцип, вносящий в науки внутренние связи и необходимость.

1 закон диалектики. Мера – это единство качества и количества, каждому качеству соответствует определённое количество. Гегель приводит в пример воду, которая при разных температурах превращается в лёд или в пар. Скачок – это состояние борьбы нового со старым.

2 закон диалектики. Борьба противоположностей.

1. Переход количественных  изменений  в качественные
2. Единство и борьба противоположностей
3. Отрицание отрицания
Законы диалектики
3 закон диалектики. Отрицание отрицания. Тезис – антитезис: утверждение данного положения, отрицание этого положения. Приводит пример на зерне овса, брошенного в землю.

 

Примечание: У кого уже есть в конспектах ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ, достаточно повторить материал устно.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!