Все во Вселенной не только является ее частью, но и ее отражением. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную.



Задание для СП-18 по основам философии.

Тема; Философия Возрождения

Внимательно подойти к осмыслению текста

2. Выписать основные философские утверждения Кузанского, Бруно и Галилея

3. Сделать вывод о том, почему их идеи причисляют к эпохе Возрождения?

Переслать до 30 апреля: aptorbeeva@phtt.ru

 

После многих лет раннего средневековья и засилия католической церкви и инквизиции наконец наступил период в истории Европы, который называют Возрождением. Наука, в том числе философия с большим трудом, но вновь начала проторять свой путь. Часто это заканчивалось большими трагедиями в жизни учёных.

Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401 – 1464) я вляется крупнейшим европейским мыслителем XV века, родоначальником итальянской натурфилософии. Его философская мысль способствовала переходу от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.

Николай Кузанский родился в 1401 году в немецком городке Куза в семье виноградаря и рыбака. Николай некоторое время изучал философию в Гейдельбергском университете. Затем будущий философ устремился в Италию, известную своими гуманистами по всей Европе, где в Падуанском университете в Школе церковного права завершил свое образование.

В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права, затем возвращается на родину и через несколько лет становится священником, настоятелем церкви св. Флорина в Коблеце.

В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу “Об ученом незнании”. Он первым составил географическую карту Европы. Он же предложил реформу юлианского календаря. Отмечают его значительную роль в истории математики, в частности, в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малых величин.

  Идеи Николая в области космологии в некотором отношении были более революционными, чем идеи Коперника и подготовили учение Бруно о бесконечности Вселенной, о существовании обитаемых миров за пределами Земли.

Главные произведения: «О католическом согласии» (1433), «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1444), «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О бытии как возможности» (1460), «О вершине созерцания» (1464).

Понимание Бога

В представлении Н. Кузанского Бог не является некоей персонифицированной личностью. Он есть Абсолют, Единое, которое находится вне всяких противопоставлений. Философ ищет понятие, которое могло бы описать единство противоположностей; так как понятия, для которых можно всегда найти им противоположные, конечны. И если кто-либо выразит какое бы то ни было понятие, которым ты якобы можешь быть понят, я знаю, что это понятие не есть твое понятие, ибо всякое понятие имеет свой предел у стены рая». То же Н. Кузанский говорит об истине: “…истина не допускает ни больше, ни меньше, и если бы она могла быть более или менее истиной, она уже не была бы истиной”.

Ученое познание. Н. Кузанский не отказывается от стремления познать целостность мира и его причину – Бога. Познавая, мы остаемся в сфере неведения, но это неведение становится ученым, сведущим незнанием. Только благодаря непрерывному усилию познать Бога мы приходим к пониманию, что он непознаваем. Истина неуловима и непостижима в своей чистоте, но несмотря на это, чем больше ученость в “незнании истины”, тем ближе мы к ней подходим. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому, как вписанный в круг многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к кругу, но кругом не становится. Так и разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет приближаться к ней.

Представление о Вселенной.

Вселенная существует как вечное развертывание божественного первоначала. За сто лет до Коперника Кузанский пишет: “Вселенная есть сфера, чей центр повсюду, а окружность нигде”. Земля у него неизбежно лишается своего центрального положения. В трактате “Об ученом незнании” он пишет: “…наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем”.

Все во Вселенной не только является ее частью, но и ее отражением. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную.

Николаю Кузанскому присуще динамическое понимание мира как живого, одушевленного организма, части которого находятся не только в постоянной всеобщей связи, но и в движении. Движение универсально, все переходит из одного состояния в другое, все стремится к бесконечности, и это стремление по отношению к человеку превращается в бесконечный поиск, в процесс восхождения человека к Вечности.

О человеке. Николай Кузанский описывает идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии. Абсолют, или Бог есть добро, свет и красота в бесконечности своей неисчерпаемой простоты. Чтобы стать постижимой, красота должна проявиться. Чтобы проявится в чем-то конкретном, абсолютная красота «нисходит», т.е. оставаясь самою собой, теряет лишь свою абсолютность и приобретает конкретность.

Так мир, «сотворенный» в красоте и свете, не имея в себе ничего, кроме красоты и света, погружается, тем не менее, во тьму. Так потенциальные богатства дремлют на поле крестьянина, и крестьянин не видит этих богатств, потому что их на первый взгляд там нет; хотя стоит ему вспахать и засеять поле, развести скот, посадить виноградную лозу, и богатства поля как бы проснутся.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!