Роль семейно-бытовых праздников и обрядов народа мари в сохранении традиционной культуры

Роль семейно-бытовых праздников и обрядов русского народа в сохранении традиционной культуры

Календарные праздники связаны со сменой времени года, с кругооборотом природы. Другая группа праздников и обрядов – семейно-бытовые: посвящена наиболее важным вехам иного круговорота, круговорота человеческой жизни, отражает жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.

К ним относятся: родины, крестины, именины, свадьба, похороны. Последовательность проведения объективно задана самой жизнью человека. Поэтому знакомство с семейно-бытовыми праздниками начнём с рассмотрения родильной обрядности.

Родины. Он состоит из нескольких этапов: дородовый, родовой и послеродовый периоды. Существовали общие моменты - это запреты контактировать с определенными предметами (переступать через жердь, оглобли, хомут, топор и т.д.); смотреть на все неприятное и безобразное, запреты на питье и еду (не есть на ходу – ребенок будет плаксой, не есть заячье мясо – ребенок будет пугливым); также существовали временные и пространственные ограничения (избегать нечистых мест: перекрестков, кладбищ, не сидеть на пороге, на меже); социальные запреты (нельзя ругаться с соседями, нельзя участвовать в обрядах (быть крестной матерью, свахой, дружкой на свадьбе, присутствовать на похоронах, обмывать покойника). Родины состоят из нескольких обрядов: обряды, сопровождающие появление ребенка на свет, обрезание пуповины, первое купание и «перепечение» (у русских) младенца, принятие в семью и общину нового члена, «развязывание пут», связанные с первыми шагами ребенка.

Роды сопровождала бабка-повитуха. Рожали в бане. При трудных родах открывали все ворота, окна, двери, все что было закрыто, а иногда при тяжелых родах просили батюшку открыть в церкви алтарные ворота. Обрезали пуповину у девочек ножницами, притом так, чтобы она упала на женскую работу (вязание, шитье и т.д.), а у мальчиков обрезали ножом и на каком-либо столярном инструменте. Крестьяне верили, что после такого действа из ребенка выйдет настоящий работящий человек. Купали ребенка в речной подогретой воде и клали в воду зерна ржи, овса, гречи, бросали золотые или серебряные монеты. «Перепеченье» употреблялось только для слаборожденных младенцев, чтобы придать им новые силы для жизни. Младенца обвязывали мокрым полотенцем и на деревянной лопате трижды засовывали в натопленную печь, быстро вытаскивая обратно. При этом повитуха произносила заговор, обращаясь к огню и прося его «кости сварить, дите укрепить». Таким образом ребенок как-бы рождался заново, но уже здоровым, его болезни сгорали в очистительном огне. Ребенка заворачивали в отцовскую одежду, старались не оставлять ребенка одного дома, боясь злых духов. В колыбель клали осиновую кору, клок собачьей шерсти или «под головы» острые предметы: нож, вилку и т.д. Когда все предосторожности были приняты, пол в избе вымывался, а двери и окна открывались для посещения родственников и знакомых.

Крестильная обрядность - Главные действующие лица крестильных обрядов – крёстные родители. На крестины собирались все члены семьи. Гости приносили с собой подарки и угощения. Хозяйкой крестного стола становилась бабка-повитуха. Она накрывала на стол, подавала блюда и готовила главное блюдо праздника – «крестильную кашу» (из пшена). В кашу добавляли молоко, масло, сливки, яйца. Готовую кашу украшали половинками вареных яиц. Иногда в кашу запекали курицу или петуха, смотря по тому, кто родился: мальчик или девочка. Обряды с «бабьиной кашей» обязательно включали сбор денег, известный во многих местах под названием «продавать кашу». Деньги и подарки «на зубок» клали или на платок, которым накрывался горшок, или прямо в кашу. Деньги и подарки забирала себе повитуха, что и было наградой ей за работу. Тот, кто подносил самый дорогой подарок (выкуп), получал право угощать гостей кашей. Как правило, это был крёстный отец. Таким образом, сбор денег повитухе представлял своеобразную коллективную оплату её деятельности. По церковным канонам крестили на 8 или 40 день.

Свадьба. В свадебном обряде можно выделить три этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный.

 Предсвадебный этап состоял: из сватовства, рукобитья, девичника, бани. Сватами были сват и сваха или ближайшие родственники жениха. Сговор (рукобитье). Первое пирование в доме невесты, когда в присутствии гостей торжественно подтверждался договор обеих сторон. На сговоре договаривались о сроках свадьбы, количестве гостей, приданом. Невесту называли «сговорёнкой». Начиналась череда причитаний невесты, в которых она уговаривала отца и мать отсрочить, а то и вовсе отменить свадьбу. Даже если девушка выходила замуж за любимого, она непременно должна была показывать свое горе. Иное поведение непременно вызвало бы осуждение окружающих. Причитала она до венца.

 Девичник длился неделю (от сватовства до свадебного пира). На девичнике приводили в порядок приданое, развешивали на верёвке вдоль стен и все могли прийти и посмотреть на мастерство невесты. Обряд прощания с красотой проводится перед самым венчанием или свадьбой. Снимание девичьего головного убора (повязка), передача невестой сестрёнке или подружке. Наутро следует баня. Ходила в баню только с близкими подружками. Продолжалось растянувшееся на несколько дней тягостное прощание невесты с отчим домом, родными, подругами.

 Свадебный обряды утра свадебного дня в доме жениха и невесты, приезд свадебного поезда, вывод невесты к столу, венчание и свадебный пир, проводы на «опочив». Жених выкупал место, чтобы сесть рядом с невестой. На венчание ехали отдельно, в церкви молодые переодевались приготовленными одеждами, после венчания сваха невесте сооружала «бабью причёску» и одевала женский головной убор. После венца молодых встречали хлебом-солью, осыпали зернами и хмелем, перед входом стелили половичек. Невеста целовала родителей и дарила им вышитое полотенце. Спать отправляли в подклеть, но чаще в нежилой дом, чужой дом.

Послесвадебный– «бужение молодых» ((будили утром шумно, били горшки под дверями, невесту заставляли мести пол, смешанный деньгами и соломой, затем невеста готовила «хлебины» или «яишня» (яищницу). Свадьба обычно продолжалась 3 дня.

Кратко охарактеризовав эпизоды свадебного действа, важно остановиться на одной интереснейшей особенности русской свадьбы – свадебных чинах. На Руси свадьбы не справляли, не проводили, а играли. Это выражение очень метко обозначало смысл развертывающегося на свадьбе театрализованного действа, роли в котором исполняли его непосредственные участники – гости. Главными героями свадьбы были жених и невеста или, как их называли, князь и княгиня.

В центре внимания находился дружка. Это был один и тот же крестьянин, знавший не только весь порядок многодневного ведения свадьбы, но и множество текстов молитв, стихотворных обращений, заговоров, присказок и обладающий неплохими актерскими способностями. Подружье был помощником дружки и свахи. Сваха – сватовство, причесывала жениха и невесту перед отъездом свадебного поезда, угощала гостей, будила молодых утром вместе с дружкой. Тысяцкий – начальник свадебного поезда. Это был крестный отец или родственник жениха. Боярами или поезжанами именовались званые гости, приглашенные со стороны жениха или невесты. Таким образом, старинный русский свадебный обряд был сродни развернутому театрализованному действу, в котором существовал традиционный сюжет, были распределены роли и синтезированы различные виды народного творчества (пение, заговоры, танец, декоративно-прикладное творчество и др.). Не случайно в народе говорили, что свадьбу «играют».

Похоронный обряд. Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием на Руси христианства. На Руси считалось очень важным быть заранее готовым к смерти. Существовал обычай при жизни приготавливать себе смертную одежду, сохранившееся до наших дней. В основу погребальной обрядности был положен догмат о воскресении из мёртвых.

В целом похоронно-поминальный обряд русского населения включал в себя несколько ключевых моментов:

1) действия перед смертью и после смерти (зажигают лампаду или свечи, закрывают все зеркала);

2) обряжение покойника и положение его в гроб (омовение совершалось у порога избы с мылом из глиняного горшка, два-три раза теплой водой. Одевали в чистую белую одежду, сообразно его званию и служению. Женщин хоронили в платках: молодых в светлых, пожилых – в темных. Молодую девушку одевали в подвенечный наряд, готовя её к погребению как невесту. Покойника клали лицом к иконам. На руки покойнику давали икону Спасителя, лоб закрывали венчиком, полученный в церкви при отпевании. Вокруг гроба ставили 4 свечи – крестообразно. В гроб клали смену одежды, деньги и другие предметы обихода;

 3) вынос из дома (при выносе покойника из дома проводился обряд первой встречи, символизирующий тесную связь мертвых и живых. Человеку, который первым встречался на пути процессии, вручалась краюха хлеба в полотенце. Первый встречный был обязан взять подношение и помолиться за новопреставленного. В благодарность за это умерший первым встретит его на том свете. Хоронили после полудня, но обязательно до захода солнца);

4) отпевание в церкви (если оно свершалось);

5) погребение (перед опусканием гроба в могилу происходит последнее прощание с родственниками, священник вкладывал в руки мертвого отпустительную грамоту. В могилу отпускали церковные свечи, горевшие во время отпевания. Кидали в могилу горсть земли. Затем начиналась трапеза: на могиле ели кутью. Бедным и нищим раздавали деньги и угощение, чтобы молились о спасении души новопреставленного. В могилу умерших клали лицом к востоку, а в ногах устанавливали крест – символ спасения. Самоубийц не хоронили на кладбище. Их хоронили в лесу или за территорией кладбища.

6) поминки (3,9,40 день и годовой).

Роль семейно-бытовых праздников и обрядов народа мари в сохранении традиционной культуры

Раньше общие народные массовые праздники и обряды, в первую очередь, начинались с подготовки к ним всей семьей. Обычно к праздникам, обрядам готовили особую еду, надевали новые или праздничные одежды, и, самое главное, все праздники начинались с семейных молений, где просили счастья, достатка, здоровья, богатого урожая, приплода скота, рождения ребенка и т.д. Нужно помнить, что семейно-бытовые и календарные праздники и обряды тесно связаны друг с другом. Например, многие ученые считают, что некогда земледельческая и семейно-бытовая, особенно свадебная, обрядности составляли единое целое, имея одну общую задачу - достижение благополучия в семье, хорошего урожая. Часто можно наблюдать трансформацию аграрно-календарной обрядности в семейно-бытовую (например, у русских – купание новорожденного в корыте с зернами злаков, встреча молодых свекровью после венца в вывороченной шубе, ритуальные блюда крестинных и поминальных трапез и т.п.). Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким событиям в личной жизни каждого человека, а не постоянно повторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и имеющим соответственно иные функции, иное содержание, позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу.

К ним относятся: родины, именины, свадьба, похороны. Последовательность проведения объективно задана самой жизнью человека. Поэтому знакомство с семейно-бытовыми праздниками начнём с рассмотрения родильной обрядности.

Родины. Появление ребенка на свет сопровождалось рядом магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь и крепкое здоровье. Когда дитя благополучно родилось, то начиналась большая серия ритуалов, призванных защитить ребенка от злых духов. Рожали в основном в бане, помогала бабка-повитуха, раскрывали все замки, двери и окна, чтобы роды были лёгкие. Отрезали пуповину длиной до макушки и смотрели, если пуповины высохнет за 3 дня – то ребёнок проживёт недолго, если за 5 дней – то долго. Пуповину не выбрасывали, а собирали у всех детей вместе и прятали в щель бревна в доме. Если ребёнок родился утром – жизнь будет нелёгкая, вечером – будет счастливой. В воду для мытья ребёнка клали серебряные монеты, зёрна, иногда ветку рябины от сглаза, заворачивали в отцовскую рубашку, в колыбель клали ножницы и в одежду ребёнка пришивали красные бусы или монеты. Женщины марийки рожали очень легко.

Свадьба. В свадебном цикле марийцев можно выделить три основных периода: предсвадебный, охватывающий время от смотрин до свадьбы; свадебный, представляющий саму свадьбу; послесвадебный, олицетворяющий этап вступления молодых в трудовую жизнь

Предсвадебный период: «ўдыр ончымаш» (смотрины). Юноши женились в 16-20 лет, а невесты бывали старше женихов на 3-5 лет. Родители невесты не торопились выдавать дочерей, а парня рано женили т.к. в хозяйстве нужна была работница. Наводили справки о невесте: характер, репутация, материальное состояние, о её родителях, здоровье, трудолюбие, сноровка и т.д.

На смотрины приезжали отец жениха с кем-либо из родственников и сваха. Получив согласие родителей невесты, договаривались о дне сватовства «Удыр йўктымаш». Но это еще не согласие на свадьбу. Окончательный ответ родители невесты дают при сватовстве. Сватовство «Удыр йўктымаш» и тувыр шулмаш (свадебный договор) – следующий комплекс предсвадебных ритуалов. Количество родственников - нечётное и сам жених. Разрешение на брак обычно давал отец. Окончательное получение согласия родителей на брак дочери было, если мать принимала опущенную ей за пазуху женихом монету, это «плата за молоко». При этом подносили девушке рюмку пива или водки. Если девушка пригубила это значит она согласна на брак.

На третий день после всей этой церемонии отец, мать и сват со свахой приходили к отцу невесты для заключения свадебного договора (тувыр шулаш), по которому определялись размеры калыма (олно) и приданого, обговаривались окончательный день свадьбы и количество гостей.

Свадьба (суан) проходит в доме жениха и в доме невесты. Утром родители жениха оповещали всю деревню и собирали свадебный поезд. Свадебные чины: суанвуй, кугу вене, пурашвате. Крёстный отец получал свадебный чин «суанвуй», которому обязывалось водить участников свадебного поезда по домам и угощать их, а также следить за дисциплиной и порядком, т.е. распорядитель свадьбы. В доме невесты тоже идут соответствующие приготовления. Укладывают в сундук приданое. Одевают девушку, обычно в национальный костюм. Голову повязывали платком. Свадебный поезд встречает пожилой родственник, невеста с подругой располагались по правую сторону от него. Первым в дом невесты заходят дружка-жениха, жених, пурашмарий и пурашвате. Отведав хлеб с солью жених становится между невестой и пожилым родственником. После этого жениха с невестой и ончыч шогышо отводят в специально отведённое для них помещение. Тем временем участники свадебного поезда празднуют в деревне, восхваляя в своих песнях жениха и невесту, благодарят их родителей. Свадебный поезд возвращается в дом невесты и начинают собираться в обратный путь. На невесту надевали свадебный кафтан (сывын), угощали молодых парней односельчан (удыр арака йумаш).

Затем мать и отца невесты, а также её крёстных родителей сажали за стол и одаривали подарками, затем сажали молодых за стол, рядом посажённую мать (пурашвате), которая держит под мышкой подушку и подругу (ончычшогышо). Все четверо три раза обходят вокруг стола (по солнцу) и быстро направляются к переднему тарантасу. По пути в дом родителей жениха свадебный поезд должен был останавливаться в заранее назначенном доме, где невесту переодевали уже в соответствующий женский головной убор. С этим головным убором не должна больше расставаться. Далее свадебный поезд направляется прямо к дому жениха. У входа во двор на дорогу стелили овчину, а под неё клали железный предмет, через который должна была пройти эта тройка – посаженая мать и жених с невестой. Совершался этот обряд с целью оберега, чтобы не пропустить в дом злых духов.

Тем времнем, свадебный поезд снаряжали родственники невесты. Если свадебный поезд со стороны жениха назывался суан, тот этот назывался «почеш толшо». Чтобы вести этот поезд к дому жениха, специально оставляли кого-то из родственников со стороны жениха. Он должен был выкупать приданое невесты. Название этого обряда – сондык умбак шичмаш, т.е. сесть на сундук. Садились младшие братья или сестры, которые и назначали сумму выкупа. После выкупа участники свадебного поезда со стороны невесты направлялись в дом жениха. По их прибытии накрывали на стол национальными блюдами, здесь же происходило одаривание родственников жениха. После одаривания все родственники пускались в пляс и обходили все дома родственников, принимая угощения. Завершив гуляние, свадебный поезд отправлялся обратно в путь (почеш толшо). После проводов всех гостей, молодых отводили в амбар и укладывали их в постель. В брачную постель под подушку клали предметы женского или мужского обихода.

Послесвадебный период. На следующий день молодых с утра отправляли в баню. После возвращения молодая одаривала подарками. Затем наоборот, одаривали молодых. Затем невеста пекла блины, угощала всех присутствующих. Затем приглашали всех остальных родственников жениха. На третий день свадьбы новые родственники со стороны жениха отправлялись в дом отца невесты. В этот же день отдельно от родственников направлялись к родителям молодой молодожёны – кум кечылан каяш. Встречались с подругами. Впервые после свадьбы молодые получали разрешение петь и плясать. Возвращались в этот же день, но молодые должны были вернуться раньше, убраться дома и приготовить еду для родителей.

Похоронно-поминальный обряд. Смерть, по представлениям народа, ассоциировалась с приходом духа смерти (азырен). Смертную одежду пожилые люди готовили заранее. Мыли женщину – женщины, мужчину – мужчины в бане или в хлеву. Укладывали в гроб. Дополнительно в гроб помещали смену белья, кошелёк с монетами, мешочек с гостинцами (блины, конфеты, орешки) для умерших родственников (детей). По народным представлениям считалось, что в загробном мире нужно всё то же, что и при жизни, поэтому в старину в гроб клали нож, топор, женщинам – холст, нитки, иголку, детям – игрушки. С целью защиты от злых духов и собак того света в гроб помещали веточки рябины и шиповника. Крещённые марийцы придерживались православных обрядов, проводя отпевание в церкви или приглашая священника на дом.

После выноса тела во двор, резали курицу или петуха в соответствии с полом покойника, для умерших детей разбивали яйцо. Смотрели, если курица залетит обратно в дом, то вскоре в этом доме снова будут покойники, поэтому старались, чтобы курица вылетала на улицу. Капелькой куриной крови мазали лоб покойного, якобы для выкупа своей крови у духа смерти. Куриную тушку использовали для поминального супа. Хоронили на кладбище (шугарла). На могиле зажигали свечи владыкам загробного мира (кияматтора) и покойнику, прося обеспечения света и всех благ в ином мире.

Оставшиеся дома трое женщин мыли полы до веранды, стирали одежду покойника, топили баню и готовили поминальный стол: куриный суп, яйца, мёд и пиво, с принятием христианства добавились: водка, кутья. До 40 дня в доме зажигали свечи, ставилась специальная посуда и «приглашали» покойника к трапезе. Поминки устраивались на 3, 7, 40 день.

Ответьте на вопросы теста

1. Как называется обряд, проводимый при рождении слабого недоношенного ребёнка

а) пеленание б) перепечение в) купание г) обрезание

2. Кто сопровождал беременность и рождение ребенка

а) бабка стряпуха б) бабка повитуха в) бабка колдунка    

3. Что клали к роженице при рождении девочки

а) цветы б) еду в) рукоделие г) игрушки

4. Как называли невесту после сговора (рукобитья)

а) уговоренная б) сосватаная в) замужная г) сговорёнка

5. Каким образом выбирали имя ребёнку

а) по календарю б) выпекали хлеб в) по желанию

6.Что клали рожанице при рождении мальчика

  а) игрушки б) еду в) деньги г) топор

7. Что закрывали в доме при покойнике

  а) окна б) двери в) зеркала г) ворота

8. Как называется обряд при Крещении ребенка

а) бабьина каша б) каша малаша в) каша мала 

9. На какой день крестили младенца

а) 10 б) 20 в) 30 г) 40

10. Какое приданое готовила дочери мать невесты мари

а) золото) б) мешок зерна в) перину и подушку

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!