Как называлось объединение писателей-реалистов, возглавляемое М. Горьким?



Перечислите (письменно) основные черты реалистического метода.

Когда возник символизм в русской литературе? В чем отличие символизма от реализма?

Назовите черты» характерные для старших и младших символистов. Укажите черты сходства и различия. Составьте по материалам лекции схему-таблицу о Русский символизм» с указанием хронологических рамок, особенностей и представителей того или иного течения.

Каких поэтов называли декадентами и почему?

Объясните смысл термина «серебряный век».

На рубеже XIX-XX веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом XIX века (1810-1830). Н.Бердяев в одном из выступлений ввёл определение «серебряный век» по аналогии с «золотым веком» (пушкинским веком), закрепившееся затем в книге С. Маковского «На Парнасе серебряного века». Хронологические границы «серебряного века»: 1892 год (манифест «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и сборник стихов «Символы» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького, И. А. Бунина и т. д.) — начало 1920-х годов (по некоторым источникам, 1917год). Это период интенсивного развития философской мысли (Л. Шестов, С. Франк, В. Розанов, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Соловьёв и др.), изобразительного искусства (А. Бенуа, К. Малевич, Н. Серебрякова, И. Машков, П. Кончаловский и др.), сценического мастерства (В. Ф. Комиссаржевская, В. Нежинский, М. Фокин, Ф. Шаляпин и др.). В литературе также развиваются различные тенденции и направления: реализм (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др.), символизм (Д. Мережковский, Н. Минский, К. Бальмонт, А. А. Блок и др.), акмеизм (Н. Гумилёв, С; Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. В. Маяковский,

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Л. Пастернак и др.)

Реализм

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни. Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм. К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

XX век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей». Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения». Веком «духовного обновления» назвал XX век М. Горький.

В начале XX века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин и др. Однако принцип «старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, «учительного», проповеднического начала в литературе.

Если А. П. Чехов считая, что «суд» (т. е. художник) обязан только поставить вопросы, заострить внимание мыслящего читателя на важных проблемах, а отвечать обязаны «присяжные» (общественные структуры), то для писателей-реалистов начала XX века это казалось уже недостаточным. Так, М. Горький прямо заявил, что «...роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева...», и обвинил литературу в том, что «она не искала героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле». Именно М. Горький, писатель-реалист младшего поколения, был основоположником нового литературного направления, получившего в дальнейшем название «социалистический реализм». Литературно-общественная деятельность М. Горького сыграла значительную роль в объединении писателей-реалистов нового поколения. В 1890-е годы по инициативе М. Горького возникает литературный кружок «Среда», а затем издательство «Знание». Вокруг этого издательства собираются молодые, талантливые писатели А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. Серафимович, Д. Бедный и др. Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала XX века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии. Здесь и черты экспрессионизма(«Красный смех», «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева), и орнаментальная прозас искусной стилизацией (творчество А. Ремизова, Е. Замятина), и ритмизованная проза («Петербург» А. Белого), и особенный, «сгущенный реализм» с его точным и выразительным языком (проза И. А. Бунина). И все-таки главным, решающим в русской литературе начала XX века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.

Символизм

Символизм как литературное направление возник в России на рубеже двух веков — XIX и XX — и просуществовал около двух десятилетий.

История русского символизма была достаточно сложной. Это литературное течение появилось в России под влиянием французского символизма, зародившегося двумя десятилетиями ранее. Поэтому творчество таких французских поэтов, как Бодлер, Верлен и Малларме оказало огромное влияние на формирование эстетики и поэтики русских символистов.

Эпоха требовала новых подходов к литературе и искусству, поэтому символисты восстали в своём творчестве против «удушающе-мертвенного позитивизма», «пошлого» натурализма старой литературы, отвергнув реалистический метод. Они провозгласили три главных принципа нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности в духе импрессионизма.Пренебрегая реальностью, которая, по их мнению, недостойна пера настоящего поэта, они устремлялись «вглубь», к метафизической сущности видимого мира. Реальность — всего лишь покров, за которым прячется настоящая, непознанная и непознаваемая «тайна» — единственный достойный, по мнению художника-символиста, объект изображения. Сторонники и идеологи этого направления легко поддавались религиозным и мистическим теориям.

История русского литературного символизма начинается с возникновения двух кружков, появившихся почти одновременно в Москве и Петербурге в 90-е годы XIX века.

Старшие символисты

ПЕТЕРБУРГСКИЙ КРУЖОК

Петербургский кружок был представлен группой молодых поэтов — Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба, Н. Минского. Их творчество было связано с богоискательской идеей, имело религиозно-мистическое содержание. Эту группу поэтов критики называли декадентами. Понятие декадент (от франц. decadence — «упадок») первоначально употреблялось в исторической науке применительно к эпохам упадка (например, период распада Римской империи). Затем этот термин стал применяться для обозначения упадочных явлений в литературе и искусстве.

Демонстративный отказ от служения общественным интересам был вызван у первых русских декадентов разочарованием в культурно-политической программе либерального народничества.

Так, поэт Н. Минский (Николай Максимович Виленкин), ранее выступавший как поэт-народник, резко меняет ориентацию своих стихов в 90-егоды. Он ратует за самодовлеющее искусство, за освобождение его от публицистичности, гражданственности. Он пишет ряд статей и книг («Старинный.спор», «При свете совести. Мысли и мечты о смысле жизни»), в которых отрекается от своего бывшего народолюбия, провозглашая как основу человеческой натуры себялюбие и индивидуализм.

Другой член петербургского кружка символистов, Д. С. Мережковский, выступил с первой развёрнутой эстетической декларацией декадентства («О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Мережковский призывал к созданию нового «идеального искусства, грядущего в России на смену утилитарному пошлому реализму». К новому он причислял искусство, отражающее религиозно-мистическое содержание.

Отказ от социальной и гражданской направленности литературы повлёк за собой разработку особой тематики художественных произведений. Так, в творчестве Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус и Ф. Сологуба преобладают темы одиночества и пессимизма, крайнего индивидуализма (даже эгоцентризма), апокалиптические мотивы (мотивы конца света, конца цивилизации), стремление к потустороннему, ирреальному, неведомому, загробному миру.

Тяжёлый холод в душе моей,

К земле я никну, сливаюсь с ней.

И оба мертвы, — она и я.

Убитый ястреб — душа моя.

(3. Гиппиус)

МОСКОВСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

Московское течение в русском символизме, возглавляемое поэтами В. Брюсовым и К. Бальмонтом, заявило о себе в середине 90-х годов XIX века. Именно эти поэты были названы старшими символистами. Они рассматривали новое направление как чисто литературное явление, закономерное в обновлении искусства слова. Русский символизм получил отражение в трёх поэтических сборниках «Русские символисты» (М. 1894-1895), а также в книгах К. Бальмонта, В. Брюсова.

В предисловии к первому сборнику «Русских символистов» В. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую к импрессионизму, как «поэзию намёков». Это течение имело, с одной стороны, ряд точек соприкосновения с поэтами-декадентами, с другой, — существенно отличалось от них. Так же, как и декаденты, старшие- символисты уходили от реалистического искусства, уходили в мир идеальный, «мир мечты». Ранняя лирика Брюсова и Бальмонта была даже отмечена влиянием религиозно-мистического направления. Но эти поэты не считали необходимым связывать свою поэзию исключительно с религией и идеалистической философией. На первый план они выдвигали личность поэта, художника, творца, его внутренний мир. Поэтому, может быть, так по-разному звучат стихи 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Н. Минского и В. Брюсова, К. Бальмонта.

Тематически поэзия старших символистов и декадентов во многом совпадает: и те и другие воспевали уход от реальности, индивидуализм, преувеличивали роль символов-образов. Но эмоциональная окрашенность произведений Брюсова и Бальмонта совершенно иная: их поэзия яркая, звучная, красочная. Достаточно сопоставить ряд символов-образов у представителей этих двух групп, чтобы оценить их различия. Если в поэзии декадентов мы постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как смерть, загробная жизнь, небытие, ночь, лёд, холод, пустыня, пустота, то в поэзии Брюсова и Бальмонта нас поражает жизненная энергия, бьющая через край, обилие солнца, света, огня. Обращает на себя внимание также торжественный, чеканный стих Брюсова и мелодичность, напевность, звукопись Бальмонта. В поэзии старших символистов более широкий спектр тем: не только тема грядущего конца света, любовь, но и тема города («Urbi et Orbi» В. Брюсова), тема поэта и поэзии, тема творчества. Старшие символисты оставили заметный след в истории русской литературы, заметно обогатив её новыми темами, новыми поэтическими средствами и формами.

В конце 1890-х годов обе группы русских символистов объединились и выступили как общее литературное направление. В1899 году в Москве было создано издательство «Скорпион». В нём издавался альманах «Северные цветы», руководителем которого к 1903 году становится В. Брюсов, а с 1904 года стал выходить журнал «Весы», в котором печатались авторы нового направления.

Младшие символисты

Третье течение символизма возникло в конце 1900-х годов. Поэты А. А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, Эллис получили наименование младших символистов. Они стали приверженцами философско-религиозного понимания мира. Огромное влияние на формирование эстетических взглядов младших символистов оказала философия Вл. Соловьева («Национальный вопрос в России», «Чтение о богочеловечестве»), Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»), Шопенгауэра.

Младосимволисты выступили в защиту теургии — соединения творчества и религии, искусства и мистики (Вл. Соловьев). Искусство, по их мнению, — средство преображения действительности, жизнестроение, представляющее собой абстрактную утопию о духовно-творческом переосмыслении жизни. Это движение, по Вл. Соловьеву, от индивидуализма к соборности, коллективизму, к созданию всенародной культуры на основе нового мифотворчества, воспринимаемого сквозь призму религиозного понимания народности. «Поэт — теург, жрец, обладающий мистическим даром прозревать высшее инобытие, и вместе с тем художник — устроитель жизни. Он тайновидец и тайнотворец жизни», — писал Вячеслав Иванов. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании, метод изображения идей в образах. Художник должен стремиться не к отображению явлений реального мира, а к интуитивному познанию «высшей реальности», идеального потустороннего мира.

Но реальноекак таковое младосимволистами не отвергается(как в концепции старших символистов), оно — неизбежная оболочка образа, при помощи которого художник-символист отражает в реальном и временном ирреальную действительность, свое прозрение иного мира. Младосиволисты ищут в реальности тайный смысл, отсюда — зашифрованность их поэзии.

Поэтика младосимволистов связана с метафорическим восприятием мира (символ — образ — метафора — реальность). Метафоричность их поэзии порой настолько сильна, что слова нередко теряют свой первоначальный смысл, так как нарушается их привычная сочетаемость.

Она была живой костёр

Из снега и вина.

(А. А. Блок «Снежная маска» )

Необычности поэтического языка символистов соответствует и его звучание: частые аллитерации, ассонансы, мелодическая песенная или романсовая интонация, многообразие ритмов (верлибр, тоническое стихосложение).

В период первой русской революции и последующие годы в творчестве символистов всё отчётливее стала проявляться связь с классическими традициями русской литературы. В это время многие поэты-символисты обращаются к гражданской тематике, к образу Родины, России. Всё яснее звучат мотивы некрасовской поэзии. Так, для Брюсова Некрасов — один из первых поэтов большого города в мировой поэзии, художник-урбанист, современник Бодлера и предшественник Верхарна.

Некрасовская традиция своеобразно преломляется в стихах символистов, выявляя ощущение социального неблагополучия («Чердачный» цикл А. А. Блока, сб. «Пепел» А. Белого, «Каменщик» В. Брюсова, «Мещане» К. Бальмонта и др.).

К 1910-м годам XX века все заметнее становится кризис символизма, происходит идейно-эстетическое размежевание его представителей. Сами они ощущали, что переросли рамки созданного ими же литературного течения и что нет уже больше необходимости в замкнутом групповом объединении.

В 1909 году журналы «Весы» и «Золотое руно» объявили о прекращении издании: они выполнили свою основную задачу — распространение идей символизма и направление литературного движения нового времени. Творческие поиски поэтов-символистов не пропали даром. Некоторые из них, наиболее талантливые, сумели значительно расширить сферу своего творчества, сильно продвинуть вперёд поэтическую технику, вскрыть новые возможности, заложенные в слове. На «осколках» распавшегося символизма возникли и новые течения: акмеизм, футуризм, имажинизм.

  • АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, С. М. Городецкий, М. А. Кузмин) провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

 

  • ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.
  • Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
  • Для литературы характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

 

  • ДЕКАДАНС (от лат. «упадок»). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!