Ульяна Лопаткина в Гран па де де Шпука
Примерно в том же жанре решен и полноценный спектакль - “Концерт” Джерома Роббинса. Впрочем, там, помимо балерин в очках, путающих хореографический текст, есть еще десятки смешных и очень смешных находок.
Сцена из балета "Концерт" на сцене Венской оперы
Кстати, утверждение, что быть комиком труднее, чем быть трагиком, верно и для танца. Для того, чтобы танцевать смешно, нужно ничуть не меньше навыков, чем для балета с трагическим сюжетом, а иногда и больше! Для мужчин-танцовщиков встать на пуанты - совсем не простая задача, девушкам освоить мужские па тоже не всегда просто. Ну и комический дар - тоже отдельная история.
Отличный тест на все эти навыки для артистов и чистое пиршество смеха для зрителей - балет “Светлый ручей”, незатейливая история, где мальчик переодевается в девочку, а девочка в мальчика, чтобы подурачить непутевых ловеласов. Все это происходит на празднике урожая в успешном советском колхозе, но никакого политического подтекста в спектакле нет. Это просто очень смешно и очень подходит для майских праздников.
можно увидеть этот На TheatreHD/Play
сцена из балета "Светлый ручей", Большой театр
В общем, смеяться в балете разрешается!
Самый консервативный жанр с удовольствием доказывает, что может быть разным.
КОМЕДИЯ-БАЛЕТ
КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet) - музыкально-театральный жанр; комедия, объединяющая диалог, танец, инструментальную музыку, иногда с пением.
|
|
Элементы балета включены в действие или перемежают его в виде интермедий (или дивертисментов), не связанных с главной интригой.
Создатель жанра - Мольер, который в сотрудничестве с композитором Ж.Б. Люлли, балетмейстером П. Бошаном и декоратором Г. Вигарани поставил ряд пьес при дворе Людовика XIV: «Принцесса Элидская» (1664 год), «Любовь-целительница» (1665 год), «Господин де Пурсоньяк» (1666 год), «Сицилиец, или Амур-живописец» (1667 год), «Жорж Данден» (1668 год), «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и др., в сотрудничестве с композитором М. А. Шарпантье - Комедия-балет с пением «Мнимый больной» (1673 год).
В Комедии-балете танец драматизирован, приближается к пантомиме, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие и в старых балетах, также оживляются, приближаясь к форме, напоминающей комическую оперу. Жанр оказал значительное влияние на последующее развитие французского музыкального театра, явившись важным этапом на пути к музыкальным трагедиям Люлли, комической опере XVIII века и пантомимным балетам Ж.Ж. Новерра.
|
|
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература:
· Р elliss оп М . Les com ́edies-ballets de Molière. P., 1914
· Разумовская М.В. У истоков нового жанра: комедии-балеты Мольера на музыку Люлли // Литература и музыка. Л., 1975
· Abraham C. On the structure of Molière’s «comédies-ballets». P.; Seattle, 1984
· Mazouer Ch. Molière et ses comédies-ballets. 2 éd. P., 2006
Мольер - Люлли. Комедия-балет "Мещанин во дво рянстве"
Пристрастие Людовика 14 к балету побудило Жана-Батиста Мольера заняться разработкой нового типа сценических представлений, который получил название комедий-балетов.
Уже в первом из своих комедий-балетов ("Докучные", 1661, поставлена итальянским художником-декоратором Джакомо Торелли на празднестве в загородном поместье министра финансов Фуко) он вместе с хореографом и автором музыки Пьером Бошаном предпринимает попытку оригинального воединения комических и балетных сцен.
Сотрудничество Жана-Батиста Люлли и Мольера началось при постановке пьесы "Брак поневоле" (1664), а продолжилось при создании комедий-балетов "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1666), "Комическая пастораль" (1666), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1970), трагедии-балета "Психея" (1671, текст написан совместно с П. Корнелем и Ф. Кино) и др.
|
|
Танцы неизменно ставил великий хореограф Пьер Бошан.
Некоторые роли (например, Нептуна в "Блистательных любовниках") исполнял сам Король.
Люлли и Мольер всегда недолюбливали друг друга (причин было много - например, высокомерный нрав композитора, а также не устраивавшее драматурга положение, при котором все права на эти постановки имел Люлли, а не он), поэтому в 70-х годах их пути разошлись.
Последние свои комедии-балеты - "Графиня д'Эскабанья" (1971), "Мнимый больной" (1673) - Мольер ставил в содружестве с более покладистым музыкантом Марком-Антуаном Шарпантье, в то время как Люлли вслед за Робером Камбером обратился к оперному творчеству.
В постановке "Мещанина во дворянстве" (1670) Мольер исполнял роль Журдена, Жана-Батист Люлли же играл и танцевал роль Муфтия в знаменитой сцене турецкой церемонии (и по роли пребольно лупил Мольера);
Пьер Бошан исполнял роль одного из турков, а также танцевал Испанский танец и Танец Скарамуша в финальном Балете наций.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!