Приложение 3.2.Методические рекомендации к использованию программы «Организация литературной творческой деятельности школьников»



В первом разделе программы "Художественная литература как вид искусства" рассматриваются вопросы общего характера: что является спецификой литературы как вида искусства, что есть литература вообще и каково её отличие от других видов искусства, чем занимается литературная критика, в чем своеобразие русских критиков. При этом следует обратиться к двум критическим статьям из перечня, предложенного ниже: фрагмент одного из них законспектировать на занятии, конспект второго выполнить дома.

(Критические статьи: А.В.Дружинин "Обломов", роман И.А.Гончарова" и Н.А.Добролюбов "Что такое обломовщина?"; Н.А.Добролюбов "Луч света в "темном царстве" и Д.И.Писарев "Мотивы русской драмы"; М.Антонович "Асмодей нашего времени" и Д.И.Писарев "Базаров").

Во втором разделе дается развитие понятия образа вообще (отражение в сознании картины реальной действительности) и понятия художественного образа (результат познания действительности, мысли и чувства, возникших в процессе творческой деятельности писателя). Так как образ предполагает, прежде всего, создание определенного человеческого характера, то далее следует знакомство с последним. Учащиеся должны прийти к выводу, что характер - это совокупность основных черт, определяющих индивидуальные особенности героя, а также высшая форма характера, большое художественное обобщение - тип.

В процессе практической деятельности в данном разделе учащиеся, следуя примерному плану характеристики героя литературного произведения, вырабатывают умение давать полную, целостную характеристику тому или иному персонажу. Работа выполняется письменно.

(Тексты: Н.В.Гоголь "Мертвые души"; И.А.Гончаров "Обломов").

Третий раздел программы посвящен разъяснению, что есть художественное произведение, что есть форма и содержание, а отсюда, их единство. Дается истолкование различными школами данным понятиям.

В разделе "Тема. Идея" разграничиваются эти два термина, также говорится об их множественности. Здесь же дается понятие конфликта и проблематики (Тексты: Л.Толстой "Война и мир"; Е.Замятин "Мы"; А.Ахматова. Поэзия); сходство и различие между фабулой и сюжетом, учащиеся знакомятся с реализацией фабулы в сюжете (Тексты: А.И.Островский "Бесприданница"). Значительная роль отводится построению произведения, композиции, её влиянии на идею произведения. Рассматриваются стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) и основные способы изображения (Тексты: М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"; Л.Н.Толстой "После бала"; И.С. Тургенев "Рудин"; И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"; М Г. "Старуха Изергиль"; М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита").

Большое место отводится понятию личности автора, особенности авторской позиции, тому, как проявляется отношение автора к герою, что такое авторское отступление (Тексты: А.С.Пушкин "Евгений Онегин"; И.С.Тургенев "Отцы и дети"; А.П.Чехов. Рассказы; В.Распутин. Рассказы).

В разделе "Анализ прозаического произведения" речь пойдет о мноплановости произведения, которая дает нам большие возможности выбора аспекта при анализе. Учащиеся узнают, что художественное произведение можно анализировать с разных точек зрения: изучить творческую историю, рассматривать соотношение жизненного материала и художественного сюжета, выяснить значение заглавия и эпиграфа в связи с общим замыслом, рассмотреть систему образов, своеобразие композиции в целом или особенности некоторых композиционных принципов, своеобразие сюжета и др. Необходимо сделать акцент на роли эпизода в художественном произведении, а также на строении эпизода как части целого в контексте всего произведения, связи с другими эпизодами, содержательной функции эпизода.         При изучении данной темы значительное место отводится практической работе (Тексты: Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"; М.Горький. Рассказы; М.А. Шолохов "Тихий Дон"; Б.Пастернак "Доктор Живаго"; А.И.Солженицын. Рассказы.)

В разделе "Литературные роды" изучаются отличительные признаки родов: предмет изображения, объем изображения, способ повествования, способ композиционных связей, способ изображения времени, способ организации сюжета.

Раздел "Жанры литературы" знакомит учащихся с особенностями каждого жанра:

1. эпос: принцип повествования, особенности поэтики, разновидности жанра (Текст: А.И. Куприн "Гранатовый браслет");

2. лирика: содержание, объект и субъект изображения и т.д., разновидности жанра (Тексты: А.А.Фет "Шепот, робкое дыханье:"; К.Бальмонт "Вечер. Взморье. Вздохи ветра").

3. драма: происхождение жанра, его свойства, содержание, отличие драмы от эпоса и лирики, разновидности жанра, классическая схема драмы (М.Горький "На дне").

В разделе программы "Особенности языка художественного произведения" рассматриваются свойства языка художественной литературы, языка как основного средства, при помощи которого художник достигает индивидуализации изображения жизни, и основная задача языка: создание образа. Последнее влечет за собой использование и отбор художником изобразительно-выразительных средств. Используя тексты художественных произведений, учащиеся работают над ролью в тексте следующих троп: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и т.д. Также выясняют роль синтаксиса в произведении.

(Тексты: И.А.Бунин "Антоновские яблоки"; А.Платонов "Маркун").

В разделе "Особенности стихотворного языка" внимание учащихся акцентируется на общих чертах стихотворной речи, на существующих системах стихосложения (музыкально-речевое, силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое), на размерах стиха (двусложные - хорей, ямб; трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест). В этом же разделе происходит знакомство с такими видами стиха, как белый стих, верлибр. Показывается роль рифмы, её интонационное и смысловое значение, способы рифмовки, работа с такими терминами, как строфа, стопа, цезура, анакруза, спондей, пиррихий.

(Тексты: Поэзия Ф.Тютчева, А.Фета, А.Блока, А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Маяковского.).

 Раздел "Историко-литературный процесс. Литературные направления" посвящен, в основном, характеристике направлений и их представителям. Литературное направление представляет собой единство основных идейно-художественных особенностей, обнаруживается в определенный исторический период в творчестве ряда писателей, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, по своему художественному методу.

Заключительный раздел представляет собой обобщение полученных теоретико-литературных понятий в виде презентации учащимися творческих работ, проектов.

Содержание программного материала следует облекать в такие формы уроков, которые позволяли бы учащимся быть активными на всём их протяжении: лекция с элементами эвристической беседы, диалога или консультации; урок-исследование, урок - творческий практикум, урок-конференция, творческая мастерская.

Изучение каждого раздела курса должно сопровождаться созданием учащимися собственных литературных произведений на основе изученных литературоведческих понятий. «Изучаем, как пишут мастера художественного слова» - «Пробуем сами» - «Всё познаётся в сравнении» - это условное название блоков деятельности учащихся при изучении курса. «Всё познаётся в сравнении» - это участие в литературных творческих конкурсах различного уровня, что позволяет учащимся быть более мотивированными в изучении курса, видеть своё продвижение в творчестве, ощущать значимость и успешность своего труда.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!