Симфония в творчестве зарубежных композиторов
Музыка.
Урок № 31 (6 класс)
Дата 08.05.2020 г.
Тема «Непрограммная музыка и её жанры». Концертная симфония.
Прототипом симфонии можно считать итальянскую увертюру, которая сложилась при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Предшественницей симфонии была оркестровая сюита.
Ян Стамици, Франтишек Рихтер были авторами первых симфоний. Они также открыли новый тип оркестра.
Основателем классической модели симфонии считается Гайдн.
В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковую тональность, а средние пишутся в тональности, родственной с главной, по которой и определяется тональность всей симфонии.
Выдающиеся представители классической симфонии — В.А.Моцарт и Л. Ван Бетховен.
До оркестров Гайдна и Моцарта входили следующие инструменты:
1 - две флейты,
2 - два гобоя,
3 - два фагота,
4 - две валторны,
5 - одна-две трубы,
6 - пара литавров
7 - струнный квинтет (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
8 - иногда вводились и кларнеты.
Позже появилась романтическая симфония, которая объединила в одно целое классическую форму и романтический песенный характер тем. В это время зарождаются и программные симфонии.
В творчестве композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Г.Шумана,
Ф.Мендельсона, Г.Берлиоза, И.Брамса, П.Чайковского есть незабываемые мелодические симфонии.
А уже с конца XIX и в XX веке четкие формы симфонии ломаются. Появляются симфонии с разным количеством частей — от одной до одиннадцати. Необязательным становится использование сонатной формы. После 9-й симфонии Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии.
|
|
ТИПЫ СИМФОНИЙ
По форме | 3-частная, 4-частная, 5-частная и т. д. |
По стилю | Доклассическая, классицистическая (классическая), романтическая и т.п. |
По эстетическим категориям | Симфония-драма, симфония-трагедия, симфония-пастораль, симфония - концерт, симфония-оратория и т.п. |
По сюжетности | Программная, непрограммную |
Симфоническая музыка
- музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Группы инструментов симфонического оркестра:
Духовые медные:
Труба, Туба, Тромбон, Валторна.
Духовые деревянные:
Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.
Струнные:
Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас
Ударные:
Большой барабан, Малый барабан, Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон
Другие инструменты симфонического оркестра:
Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно (Рояль, Пианино).
|
|
Тембровые характеристики инструментов:
Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт: Матовый, мягкий
Виолончель: Насыщенный, густой
Контрабас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта: Свистящий, холодный
Гобой: Носовой, гнусавый
Кларнет: Матовый, носовой
Фагот: Сдавленный, густой
Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна: Округлый, мягкий
Тромбон: Металлический, резкий, мощный.
Туба: Суровый, густой, тяжёлый
Главные жанры симфонической музыки:
Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма
Симфония
(от греческого Symphonia – «созвучие», «согласие»)
ведущий жанр оркестровой музыки, сложное богато развитое многочастное произведение.
Особенности симфонии
Это крупный музыкальный жанр.
Время звучания: от 30 минут до часа.
Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр
Строение симфонии (классическая форма)
Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека
Часть
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе (аллегро).
Часть
Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.
|
|
Часть
Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.
Часть
Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Симфония в творчестве зарубежных композиторов
Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)
Симфоний
Симфония №103 «С тремоло литавр»
Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло.
(Итальянский - tremolo –дрожащий), напоминающее отдалённые раскаты грома, на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Симфоний
Симфония №40
Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей. Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro (быстро) . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.
|
|
Людвиг ван Бетховен (1770—1827)
Симфоний
Симфония №5
Симфония поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. «Так стучится к нам в дверь судьба» - сказал Бетховен
о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Франц Шуберт (1797—1828)
Симфоний
Симфония №8 "Неоконченная"
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!