Начало самостоятельного пути.

Музыка-24.02.2021, 7класс

Тема: Выдающийся композитор и педагог 20века А.И.Хачатурян

 

Учебные цели:

-Развитие интереса в познании классической музыки.

-Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.

-Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.

 

1. Учитель: - Здравствуйте мальчишки. (поют мальчики: Здравствуйте!)

       -Здравствуйте девчонки. (поют девочки: Здравствуйте!)

       -Здравствуйте весь 7 класс. (поют все: Здравствуйте!)

 Я очень рада с вами обсудить такой вопрос в музыке, как события творческой биографии А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.

Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен».

Д. Шостакович

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством композитора Арама Ильича Хачатуряна. По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Его “Танец с саблями” – чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

БИОГРАФИЯ

Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика. Его отец Егия (Илья) Хачатурян происходил из крестьян. В тринадцатилетнем возрасте Илья уехал из родной деревни в поисках заработка в Тифлис.

 

 

 

Тифлис уже был крупным торговым и культурным центром Закавказья, куда съезжались предприимчивые люди со всех концов Кавказа. Илья приехал в Тифлис в крестьянских лаптях, имея в кармане лишь несколько медных монет. Ему удалось устроиться учеником в переплетную мастерскую, и он в короткий срок овладел профессией переплетчика, завоевав себе прочную репутацию в цехе тбилисских ремесленников. В начале 1890-х годов, поднакопив денег, он выкупил пришедшее в упадок дело хозяина и смог в короткий срок приобрести солидную клиентуру. Так Егия Хачатурян стал владельцем переплетной мастерской, в которой позднее работали его сыновья Вагинак и Левон.

 

 

Родители композитора были обручены еще не зная друг друга, когда Кумаш было всего 9 лет, а Илье 19. Но это обручение оказалось очень счастливым. Взяв в жены 16-летнюю Кумаш, Илья увез ее в Тифлис, где и появились на свет все 5 детей: старшая дочь Ашхен (умерла в возрасте полутора лет) и четыре сына – Вагинак, Сурен, Левон и Арам. «Мать, – вспоминал Арам Хачатурян в последствии, – была очень красивая женщина: высокого роста, стройная. До конца своих дней она была заботливой хранительницей семейного очага и пользовалась глубоким уважением отца, что не часто встречалось в те годы на Востоке». Кумаш любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка.

 Дома маленький Арам говорил по-армянски, на улице с друзьями — по-грузински, в школе — по-русски. Тогда это было нормально и естественно, ни о какой национальной вражде не было и речи. В детстве Арам был подвижным, сильным и достаточно задиристым ребёнком. Он любил петь, в основном - армянские народные песни, звучавшие в этом районе столицы Грузии.

Однако его влечение к музыке не встречало никакой поддержки в семье. Родные относились к музыкантам с плохо скрываемым презрением. Считалось, что исполнители народной музыки, образовавшие ансамбли «сазандари» (они играли на свадьбах, похоронах, на пирушках и т.д.), а также актёры — это люди, которые не смогли приобрести какую-нибудь серьёзную профессию и занялись никчемным делом.

Арам впоследствии сожалел, что начал учиться музыке очень поздно, когда ему уже исполнилось 19 лет.

. Путь из Тифлиса в Москву занял 24 дня, и отощавшим путешественникам пришлось добывать пропитание концертами и спектаклями в придорожных городах и посёлках. Арам сопровождал эти концерты и спектакли игрой на пианино. В Москве Арам с Левоном поселились у Сурена.

 

 

Приехав в Москву, он испытал настоящий культурный шок — ходил на симфонические концерты, на лучшие театральные постановки, восторженно слушал выступления Маяковского. Жил поначалу в доме Сурена, в одном из арбатских переулков.

Не бросая занятий в университете, он отправился прослушиваться в музыкальное училище имени Гнесиных, находившееся тогда на Собачьей площадке.

Начало самостоятельного пути.

Из-под пера Арама стало выходить всё больше сочинений, причём не только по инициативе М.Ф.Гнесина. Михаил Фабианович полушутя-полусерьёзно говорил: «Оттого, что вы не умеете играть на рояле, у вас получается очень оригинально» (это было связано с сочинением Хачатуряном Фортепианного концерта.

В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов.

В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония (посвященная Армении, ее древней культуре, истории и людям), представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости.

А.И.Хачатурян блестяще заканчивает консерваторию (1934В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Как выдающееся произведение он удостоен государственной премии СССР.

В конце 1941 года была завершена музыка к драме «Маскарад». Некоторые специалисты утверждают, что если бы Хачатурян не написал ничего, кроме «Вальса» к «Маскараду», он всё равно стал бы всемирно известным композитором.

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Это одно из самых значительных произведений безвременно погибшего поэта.

 

.

Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна.

Но этим далеко не исчерпывается творчество композитора в годы войны: он работал и в области крупных форм. В 1942 году был закончен балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянских крестьян, поставленный в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета им.С.М.Кирова, находившемся в то время в эвакуации в Перми.

 

Его учениками были:

 

 

Андрей Эшпай – советский композитор и пианист. В период с 1953 по 1956 гг. был аспирантом А.Хачатуряна. Народный артист СССР, член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Автор ряда известных произведений: симфоний, концертов, балетов, а также музыки к спектаклям драматических театров и кино.

 

Микаэл Таривердиев – советский композитор. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Хачатуряна в 1957 году. Основная сфера творческой деятельности – камерная музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам. Широкое признание получили его песни и романсы.

 

 

Алексей Рыбников – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию у А.Хачатуряна в 1967 году. Автор ряда опер, мюзиклов, концертов. Имя А.Рыбникова неразрывно связано с советским кинематографом. Его музыка способствовала популярности множества художественных фильмов.

 

 

31 октября 2006 года в Москве был открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. Памятник установлен и в центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем великого композитора.

 

Музыка Хачатуряна всегда утверждала, и будет утверждать высокие гуманистические идеалы, веру в прогресс, в светлое будущее, в красоту. Его творчество – источник высоких эстетических наслаждений.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!