Хронотоп средневековой культуры



Культура Средневековья

Ч. 2.

 Вопросы:

1. Ранние христианские общины, первые соборы и формирование христианской догматики

2. Картина мира в Средние века: категории времени

 

Новое учение – христианство - зародилось в восточных провинциях Римской империи задолго по ее падения. Ж. Ренан называл его своеобразной «ересью иудейской веры». В этом регионе начиная со 2 века до н.э. сложились различные секты и появились многочисленные пророки. Большое распространение получили идеи эллинистических философских школ, гностического дуализма, мессианские настроения. Широкую известность получило учение Филона Александрийского.

Остается дискуссионным вопрос об отношениях между раннехристианскими общинами и другими – общиной Дионисия, ессеями, кумранской общиной и др. Несомненно одно – это было время религиозных исканий, духовных брожений, социальных утопий и бунтов. Эти первые десятилетия иногда называют временем «иудео-христианства», когда христианские общины ещё существовала внутри Ветхозаветной церкви, христиане посещали Иерусалимский храм и т. д. Зародившись как одно из апокалиптических мессианских учений внутри иудаизма, христианство постепенно (на протяжении нескольких десятилетий) выделяется из него и противопоставляет себя старому учению.  Апостольский собор 49 года в Иерусалиме одним из центральных вопросов поставил правила и условия приема язычников в христианские общины, тем самым обособив их от Ветхозаветной церкви. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу.

В первой лекции уже упоминалось, что внутри христианских общин не было согласованности и единообразия в вопросах вероучения и обрядности, на что обращали внимание апостолы, ученики Христа, что однако не воспринималось как ереси, отклонение или отступничество, поскольку еще не было единого канона.

В 1 -2 веках происходит структурное оформление церкви и определяется каноническое писание. Процесс канонизации учения завершается к 4 веку, в результате складывается структура Новозаветного писания, включающая четыре евангелия (от Матфея, Луки, Марка, Иоанна), Деяния апостолов, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Не вошли в состав Нового завета ряд евангелий (евангелия Петра, Иуды, Филиппа, Фомы, Иакова, Марии Магдалины, Никодима – всего ок. 50), около 20 Деяний апостолов и более десятка посланий, а также апокалипсисы – их тоже было множество, но дошли только несколько (Апокалипсис Иоанна, существенно отличный от канонического, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Откровение Варфоломея, Откровение Мефодия Патарского) и др.тексты. Их стали называть апокрифами (от др.-греч. ἀπό-κρῠφος — «скрытый, сокровенный, тайный»). Апокрифы как Нового, так и Ветхого заветов являются запрещёнными для чтения в церкви. Следует отличать их от неканонических книг Священного Писания — книг, не внесённых в библейский канон, «небоговдохновенных», однако входящих в состав Священного Писания, как «полезные для благочестия, назидательные».

Особое значение для христиан играло Евангелие от Иоанна, в котором разрабатывались основы христианского вероучения.

В течение первых веков христианская церковь не прибегала к формулировке хранимой ею истины, не обладала еще системой определяющих веру догматов. Истина веры переживалась первыми христианами как нечто очевидное, непосредственно данное и поэтому не нуждающееся в теоретической обработке. В проповеди и притчах Христа были даны основные положения христианской морали, заповеди блаженства, и обрисован новый образ божества и Царства Божия, показан путь к нему. Это было главным, необходимым для спасения. К тому же в первые века христиане ждали скорого второго пришествия Христа, опираясь на слова Евангелий. Но этого не происходило, и стало ясно, что нужно продолжать существование в этом земном царстве.  Многие важные вопросы остались за рамками проповеди Христа, к тому же накопилось много разночтений и разногласий среди христианских общин, изменилось само их положение в социуме, необходимо было уточнить многие детали и подробности учения, систематизировать его основные положения.

Эту задачу выполняют сначала сами апостолы, затем так называемые апостольские мужи – первохристианские писатели, ученики апостолов (Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Дионисий Ареопагит, св.Климент). От них христианскую писательскую традицию приняли апологеты, писавшие слова о заступничестве, направляемые к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был Иустин Философ из Самарии, философ-платоник. Ок. 179 г. африканский философ-стоик Пантен преобразовал Александрийское огласительное училище (по преданию, основанное ещё апостолом и евангелистом Марком) в богословскую школу. Здесь родилась древнейшая традиция Александрийского богословия, у истоков которого стояли:

св. Климент Александрийский,

Ориген Александрийский, энциклопедически образованный автор, крупнейший экзегет, пытавшийся согласовать христианство с высшими достижениями эллинской мысли. Учение Оригена впоследствии было отвергнуто церковью из-за уклона в сторону неоплатонизма,

Афанасий Великий,

Кирилл Александрийский,

Дионисий, епископ Александрийский — ученик Оригена, ок. 232 г. возглавивший Александрийскую школу, автор первой Пасхалии,

Григорий Чудотворец — ученик Оригена, выдающийся аскет, автор первого Символа веры, епископ Неокесарийский.

Отцом христианской догматики считается западный богослов Ириней Лионский, написавший обширный труд «Пять книг против ересей».

Один из поздних латинских апологетов был Квинт Тертуллиан, живший в Карфагене (Северная Африка), где около 195 года он стал пресвитером. Гениальный антиномист и автор многих политических трактатов, он знаменит своим ригоризмом и парадоксальным противопоставлением веры разуму («Верую потому, что абсурдно»). Этот воинственный иррационализм увёл его из Церкви в секту монтанистов (примерно с 200 г.). Другой апологет западной Церкви Ипполит епископ Римский прославился как философ, экзегет, ересеолог и церковный писатель. Его главная работа «Опровержение всех ересей» была направлена против гностиков. Вот тут мы подошли к понятию ереси. Ересь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к тем или иным вопросам вероучения. Следовательно, в строгом смысле слова ярлык ереси может быть навешен только внутри той или иной религиозной конфессии по отношению к тем, кто, принадлежа к ней, не согласен с ее догматами и противопоставляет себя «мэйнстриму».  Понятие ереси (и борьба с ересями) формируется тогда, когда начинает утверждаться догматика. Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях: апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от церкви вследствие приверженности такому учению. Догмат(др.-греч. δόγμα, δόγματος - «мнение, решение, постановление») — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике или сомнению.

 Начиная с 4 века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, иерархической организации и богослужения Церкви, составлении канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) используется почётный титул Отцы Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличают ортодоксальность учения, святость жизни и признание Церкви; католические исследователи добавляют к этим критериям древность.

Философско-богословское наследие Отцов Церкви называется патристикой.

Более поздних богословов на Западе именуют Учителями Церкви, а их учение — схоластикой.

В отличие от просто «церковных писателей», которые допускали в своей жизни отдельные прегрешения или отклонения от учения Церкви, «отцами Церкви» считаются те церковные писатели, которые за святость жизни и верность церковному учению были признаны Церковью в качестве свидетелей и истолкователей Священного Писания.

Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины. Плутарх в жизнеописании Александра Македонского сообщает, что тот любил своего учителя Аристотеля не меньше, чем отца, потому что последнему он обязан жизнью, а первому — доброй жизнью.

Понятие «отчества», как такового, заключает в себе главнейшую идею преемственной передачи идущего от Христа и апостолов наследия, священного предания.

Среди Отцов Церкви Римско-католическая церковь дополнительно выделяет особую категорию церковных писателей, которым даёт ещё более почётный титул «учитель Церкви по преимуществу» (лат. doctor ecclesiae per eminentiam). В дополнение к названным четырём признакам у них должен быть пятый, выдающаяся учёность (лат. eruditio eminens) и заслуги перед церковной наукой, которые они проявили в своих произведениях и в борьбе за церковное учение.

Этот высший почётный титул первоначально был присвоен декларацией папы Бонифация VIII в 1298 году четверым знаменитейшим западным церковным писателям: Григорию Великому, Августину, Амвросию и Иерониму. Потом к четырём западным присоединили четверых восточных Отцов: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С течением времени число Отцов Церкви увеличилось до 35:

 

Киприан Карфагенский †258

Антоний Великий (Египетский) †356

Иларий Пиктавийский †367

Ефрем Сирин †373

Афанасий Великий (Александрийский) †373

Кирилл Иерусалимский †386

Макарий Великий †391

Григорий Нисский †ок. 394

Амвросий Медиоланский †397

Епифаний Кипрский †403

Иероним Стридонский †420

Аврелий Августин †430

Кирилл Александрийский †444

Исидор Пелусиотский †ок. 449

Григорий Великий †604

Максим Исповедник †662

Исидор Севильский †636

Исаак Сирин †ок. 700

Иоанн Дамаскин †753.

В сложении догматики особую роль играли Вселенские соборы. Вселенские соборы (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenica Concilia) — собрания преимущественно епископата христианской церкви в её вселенской (экуменической) полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характеров.

Наиболее значимыми для нашей темы представляются первые 8 Вселенских соборов:

              

      1 1 Никейский 325 г. 1 Константинопольский 381г.   Эфесский 431 г.   Халкидонский 451 г.  2 Константинопольский 553 г. 3 Константинопольский 680-681 г. 2 Никейский 787 г. 4 Константинопольский 868-87- гг.  

                                 

1 Никейский собор, 325 г. был созван императором Константином. Участвовали 318 епископов.

Основная тема дискуссии - Тринитарная проблема, соотношение ипостасей Троицы.

Позиции участников дискуссии:

Арий: Ипостаси Троицы не тождественны, Бог-сын не может считаться извечным и единосущным Отцу, ибо рожден от него.

Афанасий Великий: В силу божественной природы Христа, «Сын имеет тождество по отношению к Отцу. Бог (Сын божий, Логос) сделался человеком, чтобы возвысить к Богу человека, обожить его». Христос произошел из сущности Отца и с ним одно.

 

Принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

Арианство было также осуждено на 1 Константинопольском соборе 381 г.

Эфесский собор 431 г. был созван в связи с распространением несторианства.

 Позиции оппонентов:

Несторий, архиепископ Константинопольский: Пресвятая Дева Мария родила человека, соединенного со Словом Божьим, и должна именоваться не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). 

Кирилл Александрийский: утверждение имени Богородица и принципа соединения двух ипостасей

Несторий и его сторонники отказались явиться на собор и заочно были осуждены за ересь.

Они, впрочем, ответили своим оппонентам тем же.

Помимо Нестория, осуждению подверглось и пелагианство - отрицание значения первородного греха и необходимости благодати для спасения.

 

Т. обр., в 5 веке на 1 план выходит христологическая проблема:

1. как понимать соединение человеческого и божественного в Иисусе Христе?

2. в чем своеобразие человеческого в Христе?


Спор продолжился на Халкидонском соборе 451 г.

 

Халкидонский собор 451 г.

 

Созван императором Маркианом по согласию с папой Львом I по поводу ереси Евтихия — монофизитства.

Богословские споры осложнялись продолжающимся соперничеством Константинопольского и Александрийского патриархатов, что ставило под угрозу единство империи.

  Монофизитство (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество»), или Евтихианство, утверждает наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергает Его подлинное человечество: «человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие».

 Противоположную позицию занимал Несторий: Иисус Христос – не Бог, а человек, который в ходе своей деятельности стал Мессией. Несторий повторил свой тезис о том, что Мария – не может именоваться Богоматерью. «Она человек, а от человека Богу родиться невозможно». Таким образом, Несторий тоже оспаривал диофизитство = двойную природу Христа – божественную и человеческую.

Обе эти позиции осуждены как ереси. Соответственно, главными еретиками объявлялись с одной стороны Несторий, с другой стороны Евтихий со всеми вытекающими из такого признания анафемами.

Решение Халкидонского собора: «Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, сущий в двух природах, которые соединяются неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Но Халкидонский собор, на который так полагался император Маркиан, не принёс мира во Вселенскую церковь. В это время христианство было разделено как минимум на четыре ветви с четырьмя различными вероопределениями: в Риме господствовало халкидонитство (диофизитство), в Византии — миафизитство (признание двух природ, но в отличие от диофизитства, - в реальном, а не условном единстве), в Персии — несторианство, в захваченном вандалами Карфагене, а также в Испании и части Галлии — арианство.

Решение Халкидонского собора вызвало волну возмущения в восточных христианских землях. Чтобы успокоить население и саму церковь, несколько императоров к ряду издавали противоречащие друг другу документы, то отменяющие результаты Халкидонского собора, то их восстанавливающие. Наиболее значимым и известным среди этих документов стал так называемый Энотикон — вероисповедальное послание императора Зенона (482 г.), призванное примирить враждующие христологические партии. Позже Халкидонский собор был признан святым, а его решения неоспоримыми. В результате от Вселенской церкви откололись монофизитские общины и образовали самостоятельное направление христианства. К нему принадлежит, например, Армянская церковь. Как видим, процесс оформления церкви и догматики был весьма сложным и не всегда протекал мирно.

 

 

                                                        Халкидонский Символ веры   Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы — по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.  

 

Хронотоп средневековой культуры

Время и пространство - определяющие параметры существования мира и основополагающие формы человеческого опыта. Человек не рождается с "чувством времени", его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!