Архитектура 15 века (кватроченто)

РЕНЕССАНС

Введение. Общая характеристика эпохи

 

Возрождение или Ренессанс зародилось в Италии и прошло несколько этапов, оказав при этом огромное влияние на искусство и культуру других западноевропейских стран.

 

Преемственная связь культуры Возрождения с античностью очевидна, её подчёркивали сами итальянские гуманисты. Ренессанс означает возрождение античной культуры. Италия стала очагом ренессансной культуры, особенно ярко она проявилась во Флоренции.

Причины:

· Независимость Италии, от правления феодальной аристократии, третье сословие, состоящее из купцов и ремесленников, захватило власть в свои руки, лишая дворянство избирательных прав. Органом правления во Флоренции стала городская коммуна, т.е. свободные граждане.

· В Италии сохранилось множество античных римских памятников; после нескольких столетий, в течение которых их созерцали равнодушно, интерес к ним колоссально возрос, начали вестись раскопки.

· Складываются благоприятные условия для прогресса. Успехи искусства, науки, и техники, великие географические открытия.

 

Сам термин "Возрождение" тесно связан с термином гуманизма. Гуманизм ( лат.humanus человеческий, человечный)

Гуманисты полны веры в безграничные творческие способности человека. Человек свободен и уже сам кует свою судьбу, он становится центром мира. (Среди молодых людей стало модно носить старую одежду, чтобы показать, что они в этой жизни пробиваются не знатностью, богатством или внешностью, а своим талантом и умом). Формируется тип человека предприимчивого, активного, инициативного.

Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств, становятся многие властители. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.

Но, эпоха была внутренне противоречива. Это идеализированное представление о человеке, а человек, далеко не идеален.

Добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Жажда жизненных ощущений, наслаждений независимо от их морального истолкования, жажда власти и наживы, побуждали некоторых людей действовать, не останавливаясь ни перед чем. Проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.

Широкий диапазон человеческих возможностей выявлялся наглядно, и активность личности была велика, так, что казалось, будто от её волевых усилий зависит всё. Это была историческая иллюзия, сменившая иллюзию рока. Образ самого себя создающего человека-творца, был не столько прямым отражением эпохи, сколько её великой мечтой. Но в искусстве он обрёл живую плоть и кровь.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ЛЕКЦИИ

Стилистика эпохи Возрождения базируется на переплетении христианства (средневековья) и язычества (античности).

 

Принято выделять следующие этапы итальянского Возрождения:

13 век именуется дученто

14-й — Проторенессанс (треченто);

15-й — Раннее Возрождение (кватроченто);

Конец 15 –нач. 16-го — Высокое Возрождение (чинквеченто)

Вторая половина 16 в. - Позднее Возрождение

АРХИТЕКТУРА

Термины, характеризующие архитектуру Возрождения: приветливая, открытая, изящная, простая, ясная, вполне светская по духу.

 

Особенности планировки и формообразования: регулярность, симметрия, сомасштабность человеку, стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Использование золотого сечения.

 

Устремленным ввысь линиям готики, теперь противопоставляются спокойные горизонтальные членения форм зданий новой архитектуры. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей часто появляются купола, барабаны, паруса, сдвоенные ордера и др. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.

Именно в эту эпоху формообразование получает рациональ-ный, проектный характер. Материальные объекты зарождаются сначала в виде проектов, и лишь затем выполняются в натуре. Для этой эпохи характерно возведение, помимо зданий культового назначения (как правило, центрально-купольных), светских сооружений – домов, дворцов (палаццо) и общественных зданий новых типов: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы.

Архитектура проторенессанса 13 век (дученто).

Устав от необозримых размеров готических храмов, подавляющих человека, художники стали искать форм ясных, упорядоченных и соразмерных человеку. Стали появляться постройки проторенессансного типа, такие как Флорентийский баптистерий (ц. Сан Миньято). Рис. 1

 

Рис. 1 Церковь Сан Миньято (проторенесссанс)
 По конструкции своей они похожи на романские постройки, но у них есть примечательные особенности. Во-первых, в оформлении фасадов использованы детали античного ордера – колонны и пилястры с античными капителями. Во-вторых, стены сплошь облицованы цветными мраморными плитками (поэтому стиль этих зданий называют инкрустационным). Из мрамора на фасаде создаётся крупный геометрический орнамент расчленяющий стену на прямоугольники различной величины в сочетании с кругами и дугами арок. Правда, расположение плиток ни как не связано с конструкцией самого здания. Здесь не столько подлинная архитектурная целесообразность, сколько графический символ целесообразности. «Инкрустационный» стиль как бы предваряет, тот строй ясных и соразмерных человеку форм, которое впоследствии так возлюбило Возрождение.

Рис. 2 Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции 1430 г (кватроченто)
   Позднее, этот приём расчленения стен при помощи геометрических форм, станет характерной чертой архитектуры Возрождения. В более зрелых произведениях он будет подчёркивать конструктивные элементы архитектуры, расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм (Рис.2) Круглые медальоны внутри здания, арочки, колонны, круглые кассеты, всё это придаёт интерьеру особую нарядность и привлекательность. В отличие от арок эпохи средневековья, где цвет стен и потолка были однотонными, в Возрождении вводится контрастное выделение конструктивных элементов.

 

 

Не теряют своей актуальности базиликальные в плане церкви, но меняется их облик. В конце 13 века интерьеры церквей и архитектура в целом становиться более светской по сравнению с мистическим характером готической архитектуры. Интерьеры зданий отличаются ясными формами, простором и большим количеством света. Этот эффект достигается благодаря небольшому количеству опорных столбов и широкими пролётами между ними. Сами столбы становятся тонкими, границы между нефами практически стираются. Помещение церкви приобретает характер парадного светского зала.

Происходит замена средневековых каменных сводов плоским деревянным перекрытием на горизонтальных стропилах  — это позволило сделать опорные столбы более тонкими и расширить пролеты между ними.  Особенно ярко новые веяния выразились в церкви Санта Кроче во Флоренции 1295 г. (Рис. 3)

Рис. 3 Церковь Санта Кроче во Флоренции 1295 г.

Здесь ещё чувствуется влияние готики, но в ясности и рационализме архитектурного языка этого сооружения уже угадывается предвестие стройной легкости просторных интерьеров Брунеллески.

 

Архитектура 15 века (кватроченто)

Новое направление в архитектуре Италии 15 в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. В своем возникновении оно было связано не столько с прямым подражанием античной ордерной системе, сколько с творческим переосмысление античных традиций применительно к местным требованиям, местным строительным материалам и конструкциям. Архитектура возрождения была синтетичной и содержала в себе также многие традиции средневековья. В новых социальных условиях складывается новый облик общественного центра города, связанного со всей его планировочной структурой, где композиционным центром служил храм с высоким куполом (Рис.4)

Рис. 4 Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре. Вид сверху.

Примером может служить Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, строительство основного корпуса здания началось ещё в 13 веке, но сооружение купола, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена только в 15 веке, мастером Возрождения, архитектором Брунелески.

Это главное храмовое сооружение города, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (153 м) с величайшими готическими храмами, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера.

Рис. 5 Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. 1420 г. Аксонометрия

Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком барабане с относительно небольшой толщиной стен. Поэтому все усилия архитекторов были направлены на максимальное облегчение веса купола, что было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя — защитной. Между оболочками находился каркас придающий жёсткость конструкции. Это крупнейшее нововведение было дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания.

 

 

Впервые художественный образ купола определен, прежде всего, его ярко выраженным внешним пластическим объемом, ибо самые грандиозные купола средневековья и античности являлись лишь сводами, которые перекрывали внутреннее пространство и, как правило, не играли столь значительной роли в объемной композицииздания. Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом.  

Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377—1446). 

Купол флорентийского собора был ранним его архитектурным опытом. Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм. Поэтому первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом во Флоренции.

Рис. 6 Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции (начат в 1419 г.)

В Воспитательном доме (приюте покинутых младенцев) Брунеллески использовал мотив глубокой открытой лоджии. В своей основе он восходит к старому обычаю итальянских городов-республик воздвигать на площадях открытые павильоны-лоджии, предназначенные для народных собраний, празднеств, выставок произведений искусств. Древнему мотиву арочной колоннады Брунеллески придает облик приветливого, гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного. Это подчеркнуто широкими пролетами упругих арок лоджии, опирающихся на тонкие, стройные колонны, стоящие на ступенчатом основании, приподнятом над уровнем площади.

Удивительная легкость и прозрачность лоджии, изящество ее стройных форм были бы немыслимы без конструктивного новаторства. Перекрытие глубокой лоджии системой давно забытых в Италии парусных сводов, более тонких и легких, чем крестовые своды, позволило сильно увеличить глубину лоджии и расстояния между колоннами, а их толщину предельно уменьшить. Этот тип аркады стал характерным для всего раннего Возрождения, как в Тоскане, так и за ее пределами.

Рис. 7 Парусные своды Воспитательного дома.

В дальнейшем Брунеллески работает над решением пространственной композиции возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное или прямоугольное в плане помещение. Наиболее ярко эта задача решена в Капелле Пацци во Флоренции (Рис 8).

Рис. 8 Капелла Пацци во Флоренции. 1430 г. Разрез и план

Рис. 9 Капелла Пацци. Фасад

Портик включает шесть колонн коринфского ордера с большим средним пролетом, перекрытым аркой, врезанной во второй аттиковый этаж. Высокий аттик, который был бы слишком тяжел для поддерживающих его стройных колонн, зрительно облегчен расчленяющими его спаренными пилястрами с легкими филенчатыми вставками между ними.

Рис. 10 Интерьер капеллы Пацци

Интерьер капеллы Пацци дает один из наиболее характерных и совершенных образцов своеобразного применения ордера для художественной организации стены. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел показать условность ордерных форм. Он достаточно необычно применяет классический ордерный канон. Например, в капелле возникают угловые пилястры, переходящие с одной стены на другую, чего раньше не было.

Рис. 11 Отделка интерьера капеллы Пацци

Рис. 12 Майоликовые кассеты купола под входным портиком

К архитектурным особенностям отделки интерьера и пространства под портиком в капелле Пацци нужно отнести широкое применение скульптурной и орнаментальной раскрашенной керамики,

а также полихромию стен и деталей, что сообщает светлому и просторному интерьеру особую нарядность и привлекательность. Таковы, например, круглые медальоны внутри здания, круглые майоликовые кассеты купола под портиком, раскрашенный терракотовый фриз с головками ангелов и рельефы с изображениями апостолов, приписываемые самому Брунеллески.

В Италии возникает новый тип городского дворца или дома богатого флорентинца так называемое палаццо - это чаще всего трёхэтажное здание с внутренним двором. В первом этаже были сгруппированы главным образом служебные помещения, во втором этаже — парадные залы, в третьем этаже размещались спальные помещения членов семьи и служащих.

В композиции палаццо существует резкий контраст между уличным фасадом и более легкой и нарядной архитектурой внутреннего двора.

Фасад, облицованный грубыми камнями, напоминает крепостную стену, дворик с лёгкой аркадой и тенистыми садами имеет более лёгкий, приветливый характер. В оформлении оконных проёмов палаццо применялись арки напоминающие аркаду Колизея.

В теплом климате Италии тенистый внутренний двор имел большое практическое значение.


Рис. 13 Палаццо. Уличный фасад и внутренний дворик.

Рис. 14 Палаццо. Типовые планы


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!