До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький             



В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.  М. Горький

ЗАДАНИЕ. Объяснить ключевые понятия темы. Подготовиться к практической работе. (СОСТАВИТЬ СВЯЗНЫЙ ОТВЕТ – РАССУЖДЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ, ПОДНИМАЕМОЙ В ЦИТАТАХ М. ГОРЬКОГО (ЭПИГРАФ К УРОКУ:  ? Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?

Список литературы для 10-11 классов

10 класс. Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 10 классе

А.С. Пушкин « Борис Годунов», «Маленькие трагедии», « Пиковая дама», « Медный всадник», « Повести Белкина»
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Шинель»,
«Выбранные места из переписки с друзьями», отрывок «Птица-тройка» («Мертвые души») (наизусть)
И. А. Гончаров «Обломов»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», Свои люди – сочтемся»
И. Тургенев «Отцы и дети», сборник «Записки охотника». Читать рассказы «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бирюк»; повести – «Вешние воды», «Первая любовь»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что делать?»*
Очерки 19 века. Н.А..Бесстужев «Колонны Исаакиевского собора»

Ф.Н.Глинка «Письма русского офицера»

Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», сборник стихов*
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», сказки (5 – по выбору прочитать), «История одного города»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Л. Н. Толстой « Севастопольские рассказы», «Война и мир», публицистика

11 класс Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 11 классе

А. П. Чехов. Рассказы: пьеса «Вишневый Сад»*, «Палата №6», «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжовник», «Смерть чиновника», «Черный монах», «Учитель словесности», «Невеста», «Дом с мезонином», «Душечка»
Иван Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Солнечный удар»
Л. Андреев. Рассказы: «Баргамот и Гараська», « «Ангелочек», « Жизнь Василия Фивейского», « Иуда Искариот»
А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», «Поединок»
М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»
А. Фадеев «Разгром»
И.Бабель «Конармия»

Борис Лавренев. «Сорок первый», Повести и рассказы

А. Толстой Рассказ « Гадюка», « Хождение по мукам», « Петр I »
С. Есенин Поэма «Анна Снегина», стихи наизусть

И.С.Шмелев «Лето Господне»
М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»,
«Белая гвардия»
А. Платонов « Котлован», «Усомнившийся Макар»
Е. Замятин «Мы»
В. Набоков «Облако, озеро, башня», «Приглашение на казнь»
М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», « Судьба человека»
Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», « Крохотки»
А. Рыбаков « Дети Арбата»

В.Высоцкий Авторская песня

 

Военные повести

В. Быков «Сотников», « Обелиск»
Б. Васильев «А зори здесь тихие», « В списках не значился», « А завтра была война»
Ю. Бондарев «Берег» или «Горячий снег»
К.Воробьёв «Убиты под Москвой»
В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
В. Астафьев «Царь-рыба»
В. Распутин « Последний срок», « Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
Ю.Трифонов «Обмен», « Дом на Набережной»
А. Приставкин «Военное детство», «Ночевала тучка золотая…»
Ч. Айтматов « Плаха»

Сборники стихов: Н. Гумилёв, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Ахматова, Б. Пастернак ( по одному стихотворению наизусть) Примечание. Жирным шрифтом выделены произведения, которые необходимо прочитать летом в первую очередь.



И. А. Крылов – издатель и публицист Взгляды И. А. Крылова на миссию писателя как на исправителя нравов общества неминуемо должны были привести его в журналистику. С 1789 г. в Петербурге начинает выходить ежемесячное издание «По́чта ду́хов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» (в XVIII в. произносилось «По́чта духо́в»).
Как и большинство журналов того времени, «Почта духов» выходила анонимно, ни одной фамилии авторов редакция не указывала. Но своеобразие журнала заключалось в том, что основным автором был сам И. А. Крылов.
В жанре эпистолярного романа создается гротескная картина современных нравов, демонстрируется абсурдность привычного порядка вещей.Автор надеется преобразить мир через воздействие здравого смысла.В книге встречаются прозрачные намёки на нравы двора и на порядки в империи. Крылов раскрывает разные области русской жизни, резко выступая против сословных привилегий дворянства, требует от писателей служения истине, которая для него неподкупна, требует равенства всех сословий и необходимости для каждого человека честного исполнения гражданского долга.
Всего вышло восемь номеров. Последним стал августовский номер. Предполагалось издать ещё четыре, однако ввиду недовольства властей и малого количества подписчиков (в списке «подписавшихся особ» указано всего 79 человек) издание было остановлено.Сатирическая острота «Почты духов» поражала современников своей злободневностью и смелостью. Именно поэтому об этом периоде мемуаристы, современники автора, не смели много писать, известно лишь несколько невнятных упоминаний о столкновениях Крылова с властью. Неслучайно авторство «Почты духов» во французских мемуарах ошибочно приписывается А. Н. Радищеву, автору «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 1789 г. Крылов (вместе с известным актером И. А. Дмитревским, актёром и драматургом П. А. Плавильщиковым и писателем А. И. Клушиным) основывает Типографию И. Крылов с Товарищи.С февраля 1792 г. в типографии начинает печататься журнал «Зритель». В отличие от «Почты духов» сатира занимает в «Зрителе» меньше места, это не был уже журнал одного автора. Однако несмотря на неблагоприятные условия для сатиры и отход журнала от сатирических жанров, Крылов публикует свои лучшие сатирические «похвальные речи», сказку «Ночи», «Каиб, восточная повесть», продолжающие обличение современных нравов и подвергающие критике общественные устои. Журнал просуществовал по декабрь 1792 г., когда его издание было прекращено по приказу самой императрицы.Тем не менее в 1793 г. Крылов вместе с Клушиным получают разрешение на издание нового журнала – «Санкт-Петербургский Меркурий».Журнал обращается преимущественно к литературно-теоретическим темам, печатаются рецензии, стихи. Здесь были помещены две сатирические статьи Крылова: «Похвальная речь науке убивать время, говоренная в новый год» и «Похвальная речь Ермалафиду, говоренная в собрании молодых писателей», явившиеся литературной полемикой с Карамзиным и лишённые политического содержания. Дела типографии пришли в упадок, и издание было перенесено в типографию Академии наук.После закрытия журнала журналистская деятельность Крылова прекращается, но ранние публицистические произведения во многом предопределили развитие басенного творчества в плане не только тематики, но и художественного метода.

 

 

Золотой век русской публицистики.    Журналы и газеты прочно вошли в жизнь современного человека. Они являются основным средством хранения и передачи информации и служат для людей источником знаний, помогают узнавать новости и события, происходящие в мире. Так же роль печати важна в формировании нравственной и социальной культуры человечества. Статьи газет и журналов меняют сознание, помогают развивать свои познавательные возможности, замечать красоту явлений природы и давать оценку вещам, происходящим вокруг. Но другую особую и более важную роль журналы выполняли в XIX веке, веке феодальных отношений, крепостничества, противодействия капиталистическим преобразованиям. В то время слово прозаика или поэта могло вершить судьбы, управлять историей. Литература была единственным местом, где простой человек мог рассказать о своей тяжелой жизни. Журналы были и местом общения, местом передачи информации. Но они проходили через царскую цензуру, поэтому писателям приходилось пользоваться иносказаниями и особым стилем, благодаря которым вся правда могла прорваться к читателям. Журналы были местом общественной борьбы. Каждый из них имел группу писателей, поэтов, художников и публицистов, которые в какой-то мере имели общую картину видения литературы и жизни. В XIX веке в России жизнь общества и политики сохраняли диссонанс, как в политическом устройстве, так и в экономическом укладе, что сильно препятствовало развитию страны. Именно эти проблемы писатели поднимали на страницах своих произведений. Такие функции выполняли в XIX веке журналы в жизни общества и в литературе: Освещали вопросы внутренней и внешней политики России. Воздействовали на нравственность и духовность человека. Не давали падать духом во время Отечественной войны 1812 г. Анализировали в подробностях произведения современной литературы. Отстаивали идеи народности, а также антикрепостнический характер в литературных произведениях.

Рассмотрим каждую функцию отдельно.

1. Большую роль журналы уделяли внешней и внутренней политики России. Журнал «Заря», основанный Кашпиревым, являлся научно-политическим и освещал политику страны. По мнению создателя, такую информацию требовалось предоставлять «народному самосознанию». В XIX веке «Современник» выступал как центр прогрессивной идеологии и центр освободительного движения. На страницах публицисты вели призыв к революции. В отделе «Политика» Чернышевский рассматривал события европейской истории, случаи классовой борьбы. Но на страницах частных изданий в период с 1830 г. по 1840-ые г. в печати можно было писать только о литературе. Цензура не позволяла оглашать сведения о внутренней политике России.

2. Журналы играли большую роль в формировании нравственности и духовности. Самый известный журнал того времени «Современник», принимал активное участие в поддержке населения. Под руководством Добролюбова отдел литературной критики формировал веру в силы народа, который не мог терпеть своих мучителей. Также в 1859 г. он основал в Современнике сатирический отдел Свисток, а Некрасов создал юмористический отдел Ералаш. Не менее популярным изданием был сатирический журнал демократического направления «Искра», основанный в 1859 году в Петербурге, где поднималось много проблем. Одной из главных являлось противопоставление богатства и бедности, которые очень ярко были заметны в те года в России.

3. Во время Отечественной войны 1812 года многие писатели и публицисты на страницах своих журналов рассказывали о событиях происходящей войны, печатали рассказы и стихи на эту тему и пытались добрым словом подбодрить солдат. Известное издание военных лет – «Сын Отечества» выходило еженедельно. В нём писалось о событиях, которые происходили во время освободительной войны, о храбрости и бесстрашии солдат. В «Русском вестнике» также появлялись новости с театра военных действий, выходили статьи, заметки и патриотические стихотворения.

4. В журналах анализировались в подробностях произведения современной литературы. В журнале «Вестник Европы» основу содержания составляли публикации литературных произведений, а также обзоры на книги и статьи по литературоведению. Издание «Искра» имело много корреспондентов, потому обладало большим количеством информации о жизни в столице и провинции. Этот материал публиковали в специальной рубрике «Нам пишут», с помощью неё вся правда выходила на страницы журналов, то есть играла роль публичного разоблачителя. Все чиновники опасались увидеть себя там. Конечно, при обличении зла публицисты пользовались аллегорией и иносказаниями, чтобы цензура не могла остановить печать. Например, под Приморском подразумевалась Одесса, а под Грязнославлем — Екатеринослав. Редакция советовала народу «читать между строк. На самом интересном месте».

 5. Журналы отстаивали идеи народности, а также антикрепостнический характер в литературных произведениях. К примеру, журнал «Русский вестник», начавший свою деятельность в 1856 г., являлся сторонником либерально-консервативного направления. Перед реформами он выражал своё согласие за отмену крепостного права и уничтожение бюрократии, но выступал за то, чтобы сохранить самодержавие. Большое внимание проблеме крепостничества уделялось в «Современнике».

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!