Универсальные паттерны К.Уислера

Задание 2. Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что культурология как сфера научного знания носит интегративный (объединяющий) и междисицплинарный (объединяющий теоретические, методологические и методические подходы, свойственные различным гуманитарным наукам) характер.

 

«Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры». (Теория культуры / Под. Ред. С.Н, Иконниковой, В.П. Большакова. СПб., 2008. С. 16) 

 

Задание 3. О каких характеристиках культуры свидетельствуют приведенные в статье З. Фрейда «Недовольство культурой» факты?

 

«…первыми деяниями культуры были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется, как нечто чрезвычайное и беспримерное, — укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи всех своих орудий человек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей. Моторы предоставляют в его распоряжение огромные мощности, которые он, как и свои мускулы, может использовать в любых направлениях. Пароход и самолет позволяют ему беспрепятственно передвигаться по воде и по воздуху. При помощи очков он исправляет недостатки кристаллика своего глаза; при помощи телескопа он видит далеко вдаль, а микроскопы позволяют ему преодолеть границы видимости, поставленные ему строением его сетчатки. Он создал фотографическую камеру — аппарат, фиксирующий самые мимолетные зрительные впечатления, что граммофонная пластинка позволяет ему сделать в отношении столь же преходящих звуковых впечатлений; и то и другое является, по существу, материализацией заложенной в нем способности запоминать, его памяти. При помощи телефона он слышит на таком расстоянии, которое даже в сказках казалось немыслимым, письменность первоначально — язык отсутствующих, жилище — подмена материнского чрева, первого и, вероятно, по сей день вожделенного обиталища, в котором человек чувствовал себя так надежно и хорошо».

(З. Фрейд. Недовольство культурой. М., 1990)

 

 

Задание 4. Как Н.А. Бердяев различает понятия «культура» и «цивилизация»?

...Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки её – сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществлённых божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Её происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идёт сверху вниз, путь её аристократический. Цивилизация идёт снизу вверх, путь её буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

(Бердяев Н. Письмо тринадцатое. О культуре.// Бердяев Н. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990.)

 

Задание5. Когда-то З. Фрейдом была озвучена следующая точка зрения: «Если я не смею убить своего ближнего только потому, что Господь Бог это запретил и тяжело покарает за преступление в этой или другой жизни, но мне становится известно, что никакого Господа Бога не существует, что его наказания нечего бояться, то я, разумеется, убью ближнего без рассуждений, и удержать меня от этого сумеет только земная власть». Что, на Ваш взгляд, удерживает человека от нарушения норм, принятых в культуре?

 

Религия несомненно оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. На протяжении многих тысячелетий она правила человеческим обществом; у нее было время показать, на что она способна. Если бы ей удалось облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению существующих обстоятельств. Что мы видим вместо этого? Что пугающе большое число людей недовольно культурой и несчастно внутри нее, ощущает ее как ярмо, которое надо стряхнуть с себя: что недовольные либо кладут все силы на изменение этой культуры, либо заходят в своей вражде к культуре до полного нежелания слышать, что бы то ни было о культуре и ограничении влечений. Нам возразят здесь, что сложившаяся ситуация имеет причиной как раз утрату религией части своего влияния на человеческие массы, а именно вследствие прискорбного воздействия научного прогресса. (Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 125

Задание 6. Философ И. Ильин поставил свой диагноз современности:

Человечество наших дней идет –

1. Во-первых, за материалистическою наукою, которая, по-видимому, преуспевает в своей области именно благодаря тому, что отбросила гипотезу Бога и порвала со всякой религией. Эту науку ведет позитивное естествознание с его открытиями, немедленно врабатывающимися в жизнь, иногда перевертывающими все человеческие отношения и весь общественный строй и, по-видимому, обещающими людям "победу" и "власть" в новых свирепых войнах на истребление. Техника влечет за собою человека; техника, которая разрабатывает вопрос о жизненных средствах и совсем не интересуется высшею целью и смылом жизни; техника, которая вечно "открывает" и "совершенствует", но сама работает в полнейшей духовной беспринципности, нисколько не помышляя ни о едином Совершенстве, ни о действительном Откровении.

2. Во-вторых, современное человечество идет за светской, безрелигиозной государственностью, не понимая, что эта государственность оторвалась от своей высшей цели, не служит ей, не видит ее, ибо цель эта состоит (всегда состояла и будет состоять) в том, чтобы готовить людей к прекрасной жизни (Аристотель), к жизни по Божьему (Блаженный Августин). Безбожное государство ведет народы так, как слепой ведет слепых – в яму (Мф.15.14). Оно не ценит вечных и благороднейших – религиозно-христианских корней правосознания. Современное государство служит не качеству жизни, не совершенству ее, а интересам людей и классов; оно не знает измерения священной глубины – ни в душах, ни в делах; оно есть явление личной, классовой и всенародной жадности и создает, в лучшем случае, неустойчивое равновесие вожделений, равнодействующую вражды и зависти.

3. В-третьих, современное человечество влечется приобретательскими инстинктами и хозяйственными законами, которые, властвуют над ним, и над которыми оно само не властно потому, что утратило в душе своей живого Бога.

Оно попало в тупик капиталистического производства и нашло из него только один определенный выход – в бездну коммунизма. Оно не понимает, что ужасен не "капитализм", а безбожный капиталистический строй, организуемый и поддерживаемый христиански омертвевшими душами и классами; и что безбожный коммунизм бесконечно страшнее и вреднее безбожного капитализма. И вот, утратив Бога и Христа, религиозно неустроенная и нравственно распадающаяся, душа современного человека только и может стать жертвою приобретательских инстинктов и хозяйственных законов, в том виде, как они сами проявляются, развертываются и увлекают людей за собою.

4. В-четвертых, современное человечество предается безрелигиозному и безбожному искусству, которое становится праздным развлечением и нервирующим зрелищем. Во все времена и у всех народов чернь требовала хлеба и зрелищ. Но чернь отличается от "нечерни" именно своим бездуховным, безрелигиозным, низким уровнем. И вот, современное искусство, светски" освободившее себя от религиозного чувства и чутья, идет навстречу потребностям современной безбожной массы: мода рождает модернизм, скука и пресыщенность – нервирующую остроту; кинематограф заменяет храм; треск и рев радиоаппарата – вытесняют личную культуру музыки и слова. В искусстве отпадает "третье измерение" – художественности, священности, предметности; двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство и сама становится его жертвою.

Таковы эти четыре силы, увлекающие современное безрелигиозное человечество. Таковы те пути, по которым оно даже не идет, – а обсыпается, течет и уносится.

 

В конце свой статьи Основы христианской культуры (Мюнхен, 1990) И.А. Ильин задает вопросы: «Есть ли здесь творческий исход? И как найти его? Возможно ли возрождение культуры? И как приблизить его начало?» как бы Вы ответили на вопросы, поставленные философом?

Задание 7. У поэта Е. Баратынского есть такие строки:

Предрассудок! он обломокДавней правды. Храм упал;А руин его потомокЯзыка не разгадал.

Нужно ли «разгадывать» язык культуры?

Задание 8. Культурные универсалии(лат. universalis – общий; всеобщий) – культурологический термин; в содержательном смысле культурные универисалии – это нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и независимые от геогр. места, ист. устройства общества. Кларк Уислер выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

Универсальные паттерны К.Уислера

1. Речь (язык) 6. Семья и социальная система
2. Материальные черты 7. Собственность
3. Искусство 8. Правительство
4. Мифология и научное знание 9. Война.
5. Религиозная практика  

Как Вы считаете, в сегодняшней жизни, какие из паттернов выходят на первый план и определяют современную культуру?

 


Основная литература

Кармин А. С., Гусева Е. А. Культурология [Текст] : экзаменацион. ответы для студентов вузов / А. С. Кармин, Е. А. Гусева – СПб. : Питер, 2009. – 1 экз.

Костина А. В. Культурология [Текст] : учеб. для студентов вузов по гуманитар. спец. / А. В. Костина – М. : Кнорус, 2009. – 1 экз.

Культурология [Текст] : учеб. по дисциплине "Культурология" / В. М. Дианова [и др.]; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган – М. : Юрайт, 2011. – 1 экз.

Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Моисеева – СПб. : Питер, 2008 . – 1 экз.

Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация [Текст] : учеб. для студентов по дисциплине "Культурология" по направлению "Лингвистика и межкультур. коммуникации" / Ю. П. Тен – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т ; сост. А. И. Кравченко. – М.: Акад.проект, 2006. – 11 экз.

 

Дополнительная литература

Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учеб.для студентов вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 5 экз.

Культурология. История мировой культуры : учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине «Культурология»/ Т. К. Ибрагим [и др.]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2007. – 56 экз.

Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Е.Давидович, А.Н. Ерыгин, Н.Н.Ефремов; Под ред. Г.В.Драча. – М.: Альфа, 2003. – 9 экз.

Малиновский Б. Научная теория культуры – М.:ОГИ, 2005. – 3 экз.

Мировая художественная культура : учеб. пособие для студентов вузов: в 2 т./ Б. А. Эренгросс [и др.]; под ред. Б. А. Эренгросс. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 211 экз.

Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исслед. подходы и интерпретации / Под ред. Г.И.Зверевой. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Садохин А. П.. Мировая художественная культура: учеб. для студентов вузов/А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 10 экз.

Черная Л. А. Культурология: основы теории: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Логос, 2003. – 3 экз.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!