Тема Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Тема Музыкально-ритмические движения

К проблеме взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем постоянно обращались и обращаются специалисты разных областей знаний – музыканты, педагоги, ритмисты.

Систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, разработал швейцарский педагог XX века Э. Жак-Далькроз. Отечественная музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Исследователи этой проблемы – Н.Г. Александрова, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер – разработали различные методики музыкально-ритмического воспитания.

Цель использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки – развитие творческих способностей детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности.

Задачи музыкального воспитания посредством музыкально-ритмических движений:      

 

Образовательные Воспитательные Развивающие
Фрмировать навыки: § владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; § ритмично двигаться в соот-ветствии со структурой, темпом, динамикой и ре-гистровыми особенностями музыкального произведе-ния; § отмечать в движении метр, ритмическую пульсацию, акценты, ритмич. рисунок. Воспитывать у детей: § культуру движений; § культуру чувств; § чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх и танцах. Развивать у детей: § эмоциональную отзывчи-вость; § художественно-творческие    способности (индивидуаль-ное выражение музыкаль-ного образа, придумывание и комбинирование танце-вальных движений); § свободу движений посред-ством снятия мышечного и психологического торможе-ния; § чувство пространства.

       В практике общеобразовательных школ методическое решение проблемы музыкально-ритмических движений на уроке музыки осуществлялось по-разному – в упражнениях, играх, плясках, танцах. Они выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки. При этом у каждого вида есть свои функции.

Упражнения – формируют основные навыки и умения выразительного движения детей в ходьбе, беге, поскоках, прыжках, отдельных танцевальных элементах.

Музыкальные игры – направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемые в разных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определённым правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Начальной формой музыкальной игры принято считать игру с пением, где во многом текст определяет характер образа движения. Более сложным видом является игра под инструментальную музыку.

Детские пляски и танцы и танцевальные движения – основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделит на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные – импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Исполнение музыки танцевального характера способствует освоению танцевальных движений – кружение в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного – в хороводах, освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса и т. п.

Свободное дирижирование. Предлагая детям представить себя в роли дирижера, сначала предлагаем дирижировать собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни. В дальнейшем дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес или песен, составляя при этом свой «исполнительский план». При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации и т. п.

Имитация игры на музыкальных инструментах. Выразительными движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движением рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Причем смена движений должна быть связана с определением детьми на слух вариационного принципа развития этой музыки.

Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов (создают пластический образ прихрамывающего царя Гороха под музыку Р. Щедрина, или важную поступь Помидора под музыку К. Хачатуряна; покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балеты «Щелкунчик» П. Чайковского и мн. др.). 

Инсценирование песен. Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки: «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли» и др. Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

 

Часто музыкально-ритмические упражнения применяются для физической разрядки детей, для снятия усталости.

Основное правило обучения детей музыкально-ритмическому движению – внимательное отношение к музыке, не допускать разговоров во время её звучания, а также шумного исполнения движений. Необходимо выполнять следующие требования: начинать и оканчивать движение вместе с музыкой; если есть вступление, то движение начинать только после его завершения.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных ими в движении. Недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счёт педагога в момент исполнения какого-либо упражнения.

С помощью каких приёмов происходит музыкально-ритмическое воспитание школьников? марш, бег, использование условных сигналов,  хлопки и притопы и пр..

 

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения. Из-за ограниченного пространства классных комнат танцевальные движения используются эпизодически и им отводится незначительное место на уроке.

Как же можно подойти к решению этой проблемы на школьном уроке музыки?

Можно выполнять движения сидя или стоя около парт, но не лишать ребёнка возможности самовыражения посредством движения («танцевать» кистями рук, притопывать сидя, плавные движения руками, лицом изображать любопытство, испуг и пр.). Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят. При исполнении песни, детям предлагается не просто её исполнить, а сыграть её. Они сами выбирают выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. В этом процессе учитель участвует наравне с детьми. Фантазия учителя и ребят, разбуженная музыкой, не должна разрушать замысел конкретного урока, его целостность. Музыкально-ритмические движения должны помочь учителю раскрыть тему урока, а учащимся – глубже понять, почувствовать музыку.

Готовясь к уроку, учитель подбирает музыкальный материал так, чтобы он по тематике, и по двигательным навыкам отвечал теме урока, углублял знания. Он должен наметить, когда лучше использовать движения – в начале, середине или в конце урока. Музыкальный материал необходимо знать наизусть, т.к. необходимо следить за выполнением движений учащихся. Все движения нужно показывать. В процессе разучивания движений используется образное слово, пояснение, стихотворный текст. При организации движений по музыку необходимо широко использовать ТСО. Подбирая музыкальный материал. педагог определяет. В каких произведениях можно использовать готовую композицию, какие предложить для импровизации. Развивая творческие способности детей, важно поддержать их инициативу.

 

Говоря о музыкально-ритмических движениях, важно подчеркнуть. что они не могут рассматриваться вне взаимосвязи со всеми элементами урока. вне его темы. Задания, связанные с использованием движений, направлены на углубленное освоение музыкального материала.

Таким образом, музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока лишь в том случае, когда, давая выход двигательной активности детей, учитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия, развития слушательской культуры учащихся, их воображения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и даже создавать пластические образы.

 

 

     

Тема Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

       Урок музыки в общеобразовательной школе – процесс творческий. Чем разнообразней формы и методы обучения, тем больше предпосылок для развития творческих способностей учащихся. И как одну из наиболее активных и доступных форм музыкальной работы со школьниками можно рассматривать игру на элементарных детских инструментах. Совместное музицирование приносит детям большое удовлетворение. Более того, даже у детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение скованности, они начинают активно участвовать в различных видах музыкальной деятельности, что способствует их эстетическому росту.

       Целью использования игры на муз. инструментах является развитие творческих способностей учащихся посредством музицирования в оркестре и возможность творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального произведения.

       При этом учителем решаются следующие задачи:

 

Образовательные воспитательные Развивающие
§ формировать навыки ис-полнительских приёмов на простейших музы-кальных инструментах – ритмических, звуковы-сотных, духовых; § освоение музыкальной грамоты; § формировать музыкаль-но-творческую самостоя-тельность § пробуждать интерес к инструментальному творчеству и музици-рованию в оркестре; § воспитывать чувства единения, ответствен-ности; § воспитывать музыкаль-но-эстетическое отно-шение к окружающему миру Развивать: § музыкальные способ-ности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух); § интерес к музыкальным занятиям; § направленное внимание учащихся и координа-цию простейших движе-ний  

       Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования зависит от:

       – наличия определённого набора и количества инструментов в кабинете;

       – владения учителем методами и приёмами включения инструментального           музицирования в драматургию урока музыки;

       – уровня музыкального развития каждого конкретного класса и готовности           детей к применению инструментов на уроке.

       На уроках музыки чаще всего используются инструменты ритмические: барабаны, бубны, румбы, маракасы, ложки, треугольники, погремушки; реже – звуковысотные: фортепиано, металлофоны, пианолы, триолы и др.; духовые: блок-флейты, дудочки, народные свстульки, рожки и др. – применяются редко (из-за соблюдения санитарно-гигиенических норм).

 

Начинать обучение детей игре на музыкальных инструментах надо с использования инструментария при исполнении музыки разной жанровой принадлежности.

На первоначальном этапе освоения музыкальных жанров (марш, танец, песня) следует предлагать детям задания, направленные на выбор тембра инструмента, который бы соответствовал характеру и настроению музыки, звучащей на уроке.

Так, маршевая музыка в сознании детей ассоциируется со звучанием барабана и трубы. Интонации трубы учащиеся могут исполнять голосом (Та-ра-ра! Ту-ру-ру!) или имитировать ее звучание. На барабане можно отмечать ритмическую пульсацию музыки, метр, характерные ритмические формулы. Нужно постоянно обращать внимание на то, как сидят или стоят дети во время исполнения музыки, точно ли выполняют указания учителя, правильно ли держат инструменты, как извлекают звук, вслушиваются ли в собственное исполнение.

При исполнении песенной музыки лирического характера из предлагаемых на выбор инструментов учащиеся выбирают тембр треугольника или металлофона. Нужно предложить ребятам вслушаться в голоса этих инструментов, услышать их мягкий «волшебный» тембр, показать, какими приемами извлекать звук, как держать эти инструменты.

Танцевальная музыка требует от исполнителей также правильного выбора тембра. Если озвучивается народная пляска радостного, оживленного характера, то для нее подойдут тембры ложек, бубнов, румбы. Для подчеркивания сугубо национального колорита «Арагонской хоты» М. Глинки, например, уместно использовать звучание кастаньет. С хрустально-чистым голосом челесты в «Танце феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского – звучание треугольника.

Для детского музицирования желательно выбирать пьесы контрастные по своему содержанию и образно-интонационному строю: лирический вальс и веселую народную пляску, неторопливый менуэт и задорную польку. Музыкальный репертуар для игры на ДМИ включает как фольклорные произведения, так и сочинения композиторов. Его можно разделить на группы:

1. первоначальные упражнения для введения в обучение игре на инструменте;

2. попевки, песни, считалки для индивидуальной игры;

3. песни, пьесы для коллективного исполнения.

Прежде чем приступит к непосредственному обучению детей игре на инструментах, учитель предлагает ряд несложных упражнений, способствующих развитию чувства ритма: различные ритмические хлопки, щелчки, притопы.

Обучение игре на ДМИ должно протекать в большой заинтересованности школьников.

Сначала разучиваются ритмические прибаутки на одном звуке и исполняются вместе с учителем, который играет на своём инструменте – получается оркестр.

Содержание и основные методы и приёмы обучения игре на ДМИ:

1. знакомство с инструментом: название, внешний вид, история его возникновения, звучание;

2. демонстрация игры на различных инструментах;

3. правила пользования и игры на инструменте;

4. расположение звуков на инструменте, знание нотной грамоты;

5. словесное руководство при обучении. Учителю необходимо использовать образные сравнения;

6. овладение детьми простейшими приёмами игры на различных инструментах;

7. при самостоятельной работе с инструментами перед детьми ставится задача.

В результате обучения инструменты должны побуждать детей к самостоятельному творчеству – музицировать, играть попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху мелодии, играть в музыкальное эхо, петь, подыгрывая себе. Некоторые музыкальные инструменты учитель использует как наглядно-дидактические пособия. Это помогает ему развить музыкальные способности детей, познакомить их с музыкальной грамотой.

Игра на ДМИ – разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное музицирование и детский оркестр. Создавая оркестр. Необходимо предусмотреть все группы инструментов. Справа от дирижёра – низко звучащие, слева – высокозвучащие инструменты. Можно создать оркестр из однородно звучащих инструментов.

В использовании ДМИ на уроке музыки ведущая роль принадлежит педагогу. Он не только должен интересно и образно рассказать о том или ином инструменте, но и владеть приёмами игры на нём, доступно объяснить ребёнку правила и приёмы извлечения звука на инструменте.

Таким образом, эффективность детского музицирования зависит от степени методической подготовленности учителя, его умения подбирать музыкальный материал, разумно выстраивать этапы работы над музыкальным произведением, последовательно формировать навыки индивидуального и коллективного музицирования, комплектовать инструментарий и т. д. Но инструментальное музицирование не должно превращаться в самоцель, его надо сочетать в учебно-воспитательном процессе с другими видами музыкальной деятельности – слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движениями, изучением, элементов музыкальной грамоты.

 - низко уппы инструментов. пособности детей.наглядно-дидактические пособмнию ргию урока музыки4о участвовать в разли


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!