Музыкальное и литературное творчество

М-19 Литература 13.04.20

Тема урока: Авторская песня: понятие авторской песни и ее специфика. Тематика песен А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной и др.

Цели: рассмотреть основные темы современной авторской песни; выявить особенности творчества Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого как своеобразных авторов-исполнителей.

Ход урока

«Бард», «менестрель», «актер-певец», «самодеятельная песня» — такие определения давались и даются, в одних случаях возвышая художественную личность, в других принижая. Песенное выявление поэзии законно, имеет свои традиции и многообразие форм. Авторская песня – это наше отечественное явление, которое возникло в 40-е годы XX века. Истоками жанра авторской песни стали

· Русская народная песня

· Романсовая традиция классической поэзии (н-р, романсы Вертинского)

· Солдатские песни военных лет

· «Дворовый» фольклор.

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств, как противовес развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, доходчивые слова.

 В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, в них описывались дорожные впечатления и любовные неудачи, в них выражался тот же романтический настрой, что и в эстрадных песнях о монтажниках-высотниках, целинниках и геологах. Только в темах и языке они были раскрепощеннее, и вместо пламенных призывов предлагали доверительный дружеский разговор.

Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х … И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е годы. Они дали больше всего имен и песен, чем все последующее:

· Писатель Булат Окуджава;

· Актер, поэт Владимир Высоцкий;

· Драматург Александр Галич;

· Журналист Юрий Визбор;

· Журналистка, поэтесса Ада Якушева;

· Драматург, поэт Юлий Ким.

Они были первопроходцами, закладывали основы. Их творчество было откровением души.

Путь поэтов – бардов к известности не был усыпан розами. Не секрет, что многих их них преследовали и притесняли официальные власти. Судьба многих была драматичной.

Но несмотря на официальное непризнание, у авторской песни было много поклонников, которые штурмом брали концертные залы, заполняли стадионы и преданно отправлялись на фестивали. Самый известный фестиваль бардовской песни – Грушинский.

Этот фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, туриста. Валерий погиб, спасая тонувших в таежной реке Уде детей. Мальчик и девочка доплыли, а Валерию не хватило сил выбраться из ледяной воды. Проводится фестиваль с 1968 года.

Встречи друзей Валерия на берегу Волги в центре Жигулевский гор, в каменной чаше, постепенно превратились в фестиваль. Например, в 1985 году на 12 фестивале присутствовало около 105 тысяч, а на 13 – около 200-х тысяч человек.

Благодаря Грушенскому фестивалю стали известны произведения А. Дольского из Екатеренбурга, саратовца В. Ланцберга, москвичей А. Суханова и В. Долиной.

В 80-е годы на небосклоне авторской пенсии зажглись имена А. Макаревича, И. Талькова, Ю. Шевчука, Б. Гребенщикова. Это было уже другое поколение, другая музыка, другие стихи.

Своеобразие авторской песни.

· Доверительность, обращенность к каждому

· Неразделенность мелодии и голоса автора

· Дух романтики и свободы

· Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст

Определение жанра.

Четкой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня – это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое в свою очередь есть подмножество множества «авторская пенся»».

Хроники показывают, что в 50-х и 60-х годах наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня».

Наиболее популярные авторы в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».

Булат Окуджава считал, что «авторская песня – это прежде всего стихи под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи , которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность».

Вероника Долина так объясняла, что для нее авторская песня: «Это та самая, где очень важно присутствие автора. Это песня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».

Творчество Юрия Визбора.

Одним их тех, кто стоял у истоков авторской песни конца 50-х, был Юрий Визбор, овладевший сердцами и вниманием сотен слушателей. Магнитофонные ленты с его записями передавались из дома в дом, а его песни пели (и до сих пор поют) у костров. Он был изумительно, прирожденно артистичен, многогранно талантлив, полон жизненной энергии. Свою позицию он определял так: «Нытье — вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо».

Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Ю. Визбора, даже самую грустную. Визбор был и остается поэтом интеллигенции, в первую очередь того поколения, времен «оттепели», которое на всю жизнь сумело сохранить юношескую мечтательность. Вечная молодость, неуспокоенность поэта, стремление в дорогу — близки молодым людям и нашего времени.

В чем обаяние песен Визбора? В особенной задушевности, умении проникнуть в самую суть человеческих переживаний, понять, поддержать.

Спокойно, дружище, спокойно!

У нас еще все впереди.

Пусть шпилем ночной колокольни

Беда ковыряет в груди.

Не путай конец и кончину,

Рассветы, как прежде, трубят.

Кручина твоя не причина,

А только ступень для тебя.

1962

В чувстве товарищества, которое соединяет героев его произведений. Альпинисты, туристы, летчики, моряки, полярники, космонавты... «Вот это для мужчин...» Визбора можно назвать певцом мужской доблести, солидарности, дружбы.

Отыщешь ты в горах

Победу над собой, —

это не только об альпинистах, а о преодолении самых разных испытаний, которые готовит жизнь. За простыми, на первый взгляд незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому, кому «знакомо щемящее чувство дороги».

Ведь дело мужчин пересилить тревогу,

Надежно держать чуть дрожащий штурвал

И молча глядеть на ночную дорогу,

Чтоб компас души верный путь указал.

1976

Визбор — поэт-романтик, понимавший красоту, умевший увидеть её и на экзотическом «плато Расминчор», и в подмосковном крае, где «над Подлипками льют дожди». Этот замечательный человек, что «бродил по Заполярью», «сердце оставил в Фанских горах» и исколесил сотни других дорог, остается преданным Москве, России и может сказать с полным правом:

И нету оправданья

Не любящим тебя.

Тонким лиризмом окрашены песни о любви, о женщине, о счастье.

 «Милая моя, солнышко лесное», — мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Песня «Ты у меня одна...» (1964) воплотила мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не случайно самые драматичные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дружище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил человек необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержанностью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Творческое наследие Ю. Визбора велико — около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисовал. «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» Ады Якушевой — о нем.

Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934—1984), но оставил прекрасные песни, кинофильмы… К сожалению, уже после его смерти было издано несколько его книг и книг о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь все новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного человека и поэта.

2. Творчество Булата Окуджавы.

Булат Окуджава – известный советский бард и композитор, автор нескольких сотен песен, известный не только в музыкальном мире, но и в сообществе писателей.

Родился будущий писатель 9 мая 1924 года в столице СССР. Шалва Степанович и Ашхен Налбандян (отец и мать мальчика) трудились на поприще партийной деятельности и пользовались уважением в кругах коммунистических деятелей. Спустя два года после рождения сына семья переехала в Тбилиси, а позже судьба занесла их в Нижний Тагил. Несмотря на свою принадлежность к партии, отец Булата попал под репрессии. Разгоревшийся в то время конфликт, названный троцкистским делом, негативно сказался на многих судьбах. Чуть позже Шалву Степановича расстреляли вместе с двумя его братьями. Ашхен Налбандян не смогла отмыться от клейма «предателя родины» и была взята под стражу. Выйти из застенков лагеря, расположенного в Караганде, ей удалось только в 1947 году.

Булат Окуджава в юности.

Учился младший Окуджава в русском классе 43-й школы Тбилиси. Позже он переехал в Москву на Арбат, где жил вместе с бабушкой в коммунальной квартире. В 40-м году Булат вернулся в Грузию и устроился работать на завод помощником токаря. Когда началась война, он записался добровольцем в армию на должность миномётчика. Служил в полку кавалерии 5-го гвардейского корпуса вплоть до 1943 года. Спустя год активного участия в военных действиях его серьёзно ранили около города Моздок, после чего ему пришлось отправиться в тыл для залечивания душевных и физических ран. В 1944 году он покинул ряды советской армии с двумя наградами «За победу над Германией» и «За оборону Кавказа».

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В биографии Булата Окуджава, как литератора, было много взлётов и падений. Первую песню с названием «Нам в холодных теплушках не спалось» он написал ещё в 1943 году, будучи впечатлённым ужасами войны. В 1945 году писатель записался на факультет филологии в университет Тбилиси. В 1946 году он написал песню «Неистов и упрям…». Успешно защитив диплом в 1950 году, он отправился познавать опыт жизни в учебные заведения Калужской области. Два года трудился на поприще преподавателя русской литературы, не забывая регулярно посылать свои тексты в местную газету.

В 1954 году состоялась встреча талантливого юноши с известными в то время представителями литературного жанра Николаем Панченко и Владимиром Кобликовым. Окуджава предложил им свои стихи для ознакомления, которые позже напечатали в газете «Молодой ленинец». По-настоящему заняться творчеством Булат смог только после реабилитации родителей в 1956 году. Именно в этом году писатель выпускает свой первый сборник с незамысловатым названием «Лирика».

Советскому народу очень понравились творения молодого поэта, и уже с 1959 года Булат регулярно появляется на большой сцене с авторскими песнями. Особенно запомнились такие произведения, как «Сентиментальный марш», «Московский муравей», «Песенка о голубом шарике», «На тверском бульваре» и др. Все эти песни, написанные в период 1956-67 года, он исполнял под гитару в своей неповторимой манере, которую слушатели окрестили «интимной».

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Будучи вовлечённым в процесс создания литературных произведений, Окуджава иногда забывал о своей личной жизни, о чём часто вспоминал поэт впоследствии. Песен и стихов было недостаточно, поэтому в 1961 году Окуджава преподносит на осуждение публикой своё первое прозаическое сочинение. Автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр», которая была напечатана в альманахе «Тарусские страницы», повествует о военном периоде жизни писателя. В 1967 году по ней сняли кинофильм «Женя, Женечка и Катюша».

В 1961 году Окуджава стал главным лицом концерта, состоявшегося в Харькове. После этого знаменательного события начались долгожданные гастроли по большим городам необъятной державы. В 1962 году на большие экраны вышел фильм «Цепная реакция». Несмотря на то, что картина не снискала восторженных отзывов критиков, музыкальный ряд кисти великого мастера запомнился многим зрителям. Так началась новая веха в карьере Окуджавы.

Особую популярность барду принесла песня «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в драматической картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Также писатель принимал участие в создании музыкальных композиций для фильмов «Соломенная шляпка» 1974 года, «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья» и пр. В известной кинокартине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» звучит композиция авторства Булата Окуджавы. Именно этот трек ассоциируется с данным фильмом, ведь «Ваше благородие, госпожа удача» в исполнении актёра Павла Луспекаева считается одной из самых популярных песен в истории советского кинематографа.

Творчество писателя выходило далеко за рамки обычной литературной деятельности. Он написал несколько киносценариев к таким картинам, как «Верность» Петра Тодоровского и «Женя, Женечка и Катюша». Участвовал в съёмках фильмов на должности актёра. По большей части его фамилия мелькала в эпизодах, но в многосерийном проекте Владимира Венгерова «Строговы» 1976 года Булат сыграл довольно запоминающуюся роль советского офицера. Писатель активно изучал иностранные языки и умел переводить тексты с испанского, шведского и арабского.

Окуджава является автором нескольких исторических повестей и романов, включая «Старинный водевиль» 1971 года, «Глоток свободы», «Бедный Авросимов» 1969-го, «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» 1983 года. Также поэт принадлежит к лауреатам Государственной премии СССР за стихотворный альманах «Посвящается вам» 1988 года. Его роман «Упразднённый театр» был удостоен престижной литературной премии «Русский Букер» 1994 года. С 1996 года Окуджава признан почётным жителем Калуги.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После снятия со своей фамилии позорного клейма и реабилитации матери, Окуджава становится партийным коммунистом. В 1962 году вступает в ряды Союза Писателей СССР. В клуб-студии «Магистраль» он часто встречался с другими участниками движения в целях обмена опытом. Также заведовал отделом поэзии в еженедельной «Литературной газете» и трудился на должности редактора в издательстве «Молодая Гвардия».

Во времена перестройки (конец 80-х годов) выступает в роли демократа и принимает активное участие в политической жизни государства. В 1989 году получает членство в международной правозащитной организации, в которую входят писатели, поэты и журналисты со всего мира. В 1992-ом становится одним из участников комиссии по помилованиям, а с 1994 является членом комитета по Госпремиям.

В 1992 году дал интервью журналу «Столица», в котором довольно негативно высказался относительно Сталинского режима. В конце 1993 года имя Окуджавы связали со скандалом «Письма сорока двух», в котором говорилось о запрете коммунистических организаций. Впоследствии писатель признал свою причастность, но не гордится этим, так как считает данный поступок слишком опрометчивым. Бард осуждал военную компанию в Чечне и пытался остановить войну, вступив в переговорный процесс прямого посредством прямого обращения к властям.

В конце 90-хх Окуджава поехал в США, чтобы поправить здоровье. Состоялась операция на сердце. После развала советского союза, Булат часто бывал за границей с гастролями. Возможно, это и подорвало его здоровье. В последние годы жизни он проживал в Париже. Там же и скончался, в военном госпитале Кламара 12 июня 1997 года. Семья добилась от властей разрешения не перевоз тела. Похоронили барда на Ваганьковском кладбище в столице РФ.

НАСЛЕДИЕ

Писатель существенно повлиял на особенности развития так называемого «бардовского течения» течения», сформировавшегося в 60-80-е годы. Его последователями стали такие метры жанра, как Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Сочинение «Возьмёмся за руки, друзья…» является гимном авторской песни и часто его можно услышать на различных концертах, посвящённых данному направлению.

Творчество В. Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.

В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.

В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.

С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.

В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.

В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).

Театр

В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле "Преступление и наказание" в роли Порфирия Петровича. После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал с перерывами до 1964 года. Был занят в основном в эпизодических ролях. В 1962 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне - "Театр Эрмитаж").

В 1964-1980 годах - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне - Московский театр на Таганке). Был задействован в постановках художественного руководителя театра Юрия Любимова: "Герой нашего времени" по роману Михаила Лермонтова, "Антимиры" и "Берегите ваши лица" по произведениям Андрея Вознесенского, "Десять дней, которые потрясли мир" по произведению Джона Рида, "Павшие и живые" на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, "Добрый человек из Сезуана" и "Жизнь Галилея" по пьесам Бертольта Брехта, "Послушайте!" по произведениям Владимира Маяковского, "Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина, "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского.

Наиболее известная роль - Гамлет в одноименном спектакле Любимова по трагедии Уильяма Шекспира. Песни Высоцкого звучали в десяти постановках Театра на Таганке.

Наряду с этим Высоцкий был автором ряда песен, исполнявшихся другими артистами в спектаклях Театра сатиры, "Современника", Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой и др.

Высоцкий участвовал в записи 11 радиоспектаклей. В их числе: "Альта - пароль срочного вызова" по пьесе Сергея Демкина и Тома Фетисова "Красная капелла" (1970), "За Быстрянским лесом" по роману Василия Шукшина "Любавины" (1971), "Мартин Иден" по роману Джека Лондона (1976), "Алиса в Стране чудес" по сказке Льюиса Кэрролла (1976), "Каменный гость" по пьесе Александра Пушкина (1978) и др.

Кинематограф

Высоцкий дебютировал в кино в эпизодической роли студента Пети в мелодраме Василия Ордынского "Сверстницы" (1959).

Всесоюзную известность Высоцкому принесла роль радиста Володи в драме Станислава Говорухина и Бориса Дурова "Вертикаль" (1966), в которой прозвучали пять его авторских песен, в том числе "Песня о друге" и "Вершина".

Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме "Короткие встречи" (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина "Интервенция" (1968, Геннадий Полока; выход на экраны - 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме "Служили два товарища" (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль" (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" по мотивам исторического романа Александра Пушкина "Арап Петра Великого" (1976, Александр Митта).

Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (1979, Станислав Говорухин).

В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.

Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме "Маленькие трагедии" по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).

Музыкальное и литературное творчество

Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.

В 1961 году написал первую песню - "Татуировка".

В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность - сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем - сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни "Восток".

Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на "дворовые", "блатные" темы ("Я в деле, и со мною нож...", "Тот, кто раньше с нею был", "За меня невеста отрыдает честно", "Ребята, напишите мне письмо" и др.).

Затем в его репертуар вошли военные ("Штрафные батальоны", "Песня о звездах", "Все ушли на фронт", "Братские могилы", "Он не вернулся из боя", "Письмо" и др.), лирические ("Дом хрустальный", "Белый вальс", "Мне каждый вечер зажигают свечи…", "Здесь лапы у елей дрожат на весу…", "Баллада о Любви" и др.) и философские композиции ("Кони привередливые", "Баллада о Времени", "О фатальных датах и цифрах", "Бег иноходца", "Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи" и др.).

Он также исполнял песни про спорт ("Профессионалы", "Песня о сентиментальном боксере", "Марафон", "Вратарь" и др.), шуточные и сатирические ("Песенка о слухах", "Жертва телевидения", "Про Джеймса Бонда, агента 007", "Бал-маскарад", "Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме" и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: "Про дикого вепря", "Песня-сказка о нечисти", "Песня-сказка про джинна", "В далеком созвездии Тау Кита" и др.

В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка "Владимир Высоцкий поет свои песни" (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.

Также он был автором свыше 200 стихотворений. Среди наиболее известных - "Мой Гамлет" (1972), "Мой черный человек в костюме сером…" (1979) и др.

Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть "Дельфины и психи" (1968, первая публикация в СССР - 1989), "Роман о девочках" (1977, первая публикация в СССР - 1988), киносценарий "Венские каникулы" (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом "Черная свеча" (первая публикация в РФ - 1992).

В 1975 году в литературно-художественном альманахе "День поэзии" было размещено стихотворение Высоцкого "Ожидание длилось, а проводы были недолги", ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.

В 1979 году Высоцкий стал одним из авторов самиздатовского альманаха "Метрополь", в котором были напечатаны тексты 18 его песен.

22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР - для передачи "Кинопанорама". Однако запись была показана в эфире под названием "Владимир Высоцкий. Монолог" лишь в 1987 году.

Первый сборник поэтических произведений Высоцкого - "Нерв" - вышел в московском издательстве "Современник" в 1981 году уже после смерти автора.

Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.

Смерть, похороны

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.

Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля - 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в "Вечерней Москве" и некролог в "Советской культуре"). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.

28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.

Семья

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга - народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая - актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья - французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке").

Признание, память

Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; "за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен").

В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз "Харибда" за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме "Плохой хороший человек").

В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне - Литва), в 1998 году - премией Министерства внутренних дел РФ.

С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию "Своя колея" имени Владимира Высоцкого. Ее вручают "людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии".

В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке". В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске - культурно-досуговый центр имени Высоцкого.

Имя Высоцкого носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске и др. российских городах, а также в Одессе (Украина), Самарканде (Узбекистан), Астане (Казахстан) и Софии (Болгария). В его честь назван бульвар в Киеве (Украина).

Памятники Высоцкому и его бюсты установлены в десятках российских городов, а также в Мелитополе и Мариуполе (Украина), Выршеце (Болгария), Подгорице (Черногория). В песне Высоцкого "У меня было сорок фамилий…" (1964) есть строчка "…не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот". В 1995 году у Петровских ворот в Москве был установлен памятник Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова.

Имя "Владимир Высоцкий" присвоено одному из самолетов Airbus A330 авиакомпании "Аэрофлот".

В честь Высоцкого назван астероид главного пояса 2374 Vladvysotskij.

В 1998, 2003, 2008 и 2013 годах Московский монетный двор выпускал в обращение памятные монеты, посвященные Высоцкому. 23 января 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету достоинством 25 рублей "Творчество Владимира Высоцкого".

Жизни и творчеству поэта и актера посвящены многочисленные книги и документальные фильмы. Его образ был воссоздан в художественном фильме Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011; роль Владимира Высоцкого исполнил народный артист РФ Сергей Безруков).

По мотивам книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского "Черная свеча" снят художественный фильм "Фартовый" (2006, режиссер Владимир Яканин).

Домашнее задание: 1. С помощью конспекта лекции, презентации, интернет-ресурсов заполните таблицу (6-7 авторов).

Годы жизни Ф.и.о. автора-исполнителя Особенности лирики Примеры произведений
       
       

2. Выучить наизусть по выбору Владимир Высоцкий «Я не люблю» или «Песня о друге».

Владимир Высоцкий

Я не люблю

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Песня о друге

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

1966 г.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!