Звучит песня А. Розенбаума. «На дороге жизни».

Класс

Литературный журнал,

Посвящённый 130-летию со дня рождения А.А. Ахматовой

«Королева-бродяга»

Страница 1.

Пролог. «Портрет – со своим лицом».

 Чтец:

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

Ведущий:

      20 век богат именами выдающихся поэтов. Среди них и имя Анны Ахматовой. Оно навеки связано с нашим представлением о тончайшей лирике, о любви к человеку, к родной земле.

Ведущий:         

     Ей, обладающей несравненным поэтическим даром и великим талантом, были подвластны все секреты и тайны поэзии. Она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда, даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасения. Вся её жизнь – восхождение к вершинам творчества, священного ремесла – Поэзии.

Ведущий:

     На долю Анны Ахматовой выпала и громкая слава, и величайшее унижение. Став знаменитой в 18 лет, на 27 лет она будет разлучена с читателем. Но забвение всё-таки сменится триумфальной славой.

Ведущий:

     Сегодня мы приглашаем вас на встречу с настоящим поэтом – Анной Андреевной Ахматовой.

Окололитературные разговоры.

Все сидят на скамейке. Каждый занят своим делом.

Тётка с авоськой (кормит ребёнка пирожками, ребёнок не хочет есть, а хочет играть, вырывается):

- Да ешь ты, ешь, горе луковое… Куда тебя несёт? Ни минуты не сидит.

Мужчина в очках и с газетой (читает газету, поднимает голову, пытаясь вспомнить, бормочет):

- Ахматова… Ахматова... что-то фамилия знакомая…

Тётка с авоськой:

- Какая-то странная фамилия. Нерусская… Что за Ахматова-та?

Интеллигент с портфелем:

- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки – татарки.

Ахматова:                 

     С 11 лет я начала сочинять стихи. Однажды дала их прочитать маме. Для неё это было неожиданностью. Она заплакала и сказала: «Я знаю, я вижу только, что моей дочке – плохо». Отец же, увидев первое напечатанное стихотворение за подписью «Анна Г.», пришёл в ярость: негоже марать бумагу и позорить славную дворянскую фамилию. Я взяла псевдоним – фамилию бабки, в жилах которой текла буйная татарская кровь.

Татарское, дремучее

Пришло из никуда,

К любой беде липучее,

Само оно беда.

Разговор в литературном кафе.

-  К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Вячеслав Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилёв, Ахматова вначале были с ними, а затем создали свой «Цех поэтов», своё поэтическое течение – акмеизм.

-  Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.

-  Да что она вообще собой представляет?! Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…

-       Простите, а что она читала?

-       «Русалку». Ну, помните, «У ручья русалку кликаю…».

-  Ахматова написала и самую короткую в мировой литературе балладу – «Сероглазый король». Это образец неизбывной боли и тоски.

Звучит баллада «Сероглазый король» в исполнении Александра Вертинского.

Страница 2.

Мне дали имя при крещенье – Анна»

Ведущий:

     Всё это придёт потом. А сначала было детство, радостное и счастливое. И звали девочку Анной Горенко.

Ахматова:

     Я родилась 11 июня 1899 года, в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время инженер-механик флота. Жили мы под Одессой. К семи годам я научилась читать по азбуке Льва Толстого, а по-французски заговорила в 5 лет.

Чтец:

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году…

А я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

И не был мил мне голос человека,

А голос ветра был понятен мне.

Страница 3.

 «Море, круглая бухта, высокий маяк…»

 Ведущий:

           Детство было языческое. На берегу Чёрного моря, в Севастополе, родители сняли дом в районе Стрелецкой бухты, недалеко от легендарного Херсонесского монастыря. Каждое лето сюда вывозили детей на отдых.

Ведущий:

     Впечатлительная Аня влюбится и в Херсонес с его древними тайнами, и в Круглую бухту, и в морскую стихию. А за необычайное умение плавать и нырять получит от местных прозвище «дикая девчонка».

Ахматова:

     Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили с 7 до 13 лет каждое лето. Я ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Чтец:

Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я сушила соленую косу

За версту от земли на плоском камне.

Ко мне приплывала зелёная рыба,

Ко мне прилетала белая чайка,

А я была дерзкой, злой и весёлой

И вовсе не знала, что это – счастье.

В песок зарывала жёлтое платье,

Чтоб ветер не сдул, не унёс бродяга,

И уплывала далёко в море,

На тёмных, тёплых волнах лежала.

Когда возвращалась, маяк с востока

Уже сиял переменным светом,

И мне маяк у ворот Херсонеса

Говорил: «Что ты бродишь ночью?»

Я собирала французские пули,

Как собирают грибы и чернику,

И приносила домой в подоле

Осколки ржавых бомб тяжёлых.

Я с рыбаками дружбу водила.

Под опрокинутой лодкой часто

Во время ливня с ними сидела.

И очень ко мне рыбаки привыкли,

Если меня на пристани нету,

Старший за мною слал девчонку.

Бухты изрезали низкий берег,

Дымное солнце упало в море…

Но от тревоги я разлюбила

Все мои бухты и пещеры…

Ведущий:

     Крымские адреса Ахматовой – это не только Севастополь, а ещё Евпатория, Гаспра, Бахчисарай. В разные годы бывала Анна Андреевна в этих уголках Крыма, начиная с 1896 и по 1929 год.

Чтец:

Стать бы снова приморской девчонкой,

Туфли на босу ногу надеть,

И закладывать косы коронкой,

 И взволнованным голосом петь.

Всё глядеть бы на смуглые главы

Херсонесского храма с крыльца

И не знать, что от счастья и славы

Безнадёжно дряхлеют сердца.

Чтец:

Вновь подарен мне дремотой

Наш последний звёздный рай –

Город чистых водомётов,

Золотой Бахчисарай.

Там за пёстрою оградой,

У задумчивой воды,

Вспоминали мы с отрадой

Царскосельские сады.

Ведущий:

     В Севастополе жил дед-участник обороны города.

     Из «Формулярного списка о службе и достоинстве смотрителя Севастопольского морского госпиталя, состоящего по ластовым экипажам, штабс-капитана Антона Горенко»:

Ведущий:

      «Антон Андреев сын Горенко из дворян», «в службу вступил в артиллерийское училище юнгою». Находился «20 октября по 18 июня 1855 г. в Крыму противу англо-французов и турок». «С 13 сентября 1854 г. по 18 июня 1855 г. находился в составе гарнизона при защите г. Севастополя».

Ведущий:

     «Находился в действительном сражении 5 октября 1854 г. на Николаевской батарее при отражении неприятельского флота… и 24 того же октября в усиленной рекогносцировке противу неприятельских укреплений на Инкерманских высотах…».

Ведущий:

      «Кавалер орденов: Св. Владимира 1 степени с бантом; Св. Анны 3 степени с мечами, имеет знак отличия беспорочной службы за 15 лет и медали: серебряную за защиту г. Севастополя на георгиевской ленте и бронзовую на андреевской ленте в память войны 1855-1856гг.».

Ведущий:

     В 1916 году Аня Горенко в последний раз в жизни побывала в Севастополе – в городе, с которым у неё было связано много тёплых воспоминаний. К крымской теме она будет возвращаться всегда, даже находясь далеко от Тавриды.

Чтец:

Заболеть бы как следует в жгучем бреду,

Повстречаться со всеми опять,

В полном ветра и солнца приморском саду

По широким аллеям гулять…

 

Страница 4.

«Царскосельская юная грешница»

Ахматова:

     Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Мои первые впечатления царскосельские: зелёное великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое…»

 Чтец:

По аллеям проводят лошадок.

Длинны волны расчёсанных грив.

О, пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив.

Страшно вспомнить: душа тосковала,

Задыхалась в предсмертном бреду.

А теперь я игрушечной стала,

Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,

Если хочешь, в глаза погляди.

Не люблю только час пред закатом,

Ветер с моря и слово «уйди».

Ведущий:

     Осенью 1899 года Анна пошла в 1-ый класс Царскосельской Мариинской женской гимназии. Родители к успехам детей относились рассеянно, но Анну отец выделял. Когда она подросла, стал вывозить её в Мариинский театр.

Ведущий:

     Из воспоминаний подруги Валерии Срезневской: «В Царском Селе Анна делала всё, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела, сложив по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Бывала в Эрмитаже, в Музее Александра III и на картинных выставках. Весной и осенью в Павловске на музыке… Зимой часто на катке в парке. Читала много и постоянно».

Чтец:                                                               

На землю саван тягостный возложен,

Торжественно гудят колокола,

И снова дух смятён и потревожен

Истомной скукой Царского села.

Пять лет прошло. Здесь всё мертво и немо,

Как будто мира наступил конец.

Как навсегда исчерпанная тема,

В смертельном сне покоится дворец.

Чтец:

Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

………………………………………….......

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви

И всё перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

Ведущий:

     Особой гордостью наполнялось сердце юной царскосельской воспитанницы оттого, что явилась на свет через 90 лет после рождения А.С. Пушкина.

Чтец:

… А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым клёном,

Озёрным водам отдал лик,

Внимает шорохам зелёным.

И моют светлые дожди

Его запёкшуюся рану…

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморною стану.

Чтец:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

Ведущий:

     Под Рождество 1903 года Анна Ахматова познакомилась с Николаем Гумилёвым, в ту пору гимназистом 7-ого класса. Долговязый и нескладный парень впечатления на неё не произвёл, она же поразила его в самое сердце. Ухаживание Гумилёва девушка принимала с царственным равнодушием, что ничуть не остужало пыл влюблённого.

Ведущий:

      Однажды Аня пригласила его на день рождения. Он принёс ей букет, а в ответ услышал пренебрежительное: «Видите, сколько у меня букетов? Я просто завалена цветами». Гумилёв вспыхнул и исчез, а через полчаса явился … с новым букетом пурпурных роз… Оказалось, что Николай перелез через решётку императорского сада и опустошил там самую красивую клумбу.

Гумилёв

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя;

Снилось мне – ты любишь другого,

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,         

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам тёмным,

Как по руслам высохших рек.

Всё стою перед дверью твоею.

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я всё-таки умираю

Пред твоим закрытым окном.

Ведущий:

      Впрочем, было у них и кое-что общее – вдохновенная увлечённость поэзией. Гуляя, они могли часами читать друг другу стихотворения.

Инсценировка – Гумилёв и Ахматова ходят по саду, читают стихи. У Гумилёва в руках роза:

Ахматова:

И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты…»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор…

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестёр.

Гумилёв:

На русалке горит ожерелье,

И рубины греховно-красны…

Я люблю её деву-ундину,

Озарённую тайной ночной, (весны)

Я люблю её взгляд заревой

И горящие негой рубины…

Потому что я сам из пучины,

Из бездонной пучины морской.

Страница 5.

 «Я взял не жену, а колдунью…»

Ахматова:

     Я выхожу замуж за друга моей юности. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю. Гумилёв – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

…А я была его женой.

Ведущий:

     Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку он предпринял за собственные средства.

Гумилёв:

Из логова змиева,

Из города Киева

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал, забавницу, гадал – своенравницу,

Весёлую птицу-певунью.

Покликаешь – морщится,

Обнимешь – топорщится,

А выйдет луна – затомится.

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то, - и хочет топиться.

Твержу ей: крещёному

С тобой по-мудрёному

Возиться теперь мне не в пору.

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую Гору.

Ведущий:

     Из воспоминаний К.И. Чуковского:                                                                                           «Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвёл меня к ней её муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа… Прошло 2-3 года, и в его осанке наметилась главнейшая черта её личности – величавость». Слово «царственная» приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну. 

Ведущий:

     Казалось, что все стихотворения Ахматова пишет о себе и Гумилёве.

Чтец:

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

Чтец:

Подушка уже горяча

С обеих сторон.

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится всё слышней.

Я в эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне.

Здравствуй!

Чтец:

Проводила друга до передней.

Постояла в золотой пыли.     

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Чтец:

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его до пьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Чтец:

Хочешь знать, как всё это было? –

Три в столовой пробило,

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это всё… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила

Ещё тогда!»

«Да».

Ведущий:

     Это был непростой союз двух сильных и своенравных людей, двух великих, талантливых поэтов, соперничавших друг с другом.

Гумилёв:

Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве глухой и упорной

Как всегда от меня ты теперь отреклась,

Завтра, знаю, вернёшься покорной.

Ахматова:

Тебе покорной? Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но, видишь ли, ведь я пришла сама…

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

Ведущий:

     Каждый из них шёл навстречу своей трагедии. Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа – поэта Н.С. Гумилёва.

Ведущий:

     В августе 1921 года, обвинённый в участии в контрреволюционном заговоре, без суда и следствия, был расстрелян Николай Степанович Гумилёв. По последним данным никаких активных действий против советской власти поэт не предпринимал. Могила его до сих пор неизвестна. Но остались его стихи. Многие посвящены Анне Ахматовой.

Чтец:

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскалённой добела,

Оба мы ещё не понимали,

Как земля для двух людей мала,

И что память яростная мучит,

Пытка сильных – огненный недуг! –

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

А когда, сквозь волны фимиама,

Хор гремит, ликуя и грозя,

Смотрят в душу строго и упрямо

Те же неизбежные глаза…

Чтец:

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать:

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

Ведущий:

Удары на Ахматову сыпались градом один за другим. Пришло известие из Севастополя о гибели брата, белого офицера. К счастью, известие оказалось ложным. 

На Малаховом кургане

Офицера расстреляли.

А всего-то двадцать лет

Он глядел на белый свет.

Ведущий:

     Репрессий не избежал и единственный сын – Лев Гумилёв. Его арестовывали трижды: в 1935, в 1939 и последний раз в 1948 – обвинили в покушении на Жданова.

Чтец:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Чтец:

Кто знает, как пусто небо

На месте упавшей башни,

Кто знает, как пусто в доме,

Когда не вернулся сын.

 Чтец:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Страница 6.

«Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам»

Ведущий:

     Она всегда была патриотом. Высокие чувства к Родине таились в сердце Поэта, как искра в кремне. А когда было надо, её стих разом обретал кованый железный ритм.

Ведущий:

     В первые годы революции она осталась со своей Россией, пусть окровавленной и разорённой, но по-прежнему родной…  И своим царственным голосом ответила тем, кто обвинял её, что не оставила Родину:

Чтец:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,               

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Ахматова:

     Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, была вывезена в Ташкент. С жадностью ловила любую весточку о Ленинграде, о фронте. Перед отъездом из Ленинграда написала:

Чтец:

Разлучение наше мнимо:

Я с тобою неразлучима,

Тень моя на стенах твоих,

Отраженье моё в каналах,

Звук шагов в Эрмитажных залах,

Где со мною мой друг бродил,

И на старом Волковом Поле,

Где могу я рыдать на воле

Над безмолвьем братских могил.

Ведущий:

     А такой увидела Анну Ахматову в осаждённом, блокадном Ленинграде Ольга Берггольц: «Я помню её около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство, как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища… В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные…».

Чтец:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!      

Чтец:

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во всё новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних…

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних…

Все они опочили там.

Чтец:

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

Звучит песня А. Розенбаума. «На дороге жизни».

Чтец:

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в жёлтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя», -

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки, -

Внуки, братики, сыновья!

Чтец:

Мы знаем, ЧТО ныне лежит на весах

И ЧТО совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Ведущий:

     В Ташкенте Ахматова часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В июне 1944 года вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся её городом, так поразил поэта, что она описала эту с ним встречу.

Ещё на всём печаль лежала

Великих бед, недавних гроз, -

И я свой город увидала

Сквозь радугу последних слёз.

Страница № 7

«И упало каменное слово…»

Окололитературные разговоры.

- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

- Правильно, они давно исписались.

- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала.

 - Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…

Чтец:

Забудут? – вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

А Муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

Ведущий:

     В 1946 году вышло печально знаменитое ждановское постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Ведущий:

     «Полагаю, что социальная среда, вскормившая творчество Ахматовой, - это среда помещичьего гнезда и барского особняка… Мирок Ахматовой необыкновенно узок. Ни широты размаха, ни глубины захвата в творчестве Ахматовой нет».

 

И всюду клевета сопутствовала мне,

Её ползучий шаг я слышала во сне

И в мёртвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

Ведущий:

     Умер Сталин. И в жизни Ахматовой всё изменилось: освобождён сын, вышел в свет сборник переводов. В 1964 году в Италии ей вручают знаменитую премию «Этна-Таормина».

Ведущий:

     Поэтесса прибыла к месту церемонии и ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло преодолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма. Со свойственным ей юмором Анна Андреевна прокомментировала это так:

Ведущий:

     «Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперёд. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя».

Ведущий:

     В 1965 году в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

Страница № 8

Эпилог

«Соло женской души»

Ведущий:

     По воспоминаниям писателя Виленкина, у Ахматовой был любимый тост, который она поднимала за то, что мы опять сидим вместе, мы опять встретились. Всю жизнь ей так не хватало дома, его теплоты и уюта.

Чтец:

Я пью за разорённый дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоём,

И за тебя я пью, -

За ложь меня предавших губ,

За мёртвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что Бог не спас.

Окололитературные разговоры:

Интеллигент с портфелем:

 - Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…

Тётка с авоськой:

- Да что вы всё: Ахматова, Ахматова… Кто она вообще?

Мужчина в очках и с газетой:

- Простите, все спорят, спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

Интеллигент с портфелем:

- А что вас интересует: внешность или стихи?

Мужчина в очках и с газетой: 

- Всё. Впрочем, Ахматова была эффектной женщиной.

Интеллигент с портфелем:

- Она была поэтом. Вы хотите знать, какой была Ахматова? Ахматова была всегда горделиво прекрасна. Главной чертой её была любовь к жизни, к людям, к близким.

Тётка с авоськой:

- Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова. Ерунда, ничего особенного.

Мужчина в очках и с газетой:  

- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато. Всё это для слезливых.

Тётка с авоськой:

- Да кем она вообще была-то, Ахматова?

Интеллигент с портфелем:

- Она была поэтом.

Ведущий:

     «Я в детстве была крылатой…», - писала поэтесса. Ощущение полёта есть в её стихах. А ещё в них пушкинское пророчество, высокая тютчевская вера в судьбу России, гражданственность Некрасова, прозрение Блока, всё это в соединении с европейской и русской культурой 20 века. Это поэт Анна Андреевна Ахматова.

Музыка:

А. Вертинский на слова А. Ахматовой «Сероглазый король», «Чернеет дорога».

Д. Тухманов «Было душно от жгучего света…»

И.С. Бах. Месса си минор.

П.И. Чайковский. «Мелодия».

Ф. Лист. «Грёзы любви».

С. Рахманинов. «Вокализ».

К.В. Глюк. «Мелодия».

Шуберт. «Ave Maria».

Бетховен. Соната «Патетическая».

Песня А. Розенбаума. «На дороге жизни».

Г. Свиридов. «Метель» Пушкина.

Стихотворение «Родная земля» в исполнении А. Ахматовой.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!