Т АК Т О В Ы Й  Р АЗМЕ Р И РИ Т М

Конспект занятия объединения - студия «Гитара для всех»

Педагог дополнительного образования – Петров С.А.

9 апреля 2020 г.

 

Тема: «Музыкальный звукоряд. Система записи музыкальных звуков. Метр и ритм в музыке».

Цель занятия: Развитие метроритмического слуха, как одного из основных качеств музыканта.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить понятия метра и ритма в музыке;

- освоить понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке.

Развивающие:

- формировать умение слышать и воспроизводить метр и ритм в исполняемых произведениях;

- развивать навыки игры на инструменте.

Воспитательные:

- формировать интерес к музыке через эмоциональное отношение к ней;

- приобщать к музыкальному творческому исполнительству.

Предполагаемый результат: учащиеся освоят понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке, получат опыт воспроизведения метра и ритма в исполняемых произведениях.

Ход занятия.

Организационная часть.

Педагог. Здравствуйте, ребята.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ

Музыкальные звуки имеют следующие свойства: высоту, силу, тембр, длительность.

В ы с о т а - зависит от частоты колебаний какого-либо физического тела, например струны.

С и л а – определяется размахом (амплитудой колебаний). Чем шине размах, тем сильнее (громче) звук.

Т е м б р (окраска) звука зависит от количества и силы призвуков, которые по физическим законам сопутствуют любому звуку.

Д л и т е л ь н о с т ь звука – это отрезок времени, в течение которого длится колебание физического тела.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

Все применяемые в музыке звуки, расположенные в определенном высотном порядке, образуют музыкальный з в у к о р я д.

Названия основных звуков звукоряда:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Далее эти названия опять повторяются.

При поочередном извлечении основных звуков звукоряда мы заметим, что каждый восьмой звук, звучащий выше или ниже данного первого звука, всегда сходен с ним по звучанию.

Одинаковые по названиям звуки – октавные звуки, а ближайшее расстояние между ними называется о к т а в о й.

Каждая октава в соответствии с названиями звуков делится на семь ступеней: До

         

– первая ступень, Ре – вторая, Ми – третья, Фа – четвертая, Соль – пятая, Ля – шестая, Си – седьмая ступень.

СИСТЕМА ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ

Высота и длительность звуков означаются (записываются) определенными знаками – н о т а м и.

Нота имеет вид овального кружка, называемого нотной головкой. Для обозначения различной длительности звуков к нотной головке добавляется вертикальная палочка (штиль), а к штилю присоединяется хвостик (флажок) либо горизонтальные линии (вязка, или ребра), соединяющие соседние штили.

Вязки употребляются вместо флажков при группировке нот.

Обозначение высоты звуков достигается определенным размещением нот на н о т н о м с т а н е ( н о т о н о с ц е ).

Нотный стан состоит из пяти горизонтальных параллельных линий. Счет линий ведется от нижней линии к верхней.

Ноты пишутся: на линиях, в промежутках между линиями, под первой линией, над пятой линией.

Расположение нот на нотном стане наглядно показывает относительную высоту звуков. Чем выше звук, тем выше он записывается на нотном стане. Если нужно записать звуки более высокие, чем тот, который обозначен нотой, находящейся над пятой линией нотного стана, употребляются короткие линии, называемые верхними добавочными. Если не хватает основных линий для записи низких звуков, то используются нижние добавочные линии.

Счет добавочных линий ведется от основных линий нотного стана: первая верхняя добавочная линия находится над пятой основной линией нотного стана, а первая нижняя добавочная линия – под первой основной линией нотного стана.

Обычное количество верхних или нижних линий не превышает пяти.

Как мы уже знаем, октавой называется расстояние между двумя ближайшими звуками с одинаковыми названиями – например, от ДО до ближайшего ДО – или, иначе, расстояние от какой-либо ступени до следующей одноименной ступени звукоряда. (Октава – по латыни «восьмая»).

Для определения точной высоты сходных для нашего слуха, но различных по высоте звуков весь музыкальный звукоряд разделен на несколько октав, каждая из которых имеет свое название.

     

Субконтроктава охватывает самые низкие звуки музыкального звукоряда.

Далее следует контроктава, потом большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвертая, пятая.

Каждая из перечисленных октав начинается от звука «ДО» и кончается звуком «СИ» (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Между основными звуками (ступенями) музыкального звукоряда имеется еще пять звуков, которые являются производными от основных ступеней. Они получают свое название в результате добавления к названиям основных звуков специальных знаков, которые называются знаками альтерации.

Следовательно, в октаве двенадцать разных по высоте звуков, так как сходные звучания повторяются только через каждые двенадцать звуков.

Расстояние между соседними звуками измеряется наименьшей звуковысотной мерой, называемой полутоном. Два полутона составляют целый тон. Следует обратить особое внимание на то, что расстояние между нотами ДО и РЕ, РЕ и МИ, ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ равно двум полутонам (одному тону), а между МИ и ФА, СИ и ДО только одному полутону.

Надо твердо знать расстояние (в тонах и полутонах) между соседними основными звуками музыкального звукоряда!

З Н АК И АЛ ЬТ Е Р А Ц И И

А л ь т е р а ц и я в переводе с латинского – «изменение». В музыке это слово означает изменение высоты звучания основной ступени звукоряда.

Д и е з – знак повышения ступени на полтона. Например, если нужно извлечь звук, который на полтона выше ноты «ДО» (между ДО и РЕ), то перед нотой пишется знак диеза, и этот звук получает название До-диез. Если звук на полтона выше «РЕ», то написав перед нотой «ре» знак диеза, мы получаем Ре-диез и т.д.

Б е м о л ь – знак понижения ступени на полтона. Например, если нужно извлечь звук, который на полтона ниже ноты «МИ» (между РЕ и МИ), перед нотой пишется знак бемоля, и этот звук называется Ми-бемоль и т.д.

Следовательно, пять звуков, находящиеся между основными звуками (ступенями) звукоряда, получают свое название в зависимости от знаков альтерации.

 

НОТНЫЕ КЛЮЧИ

Положение нот на нотном стане указывает, в каком направлении движутся звуки и на какое расстояние они удаляются друг от друга, но не указывает точной высоты звука. Для точного определения высоты и названия звука (то есть, в какой он октаве) существует особый знак – к л ю ч.

Для записи звуков шестиструнной гитары и вообще более высоких звуков применяют «ключ соль» - скрипичный ключ, который ставится в начале нотоносца.

Завиток этого ключа, охватывает вторую линию нотоносца, указывает, что на ней записывается звук «Соль» первой октавы.

В зависимости от этого «соль» первой октавы остальные звуки записываются на нотоносце по порядку. Этот порядок соблюдается как в восходящем (вверх), так и нисходящем (вниз) направлении. Такая последовательность основных звуков по высоте называется диатоническим или основным звукорядом.

ЗАПИСЬ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ

Основой для определения длительности звуков служит условная единица времени, например одна или несколько секунд. Запись звуков производится при помощи нот, имеющих разный вид.

1. Ц е л а я н о т а. Длительность целой ноты измеряется четырьмя условными единицами времени – Следовательно, равна четырем секундам. Целая нота выдерживается на счет «раз, два, три, четыре». Она изображается овальным кружком.

2. П о л о в и н н а я н о т а. Длительность половинной ноты вдвое короче длительности целой ноты – следовательно, будет измеряться счетом «раз, два».

Значит, на счет «раз, два, три, четыре» приходятся две половинные ноты.

Половинная нота изображается овальным кружком с прибавлением вертикальной палочки «штиля».

3. Ч е т в е р т н а я н о т а. Длительность четвертной ноты вдвое короче половинной ноты, то есть равна одной единицы счета,- значит на счет «раз, два, три, четыре» будут приходится четыре четвертные ноты. Четвертная нота изображается овальным зачерненным кружком с прибавлением вертикальной палочки «штиля».

4. В о с ь м а я н о т а. Длительность восьмой ноты вдвое короче длительности четвертной ноты – следовательно, на каждую единицу счета будет приходится по две восьмые ноты, а на счет «раз, два, три, четыре» - восемь восьмых нот.

Изображение восьмой ноты аналогично изображению четвертной, но к штилю добавляется один хвостик (флажок). Если несколько восьмых нот объединяются в группу, то вместо хвостиков (флажков) пишутся вязки (черта, соединяющая концы штилей соседних нот).

5. Ш е с т н а д ц а т а я н о т а. Длительность шестнадцатой ноты вдвое короче восьмой ноты и в четверо короче четвертной – значит на каждую единицу счета (на четверть) будет приходится по четыре шестнадцатых ноты, а на счет «раз, два, три, четыре» - шестнадцать шестнадцатых нот. Изображение шестнадцатой ноты аналогично изображению восьмой ноты, но к штилю добавляется не один, не один, а два хвостика (флажка), или при объединении в группу вместо двух флажков пишется двойная вязка (две параллельные черты, соединяющие концы штилей соседних нот).

 

 

МЕТР, ТАКТ, ТАКТОВЫЙ РАЗМЕР.

Каждому музыкальному произведению присуща организованность звуков во времени. При этом обязательным качеством звуков является их силовое выделение – акцентирование или неакцентирование.

             

Периодическое чередование сильных и слабых звуков, воспринимается нашим слухом, дает возможность расчленить музыкальное произведение на части. Эти части называются т а к т а м и.

Непрерывная последовательность сильных и слабых звуков (долей), подчеркивающая границы такта, называется м е т р о м.

Граница тактов на нотном стане отмечается вертикальной линией – т а к т о в о й чертой.

Т АК Т О В Ы Й  Р АЗМЕ Р И РИ Т М

Такт имеет р а з м е р. Размер такта обозначается двумя цифрами, которые пишутся одна под другой.

Верхняя цифра указывает количество долей такта (метрических долей), а нижняя цифра – длительность каждой доли такта, например:

2/4 – (две четверти), 3/4 - (три четверти), 4/4 - (четыре четверти) и т.д.

Тактовый размер указывается в начале произведения; пишется он на нотном стане после ключа или после знаков альтерации, если они имеются при ключе. Такт, в котором первая доля сильная, а вторая слабая,- двудольный. Такт, в котором первая доля сильная, а вторая и третья доли слабые,- трехдольный. Такие такты называются простыми.

Четырехдольные и другие такты, имеющие более четырех долей, рассматриваются как состоящие из нескольких простых тактов. Такие такты называются сложными.

Так как четырехдольный такт состоит из двух двудольных, то первая и третья доли будут сильными, а вторая и четвертая слабыми. В шестидольном такте сильными долями будут первая и четвертая, так как он состоит из двух трехдольных тактов.

Первая доля в сложных тактах является наиболее сильной.

Длительность такта удобно измерять счетом по количеству долей, чтобы на каждую долю приходилась единица счета.

Например, в двудольном такте надо считать:

«раз и, два и»; в трехдольном – «раз и, два и, три и» и т.д.

Часто музыкальные произведения начинаются не с первой доли, а, например, со второй и т.д. В этом случае мы встретимся с неполным тактом. Неполный такт называется з а т а к т о м.

В каждом музыкальном произведении имеется организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности, называемая ритмом.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!