Сюжет и драматургия (основной конфликт):

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

История создания.

Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к одноименному фильму Сергея Эйзейштейна, вышедшего на экраны в 1938 году.

Процесс создания музыки к фильму происходил под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Отсюда, «зримость образов» музыки Прокофьева, т.е. умение передать в музыке жесты, движения людей.

Композитор очень вдохновился успехом фильма и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла.

Вокальные партии написаны на стихи автора Владимира Луговского и самого композитора в 1939 году.

Первое исполнение состоялось в Большом зале Московской консерватории в 1939 году под управлением автора.

Кантата «Александр Невский» – произведение советского периода, появилась в преддверии Великой Отечественной войны, открывая патриотическую русскую тему в творчестве композитора. В то же время, она продолжает героическую линию в русской музыке (оперы Глинки, Мусоргского, Бородина).

Особенности жанра кантаты, состав исполнителей, композиция (строение кантаты), характеристика цикла.

Кантата – это вокально-инструментальное произведение, исполняемое певцами-солистами и хором с оркестровым сопровождением, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «cantare» и означает «петь».

Кантата Сергея Прокофьева – монументальное произведение для меццо-сопрано, хора и оркестра.

Всего в кантату «Александр Невский» вошло семь разных частей, из которых 1-я часть – сугубо симфоническая (звучит только оркестр), 6-я часть – сольная вокальная (солирующее меццо-сопрано), в остальных участвует хор с оркестром. Каждая из частей получила свое название.

1. «Русь под игом монгольским» – оркестровое вступление к кантате. В начале в оркестре звучат только крайние регистры – ощущение пустоты, простора.

Прослушиваем часть

2. «Песня об Александре Невском» – в характере древнерусских былин, величавая, строгая. Как предостережение звучит основная мысль: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит».

В ср.части («Ух, как бились мы, как рубились мы!» музыка становится более взволнованной, темп ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы.

Прослушиваем часть

3. «Крестоносцы во Пскове». Экспозиция сил врага: впервые появляется тема псов-рыцарей – католический хорал, символизирующий бездушие и жестокость врага.

Прослушиваем часть

4. «Вставайте, люди русские» – гневный призыв к сопротивлению. Это хоровая песня. Ритм марша, тревожный набат колокола в сопровождении.

Ср. часть – «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» – это лейттема кантаты, появится в V и VII частях. Контраст к крайним разделам – мажор, певучая, светлая, привольная.

Прослушиваем часть

5. «Ледовое побоище» – грандиозная симфоническая картина с участием хора.

Вступление рисует пустынное зимнее озеро перед началом битвы. Холодное, «застывшее» звучание, сумрачные гармонии.

Основная часть состоит из нескольких эпизодов:

- Сначала издалека доносится военный сигнал крестоносцев. Далее

- Эпизод скачки крестоносцев («скок свиньи»)

- Хорал на латинском языке (в тексте – бессмыслица, композитору важно лишь само звучание «мертвой» латыни). В музыке слышны «кинематографические эффекты»: нарастание = приближение кадра.

- Показ русских сил – у трубы звучит тема хора «Вставайте, люди русские». Появляется новая тема – русской атаки.

- Кульминация: тему русских и тевтонцев контрапунктически накладываются (т.е. звучат одновременно). Получается политональность – cis-moll+D-dur.

- Эпизод гибели крестоносцев – оркестр передает треск льда, накатывают холодные волны.

Кода. Тихо и светло у скрипок в высоком регистре звучит русская тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Прослушиваем часть

6. «Мёртвое поле» – лирический скорбный образ. Соло меццо-сопрано (низкий женский голос). По сюжету девушка-невеста ищет своего жениха среди павших русских воинов. Но это еще и символический образ – Родина-мать оплакивает своих павших сыновей. В музыке слышны интонации плача, она напряженная в своей сдержанности.

Прослушиваем часть

7. «Въезд Александра во Псков» – величественный хоровой финал. Здесь соединяются русские темы: 1) песня об Александре Невском 2) тема сред. части №4 «На Руси родной» 3) новая плясовая тема «Веселися, пой, мать родная Русь» 4) скоморошьи наигрыши из V части.

Выводы:

В самой структуре кантаты можно проследить четкую логику драматургического движения, присущее законченному циклическому произведению: 1 часть с образами подавленной Руси под игом татаро-монголов выполняет роль симфонического пролога, вторая и третья часть – экспозиция двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей тевтонского ордена, четвертая часть – завязка действия, призыв к борьбе против врага, пятая часть (сцена битвы на Чудском озере)– столкновение образов, кульминация и развязка, 6 и 7 части – послесловие: 6 часть-плач, реквием по погибшим воинам - лирический эпизод, 7 часть - торжественный эпилог: триумф одержавших победу русских воинов (реприза русских тем кантаты).

Большое влияние на формообразование частей кантаты оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием, кадровой драматургией (особенно это ощущается в 5 части.)

Сюжет и драматургия (основной конфликт):

Фильм и кантата основаны на исторических событиях XIII века: победе дружины Александра Невского над рыцарями-крестоносцами Тевтонского ордена (организацией рыцарей, созданной под руководством католичества в Германии в конце XII века, основной деятельностью которой были крестовые походы) в битве на Чудском озере в 1242 году (после битвы со шведами на Неве в 1240 году, о которой повествуется во второй части кантаты).

Музыка кантаты раскрывает основной конфликт двух враждующих миров: русских и крестоносцев.

Композитор не стремится к исторической достоверности в музыкальной характеристике русских и крестоносцев: он не обращается к подлинной музыке XIII века - музыке Древней Руси и католическим гимнам Средневековья.

Следуя традиции Глинки в опере «Иван Сусанин», Прокофьев противопоставил две образные сферы, строго разделив их музыкальные характеристики, причем в раскрытии русских, как и у Глинки, господствует песенный тематизм с опорой на жанры русской народной музыки – былины (№2), лирической протяжной песни и плача (№6), скоморошьего наигрыша (№5) и плясовой (№5). При этом музыка, характеризующая русских, показывает их многопланово, с различных сторон: это состояния гневного протеста, призыва к действию, радостного ощущения своей силы, торжественного воспевания подвига. В оркестре преобладает звучание струнных инструментов.

К характеристике врага Прокофьев подходит новаторски: впервые враг показан в музыке как негативная, уродливая, несколько примитивная, бездушная сила, которая ассоциируется с фашисткой чумой, поскольку кантата писалась в эпоху разгула фашизма в Европе. В музыкальном воплощении образа захватчиков подчеркивается жесткость, механизированность, агрессивность. 

Характеристика крестоносцев не столь разнообразна и дается как обобщенный образ зла. Основная тема – это религиозное песнопение – хорал в баховском стиле на латинском языке c бессмысленным набором слов. Благодаря жесткому гармоническому языку – диссонантности звучания, пронзительно-ревущему тембру медных инструментов, остинатному механическому ритму, подчеркиваемому ударными инструментами, этот хорал приобретает мрачные и жесткие черты. Мелодическая линия примитивна, отступает на второй план.

Таким образом, опираясь на две образные сферы – русских и тевтонцев – Прокофьев выстраивает цельную драматургию всей кантаты.

 

Контрольные вопросы:


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!