СЛУШАНИЕ: «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в Америке на основе негритянских песен.

 

  Сегодня мы познакомимся с человеком, который, по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…». Создатель американской национальной классики ХХ века  Джордж Гершвин

родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора — Яков Гершовиц. Джордж был вторым ребёнком в семье. (Всего детей было четверо). С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет),  Д.Гершвин был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Только в 16 лет Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика. Уже через два года (1916 год) было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «WhenYouWant ’Em, YouCan’tGet ’Em» - «Когда ты хочешь их, ты не можешь их получить». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом у публики, Гершвин привлёк внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. К 20-м гг. прошлого столетия слава талантливого американца перешагнула океан и распространилась в европейских городах. Многие соотечественники Гершвина на подобном поприще застревали, не идя дальше модных песенок и ревю; их дарование гибло, безжалостно расточаемое во имя «золотого тельца». Но Гершвин не желал ограничиться легким жанром — он чувствовал в себе огромные творческие силы.

  Быстро завоевав популярность у широких кругов публики, Гершвин долго подвергался нападкам критиков, обличавших его уже в том, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение серьезной, да еще и симфонической музыки. Гершвин очень много и упорно работал над собой, изучая и классику и народное творчество негров.

 «Рапсодия в стиле блюз»- пьеса, которая  была заказана Уайтменом (руководителем джазового оркестра)  начинающему тогда композитору и музыканту Гершвину 5 января 1923, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку.Это произведение иногда называют «Рапсодией в блюзовых тонах». «Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина, получило мировую известность.  Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений. Рапсодия (греч. ραψωδια)это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы. В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев.

 

ОПЕРА «Порги и Бесс» - 1935 год - первая американская национальная опера, которая является одним из самых известных сочинений Гершвина. Эта опера принесла Гершвину мировую славу, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза. Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз".

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Симфонический джаз- Симфоджаз — джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

В опере рассказывалось о любви двух негров – молодого парня Порги и девушки Бесс. Вся музыка основана на ритме джаза, то веселого, то грустного. Опера стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой культуры. В опере впервые в истории музыкального театра США негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием.

  Еще до работы над «Порги и Бесс» Гершвин хорошо знал негритянский фольклор. Но все же он чувствовал, что для задуманной оперы его опыт невелик. Поселившись в одном из южных районов, он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя одной жизнью со своими будущими героями, изучая их быт, речь и художественное творчество. Композитор читал негритянскую литературу, делал зарисовки с натуры. Участвуя в хоровом пении негров, он глубоко постиг строй их музыкальной речи. Весь этот богатейший запас впечатлений и знаний помог Гершвину создать подлинно реалистическое произведение, овеянное жарким дыханием «живой жизни».

30 сентября 1935 г. в Бостоне состоялась премьера «Порги и Бесс». С тех пор — и вплоть до наших дней — музыкальная драма Гершвина остается едва ли не самой репертуарной оперой в США. В 1956 г. негритянская труппа «Эвримен-опера» показала ее в СССР.

«Порги и Бесс» — самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», так как народ является главным героем произведения.  

СЛУШАНИЕ: «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче,
Плещется рыба и вырос хлопок,
Твой папа богат, а мама отлично выглядит,
Так тише, малютка, не плачь.
Однажды утром ты поднимешься с песней
Ты расправишь крылья и полетишь в небо.
А до того утра, ничто не сможет навредить тебе,
Когда папа и мама рядом с тобой.
Так не плачь.

 

- Эта прекрасная мелодия стала частью оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Называется она «Колыбельная Клары». Она встречается в опере 4 раза. Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша, поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она звучит громче.

Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю.

Эту колыбельную исполняли и исполняют уже как отдельный концертный номер лучшие мастера джаза всего мира

- Послушайте ее в исполнении великого маэстро джаза – Луи Армстронга и великой  джазовой  певицы  Элла Фитцжеральд

 

За выдающиеся заслуги Джордж Гершвин удостоился высокой чести — был избран почетным членом Итальянской Академии музыки. Однако смертельная болезнь уже подтачивала силы композитора — 11 июля 1937 г. безвременно оборвалась жизнь Джорджа Гершвина. «Ушла светлая надежда американской музыки»,— с глубокой скорбью писали соотечественники.

Творчество Гершвина отличается большой эмоциональностью, оригинальным мелодическим, гармоническим и ритмическим языком, обогащенным народными мотивами негритянских песен. Гершвин «всегда верил в свою звезду»,добившись успеха ему удалось реализовать мечты, замыслы в своих знаменитых произведениях. Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!