Подготовка к публичному выступлению.

Тема 10. Искусство публичного выступления политика

План

 

1. Искусство публичного выступления политика.

2. Подготовка к публичному выступлению.

 

Искусство публичного выступления политика.

 

«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его потребностей. Распространять ее – самая дорогая его свобода».

(Пьер Буаст (1765 – 1824), французский лексикограф, моралист и философ).

 

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования? В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика, охватывающая следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство. Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики и уметь применить эти знания на практике.

Искусство публичного выступления является древнейшей отраслью знания. Его история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель. У истоков римского красноречия стояли Катон Старший, Марк Антоний, братья Гракхи, Марк Фабий и многие другие. Не только теоретиком, по и блестящим оратором, выдающейся личностью был Марк Туллий Цицерон (106- 43 до н.э.). Именно ему принадлежит крылатое выражение: "Поэтами рождаются, ораторами становятся". В своих знаменитых трактатах "Об ораторе", "Оратор" Цицерон, описывая идеальный образ оратора, особое внимание обращает на глубину содержания публичной речи.

При этом он ставил три задачи:

· продемонстрировать истинность приводимых фактов;

· доставить эстетическое удовольствие;

· воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.

Цицерон был уверен, что "наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление, необходимо!"

В Средние века господствующим жанром становится церковное красноречие, а церковная проповедь - самой распространенной формой устного массового общения. На первый план выступают красивость, напыщенность речи. Главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее умение - это завладеть чувствами и сознанием людей.

Впоследствии европейские писатели и мыслители Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон и другие в своих произведениях оставили много тонких советов и точных рекомендаций ораторам. Как и в античных риториках, серьезное внимание они уделяли технике речи, манерам, жестикуляции. Например, Л. да Винчи писал: "Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями".

Если обратиться к российской истории, то прежде всего следует выделить личность М. В. Ломоносова (1711 - 1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде "Краткое руководство к красноречию" он писал: "Красноречие - это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению". Ломоносов приводил много советов, полезных наблюдений, которые, спустя века, не утратили своей актуальности и успешно используются и сегодня.

Сегодня очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Главным условием успеха является умение грамотно общаться с аудиторией. Человек, свободно владеющий речью, интересен окружающим, имеет успех в переговорах, пользуется уважением. Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ публичного выступления необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни страны.

В своё время А. П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Практически достичь этого можно только при знакомстве с деловой риторикой.

Деловая риторика ориентирована на то, чтобы ознакомить деловых людей с правилами верного обращения со словом, техникой его использования. Поделиться мыслью – значит умножить её силу. Всякое высказывание – следствие двух потребностей человека: выразить свои чувства и поделиться мыслью. Первое требование к оратору – развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливаются к слушателям. Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. Но, несмотря на это, многие испытывают робость перед публичным выступлением.

Ежедневно в повседневной жизни каждый из нас произносит огромные речи, но как только требуется выступить перед аудиторией, появляется страх. Большинство ораторов, обращаясь к аудитории, считают, что успех во многом зависит от того, насколько далеки будут их язык, жесты, голос от обычного общения. И в этом кроется провал выступления. На публичную речь больше не смотрят как на изящную словесность. Для хорошего выступления необходимы знание предмета, целеустремлённость и умение. К тому же оратор должен быть уверен в себе.

Ораторы в меру своего влияния – вожди общества, они воздействуют на людей словом. Это влечёт за собой ответственность. Искусство полезно выступающему публично, но если пользоваться им нечестно, оно ничего, кроме вреда, слушателю не принесёт. Оратор может быть искренним и своей искренностью внушать безграничное доверие к себе, но тем не менее быть далёким от правды. Оратор, думающий, что он один знает правду, опасен. Искренность явление сложное и настолько неуловимое, что многим выступающим не удаётся полностью придерживаться её требований.

Сущность и понятие публичного выступления публичный выступление оратор аудитория Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Убедительность и красочность обязательные признаки речи. Убедительность создаётся системой доказательств, а выражение эмоций и эффективные приёмы подачи оживляют речь. Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной. Умение влиять на людей с древних времён считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать свою точку зрения, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить аудиторию и повлиять на их выбор.

В древности риторика понималась как искусство устного публичного выступления. Сложилось два основных направления:

· логическое, основатель Аритотель,

· литературное, основатель Исократ.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». А Исократ и его последователи склонны были считать риторику как пышную, построенную по канонам эстетики, речь.

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качество ораторской речи, искусное владение словом. Термин «ораторское искусство» происходит от греч. rhetorike techne – риторика, красноречие.

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующи е виды красноречия:

1) Социально - политическое – выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, культуры. Военно - патриотические.

2) Академическое – помогает формировать научное мировоззрение. Это лекции, научные доклады, обзоры.

3) Судебное – речи, произносимые участниками судебного процесса.

4) Социально - бытовое – речи, произносимые на каких - либо мероприятиях, то есть, приветственные, юбилейные, застольные и прочее.

5) Духовное или церковно - богословское – это проповеди для прихожан или официальные речи для самих служителей церкви.

На протяжении многовековой истории ораторское искусство обслуживало и обслуживает интересы определённых слоёв общества и отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и неправде. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора. Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, - он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения её, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.

Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов публичного выступления. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на сознание, и на чувство. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании логической и образной форм мышления. Публичное выступление – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённым слушателям. Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления.

Задача выступающего состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. По своему характеру она представляет собой монолог, то есть, рассчитана на пассивное восприятие аудитории.

Публичное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

1) Наличие обратной связи. В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за реакцией аудитории и улавливать её настроение, отношение к сказанному;

2) Устная форма общения. Публичная речь представляет собой разговор со слушателем;

3) Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Разрабатывая речь выступления, оратор опирается на книжные источники. Но, выходя на сцену, выступающий начинает импровизировать.

4) Использование различных средств общения. Важную роль в процессе выступления играют невербальные средства общения.

Высшее проявление мастерства публичного выступления это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как взаимопонимание между выступающим и слушателями. Оратор и слушатель должны решать одни проблемы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует. Для возникновения контакта важно интеллектуально е сопереживание. Отношение говорящего к предмету выступления, его убеждённость проявляются в поведении аудитории. Главный показатель взаимопонимания между выступающим и слушателями – положительная реакция на слова оратора, внешнее выражение внимания. Кроме того, перед оратором стоит важная задача – заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие, удержать внимание.

В целом выступление нацелено на решение следующих задач:

· Развитие познавательной деятельности людей;

· Стимулирование положительных или критических установок слушателей;

· Формирование познавательных интересов;

· Формирование творческого стиля;

· Формирование общественной и профессиональной активности;

· Ознакомление с достижениями практики, науки, техники.

Выступающий должен ставить перед собой достижимые цели, конкретизируя их каждый раз на определённую аудиторию. Профессиональные психологи, имиджмейкеры давно утверждают, что в оценке одного человека процентное соотношение будет следующим:

· 60% занимает визуальное восприятие, то есть восприятие движений, жестов, походки, мимики;

· 30% аудиальное восприятие – оценка голоса, интонации, наличие говора, речевых дефектов, общей внятности речи;

· 10% логическое восприятие, непосредственно сама речь.

Соответственно, если вы достигнете максимальной приближённости к нормативам по всем трём параметрам, то ваша убедительность станет близка к 100%.

 

Подготовка к публичному выступлению.

 

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. (Наполеон).

 

Прежде всего, к выступлению нужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются по этому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки – и речь может быть обречена на провал.

Известный судебный деятель XIX в. Л. Ф. Кони писал по этому поводу: "Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке".

Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен. Чтобы подготовить материал для выступления, нужно найти интересную информацию в разных источниках, грамотно ее обработать, проанализировать, умело сгруппировать и выстроить. А это требует огромных временных затрат.

Поэтому можно воспользоваться советом А. Линкольна: не пытайтесь сесть и приготовить речь за 30 минут. Нельзя "испечь" речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну или едете по делам. Чтобы выступление было интересным, выступающий должен четко определить цель своего выступления: - просто проинформировать о чем-то; - объяснить; - заинтересовать; - убедить; - переубедить; - побудить к действию; - воодушевить; развлечь; - получить поддержку и т.д.

При подготовке выступления, необходимо постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса:

· Что я делаю?

· Зачем я делаю?

· Как я делаю?

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Работу по подготовке речи можно раз делить на две основные фазы:

Докоммуникативная – планирование и подготовка выступления;

Коммуникативную – реализация выступления. В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Тема и цель выступления;

Аудитория;

Место и время.

Оратор должен иметь ясное представление о том, что он будет говорить. Тема выступления должна быть интересна оратору, должна производить сильное впечатление. Также тема выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Существует множество различных подходов к тому, как сделать своё выступление успешным и эффективным. При этом говорят, что сам текст выступления играет последнюю роль. То есть, важно не то, что ты говоришь, а как ты это делаешь.

В процессе подготовки необходимо изучить свою аудиторию. Подумать о нуждах, пожеланиях, и это часто обеспечивает половину успеха. Подготовка к выступлению включает в себя повышение своего мастерства и подготовку конкретной речи. Перед каждым человеком, готовящимся выступать публично, встаёт ряд вопросов, связанных с целью выступления, с местом и временем, с эффективностью речи. Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели, требует определённой композиции и логики.

Исходя их этого схема подготовки выступления включает пять этапов:

1) Инвенция – подбор необходимого материала;

2) Диспозиция – расположение материала ̧ композиция;

3) Элокуция – литературная обработка;

4) Мемория – запоминание текста;

5) Гипокрызис – произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

 

1) Инвенция соответствует запрету на создание нетворческой речи, изобретения для плодотворного продолжения культурного диалога.

2) Диспозиция – построение речи как целостного произведения. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом.

3) Элокуция – словесное выражение речи, умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики. Словесное выражение должно соответствовать четырём критериям: Правильность Ясность Изящество Уместность.

4) Мемория, память – искусство запоминания истины.

5) Произнесение – использует всю палитру невербальных выразительных средств, интонацию и язык тела.

 

Первый этап подготовки речи – это выбор и уточнение темы выступления. Практическая подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна представлять интерес для самого оратора и для аудитории заглавие речи должно отражать суть проблемы в краткой форме и носить рекламный характер. Тему можно сформулировать словом или фразой, которые указывают на характер вопросов, обсуждаемых в речи. Очень часто бывает трудно выбрать тему для выступления, которая была бы интересна слушателям. Существует несколько рекомендаций, помогающих правильно выбрать тему.

Во - первых, выбирать тему по знаниям и интересам.

Во - вторых, надо помнить, для чего люди собрались. При подборе темы также важно учитывать время выступления.

Формулировка цели. Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать. Второй этап – определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много – например, речи воспитательные, речи развлекательные. Существуют два направления, которые, являются самыми главными - информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача – поделиться каким - то знанием и заставить слушателя задуматься над ним. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Цель выступления может быть общей и конкретной. Общая цель может заключаться в том. Чтобы информировать ̧ воодушевить, призвать к действию, развлечь, убедить. Общая цель это реакция, которую оратор вызывает у слушателей своим выступлением, а конкретная цель заключена в самой речи и может развлекать, давать какие - либо знания. Если оратор излагает мысли по теме, но теряет из виду цель, то такое выступление бесполезно для самого оратора. Так как слушатели просто не понимают, для чего им преподаются данные факты. Составление плана и композиция.

Третий этап – составление рабочего плана. Рабочий план подчинён логике, в нём нет завязки, интересных деталей. Для успешного выступления необходимо составить письменный план, набор тезисов. При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение . За многовековую историю риторика разработала множество образцов, помогающих структурно организовать речь.

Но в основе любого из них лежит простая композиционная схема:

· Вступление

· Основная часть

· Заключение.

Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, её значение для аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса.

Заключение по продолжительности е должно превышать 1,5 – 2 минут. Здесь подводится итог, кратко повторяются ключевые мысли речи.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируются и доказывается их правильность, то есть слуша тели подводятся к необходимым выводам. Задача оратора во вступлении привлечь внимание слушателей, настроить аудиторию на позитивное восприятие, готовить почву для разработки темы. Если речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно по казать, что со стороны выступающего на аудиторию не будет никакого давления.

Подбор литературы. Четвёртый этап подготовки – сбор материала по теме. Обзор книг, СМИ, анализ прочитанного, запись на бумагу или в компьютер, обсуждение со всеми темы своего выступления.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!