Понятие «выразительность языка».
Выразительность языка– это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность. К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.
Троп– оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз.
Определения некоторых тропов:
Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.
Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.
|
|
Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением) .
Гипербола – непомерное преувеличение.
Литота – непомерное преуменьшение.
Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.
Стилистические фигуры– особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксюморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание.
Некоторые лингвисты к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы.
Определения некоторых стилистических фигур:
Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий.
Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.
|
|
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.
Ораторское искусство.
Ораторское искусство-это не просто способность много и красиво говорить.
Хороший оратор должен владеть основами психологии и актерского мастерства, философии и аналитики.
Основная его цель- не просто донести до собеседника определенную информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.
Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогают звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.
|
|
Свойства ораторской речи
Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи:
1. не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Такая речь всегда имеет агитационный характер.
2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой.
В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса. В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:
Теоретическая – общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.
Практическая – практические примеры на своем или чужом опыте.
Визуальная – сравнение с известным образом или событием.
Влияние психики на качества ораторской речи Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!