Герой детской литературы периода «оттепели».

Эволюция героя в советской детской литературе

Годы 20 века и период «оттепели»)

 

Литература для детей — замечательная часть всей нашей литературы. На многих этапах развития ее можно считать в известном смысле даже образцом, своеобразным идеалом для литературы «взрослой» Герой этой литературы всегда носитель главных определяющих черт эпохи, ее идеалов. Молодая детская литература, создаваемая в 20-30-е годы, не сразу нашла свой путь к читателю, сформировала свой эстетический идеал. Если обратиться к дореволюционной литературе и к современной детской прозе, то можно проследить идейно-художественную эволюцию литературного процесса и понять проблему традиций и новаторства в литературе для детей 20-30-х годов, литературе периода «оттепели» и детской книги сегодняшнего дня.

Эволюция литературного героя в произведениях любого исторического периода тесно связана с воплощением образа времени, а герой отражает не только нравственный, политический, общественный идеал, но и субъективные вкусы художника, его индивидуальность. Следует так же помнить, что категория идеала в детской литературе всегда была связана с задачей воспитания человека, а значит, особенно важна сила воспитательного воздействия на читателя образца-примера. Таким образом, детская литература вырабатывает свою концепцию человека, воплощает свой эстетический идеал, что и будет рассмотрено на примере наиболее значимых периодов в истории нашей страны и культуры.

Эволюция героя в детской литературе 20-30-х годов 20 века.

 

                                                  «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.»

В. Маяковский.

 

Детская литература, как всякая литература связана с жизнью. Кроме того, она часть всей литературы страны. Если вспомнить, то возникла она на двуединой основе: фольклор, несущий народную эстетику и нравственность, и педагогика, несущая дидактическое, функциональное начало. С течением времени шло сближение этих двух основ. И всегда был мощный пласт детского чтения- того, что из литературы взрослой вошло в детскую. Давней и прочной традицией было общегуманистическое, общечеловеческое начало в детской литературе первых десятилетий 20 века России. (в творчестве В. Короленко, Н. Теффи, А. Толстого, Ал. Алтаева, Л. Чарской и др.) при достаточной неравнозначности, художественной и эстетической, творчества детских писателей. Однако, начиная с 1917 года, общечеловеческие ценности стали заменяться классовыми, прервались гуманистические традиции. Выступая на 13 съезде партии (1924г.), Н. Бухарин объявил: «Судьба революции зависит сейчас от того, насколько мы из молодого поколения сможем подготовить человеческий материал, который будет в состоянии строить социалистическое хозяйство коммунистического общества.» Детские писатели пытались, насколько могли, противостоять разрушению общегуманистических традиций. А.М.Горький старался нейтрализовать нигилистическое отношение новой власти к классическому наследию. При содействии Горького действовало издательство «Всемирная литература», оно выпускало лучшие произведения мировой классики и для детского чтения. В первое же послереволюционное десятилетие появляются новые кадры писателей, работающих для детей. Созданием произведений для детей занимаются А. М. Горький, А.Н. Толстой, А.П. Гайдар, Б.С. Житков и многие поэты. Однако, давление на них усиливалось. И делалось это по нескольким идеологическим направлениям. Серьезные изменения, отразившиеся в литературе для детей, касались всего, что имело отношение к детству, семье, морали, частной жизни человека. Так, например, в 20-е годы ликвидировались все «атрибуты старой школы»: экзамены, уроки, форма, задания на дом, латынь. Педагоги -революционеры предвидят в скором времени полную победу новых идей: «школа возникла вместе с государством, вместе с ним она и исчезнет.» Однако в конце 20-х годов обнаруживается, что они ошибались. Государство не собирается отмирать. Оно начинает крепнуть с каждым днем. И вот поворот на 180 градусов: единоличная власть директора в школе, твердая дисциплина, стабильный учебный план, единые утвержденные учебники. А в первые годы Советской власти революционная школа была необходима как инструмент разрыва с прошлым, разрушения дореволюционных общественных связей. Меняется и отношение к идеологии: она перестает быть системой взглядов, основанных на определенных незыблемых понятиях, и превращается в систему сигналов, полученных от Высшей инстанции. По всем фронтам идет наступление на «буржуазную» семью: законодательные акты и идеологическая сатира. Это законы о гражданском браке и разводах, это новые взгляды на половую жизнь, которая должна быть организована по принципу пролетарской целесообразности, известная теория А. Коллонтай «стакана воды», эмансипация женщин и лозунг «Семья- первичная форма рабства.» Но если отрицается старая мораль, то какой же должна быть новая? «У нас нет общечеловеческой морали. Нравственно то, что на пользу пролетариату» - говорил в 1932 году комсомольский вождь А. Косырев. Все это разрушало основу человеческой жизни- дом и семью, а значит и детство. И на этом фоне в 20-30- е годы не могли не возникнуть острые дискуссии о том, как должна развиваться детская литература. Борьба за формирование нового человека неизбежно приводила к появлению нового героя. Так разногласия между В.Маяковским и его коллегами по поэтическому цеху лежали не только в области размеров и рифм, но и в отношении к самой литературной проблеме детства. Прежде всего к идее детства, обладающего самостоятельной ценностью.

Эту проблему Маяковский решил чрезвычайно характерным образом: каждой буковкой своих стихов Маяковский уговаривал детей поскорее покинуть «страну детства» и перейти в подданные великой «страны взрослых» Детство в качестве особого, условно замкнутого и самодостаточного мира как будто не интересовало Маяковского, и он не уставал призывать своих маленьких читателей поскорее пробежать этот возраст, как пробегают второпях опасный или скучный участок пути. Главное время в его стихах для детей — будущее взрослое: «Товарищ подросток не будь дитем, а будь борец и деятель.» Более четкой и недвусмысленной формулы «антидетства» и представить себе нельзя. Маяковский просит, Маяковский уговаривает, Маяковский заклинает: не будь дитем! Даже на прогулке, где бы, казалось, только и делать, что гулять, поэт показывает малышу на комсомольца и говорит: вырастешь- будь таким; показывает на рабочего и говорит: вырастешь- будешь таким! Одно из популярных детских стихотворений Маяковского так и названо: «Кем быть?»- то есть кем быть не сейчас, а потом, когда вырастешь и станешь взрослым. И если Маяковский похвалит за что-нибудь малыша, то похвала соизмеряется с пользой, которую одобренный поступок принесет потом, со временем: «Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится!» В политической сказке о Пете и Симе Маяковский ребенком именует только буржуйское дитя Петю, подчеркивая в нем идиотические, младенческие черты. Кажется, располагай Маяковский машиной времени- он отправил бы всех детей непременно в их взрослое будущее. Стихи Маяковского для детей — непрерывный и страстный разговор о будущем. Политический характер произведений Маяковского для детей справедливо расценивается как черта новаторская, небывалая. Революция, гражданская война, НЭП, борьба с оппозицией, международные конфликты, жестокая кристаллизация советской государственности- все это приобщало к политической жизни решительно всех, и политика внедрялась в сознание масс в качестве главной, если вообще не единственно важной стороны жизни. В дореволюционные времена интерес «среднего человека к политике трактовался как нарушение норм лояльности. Слово «политик» значило: политический преступник. Теперь нелояльностью стало считаться сама аполитичность.

Интересно, что за работу по оформлению сказки о Пете и Симе Маяковского взялся художник Н.Куприянов, близкий ему по духу и восприятию жизни. Произведение Маяковского Куприянов прочел как поэтический плакат, как митинг в стихах. Главные герои погружены в родственную им среду: за Петей стоит не уступающая ему в омерзительности нэпманская семейка, за Симой — сравнимый с ним в обаянии коллектив октябрят. Эпоха отразилась в рисунках Н.Куприянова множеством черт и черточек, в том числе и этой — противопоставление семьи коллективу. В соответствии с тогдашними левыми теориями «новой морали» Маяковский заявлял: «Я не за семью. В огне и дыме сизом выгори и этого старья кусок.» Так что, книга Маяковского и Куприянова очень точно отражает эпоху и нового героя, человека коллектива, даже если этот коллектив детский.

Не менее интересно рассмотреть приметы нового времени в стихотворной сказке К.И.Чуковского «Крокодил» (1918), книге знаковой, совершившей переворот в детской поэзии. Вот как пишет об этом Ю.Тынянов, ученый с острейшим чувством истории: «Я отчетливо помню ПЕРЕМЕНУ, СМЕНУ, произошедшую в детской литературе, переворот в ней. Лилипутская поэзия с однообразными прогулками героев, с их упорядоченными играми, с рассказом о них в правильных хореях и ямбах вдруг была сменена». Редактор дорогого издательства, куда обратился К.Чуковский, безошибочно почувствовал несовместимость «Крокодила» с теми книжками, которые им выпускались для «отвратительно прелестных», по выражению М. Горького, детей. «Это книжка для уличных мальчишек!»- заявил редактор, возвращая рукопись. Но почему? На страницах сказки Чуковского живет бурной жизнью большой современный город, с его бытом, учащенным темпом движения, уличными происшествиями, проспектами, зоопарками, каналами, мостами, трамваями и аэропланами. И оказавшись на этой улице один, без няни маленький герой сказки не заплакал, не заблудился, не попал под лихача -извозчика или под трамвай, не замерз у рождественской витрины, не был украден нищими или цыганами- нет! Ничего похожего на то, что регулярно случалось с девочками и мальчиками на улице во всех детских рассказиках (особенно рождественских и святочных) не произошло с Ваней Васильчиковым.

Напротив, Ваня оказался спасителем бедных жителей большого города, могучим защитником слабых, великодушным другом побежденных- одним словом -ГЕРОЕМ. Сам Чуковский так разъяснял смысл своей сказки: Это поэма героическая, побуждающая к совершению подвигов.» Эта тяга к героическому — есть веяние эпохи. (вспомним «Рассказ о неизвестном герое» и «Война с Днепром» С.Я, Маршака.) Это героическое начало есть и в образе Буратино, герое любимой детской сказки А.Толстого. Герой такой беззаботный по части высоких материй, но полный здравого смысла и неутомимой деятельности, побеждает своих врагов при помощи остроумия, смелости и бодрости духа. Моральные проблемы, на которых был сосредоточен создатель прототипа Буратино Карл Коллоди, в новой советской сказке уходят в сторону, на первый план выдвигается борьба. А рассказ о борьбе, героизме сильных и мужественных людей был как никогда востребован. В детскую литературу пришли новые темы: революция, гражданская война, пионерское движение, беспризорники С новыми темами пришли и новые герои. Б. Житков в своих рассказах о море и моряках не боится показывать жизнь во всех ее проявлениях, подлинно реалистически. Его герои проявляют себя в минуту опасности, именно тогда и становится ясно, чего стоит человек. Для Б.Житкова проблема трусости и героизма одна из важнейших. Для него трус и подлец - слова синонимы, ибо по Житкову «Трусость всегда приводит к подлости». Его капитан в рассказе «Механик Солерно», человек, который воплощает в себе лучшие качества: твердые убеждения, порядочность и верность долгу, чувство ответственности и умение принимать решения. Чувство долга и ответственность за пассажиров, которые доверили ему свои жизни, толкают капитана на убийство. Но автор оправдывает капитана, ибо ради спасения 203 пассажиров можно пожертвовать двумя мерзавцами. И эта позиция тоже веяние времени: «ради счастья миллионов десятков и сотен не жаль». Или же жаль? Ведь среди этих десятков можешь ненароком оказаться, и ты? Вот и получается, что от моральных проблем детским писателям, если они по-настоящему талантливы, никуда не уйти. Даже если государство декларирует уничтожение старой морали. И каждый из писателей волей или неволей решал эти вопросы в своих произведениях.

Так Александр Грин, писатель загадочный для современников, и не до конца понятый сегодняшним читателем, в свое время приобрел репутацию, благостную до слащавости. Но те, кто доказывал полезность Грина в деле воспитания молодого строителя коммунизма, уберегли его книги от многолетнего запрета. Вся очарованость автора поэзией и красотой мира не может ни скрыть, ни хотя бы смягчить отчаяние, с каким он смотрит на современное ему общество. Грин рано понял, что такое тоталитаризм. Чтобы убедится в этом, достаточно прочесть его ранние, без фантастического налета, рассказы о маленьких людях, об эсерах -подпольщиках. Эти рассказы не лучшее из созданного им, но умение смотреть в глубь уже примечательно. Самые благородные намерения не спасают людей, подчинивших совесть партийной дисциплине, заменившие сложную жизнь духа простой устремленностью к общей цели. Считается, что Грин разочаровался в революционной борьбе. Но, наверное, случилось нечто более важное: он угадал, к чему движется век. А Грин как писатель вышел из «серебряного века» российской словесности и остался ему верен. Эта причастность значила для его творчества не меньше, чем родство с европейской приключенческой классикой. Выбор был осознанным, ибо сам писатель считал себя символистом. Но «серебряный век» умер, настала эпоха, которую не занимал дух. Классовая борьба, технический прогресс, футбольный матч — все, что угодно казалось интереснее и важнее. Но вопреки всему, понимая это, Грин говорил, что тюремщики врут: мир не казарма, а тайна. И цена человека измеряется не готовностью шагать в общем строю куда прикажут, а другой- тоже таинственной мерой. И еще: что нет сокровищ и святынь, которые были бы святее и дороже свободы. Героям Грина не надо начальства ни земного, ни небесного. Они сами выбирают свой путь, готовые ответить за этот выбор перед судом, и встретить ожидающую за гробом пустоту, если это все же пустота. Герои Грина («Остров Рено.», «Дорого никуда.», «Джесси и Моргиана,» «Зурбаганский стрелок.,»Создание Аспера», «Фонданго») прекрасные непонятые одиночки, искатели « несбывшегося». Их пути тернисты, рискованны, зачастую жестоки.

Книги Грина говорят с детьми о взрослом и сложном, а взрослых превращают в детей. Книги эти многое знают о нас и о дорогах, которые мы выбираем. А читая Грина, видишь, насколько органично отвечали натуре человека и художника - романтизм и романтика - метод и настроение.

 И еще один автор, без творчества которого невозможно представить детскую литературу 20-30-х годов, в работе и жизни которого отразилась удивительная и противоречивая эпоха революционно-романтического террора - А. П. Гайдар. Аркадий Гайдар - писатель с военным типом мышления. В его повестях существуют только 2 состояния страны и народа - война и мир (как передышка между войнами). При этом на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога. Главные герои, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов. Все герои Гайдара знают, что на свете есть ГЕРОИ. Эта мысль не оспаривается и даже не обсуждается. Но тот, кто свято верит в существование героического и, восхищается героическим, тот и сам в душе герой. Этим, в частности, объясняется, отчего книги Гайдара, так прочно связанные со своим временем, сегодня по-прежнему возвышают дух читателя, в каком возрасте он не был бы. Глубокая вера всегда заразительна. Проблемы, поднимаемые творчеством Гайдара: гуманизм и эгоизм, верность и предательство, мужество и трусость, в наши дни по-прежнему актуальны. Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в, полную опасностей, взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. Главный интерес писателя сосредоточен на 2 больших темах -Красная Армия и подрастающее поколение. Во всех произведения Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры. (рассказ «РВС», пов. «На графских развалинах») Почти все герои Гайдара ходят в виноватых, потому что они совершают поступки, которым упаси Бог, подражать. Гайдар, любя своего героя, шаг за шагом открывает нам тайны души, высвечивает этот длинный, сложный путь чувств, мыслей и ошибочных умозаключений, срывает глупые бумажные ярлыки, которые мы готовы навесить и тем смягчает нас, делает нас добрее.

Постоянный, почти непременный мотив его произведений: все думают о человеке плохо, а он на самом деле ничего дурного не совершал, он лучше, чем о нем думают. Даже такой положительный герой как Тимур, не избежал подозрения в хулиганстве. Героям Гайдара сложно живется на свете, потому что они крайне совестливы. Крайне щепетильны в вопросах чести. Совесть, можно сказать, главное действующее лицо всех его повестей и уж во всяком случае, главная пружина действия. У гайдаровских мальчишек только один страх: как бы, не сочли его за бесчестного человека. Любимый образ Гайдара - мальчишка, заблудившийся в лесу: «Школа», «Дальние страны»,» Пусть светит», «Дым в лесу». Одному мальчику Гайдар написал на своей книге: «Люби барабанщика, который сам падал и сам поднимался» Автор всегда примиряет маленьких «классовых врагов», но для него не может быть мира между взрослыми врагами, ведь дети сражаются до первой крови, а взрослые до смерти. Лукавый ум и необдуманность поступков, отчаянность и живой страх, чистая вера и наивные заблуждения — эти и другие противоречивые черты отличают гайдаровских мальчишек и красноармейцев, вроде Бумбараша из одноименной неоконченной повести. В прозе о войне Гайдаром был обрисован определенный склад народного характера эпохи 20-х годов 20 века. Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, отличаются большей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознательно готовящиеся сменить взрослых на боевом и трудовом посту. И взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передающие свои идеалы подрастающему поколению. Свою жизненно-политическую программу Гайдар наиболее полно изложил на страницах Дневника. Где он размышлял о сочиняемой им повести «Военная тайна» (1934):

«Эта повесть моя будет за гордую Советскую страну.

За славных товарищей, которые в тюрьмах.

За крепкую дружбу.

За любовь к нашим детям.

И просто за любовь.»

Когда говорят о семейной теме в творчестве Гайдара, всегда вспоминают «Голубую чашку». На самом деле с проблемами семьи и любви мы встречаемся во всех книгах писателя. «Голубая чашка «воплотила все лучшее, что было присуще Гайдару — художнику и педагогу, здесь автор давал ответ ребенку -читателю на вопрос: что такое любовь? И выводил Гайдар тему любви в подтексте. В «Голубой чашке» Гайдар показал нам счастливую семью в драматической ситуации. Но драма это скрыта. И она не переросла в драму открытую благодаря сдержанности отца, решительности действий Маруси и детской мудрости Светланы. «Голубая чашка» - это повесть о любви, о семье и о культуре чувств. Каждое произведение может быть до конца понято лишь в соотношении со своим временем. Исследователи уже отмечали, что «Голубую чашку» (1935) писатель создал в годы, когда безо всяких на то оснований насаждалась и поощрялась подозрительность. Бесхитростной историей в светланкиной семье автор приглашал искать и находить простые житейские объяснения любым недоразумениям» Мало ли кто на кого понапрасну плохое подумает?»- становилось как-бы девизом произведения. Крепкое единство страны и семьи - таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестоких противоречий между Советской страной и советской же семьей. Заслугой Гайдара была в том, что он сумел решить сложнейшую для любого писателя проблему положительного героя- достоверного, живого и современного. Его книга «Тимур и его команда» учила самому трудному и опасному героизму- героизму в бытовых ситуациях. В Тимуре воплотились главные для Гайдара качества: честность, смелость, командирские навыки, любовь к Красной Армии. Книга «Тимур и его команда» заключала в себе современный «кодекс рыцарства», она должна была стать пособием по самовоспитанию воли, благородства, физической выносливости.» «Воспитание преодолением»- девиз эпохи Гайдара. Поэтому и он сам и лучшие его книги- это правдивое зеркало минувших сложных времен, породивших нового героя детской литературы.

 

Итак, что же произошло в литературе для детей в 20-30 годы, как изменился ее герой, насколько он отражал требования времени и ту реальность, в которой существовал и насколько этот новый герой был связан со всей прежней дореволюционной литературой, ориентированной на совершенно другие идеалы? Изменилось время, изменились идеологические ориентиры и цели воспитания, ставшего государственной задачей. Но изменился ли сам человек? Писатели, работавшие для детей в 20-30 годы, были людьми, сформировавшимися в предыдущую эпоху, выросшими на книгах, проповедующих идеалы любви, ценность семейного очага, уникальность человеческой личности и уважение к ней. Классическая детская литература 19 века воспринимала детство, как особый, очень важный этап в жизни каждого человека — начало его духовной биографии. «Без зачатков положительного и прекрасного, нельзя выходить человеку в жизнь из детства», - писал Ф.М.Достоевский. И эта прививка гуманистических ценностей, полученная в детстве писателями 20-30 годов не могла не дать своих результатов. Новая детская литература, несмотря на все идеологические выверты своей эпохи, старалась пробудить в растущем человеке то «положительное и прекрасное, без чего нельзя пускать поколение в путь.» Специфика детской литературы, ее нравственная направленность, особенности жанров детской книги, тематика, герои, язык и стиль сложились в литературе дореволюционной. И новой детской книге советского периода, обретшей новую огромную читательскую аудиторию, было на что опираться. Литература 20-30 -х годов подхватила тему героических приключений, борьбы и подвигов, которая всегда была востребована читателями-подростками, и стала развивать ее на новом материале- революция и гражданская война. Сказочный жанр (А. Толстой, Ю. Олеша, К. Чуковский), даже с некоторым идеологическим напылением, все равно проповедовал главное: борьбу добра со злом, победу доброго, нравственного, прекрасного начала над миром злым и жестоким. Сказка продолжала жить и в самые прагматические времена воспитывала в ребенке чувство прекрасного, воображение, фантазию. Тема любви и семьи, так или иначе, все равно звучала в литературе для детей, ибо ребенок прежде всего дитя своей мамы и папы, он растет и впитывает все самое важное для души именно дома.

Никакими декретами и постановлениями, никакими карательными мерами и тотальным государственным контролем нельзя уничтожить в человеке человеческое. Оно пробьется, прорастет. Даже если на дворе самодовольная эпоха, свято уверенная, что она пришла навсегда. На самом деле эпох, пришедших навсегда, не бывает. Герой литературы меняется вместе с эпохой, несет на себе ее отпечаток, но сохраняет в себе и нечто вечное, то, что позволяет ему оставаться человеком.

Герой детской литературы периода «оттепели».

 

С легкой руки писателя Ильи Эринбурга конец 50-60-е годы получил название оттепель». Со смертью Сталина в общественном сознании возникло ощущение скорых перемен, теперь уже благоприятных. Писатели первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях изменение общественного климата. Наступившая оттепель» отразилась в названиях ряда произведений «Трудная весна» (В. Овечкин)» Времена года» ( В. Панова),»Ранней весной»(Ю. Нагибин). Пристальное внимание к повседневной жизни обычного человека, к реальным проблемам и конфликтам стало реакцией на засилье «праздничной» литературы, искусственно создавшей образ идеального героя. Новые пути в литературе наметила социально-аналитическая проза, возникшая на стыке очерка и художественной литературы. Исследовательское начало, постановка насущных социальных проблем, достоверность и точность изображения, подтвержденные личным опытом автора, характерны для произведений В.Овечкина, А.Яшина, Ф.Абрамова, В.Тендрякова.

Слияние опыта очеркового исследования жизни и обращенной к внутреннему миру человека исповедальной прозы, породило в 1960-1980-е годы феномен, так называемой «деревенской прозы». В названии романа Ф. Абрамова «Братья и сестры» очевиден обобщающий, метафорический смысл заглавия, переданный им дух единства, общности народа. Братья и сестры- это родные люди, одна семья. Так в романе определяется важнейший его аспект: тема семьи, дома как основы человеческого бытия. Главной темой творчества В.Шукшина становится характер русского человека в его многообразных и подчас неожиданных проявлениях. Творческая биография многих писателей 60-х годов была связана с «Новым миром», возглавляемым А.Твардовским. Главный редактор и его единомышленники вели борьбу за подлинную, талантливую, внутренне свободную литературу, хотя порой им приходилось идти на компромиссы. Однако уступки имели свой логический предел-» пока не стыдно». Таким образом, борьба за правду в искусстве оказалась связанной не только с утверждением идеалов демократии, но и с этическими критериями совести, гражданской порядочности, чести. В годы «оттепели», как и в любой переломный исторический период, многократно возросла роль периодических изданий. Причем, предметом литературных споров скорее становился тот образ мыслей, та политическая тенденция, которой придерживался автор. Характерная примета «оттепели»- резкая поляризация сил. Демократические устремления общества выражали журналы «Новый мир», «Юность» или альманах «Литературная Москва», тогда как консерваторы объединялись вокруг журнала «Октябрь». Журнал «Новый мир» внес огромный вклад в историю литературной и общественной мысли, а многим авторам 60-х годов он открыл дорогу в большую литературу. Выразителями настроений молодого поколения литераторов стали в прозе А. Гладилин, В. Аксенов, В. Максимов, Г.Владимов, в поэзии- Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественнский. Они стали выразителями настроений молодого поколения, его устремлений к свободе личности, к преодолению запретов, отказу от унылого стандарта и в жизни, и в литературе.

Молодой человек стал героем целого направления в прозе 60-х, получившего название «молодежной прозы», где главными героями стали герои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем. Важнейшей приметой стиля «молодежной прозы» стала — исповедальность. Первые столкновения со сложными реалиями» взрослой» жизни и неминуемые разочарования, попытки понять себя, обрести свое место в жизни, найти дело по душе, отношения с родными и друзьями, счастье и горечь первой любви- обо всем этом с подкупающей искренностью поведали книги молодых писателей. Одна из характерных примет этого времени -интерес к осмыслению закономерностей развития общества, к сложным проблемам и конфликтам времени. С этим связано внимание к внутреннему миру человека, к судьбе личности, к индивидуальному началу в народной жизни. Отсюда стремление глубже раскрыть духовный мир современного человека, вернуться к истокам каждого -к детству. Так недетский писатель М.Пришвин из всего опыта культуры делал вывод, что «каждый великий поэт вершиной своего творчества соприкасается с миром детей»- и что «сохраненное в себе дитя для детей — вот мировой капитал человечества, сила искусства от простого сказителя до Шекспира». Не забывать собственного детства, чтобы понять детство детей и внуков; обратить силу этого понимания на воспитание нового человека- это девиз все настойчивее воплощает детская литература в 60-е годы. Со страниц книг лучших писателей периода «оттепели» навстречу читателю распахнулся мир глубоких и тонких чувств людей, для которых, высшая ценность — человек сам по себе, а гуманизм становится нормой жизни. Литературный процесс в 60-е годы шел в целом очень активно. Много значил для возрождения детской книги приход в издательства бывших фронтовиков — Б. Заходера, Я. Акима, Д. Самойлова, Р. Погодина, А. Рыбакова. Это поколение отличалось особенно бережным отношением к детству и народной культуре, они имели «взгляд на вещи просветленный» (одно из качеств детского писателя, по Белинскому). Их произведения проникнуты верой в жизнь и радостью жизни. В области литературы для дошкольников и младших школьников многое сделали такие «шестидесятники», как В. Берестов, И. Токмакова, Р Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц,Э.Успенский, Ю.Коваль,В. Голявкин,,В. Драгунский.

Для них характерны раскованность, граничащая с озорством, любовь к игре (отсюда — обращение к традициям Серебряного века, к русскому авангарду 20-30-х годов, к западноевропейскому модернизму) Обобщающая идея литературы, создаваемой ими, сводится к утверждению человека как первейшей ценности, перед которой должны отступать идеалы коллективизма. Это было первое поколение в советской истории, которое во всеуслышание заявило о праве на искренность, «праве на себя».

Основные герои детской и юношеской литературы, как правило, еще только готовятся вступать в самостоятельную жизнь или, делают в ней первые шаги. У них по- своему интересная жизнь, полная радостей и волнений, а иногда сомнений, разочарований...Их мир — продолжение и своеобразное преломление мира взрослых, в чем-то, может, более идеальный, романтичный, взвихренный. Один из самых ярких детских писателей 60-х, зачинатель «психологической прозы» - А.Алексин. В его повестях на первый план выступает тема нравственного созревания юного человека и огромной роли в этом сложном, полном противоречий процессе самых близких людей — отца, матери, братьев и сестер, бабушки и деда. Именно через семью, через ее влияние на формирование личности сумеет А.Алексин показать многообразие и многоцветье жизни. «Коля пишет Оле, Оля пишет Коля», «А тем временем где-то», «Поздний ребенок», «Третий в пятом ряду», «Мой брат играет на кларнете».) Тут прямо по Ф.Достоевскому: « Осмыслить и прочувствовать можно и даже и верно и разом ,но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека».А.Алексин поднимает вопросы воспитания в семье, пишет о потребности юной души брать на себя ответственность за судьбы других людей, соучаствовать в счастье и бедах, заботах ближних... И еще очень важный мотив в творчестве писателя: уважение к личности, предостережение тем, кто хотя-бы, пусть из самых добрых побуждений, стремиться подавить , подчинить волю сына или дочери, вообще близкого человека, бесцеремонного навязать свое представление о жизни о профессии и т.д. И, конечно же, само обращение к семейным обстоятельствам в детской повести, уход от бесконфликтно- розового освещения труднейшего переходного возраста- все это было новым в практике детской литературы тех лет.

Главное для А.Алексина — сила нравственного примера. Именно этим он заставляет читателя думать. И очень остро чувствовать. Нравственным ориентиром может служить для читателей герой другого писателя 60-х А.Рыбакова из повести «Приключения Кроша»- Сергей Крашенинников. В этой книге за обыкновенными житейскими происшествиями скрываются проблемы и конфликты, позволяющие задуматься о том, что такое честность и смелость, справедливость и ответственность. Во второй части трилогии о Кроше автор использует любимый сюжетный прием: он энергично развертывает действие вокруг тайны. («Кортик», «Бронзовая птица»). Но в повести «Каникулы Кроша» А.Рыбаков делает акцент не на детективном сюжете исчезновения, поисков и находок. А на психологической и нравственной подоплеке этой истории. Устоит Крош или не устоит перед соблазном корысти, перед страхом ответственности, перед инерцией равнодушия? В детскую книгу о Кроше входит серьезный нравственный конфликт, хотя и решенный на простом, доступном детям пример. В этом повесть смыкается со взрослой литературой своего времени. Книга А.Рыбакова учила той же, что и у многих писателей этого периода, идее личной ответственности человека перед лицом обыкновенных и распространенных явлений, внушала веру, что от его личных усилий, его позиции в обыденных делах зависит, каким будет завтрашний день.

Исследованию детской психологии в контексте времени быта, процессу взросления ребенка посвящает свое творчество Радий Погодин. Его героев отличает жажда красоты, счастья, романтики, они против обыденности и прозы жизни.

В 60-е годы наиболее плодотворным оказался путь, сочетающий ретроспекцию собственного детства с пониманием жизни маленьких современников. С одной стороны, пронзительный и беспощадный автобиографизм, с другой — проникнутость тревогами текущего дня, сближение с детством нынешним, устремленность в будущее. В юных героях Р.Погодин открывает и выдвигает на первый план черты, которые вырабатываются в растущем человеке. Речь идет о жадной тяге к новому, яркому, красочному, звонкому, меняющемуся.

 

О проявляющихся в ребенке инициативности мышления, чувств, поступков, сознании человеческого достоинства, о стремлении к самобытной, яркой индивидуальности. Характерная особенность зрелых произведений Р. Погодин (Рассказы о веселых людях и хорошей погоде», «Ожидание», «Трень-Брень») — это подчеркнутый интерес к взаимоотношениям «полярных поколений.» Не случайно у всех народов старики почитались источником мудрости, а главной обязанностью детей всегда было учение. Детям природа дала для этой цели свежий, пытливый разум, жажду познания. Старикам- обширный, житейский опыт и склонность к извлечению уроков из прожитого. Л. Толстой писал: «Прогресс нравственный человечества происходит только от того, что есть старики.» Детское мироощущение, с его стихийной, первозданной поэтичностью, не умерло в старом, много повидавшем и пережившем человеке, а напротив, развилось в зоркость души, в щедрую отзывчивость сердца. (дед Власенко из повести «Ожидание»)

Главный, внутренний конфликт повести-пьесы «Трень-брень» отражает противостояние обывательского хамства и духа подлинного уважения к человеческой личности. Это реальный конфликт, проявление которого мы встречаем в окружающей нас действительности. И если теперь, спустя много лет после публикации повести и первой постановки пьесы, большинство из нас понимают, сколь безосновательно искать в костюме и прочих аксессуарах какую-нибудь связь с духовно-нравственной сущностью человека, то пониманием этим мы обязаны не только А.С.Пушкину, но и нашей газетно-журнальной публицистике 60-х годов. В том числе и Радию Погодину.

Что же принесли 60-е годы в детскую литературу, как отразились на ней ветры перемен, дующие в стране, на детских писателях, на том герое, которого они вывели на страницы своих книг? Герой деятельный, активный, нацеленный на борьбу, подвиг, а порой и на жертву во имя идеалов, герой 20-30-х годов сменился героем не менее романтическим, но совершающим подвиги нравственного порядка.

Писателей «оттепели» больше интересует не сам поступок, сколько внутренние переживания юного человека, нравственный выбор, который приходится ему делать. Отсюда интерес к процессу взросления, духовного созревания, к внутреннему миру героя. Для писателей 60-х годов возвращение к детству, в том числе к собственному, становится источником серьезных психологических исследований и выражением внутренней свободы, индивидуальности человека, ценности частной жизни. А ценность частной жизни предполагает ценность семьи, семейных отношений. Ведь именно семья помогает взрослеть маленькому человеку, помогает разобраться, кто он в этом мире, что хорошо и что плохо. Человек становится личностью, становится человеком благодаря тому, что у него есть память, что за его спиной множество поколений других людей, любивших, страдавших, искавших себя в этом мире. Духовный опыт, передаваемый молодым, связь поколений, которую пытались разрушить в 20-30-годы, становится важной темой в литературе 60-х годов. Таким образом, писатели «оттепели» вновь обратились к человеку, вернувшись к гуманистической традиции литературы 19 века.

 

                                                                             


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!