ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ



Социальная жизнь предполагает вступление человека в разнообразные и многосложные связи с другими людьми, обусловливает его социальный статус и стереотипы его поведения в обществе. В результате взаимодействия на уровне как индивидуального, так и группового общения человек находит свои место и роль в обществе, формируется как личность и оказывает посильное влияние на общественные процессы. При этом социальная сфера не только обеспечивает включенность индивида в разные виды общностей, восходящих к обществу в целом, но и связывает между собой другие подсистемы общественной жизни, позволяя функционировать обществу как единое целое и создавая социальную структуру.

Социальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

Люди объединяются в группы по самым разным параметрам. Их могут связывать родственные узы (семья, клан), половозрастные признаки, этническая общность (род, племя, народ, нация), мировоззрение (конфессии, партии), социальный статус (профессиональные группы, сословия, классы) и т.д. Каждая из групп диктует человеку определённые нормы поведения, воспитывает уровень жизненных притязаний, прививает собственные ценностные ориентации.

В социальной философии были разработаны два наиболее значимых подхода к социальной структуре - классовый и стратификационный.

Согласно классовому подходу (К.Маркс, В.Ленин), определяющее значение в обществе имеют отношения между классами. Классы представляют собой большие группы людей, различающиеся: 1) местом в исторически определённой системе производства; 2) отношением к средствам производства; 3) ролью в организации труда; 4) размером и способом получения доли общественного богатства, которой они располагают.

С иных позиций подошёл к социальной структуре общества П. Сорокин. Он предложил теорию социальной стратификации как иерархического разделения населения на группы с неравномерным распределением прав, богатства, привилегий, ответственности, обязанностей, власти. По Сорокину, главными формами стратификации выступают следующие: уровень дохода и жизни, доступ к власти и широта полномочий, возможность участвовать в решении государственных вопросов, престижность выполняемых профессиональных обязанностей. Изменение общественного положения человека или целой социальной группы он называл социальной мобильностью.

Основное различие стратификационного и классового подходов: в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учёта не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жёсткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой. Социальная стратификация позволяет нарисовать более сложный портрет общества, учитывая культурные, исторические, экономические особенности.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории как попытка осмысления смысла и сути исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов.

Начало философии истории в европейской культуре положил Августин (IV в.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Его взгляд заключается в том, что центральным событием, положившим начало историческому процессу, стало божественное творение человека, а затем грехопадение прародителей человечества и первых людей Адама и Евы. Сама же история, начавшая свой отсчет с этого момента, предстает в понимании Августина как длительный и целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретения им утраченного единства с Богом и достижение «Царства Божьего». Концепция исторического процесса, сформулированная Августином, сохраняла господствующие позиции в европейской философии до XVIII в.

Философия истории как светская наука формируется в XVIII-XIX вв. Сам термин «философия истории» в XVIII в. вводит французский просветитель Вольтер. Он полагал, что историк должен не просто описывать события, излагая их в хронологической последовательности, а ему следует философски истолковывать исторический процесс, размышлять над его смыслом. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.

Термин «всемирная философия истории» ввел В.Ф.Г. Гегель, под которым он подразумевал размышления о проявлении абсолютного духа во времени, а также о связи истории с географической средой. Гегель считал, что всемирная история направляется с Востока на Запад. Азия есть начало, а Европа конец всемирного развития. Основные ее периоды – Восточный, Греческий, Римский и Германский миры – исчерпывают, по его мнению, исторический процесс. Философия истории у Гегеля обращена к настоящему и прошлому.

Ход исторического процесса описывается в четырех теоретических системах: циклическая, линеарная, спиралевидная, ризоматическая.

Циклическая концепция исторического процесса возникла еще в древности (культуры древности использовали эту модель). На нее оказала влияние архетипичная идея вечного возвращения. В Древней Индии ход истории делили на юги: сатья юга (эра добра, благости, "земной рай", золотой век), трета юга (серебряный век, когда появляются человеческие пороки), дварара юга (медный век, в эту эпоху рождаются болезни, а также появляются стихийные бедствия в природе), кали юга (эра зла, насилия, раздора). При переходе от одной юге к другой вытесняется одна четверть добра. Следование четырех юг идет по определенному циклу. Каждый цикл прерывается катастрофой. В Древней Греции идея цикличности развития присутствует в учении Гераклита и его последователей, которые определили продолжительность цикла (от 10 до 18 тысяч лет). После завершения цикла - мировой пожар, уничтожается все, кроме логосов всего сущего.

Линеарная концепция связана с раскрытием и философской проработкой иудео-христианских представлений о развитии, которое осуществляется как отрезок где начальная точка - сотворение мира, а завершающая точка - конец света. В качестве примера можно привести теорию А. Августина, рассмотренную выше. С эпохи Просвещения (XVIII в.) данная концепция активно трансформируется в учение о прогрессе. В русле развития линеарной концепции периодизации истории разрабатывают О. Конт и В. С. Соловьев, который выделяет фазы общественного развития:

  1. Хозяйственное общество (семья - главная единица),
  2. Политическое общество (государство),
  3. Теократическое общество (церковь).

Спиралевидная концепция представляет попытку соединить циклическую и линеарную модели. Метафизические основания концепции содержатся в философии Гегеля, в частности в механизме отрицания отрицания. Более надежную связь с историей осуществлял Маркс в учении об общественно-экономических формациях:

· первобытное общество, в котором отсутствует эксплуатация и частная собственность;

· с появлением классов и государства формируется частная собственность на средства производства и эксплуатация и, сменяя друг друга, формируются рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации;

· коммунистическая формация должна проявить себя как снятие отрицания (отрицание отрицания). На смену частной собственности должна прийти обобществленная собственность, а эксплуатация должна замениться глубоко специализированным коллективным трудом, что повторяет устои первобытно-общинной формации на более высоком уровне.

Философия постмодернизма дарит четвертую "фигуру" для описания исторического процесса - ризому. Французское слово «ризома» (rhizome) буквально означает «корневище». В 1976 году философы-постмодернисты Жиль Делёз и Феликс Гваттари сделали это слово философским термином. Ризома — это сетевая структура, противопоставляемая древовидной; визуализацией ризомы будет запутанная корневая система, лишенная сколько-нибудь четкой формы, но пронизанная множеством внутренних связей. В приложении к историческому процессу это означает отказ от попыток найти или сформулировать смысл и ход истории, отказ от выделения значимых и второстепенных событий. Ризома — это множество беспорядочно переплетенных отростков или побегов, растущих во всех направлениях, что предполагает многовариантность, хаотичность и бессистемность исторического процесса.

ФУТУРОЛОГИЯ

Футурология - (от лат. futurum — будущее и греч. — слово, учение), в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.

Термин “футурология” предложил в 1943 немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве наименования новой “философии будущего”. Будущее всегда было предметом внимания философии, постигавшей фундаментальные основы бытия человека, мира и его переустройства, и долгое время это извечное стремление предвидеть будущее конкретизировалось и концентрировалось в специальных магических практиках (гаданиях, предсказаниях, пророчествах, толкованиях примет и т. п.), в религиозных учениях (учение о конце света в христианстве), в утопических и социалистических учениях, ставивших перед собой цель социальных преобразований. Предложение разработать специальное философское и научное знание о будущем оказалось своевременным. Радикальное ускорение исторического процесса, кризисы 20 в., бурное развитие экономики, науки и техники, интенсивность социальных и культурных изменений вызвали острую потребность объяснить ход истории и предсказать его результаты, определили массовый интерес к историческим перспективам мира и конкретных обществ.

В кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. к проблемам развития и его результатам обратились все отрасли знания: и естественно-научного (энергетика, биология, экология, информатика, коммуникации и т. д.), и философского, и социального. Сравнительно быстро в конкретных социальных науках и в большой теории началось проектирование будущего в форме новых эпох, новых цивилизаций, новых сдвигов и даже революций сознания, культуры образа и форм жизни, экологических, технологических, демографических, военных и пр. кризисов и катастроф (пессимистическое крыло теории) и создания “иных”, процветающих посткапиталистических обществ (оптимистическое направление футурологии).

В 60—70-е гг. были разработаны и основные концепции будущего — “нового индустриального общества” (Дж. К. Гэлбрейт и др.), постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), а затем и множества разновидностей этого архетипа новой “технотронной эры” (3. Бжезинский): “процветающего”, “благого”, “организованного”, “информационного” и др. обществ.

Футурология, однако, не стала ни особой наукой, ни специфической философией, но превратилась в общее движение научной мысли, обращенной к анализу социальной динамики и ее результатов. Футурологическая ориентация обществознания привела к созданию концепций социального изменения в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), теорий роста (экономического, социального, культурного и др.), социального развития и формирования новых мировых систем (экономические, политические, этические теории нового мирового порядка). Собственно футурологические научные исследования переросли в быстроразвивающуюся, оснащенную собственной методологией и математическим аппаратом прогностику.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!