Глава.Политическая психология



Предисловие

           Посвящаю Его Светлости проф. Царькову Игорю Ивановичу

Глава.Лингвистика

Древнегреческий

«scholastikos – школьный, ученый»[1]

«empiria – опыт»[2]

«монады» - «единое», «единица»»[3]

Латынь

«потеn – имя, «conceptus» – мысль, понятие»[4]

«pater – отец»[5]

«ratio – разум»[6]

«dualis – двойственный»[7]

«ноосфера (от лат. – нус, ум)»[8]

Глава.Общая догма

Греция 546

«от критики мифологии от существенных смен социального, экономики, развития культуры, науки древние греки рационально переосмыслили окружающий мир синтезом мифологии, восточных учений, искусства, начал наук»[9]

Глава.Математика

Греция 546

«Пифагорейская школа в Южной Италии суть всех вещей – число – от возможности мысленной манипуляции с числами как абстрактными объектами самостоятельно существующие объекты»[10]

Глава.Астрономия

Греция 546

           «В первой философской школе в Древней Греции – Милетской – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, вопрос о первоосновах сущего, начало космоса у Фалеса архэвода, у Анаксимена – апейрон»[11]

Греки 480

«Отлично от элеатов, у Гераклита Эфесского основа всего и основной элемент – подвижнейший элемент – огонь – символ динамики развития, постепенности смен – мир возникает из огня и сгорает»[12]

           «за век по судьбе», в космосе противоположности борются, всегда единые, постоянное развитие сравнивал с течением реки, куда не войти дважды. от мира правящего закона – Логоса, всё движется, остается собой. Задача человека – постичь Логос разумным познанием»[13]

Глава.Общая догма

Греция 450

«у Парменида Элейской школы бытие едино, непреходяще, несменно. Ибо реально существует лишь мыслимое, а небытие не познать разумом, значит, его нет. Если всё существующее – сущее – бытие, всюду, то недвижимо»[14]

Глава.Психология

Греция 450

«у Парменида истина – алетейа – результат рационального познания действительности, мнение (докса) от чувственного познания, коим постичь вещи лишь какими они нам являются»[15]

Глава.Физика

Греки 430

«у Эмпедокла основа сущего «корни» вещей – огонь, воздух, воду, землю, соединение, разъединимы любовью, враждой. »[16]

Греки 428-410

«у Анаксагора «гомеомерии» – вечные несменные «семена вещей», определяющие качества вещей. Ум (нус) – принцип, дающий начальный движ, дальше чисто механический Софисты – Протагор, Горгий, Продики – первые учителя мудрости, основы всех явлений в материи – у Протагора может быть всем, чем явится каждому», «боги, не знаю, существуют ли, какое подобие», созданы человеческой фантазией страху, защите против насилия, действительность лишь в мыслях человека»[17]

Греки 425

«у ученика Парменида Зенона от апорий – дихотомии, стрелы, Ахиллеса и черепахи, если движ, то неразрешимы противоречия. Значит, движа нет, оно лишь в чувственно воспринимаемом мире, не постигаемо разумом. «Помысли, а не опиши». Такое учение о несменных, раз навсегда данных, недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, движа, развития, - метафизика»[18]

Глава.Антропология

Греки 410

 «у Протагора «человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих что не существуют».

Глава.Догма науки

Греки 410

«у Протагора истина относительна каждому, у софистов человек воспринимает мир каков он есть истинно лишь чувствами. У Сократа истина и знание – добро. Зло от незнания, потому должен сознательно стремиться к знанию. Из общих понятий знание – знание общего. Чтоб поступать хорошо, надо знать что добро само по себе, прекрасное как таковое»[19]

Глава.Этика

Греки 410

«У Протагора моральные принципы относительны каждому»[20]

«у Сократа цель философии – добродетельный образ жизни. Суть добродетели: истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное, полезно, помогающее достичь блаженства, жизненного счастья»[21]

киники игнорировали «мораль, внимали порокам»[22]

Глава.Политическая мысль

Греки 400

киники за «равноправие, космополитизм»[23]

Глава.Политэкономика

Греки 400

киники «презирали богатство – источник бед, тирании»[24]

Глава.Религия

Греки 400

у киников «боги дали человеку всё, люди не знают меры в требах, в погоне обретают несчастья»[25]

Глава.Экономическая психология

Греки 400

киника «идеальная жизнь – ограничение треб в еде, одежде»[26]

Глава.Социальное устройство

Греки 400

«Киники (IV–III вв. до Р.Х.) Антисфен, Диоген Синопский – бродяги без семьи»[27]

Глава.Политическая психология

Греки 400

«киники игнорировали государство, законы»[28]

Глава.Догма культуры

400

«киники презирали традиционную культуру,»[29]

Глава.Психология

Греки 400

киники «пропагандировали идеалы внутренней свободы, счастье – достижение устойчивого и невозмутимого покоя – высшей ступени блаженства («атараксия»)»[30]

Греки 399

«у Сократа главное – познать себя, ибо истина – в тайнах человеческой души, абсолютна»[31]

Глава.Логика

Греки 399

«У Сократа (470–399 до Р.Х.) софистов «ложная мудрость». Сократ проводил время в философских беседах, спорах, не записывая их. Всё о Сократе знаем от его учеников – историка Ксефонта, философа Платона. Основной метод Сократа - «майевтика» - логическими приёмами, наводящими вопросами подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины»[32]

Глава.Политическая борьба

Греки 399

«Сократа власть воспринимала как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь, не чтущий богов, в 399 до Р. Х. приговорен к смерти, принял чашу с ядом»[33]

Глава.Физика

Греки 399

«у Сократа натурфилософия лишняя человеку»[34]

Греки 370

«Бытие у Демокрита, множественно, из неделимых частиц – атомов в пустоте (не-бытие), потому движимы. Развитие в мире детерминировано механистическим движем атомов. Познать суть атомов лишь разумом. Чувства незаменимы в познании, воспринимут лишь созданное соединением атомов»[35]

Глава.Образование

Греки 347

«Аристотель (384–322 гг. до Р.Х.) учился в «Академии» «Платона (427–347 гг. до Р.Х.) – ученика Сократа»[36]

Глава.Догма науки

Греки 347

«у Платона познать прежде всего идеи, познаваемые лишь разумом, от высшей духовной деятельности лишь образованных интеллектуалов, философов. Человек рождается, владея знанием»[37]

Глава.Религия

Греки 347

«у Платона до рождения душа в мире идей, созерцая истину. Попадая в тело, душа забывает истину. Потому в познании человек вспоминает его душа знаемая до рождения – теория анамнезиса. Познавание диалектическое»[38]

Глава.Психология

Греки 347

«Платон завершил систему объективного идеализма, миры: идей – эйдосов и вещей. Любая вещь лишь отражает свою идею, лишь стремясь к ней. Вещи от идеи. Вещи в чувственно воспринимаемом мире – лишь кажущееся бытие, возникают, гибнут. Идеи вечны, несменны, бестелесны, с реальным бытием. Их столь ж сколь вещей, явлений. Господствует высшая «идея» - Благо»[39]

Греки 322

у Аристотеля «идеи» – «формы» в чувственно воспринимаемых вещах как начала, формирующие вещь – её суть»[40]

Глава.Общая догма

Греки 322

«у Аристотеля общие понятия – идеи, от вещей должны зависеть. Идеи как сути вещей не отделены от вещей, нереальны»[41]

Глава.Физика

Греки 322

«У Аристотеля изучает первые начала, причины бытия метафизика, вещи существуют от первопричин: формальной – суть вещи, материальной – субстрат вещи, действующая – «откуда начало дви-»[42]

«жа», финальная (целевая) – «то ради чего» возникает вещь. Вещь из материи, образующей чувственно воспринимаемую реальность, потенциальна, станет определенным материя может лишь приняв форму, актуализирующую материю, образуя её суть, внутренне присуща материи. Композиция формы и материи – субстанциональность – «synolos», объединяющая начало материальное и формальное. Вещь, достигшая пика оформления, переходит к действительности – осуществляется (энтелехия).

Глава.Религия

322

«у Аристотеля первое абсолютное начало всего бытия – сверхчувственная субстанция, божественный интеллект вечный, неподвижный, непотенциальный, потому «чистый акт», «неподвижный двигатель». Вечный Двигатель – не действующая, но целевая причина («causafinalis»), притягивает, двигая к совершенству»[43]

Глава.Теория науки

322

«у Аристотеля общее познаваемо не на созерцании или «воспоминании», но лишь познанием единичного. Мышление надо сопоставлять с практической деятельностью. Познание – развивающееся, градация: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука – вершина. Задача научного познания – соединять чувственно воспринимаемый предмет с соответствующим понятием»[44]

Глава.Логика

322

«у Аристотеля истина – соответствие мысли о предмете предмету. основал логику,»[45]

Глава.Психология

Греки 300

у скептиков рациональное обоснование норм человеческого поведения»[46]

Глава.Догма науки

Греки 300

«Скептики (III–II вв. до Р.Х.): Пиррон, Энесидем без надёжного критерия истины, не постичь объективное знание о мире»[47]

Глава.История «философии»

Греки 300

 «у скептиков прав философ лишь молча («эпохэ»)»[48]

Глава.Физика

Греки 300

«Эпикурейцы (III–II вв. до Р.Х.) Эпикур (341–270 гг. до Р.Х.) – основатель философской школы – «Сад Эпикура», всё из атомов, отклоняемых от заданного движа, потому допускают свободу человеческой воли, выбор»[49]

Глава.Религия

Греки 300

«Стоики (III в. до Р.Х.–III в. Р.Х.) природа – воплощения всеобщего закона – Логоса (мировая душа, Бог). Человек жизни по природе, Логосу, освобождению от влияния внешнего мира, потому событиями окружающего мира не возмущаться»[50]

Глава.Этика

Греки 300

«Эпикур за независимость этики от государственного, религиозного авторитета. Человек свободен в своих поступках, ответственен за свое счастье, несчастье. В основе счастья избегание страданий, духовное удовольствие («эвдомония») – устойчивей чувственного, ибо не зависит от внешних условий. Добродетелью достичь удовольствие. выше форма блаженства – душевный покой, невозмутимость (атараксия) – «Проживи незаметно». »[51]

«У стоиков добродетель человека – его воля, происходящее с человеком в жизни лишь от него, добродетель при любых внешних обстоятельствах, идеал – мудрец, достигший полной добродетели, апатии в гармонии с природой, добровольно следующий судьбе»[52]

Глава.Религия

33

«с I–II в. на востоке рима Христианство распространяется на Средиземном побережье»[53]

220

«Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно», вера в основе бытия, несовместима с немощным разумом – излишённым, греховным»[54]

317

«с императора Константина Великого христианство – официальная государственная религия»[55]

430

«Аврелий Августин – «разумей, чтоб верить чтоб разуметь». Догматы веры – аксиомы, не доказываемые, отправная точка цепи логических умозаключений. Вера стимулирует, двигает знание: «Если не поверите, то не поймете».»[56]

451

«Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии»[57]

ЧАСТЬ.СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава.Религия

800

 «Патристика – в II–VIII вв. отцов церкви защита, теоретическое обоснование христианства. Латинская патристика – Августин Аврелий, Псевдо – Дионисий Ареопагит, восточная патристика – В. Великий, Гр. Богослов, Гр. Нисский»[58]

1109

«Ансельм Кентерберийский – «верь чтоб понимать». Вера – исток, цель мышления, не аргумент в его операциях. Петр Абеляр – «понимаю чтоб верить». Авторитет церковного писания, догматы церковного учения удостоверит разум»[59]

«Кентерберийский – Бог – то, больше чего нельзя помыслить. Все понимают смысл слова «Бог», значит понятие «Бог» в разуме людей. Источник разума – реальность, значит Бог реален. Несущее немыслимо. Может соприкасаться с Богом в мысли»[60]

«Концептуализм отрицает онтологическую реальность общего, общее лишь в уме познающего субъекта у Абеляра, Солсберийского. Общее от абстрагирования сходных признаков вещей, их объединения в уме человека – мысленные предметы, идеальные сути в уме, общим вскрывают сходство, подобие меж вещами»[61]

Глава.Общая догма

1109

«Общие понятия реальны как самостоятельные духовные сущности, пред существованием единичных вещей Эриугена, Кентерберийского»[62]

1279

«Фома Аквинский – концепция «гармонии веры и разума». Вера совершенствует разум, теология философию. Разум против веры даёт неистинное знание. Философия объяснит лишь познаваемое разумом, все остальное (божественное откровение) познает лишь теология»[63]

«у Фомы Аквинского: движет другой – значит Бог, всего существующего причина – значит Бог, случайное от нужного – значит Бог, доказательство от степеней совершенства: всего существующего разные степени качеств, значит высшее совершенство – Бог, всё окружающее»[64]

«направлено к цели, имеет смысл – значит разумное начало направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог»[65]

«до вещей» общие понятия в божественном разуме, пред вещами»[66]

Глава.Общая догма

Аквинский 1279

««в вещах» – общее внутренне присуще вещам, как их суть»[67]

Глава.Теория науки

Аквинский 1279

«Общее нереально, в предметах, разум извлекает»[68]

Глава.Психология

Аквинский 1279

««после вещей» – общее существует в мышлении человека от абстрагирования, обобщения, чувством человек познает индивидуальное в вещах, разумом общее»[69]

Глава.Религия

1321

«Гуманизма Возрождения Данте Алигьере (1265–1321) в «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианства, хвалил человека, признав в нём божественное, природное начало в гармонии, верил в счастливое будущее человека, начальную доброту»[70]

1347

«Схоластика рационально обоснует, систематизирует западно – христианское вероучение: Кентерберийский, Ф. Аквинский, П. Абеляр, У. Оккам»[71]

«Уильям Оккам – теория «двойственной истины». Вера и разум не пересекаются. Недоказуемо откровение. Истины веры лишь дополняют истины разума. Считая веру единственным источником познания, доказательства существования Бога без научной силы, лишь поверив, значат»[72]

«в номинализме общие понятия лишь имена единичных вещей у Росцелина, Оккама. Реальны лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не отражают их свойств. Понятия, обозначаемые общими именами – отдельные понятия. «человек» – люди»[73]

1374

«Франческо Петрарка (1304– 1374) жизнь уникальна, на раз, потому жить себе, быть свободным физически, духовно, отрицал возможность загробной жизни, считая что бессмертия можно добиться лишь в памяти людей, не жертвловаться Богу, а наслаждаться жизнью, любить»[74]

Догма средневековья

«в средневековье философия - «служанка» теологии, основные проблемы соотношения веры и разума, проблема доказательств бытия Бога»[75]

Глава.Общая догма

Догма средневековья

«в средневековье у философии проблема универсалий»[76]

Глава.Социальная философия

Догма средневековья

«в средневековье у философии проблема бытия человека, свободы воли»[77]

ЧАСТЬ.НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава.Естествознание

1464

«Неоплатоники Кузанский, Парацельс пытались познать природу, Космос, человека по идеализму»[78]

Глава.Религия

1494

«В «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико дела Мирандола (1463–1494) человек в центре мира, чтоб сформировался как свободный, славный мастер. Свободно выбрав, опустишься до зверя, подняться до ангела»[79]

Глава.Политэкономика

1516

«в Мора (1478–1535) «Утопии» идеальное государство без частной собственности, все граждане производят в собственность общества (общественные склады), равномерно распределяя меж всеми жителями Утопии, шесть часов рабочего дня. От труда свободны способные к наукам, грязнейшие работы рабам – осужденным, преступникам. Всех должностных избирают. Мужчин и женщин равны права, обязанности. Полная веротерпимость»[80]

Глава.Религия

1517

«Реформаторы Лютер, Томас Монцер, Эразм Роттердамский корено пересмотрели церковную идеологию, взаимоотношение верующих и церкви»[81]

Глава.Психология

1527

«В макиавелли (1469–1527) «Государе» побуждение от эгоизма, материального интереса. Люди алчны, малодушны, неверны»[82]

Глава.Политология

1527

 «у макиавелли правитель ограничивает человеческие инстинкты, пороки, достичь политические цели, блага может любыми средствами»[83]

Глава.Этика

1527

у макиавелли добродетель человека – сила, здоровье, хитрость, энергия, возможность планировать, принуждать»[84]

Глава.Астрономия

1543

у Коперника (1473– 1543) Солнце – центр к Земле (гелиоценризм), Земля вращается вокруг Солнца, космос бесконечен, сферичен, неизмерим, процессы в Космосе объясним природой»[85]

«по Канту у Коперника не получается объяснить движ небесных тел, ибо Земля в центре системы, предположил, что в центре Солнце»[86]

Глава.Религия

1543

«Натурфилософ Коперник пытались развенчать»[87]

           «Церковь, Бога»[88]

1600

«у Бруно Бог-Вселенная (пантеизм), вся материя – одушевлена (гилозоизм). Бруно сожгли»[89]

Глава.Астрономия

1600

«Джордано Бруно (1548–1600) – последователь Коперника, неоплатонизма, Солнце – центр лишь к Земле. Вселенная без центра, из галактик. Число»[90]

«миров во Вселенной у Бруно бесконечно, на других планетах жизнь»[91]

Глава.Политэкономика

1602

 «в Кампанеллы (1568–1639) «городе Солнца»»[92]

«социальная справедливость, наслаждение жизнью, трудом без частной собственности. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. С рождения ребёнка забирают от родителей, в школах обучая наукам, приучая к правилам поведения. Во главе Города Солнца пожизненный правитель, избираемый соляриями – Метафизик, владеющий всеми: знаниями своей эпохи, профессиями»[93]

Глава.Бредни о науке

1626

«у Бэкона (1561–1626) англичанина чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию»[94]

Глава.Теория науки

1626

«у Бэкона (1561–1626) англичанина в основе познания лишь наблюдения, опыт, знания (несамоцельны) и опыт – помощь человеку добиваться практических результатов, способствует новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой. наука познаёт причины, скрытые силы вещей, даёт полезные изобретения, открытия, способные улучшить его жизнь, умножить власть над природой».»[95]

Глава.Естествознание

«Бэкона цель: дать человеку возможность научными открытиями, изобретений овладеть силами природы, подчинив разум природе, поняв её законы, причины. Овладеть природой, познавав мир, открыв объективные истины»[96]

Глава.Историография науки

«В Бэкона «Новом органоне» античной, средневековой науки главным образом дедуктивен метод, мысль двигая от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Предлагает метод индукции – метода познания на движе от изучения единичных фактов к общим положениям»[97]

Глава.Психология

«у Бэкона чувства и разум обманывают человека, уподобляясь неровному зеркалу. Чувства должно проверять в эксперименте. Люди не могут полно доверять органам чувств, показаниям наблюдений. Исправить ошибки чувственного» На пути познания препятствия – «идолы» («призраки») из особенностей познающего субъекта. На крылья разума «весить «гири», чтоб ближе к фактам. «Идолы пещеры» – ошибки от особенностей познающего от привычек, стереотипов, воспитания, национальной принадлежности. «Идолы площади и рынка» от несоответствия понятий объектам познания. Пользуют слова, обозначающие несуществующие вещи, абстракции, неясные термины, извращая логику рассуждения. «Идолы театра» – склонность людей верить в авторитеты, догмы, религиозные доктрины»[98]

Глава.Бредни о науке

«у Бэкона «Знание – сила», всякие познание, изобретение на опыте: данные наблюдений, экспериментов»[99]

«освоить мир лишь экспериментом»[100]

Глава.Теория науки

«у Бэкона познание – адекватное от»[101]

«ражение мира в сознании человека. Познавательные пути: 1. «Путь муравья» – внимание лишь опыту, лишь сбор фактов. «Путь паука» – получение знания из «чистого разума», игноря либо значительно принижая роль практического опыта. «Путь пчелы» – идеальный способ, «сбор и переработка нектара фактов в мед науки», собрав все факты, обобщить, пользуя возможности разума, понять суть проблемы. Бэкон ввёл в научное познание экспериментальный метод»[102]

«у Декарта научные открытия от ума, направляющего опыты. Разум на твердых отчётливых представлениях, получаемых интеллектуальной интуицией, должен вывести все нужные следствия на дедукции – действии ума, из предпосылок выводящего следствия»[103]

Глава.Религия

1642

«Натурфилософ Галилей пытался развенчать»[104]

           «Церковь, Бога»[105]

«у Декарта не надо доказывать знание – идею Бога как всесовершенного»[106]

«у Декарта Бога две субстанции, гарантирует истинность знания о мире, высший гарант существования мира, его функции минимизированы, природой движит, устанавливает её законы, доставив её своему развитию (деизм), истинность исходного принципа как знания ясного отчётливого от Бога – совершенного, всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума, творца объективного мира с субстанцией материальной, духовной неделимой»[107]

Глава.Физика

1650

«у Декарта материальное делимо до бесконечности, протяжения (материальная субстанция) модусы – фигура, положение, движение»[108]

Глава.Психология

1650

«у Декарта мышления (духовная субстанция) модусы – воображение, чувство, желание»[109]

Глава.Общая догма

1650

«у Декарта материальная и духовная субстанции независимы по дуализму»[110]

Глава.Математика

1650

«Рене Декарт (1596–1650) от математики, естествознания превращает философию в абстрактную теоретическую науку»[111]

«не надо доказывать идеи чисел, фигур, что «из ничего ничего не происходит», «целое больше своей части».»[112]

Глава.Бредни о науке

1650

«у Декарта сперва в познании разум, самосознание, «во всем сомневаясь», поймет что всё сомнительное в мире, кроме факта сомнения очевидного, нуждающегося в доказательствах. Ибо лишь мыслящего «Я» сомнение – свойство мысли, то сомневаться – мыслить. Несомненней бытие мыслящего «Я», отсюда «мыслю – следовательно, существую» - первичная исходная интеллектуальная интуиция, откуда выводят все знания о мире. Интеллектуальная интуиция – твёрдое, отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме умом, столь просто, отчётливо, что оно несомнено. Разум отсюда на дедукции выведет все нужные следствия»[113]

«у Декарта истинное – лишь ясное, очевидное, делить каждое исследуемое сложное явление на проще, полученные знания располагать в определенной последовательности, двигаясь от простого к сложному, составить полные перечни, общие обзоры чтоб ничего не упустить, «Я» надо выход к объективному миру, а то его онтология сводима к солипсизму»[114]

Глава.Религия

1677

«у Спинозы (1632–1677) в субстанциональном монизме причина себя – Бог – природа: творящая (Бог), сотворенная (мир). Нет Бога вне природы, возвышающегося над ней. Единичные вещи – явки («модусы») Бога»[115]

Глава.Психология

1677

«у Спинозы чрез мышление и протяжение человек познаёт мир, не сменит ход мирового процесса, чтоб сообразовать с ним свою жизнь и свои желания («свобода – познанная нужда»). Не: смеяться, плакать, проклинать, а понимать»»[116]

Глава.Общая догма

1677

«у Спинозы субстанция бесконечна во времени, пространстве, вечна (несотворима, неуничтожима), недвижна, с внутренней причиной себя, с свойствами (атрибуты – суть субстанции), главные – мышление, протяжение»[117]

«б пассивны. Число субстанций бесконечно в субстанциональном плюрализме. Всех вещей собственное действие, отсюда каждая вещь – субстанция – монада – душа, тело, проста, неделима, неповторима, непроницаема, замкнута, без окон, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна, в каждой монаде отражается весь мир. Монада – живое зеркало Вселенной»[118]

Глава.Религия

1677

«Разумные души отображают Бога – первомонаду, актуальную бесконечность человеческого духа, залог вечных истин, мировой гармонии, потому «этот мир – лучший из возможных», влияет на течение мировых процессов, не на смены в сотворённых монадах»[119]

Глава.Психология

1679

«люди злы, эгоистичны, ищут почет, выгоду, действуют лишь себе, осознают своё право на все»[120]

Глава.Политология

1679

«в Гоббса (1588–1679) «Левиафане»»[121]

«Пренебрежение к правам других до государства (естественно) - «война всех против всех», без победителя, делает невозможной нормальную совместную жизнь людей. Обеспечению собственных безопасности, выживания люди заключили общественный договор, ограничив свои притязания и «право всех на все», добровольно подчинились общей власти – возник институт регулирования жизни в обществе – государство, Гоббс за политический абсолютизм – сильную, безграничную государственную власть, государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», жрёт всё на своем пути, ему не противостоять, но надо поддержанию жизнеспособности общества, порядка, справедливости в нём»[122]

Глава.Психология

Локк

«Если идеи в душе человека, то знает о них. Маленькие дети, умственно больные не осведомлены о принципе тождества, непротиворечивости, основных нравственных принципах. На сознании человека – табула раса, чистой доске, жизнь пишет свой опыт с ощущений. В разуме прежнее в чувствах»[123]

Глава.Общая догма

Локк

«Качество – способность вещи создать идеи в разуме. Первые - «первичные, реальные качества тел всегда в них (плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя)». Первичные качества объективны, вторичные – «комбинации первичных качеств» - вкус, цвет, запах субъективны»[124]


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!