Дачу известного российского учёного обокрали на полмиллиона рублей

Мифологическая коммуникация

1. Мифологическая коммуникация — это особый вид коммуникации, при которой мифы выступают инструментом влияния коммуникатора на аудиторию.

2. Мифема – конститутивная (смыслообразующая) единица первобытного мышления.

3. Типологическая характеристика мифологического текста.

Мифологический текст:

1) Социально-коммуникативные функции:

· снятие социального стресса;

· нагнетание энтузиазма;

· разрушение традиционной системы ценностей;

· обновление социальной символики;

· формирование иррационального отношения к объекту;

· возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций;

· выход из сферы действия критического мышления;

· отключение самоконтроля;

· внушение иррациональных убеждений;

· создание и продвижение мифем и т.п.

2) Базовые психические процессы:

· синкретическое/прагматическое мышление;

· переживание сопричастности;

· слияние с коллективным бессознательным;

· бесконтрольные коллективные чувства вины, страха, надежды, отчаяния, самопожертвования и т.п.;

· суеверия, рудименты аниматизма, артифициализма, «реализма» и т.д.;

· «Мы – образ» и «Я – образ» личности;

· рудиментарные механизмы табуирования;

· дополнительные системы ориентации и т.п.

3) Выразительные средства:

· освещение фактов в символическом аспекте;

· трансдуктивное умозаключение;

· аппломб или самоунижение;

· рассуждение по аналогии;

· пересыщение эрудиции;

· предельные обобщения и категорические оценки;

· унижение «Мы – образа» и «Я – образа» личности;

· кощунство;

· удвоение абсурда;

· цинизм;

· превозношение «святых сил»;

· образ врага;

· апелляция к дополнительным уровням психики;

· ненормативная лексика, провоцирующая рудименты табуирования;

· магия слова;

· привлечение архетипических образов (возрождения, преображения, смерти, возмездия, искупления, жертвы);

· прорицания, заклинания, проклятия;

· ускоренный темпоритм подачи информации и т.п.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное, поскольку без него не может мыслить себя современный человек, а в попытках управляемости и понятности окружающего мира он находит успокоение. Но иррациональное в мифе еще важнее, поскольку затрагивает в человеческой душе те болевые точки, которые находятся вне сознания человека, вне его рационализма.

Эффективность воздействия мифа связана с заранее заданной его истинностью. Мифологическое не проверяется. Если ему нет соответствия в действительности, то в этом вина действительности, а не мифа. Тогда начинает препарироваться и подгоняться действительность, а не миф. Мифологическое может быть исправлено только на своем уровне.

Рассмотрим ряд наиболее известных подходов к мифу: один связан со структурализмом (К. Леви-Строс), другой – с анализом современных мифов, что весьма важно для PR (Р. Барт), третий – с анализом мифа в примитивных обществах (Б. Малиновский).

Модель К. Леви-Строса

«Миф – это язык, но этот язык работает на самом высоком уровне, на котором смыслу удается, если можно так выразиться, отделиться от языковой основы, на которой он сложился».

Суть мифа – пучки отношений и в результате комбинаций этих пучков образуются составляющие единицы мифа.

Всякий миф обладает слоистой структурой, которая на поверхности, если так можно выразиться, выявляется в самом приеме повторения и благодаря ему.

Для К. Леви-Строса в структурности лежит вся суть мифа, ради которой он существует: «Мифы и сказки как разновидности языка используют его „гиперструктурно“. Они образуют, так сказать, метаязык, структура которого действенна на всех уровнях. Благодаря этому свойству они, конечно, должны быть прямо признаны сказками или мифами, а не историческими или художественными повествованиями. Будучи речью, они, несомненно, используют грамматические правила и слова из лексического набора. Но к привычному прибавляется и другой параметр, поскольку правила и слова служат здесь для построения образов и действий, являющихся „нормальными“ обозначающими для обозначаемых речи и одновременно значащими элементами по отношению к дополнительной системе значений, которая развертывается в другом плане».

Таким образом, центральным для К. Леви-Строса является восприятие мифа как структуры, даже содержанием которого является структура.

Модель Р. Барта

В своем анализе современных мифов Р. Барт идет по этому же пути, открывая структуру, имеющую как бы надстройку: «Миф – это двойная система; в нем обнаруживается своего рода вездесущность: пункт прибытия смысла образует отправную точку мифа». При этом в свое рассмотрение мифа он добавляет еще одну характеристику – его императивность, возможно, это и верно как бы для точки зрения «свежих» мифов. 

Суть мифа Р. Барт видит в «похищении им языка», вероятно, имея в виду повтор как структурной организации языка в мифе, так и содержательное использование единиц языка. Если посмотреть на целевое предназначение мифа, то «задача мифа заключается в том, чтобы придать исторически обусловленным интенциям статус природных, возвести исторически преходящие факты в ранг вечных». То есть миф из случая делает правило, обязательное для всех.

Приведем еще одно определение мифа, данное Р. Бартом, которое как бы противоречит использованию мифа в PR: «Миф есть деполитизированное слово». Но сам же он и оговаривается, что политика понимается им на самом глубинном уровне как реальное делание мира, подобное вышеупомянутой революции, и тем самым возникающее противоречие снимается.

Говоря о мифах левых и правых, Р. Барт замечает:

«Мифотворчество не является сущностным признаком левых сил». Доказательство этого утверждения, вероятно, коренится в сужении области тематизации, свойственной революционным идеологиям, которые не особенно заинтересованы в идеологизации обыденного. «Повседневная жизнь им недоступна; в буржуазном обществе нет „левых“ мифов, касающихся семейной жизни, приготовления пищи, домашнего хозяйства, правосудия, морали и т. п.».

Касаясь правых мифов, он говорит, что угнетаемый созидает мир, поэтому речь его активна, а угнетатель стремится сохранить мир, поэтому речь его театральна, она является мифом. Одним из таких глобальных мифов является миф Порядка. Разницу двух типов языков он обнаруживает также на паремиологическом уровне: «Народные пословицы больше предсказывают, чем утверждают, это речь человечества, которое постоянно творит себя, а не просто существует. Буржуазные же афоризмы принадлежат метаязыку, это вторичная речь по поводу уже готовых вещей. Его классическая форма – это максима. В ней констатация фактов направлена не на творимый мир, наоборот, она должна скрывать уже сотворенный мир». То есть, раскрывая функционирование мифов в современном обществе, Р. Барт центральным для них считает мифологию порядка, консервации существующего.

Модель Б. Малиновского

Английский ученый польского происхождения Б. Малиновский изучал мифологическую коммуникацию в обществах примитивного типа. Б. Малиновский отмечает, что все ритуалы предполагают публичность и коллективность, будь то похороны или рождение ребенка.

Необходимость публичных ритуалов Б. Малиновский объясняет не только потребностями общества, но и обратными требованиями, например невозможностью разрешения некоторых проблем на уровне индивидуального сознания.

Также Б. Малиновский трактует и миф, функцию которого он видит не в том, чтобы рассказывать о прошлых событиях или выражать человеческие фантазии. Функция мифа социальна. Он служит «матрицей социального порядка и сводом примеров нравственного поведения». Общество должно иметь набор постулатов правильного поведения, чтобы удержать от мутаций поведение, реализуемое каждый день и час.

Б. Малиновский утверждает, что мифы – особый класс историй, это не вымышленные истории, а отражение более величественной и значимой реальности, задающей мотивы ритуальных и моральных действий человека.

Миф «решает» определенные проблемы, стоящие перед обществом. Такое понимание соответствует представлениям Б. Малиновского о функциональном анализе в культуре, где он утверждает следующее: «Культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей».

Миф функционирует не в его пересказе, а в процессе всей жизни человека. Пересказ мифа служит лишь кристаллизацией уже существующих в сознании человека правил устройства мира и правил поведения. Вероятно, следует добавить, что миф реализуется, выходит на поверхность в процессе повествования. Его пересказ просто наращивает плоть на абстрактные правила устройства мира, что облегчает их запоминание и трансляцию.

ПРИМЕР

По Малиновскому, при распространении слуха о том, что у какого-либо чиновника обокрали дачу и вынесли вещей на сто тысяч долларов, формируется постулат «все чиновники – коррупционеры».

Дачу известного российского учёного обокрали на полмиллиона рублей

Но если учитывать нанесённый ущерб, то эта цифра вырастет в несколько раз.

В Москве дачу директора Института биоорганической химии РАН Александра Габибова обокрали на сумму более 500 000 рублей. В полицию обратился племянник известного учёного, сообщил Лайфу источник в правоохранительных органах.

Отмечается, что неизвестный проник на дачу Габибова, расположенную в ДСК "Мичуринец", разбив окно на первом этаже. Злоумышленник устроил погром и украл ювелирные изделия и столовое серебро.

Всё похищенное имущество принадлежит племяннику Габибова. Именно он на постоянной основе проживает на даче. В полмиллиона потерпевший оценил только украденные драгоценности. Общий материальный ущерб заявлен в сумме 2 миллиона 860 тысяч рублей. На даче настоящий погром. Полицейские возбудили уголовное дело.

А в Сергиевом Посаде ранее задержали одного из подозреваемых в налёте на дом начальника отдела развития и модернизации объектов связи Минобороны России Игоря К. Потерпевших бандиты связали скотчем и открыто похитили коллекцию серебряных монет, общая масса которых составила два килограмма, наличные деньги в размере одной тысячи евро, дорогие часы Armani и три мобильных телефона. Как ранее сообщал Лайф, грабители орудовали в медицинских масках.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!